![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() |
|||||||||
Цумадинский проект "3В"Взаимоузнавания, Взаимопочитания и ВзаимосотрудничествоАвтор: Саид МагомедовЕсть такая интересная идея. В Дагестане в целом, и в частности в Цумадинском районе, существует проблема толерантности, взаимопонимания и сотрудничества среди молодёжи разных этногеографических сообществ. Например, школьники из Ботлихского района никогда не были в Ахтынском районе, не видели быт, уклад, культуру, гостеприимство лезгинского народа. Или школьники из селения Кванада никогда не были в селе Тинди и не знакомы с «тиндинским миром». Окончив школу, они имеют ещё меньшую возможность узнать друг друга. Так и вырастают дагестанцы, которые знают о своих уникальных соседях, братьях, говорящих на других языках и имеющих свои обычаи, лишь понаслышке, по радио, из газет, телевидения. Теперь представьте на практике эффект такого «знакомства» и «сотрудничества». А если школьники из аула Кванада хотя бы раз побывают в гостях в Тинди, или, наоборот, школьники из аула Эчеда Цумадинского района побывают в гостях в ауле Ихрек Рутульского района, или школьники села Верхнее Казанище Буйнакского района побывают в гостях в селе Карасув Ногайского района, то эти дети на всю жизнь сохранят уважение, любовь, интерес к этому этносу. Они будут знать друг друга, значит они друзья, они кунаки, они дагестанцы. Значит, они всегда придут на помощь друг другу. Они никогда не будут ненавидеть друг друга. Следовательно, остаётся совсем мало места для непонимания и неуважения друг друга, для вражды и конфликтов, для безразличия друг к другу. И возникает огромное пространство для дружбы, толерантности, терпимости друг к другу, проявления терпения, понимания уникальности других, любви друг к другу, уважения и понимания других, сотрудничества, обсуждений, дискуссий. ![]() id:008810063100 Ведь не секрет, что мы часто слышим, как молодые люди рассказывают о том, как они группой подрались с ребятами из другого селения и «набили им морду», какие те негодяи и трусы, а мы смелые и лучше. Всё это сопровождается матерщинными грязными словами в адрес других. Смеются над их языком, над национальной одеждой, над их лицами. А мы взрослые спокойно и с интересом слушаем это, при этом, ожидая, что наше общество самой собой станет лучше и культурнее. Уверяю вас, что самой собой происходит только деградация и хаос. А чтобы что-то лучшее развивать, мы должны трудиться и жертвовать. Мы, взрослые, прежде всего. Подумайте только, откуда должен возникать наш САБУР и терпимость к другим? Только через познание друг друга, общение друг с другом, видение уникальности других. В гостях друг у друга дети могут вместе посадить деревья, помочь местным инвалидам, обсудить на круглом столе местную проблему, встретиться и задать вопросы местному алиму или имаму мечети, сфотографироваться вместе, рассказать о себе … А Цумадинский район самый подходящий для этого, с его разноязычными народами, красивыми аулами и хуторами, неповторимыми камнями, скалами, запахом скошенного сена, каменистыми тропинками, голосом муэдзина, призывающего к молитве, шумом речек, шелестом осенней листвы в горном лесу, мычанием сельского стада, возвращающегося домой, улыбками детей, идущих по узким улицам аула ... Неужели мы – взрослые, не можем организовать для наших детей такую программу? Ведь будущее Цумадинского сообщества во многом зависит от культурного уровня сегодняшней нашей молодёжи, наших школьников. Может быть руководство школ, местные органы власти, люди в Цумадинском районе проявят инициативу, примут такую программу, и глядишь, она станет пилотным проектом для всей Республики. Ведь такие толерантные экскурсии в мир других культур и этносов - неотъемлемые элементы педагогики, образования, культуры, развития личности. Одна такая экскурсия, по-моему, принесёт в тысячу раз больше пользы, чем десятки уроков теории в классах. Ведь что такое сегодняшняя общеобразовательная школа? Мы даже не замечаем, что мы относимся к современной школе, как к некоему стереотипу, который существует с незапамятных времён, и будет существовать в таком же виде вечно. Однако, никто нам не запрещает экспериментировать, предлагать, изменять, вводить новые программы, которые будут полезны нашим детям. Мы привыкли, что регулярное ежегодное федеральное финансирование школ и учителей это постоянный и неподлежащий изменению «формат». Скажите, пожалуйста, кто-нибудь пытался направить часть этого финансирования во что-то весьма полезное для местных школьников, отвернув его от совершенно бесполезных расходов для них? Предлагать хоть маленькую альтернативу в существующем формате школьного образования? Думаю, что мало найдётся таких инициаторов. Да и кому это нужно? Учителям? Может быть, но не всем. Им хорошо в устоявшейся и удобной системе, учительствуя в привычной для всех форме и шаблоне, и получая стабильно свою заработную плату. Это нужно нам, родителям наших детей, взрослым, обществу. Увы, мы до сих пор надеемся, что всё