![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() |
|||||||||
|
КТО МЫ ЧАМАЛАЛ?Автор: Дибирасулаев Магомед Магомеднабиевич - учитель истории МОУ «Гигатлинская СОШ», отличник народного просвещения РСФСР, «заслуженный учитель ДАССР»Доклад на районном конкурсе по научно-исследовательской работе в районном центре детско-юношеского туризма и краеведения, с. Агвали 2010 г. Мой друг - московский чамалинец пишет: «...я чамалинец, но сегодня в официальном справочнике и в государственных документах нет такого народа, такой нации и такого языка. Потому нас - чамалинцев соотнесли к аварцам. Лично я не против этого, ибо у аварского народа есть большая история, большая биография и богатейший язык, но ... ![]() id:180236017140 Но, господа, я хочу, чтобы народы мира, и прежде всего, аварцы согласились, что есть и у чамалинцев тоже своя биография, своя история, своя боль. Впрочем, это вполне относится и багвалинцам, и тиндинцам, и андинцам, и цезам, и каратлинцам, и всем другим бесписьменным народам Дагестана... У меня нет раздвоения в душе. У меня врожденное двуязычие. И никогда не вправе требовать от меня самоограничение по типу или, или ты аварец, или ты чамалинец". Я богаче одноязычных.... И всё таки: Кто я? Аварец или чамалинец?...» (« Письма друзей» из архива автора). Исторической общностью людей (народа) является род (родовая община), племя, народность и нация. Как все народы и чамалинцы прошли эту стадию развития общества. Ученые - обществоведы пришли к общему мнению, что нация складывается только в буржуазном обществе, что главной в критерии образования нации является развитие товарно-денежных отношений. Многие обществоведы и философы утверждают, что: «... Нация это устойчивая большая группа людей, имеющая свою территорию, свой язык, свой культурно - психологический уклад, экономику и общее прошлое». Следовательно, по мнению учённых, для нации необходимы следующие черты (признаки): 1. Большая группа людей 2. Территория 3. Свой язык 4. Свой культурно- психологический уклад 5. Своя экономика 6. Своё единое - общее прошлое. Имеют ли чамалинцы вышеуказанные черты - признаки? I. большая группа людей: Официальные данные и численности населения чамалинцев в период царской администрации и в последующих периодах в официальных документах отсутствуют. Научный работник ДНЦ РАН П.Т. Магомедова пишет: «...В Дагестане чамалинцы проживают 22-х населённых пунктах Цумадинского района, составляющих семь сел: В/ Гаквари, Н/ Гаквари, Агвали, Ричаганих, Гадири, Гигатли. В Чеченской республике чамалинцы живут в восьми населённых пунктах Шатойского района. ... Чамалинцы проживают и в равнинной части Дагестана - в муцал - ауле, Теречное, Байрам аул - это в Хасавюртовском районе, Нечаевка и Комсомольское Кизилюртовского района, Бороздиновская, Ясная поляна, Серебряковка, Цветковка, Хуцеевка Кизлярского района, а также на кутанах чамалинских сел. Определённая часть чамалинцев населена в городах Дагестана и других регионах России». ( См. Т.Т. Магомедова « Чамалинско - русский словарь», стр.13) По сведение информаторов и моим личным расчетам количество чамалинцев может от 40- до 50 тысяч человек. ![]() id:1785 II. Территория. Чамалинцы занимают крайний запад среднего Дагестана (по склонам левобережья реки Андийского Койсу) и юго-восточную часть Чеченской Республики (по южному скату Андийского хребта в долине реки Кенхинка. Такую территорию чамалинцы занимают в настоящее время). До двадцатого века территория чамалинцев доходила до границы Грузии и в глубь горной части Чечни. Сохранился любопытный документ: «Из ведомости прошения, по данным в приезд его императорского величества в 1871 г по Кавказу туземцам» 1872 г. «Общество сел Гигатли Андийского округа «Просит о признании их собственностью земли деревни Хелит» ( См. « Феодальные отношения в Дагестане», стр. 280.) Село Хелит находится на границе с Грузией, в глубь горной части Чечни. На территории чамалал имеются, почти, все географические пояса: пояс вечной мерзлоты (скально-осыпной ланд), горно-лесостепной пояс, зоны пустынной или полупустынной. На территории чамалал имеются уникальные водопады, такие как Гакваринский водопад, ричаганихский водопад. На территории чамалал самая высокая точка - «KIocca гъуни». Из высоты «KIoca гъуни». Можно видеть ночные светящие