образуется как-нибудь, без нас. Что это именно так, говорит тот факт, что сегодня в Цумадинском районе нет ни одной общественной организации по проблемам образования и молодёжи. Во всяком случае, лично я не слышал о таких организациях из Цумадинского района. А ведь именно общественные организации способны в сотрудничестве и в партнёрстве с государством решать самые острые проблемы, предлагая именно ту модель, которая интересна и полезна обществу. Для этого есть федеральное законодательство, есть отечественные и международные фонды, которые финансируют такие проекты, включая и гранты нашего дагестанского президента. Может быть, кто-то в Цумадинском районе проявит инициативу и откроет такую организацию? Мы готовы помочь. Аллагь через Коран говорит, что дал сынам Адама все способности и возможности, успехи и удачи, деньги и бизнес, карьеру и развитие с одной целью – чтобы мы сблизились друг с другом, общались друг с другом, уважали друг друга, помогали друг другу, улыбались друг другу, понимали друг друга, любили друг друга, несмотря на то, что Он создал нас разными и уникальными. И именно через это понимание и любовь лежит путь в Ислам и к Аллагьу. В подтверждение сказанного прилагаю фотографию маленькой кенхинской девочки Амаль, которой 5 месяцев, и которая хитро и стеснительно улыбаясь нам, как бы говорит «Люди я тоже пришла в этот мир, к Вам». ![]() id:4184 КомментарииВ предложении Саида-абсолютная мудрость! Этот проект может войти в мировую практику как "Цумадинский проект "3В"- взаимоузнавания, взаимопочитания и взаимосотрудничество". Прошу Саида юридически оформить этот проект, считать и меня участником и членом этого проекта. Приглашаю 23 июля (суббота) 2010 г. сирот Дагестана на Заинкорт (3660 м). Все расходы беру на себя! Это станет моим вкладом в проект "ЗВ". ![]() id:000010009175 С детства я любил путешествовать. И ныне в Дагестане нет ни одного района, где бы я не побывал. В одно время я стал ощущать себя не полноценным дагестанцем, ибо не побывал в Юждаге. Поэтому я написал из Москвы письма главным врачам всех районов Южного Дагестана о том, что я хотел бы приехать для бесплатных консультаций и проведения хирургических операций пациентам после травм и врожденных ортопедических деформаций. Единственное мое условие: познакомить меня с аулами и жителями района. Моя мечта осуществилась. Я был в величайшем восторге от природной красоты Юждага и доброты лезгин, агульцев, рутульцев, табасаран, ахтынцев и других жителей южных районов Дагестана! Я даже поднялся на Шальбуздаг! Нам нужно посещать друг друга, восстановить величайшую традицию куначества. Географию дружбы нужно расширять до международного уровня. К тому же у цумадинцев есть врожденное гостеприимство. Кроме того, у Цумадистана - изумительнейшая природа! Попробуем с помощью сайта Гусейна Халиллулаева реализовать "Цумадинский проект "ЗВ". Во всех благородных деяниях я всегда с Вами! Магомед Абдулхабиров![]() id:200655002106 Идея мудра, изумительна и, главное, осуществима. Правда, в школах на это особых финансов не бывает, насколько мне известно, здесь требуется небольшое спонсорство со стороны земляков и добрых людей. Да и многие родители примут посильное участие в этом деле. Со своей стороны, могу обещать, что способствую и морально, и материально, и практически… такое сотрудничество с взаимными поездками между школами Тинди и Акнада (Кизилюртовского района). Тем более, директором Акнадинской средней школы является бывший учащийся (м.б. и выпускник) Тиндинской средней школы акнадинец Магомед Хайбулаев. А финансами мы постараемся помочь ему. Прием в Акнаде тиндинских детей можно сочетать и с визитом в Пятилетку, где живут многие цумадинцы, и поездкой на море на один день, и посещением дремучего акнадинского леса для отдыха и урока по ботанике и т.д. По крайней мере, мы с Магомедом летом обсудим этот вопрос серьезно и сообщим. Алиев БагавудинИдея о которой пишет Саид очень прекрасная. Такую же идею я высказал еще год назад руководству района и села. Они поддержали меня и возможно из-за текучки забыли. К моему стыду я не побывал еще во многих селениях района, возможно, так они и останутся для меня "зарубежьем", а жителей этих сел в душе я воспринимаю как иностранцев. Знакомство с соседями из района у нас происходит потом, в городах. ![]() id:070355038184 Я встречал многих людей из других сел, которые учились в нашем селе. С какой теплотой и ностальгией они отзываются о тех лет учебы в Тинди! Они чуточку стали тиндинцами. Вот так каждый из нас должен стать чуточку гакваринцем, чуточку кванадинцем и т.д. Надо продолжить и проведение конференций в разных селах. Почему бы нам не провести конференцию по изучению наследия Загалава Хваршинского в сел. Хварши. В этом году исполняется 110 лет со дня рождения Хусейна Афанди. Скоро из печати выйдет четвертое издание его сочинений. Давайте организуем мажлис-зикр в с. Саситли по этому поводу. Такого рода мероприятия укрепит дружбу наших народностей. Магомедов Абдурахман (ДГУ) |
|
||||||||||
|