лампочки на улицах Грозного. И последнее: надо понимать территория одна из точек планеты. ![]() id:3738 III. Свой язык. Ученые философы утверждают, что в Дагестане 30 (тридцать) языков, 21 из них - бесписьменные и число носителей каждого из них колеблется от трех- четырех сот человек до несколько сот тысяч. Носителем бесписьменного языка ученые - лингвисты считают и чамалинцев. Чамалинский язык относится авароандоцезской группе дагестанских языков. В XX - и начало XXI века география носителей чамалинского языка расширилась. В настоящее время носители чамалинского языка проживают не только в Цумадинском р-не, но они проживают в чеченской республике, в Хасавюртоском, Кизилюртовском, Кизлярском и других районах и городах республики Дагестан, а также во многих регионах России. Чамлинский язык имеет два диалектика: Гакваринский и гигатлинский. Большинство чамалинцев придерживает гакваринский диалект. В условиях интенсивной миграции населения трудно установить точное число говорящих на чамалинском языке. По моим приблизительным расчетам число говорящих на чамалинском языке достигает приблизительно до 50 тысяч человек. До сего времени отсутствует фундаментального труда фонетики и грамматики чамалинскоко языка. Первые сведения по чамалинскому языку приводятся в трудах Р. Эркерта и А. Дирра, а также в монографии А. А. Бакарева. Была попытка написать грамматику чамалинского языка у кандидата филологических наук 3. Мамадбековой. В связи с скоропостижной кончиной 3. Мамедбековой, работа над грамматикой чамалинского языка осталась незавершенной. Мы чамалинцы благодарны научному работнику ДН ЦРА, нашей землячке за её классический фундаментальный труд «чамалинско-русский словарь». ![]() id:3958 IV. Свой культурно - психологический уклад. Письменных источников о культуре и быте чамалинцев в прошлом скудны. У всех чамалинцев был единый культурный уклад в одежде, быту, в пище и других укладах жизни. Культура поведения чамалинцев была основана на морально - нравственных (яхI-намус). Бережное, уважительное отношение к старшим, детям, беспомощным, больным, женщинам являлось духовной ценностью чамалинцев. У чамалинцев были искусственные мастера по художественной резьбе по камню и дереву. Мастера-чамалинцы украшали архитектурное сооружение интерьера жилья и надмогильных стель. Прекрасные мастера резьбы по камню были в селах Кенхи, Гигатли - Урух. О культуре и быте чамалинцев в прошлом ценным материалом - письменным источником является работа известного ученного-тарикатиста Абдурахмана из Гази- Кумуха. В 1862 году в Тифлисе была печатана книга Абдурахмана из Гази - Кумуха. «Воспоминания». Чтобы реально представить прошлое о жизни и быте чамалинцев, сокращенно привожу статью из книги чамалинец: «...Селение чамалинского общества Гигатли, Гаквари, Агвали...» Селения эти построены на возвышенностях из камней, как и многие, села Дагестана. Земля их плодородна, с сочными лугами и обильными хлебами. Климат умеренный, здоровый для организма, за исключением села Агвали, где климат жаркий из-за расположения его в глубоком каньоне. Здесь жарко и быстро созреют фрукты. Одежда женщин изготовляется в основном овечьих шкур или шерстяной ткани, и представляет собой длинные до пяток балахоны. А жители села Гигатли и Агвали мужчины, намного чище и приятнее, чем жители соседнего села Годобери, хотя они уступают в чистоте жителям других селений в отношении еды, питья и одежды. Рубахи женщины этих двух сел шили из овечьих шкур или Дагестанского сукна, и редко - из фабричной ткани. Мужчины одевали зимой большие шубы, а на ноги высокие войлочные сапоги. Летом - бешмет, а на ногах - сыромятные чарыки из кожи быка (коровье или буйвола). Пищей им служит хинкал из пшеницы, начинённый салом, мясом или яичками весом до одного гирванка. Ложка и ковши для воды из дерева. Ночью укрываются тёплыми одеялами из бранных шкур. Матрасы, сшитые из паласов, набиваются мякиной или сухой травой. Детей они растят в люльках так же, как и во всем Дагестане. Если, к примеру, мать пожелает весной выйти на посевной участок, то привязывает к люльке бычий или коровий рог, надев на конец его вырезанный сосок овцы. Затем наполняет рог коровьим или овечьим молоком и покидает ребёнка: он сосёт соску целый день и не плачет. Однако если есть дед или баха (бабушка), либо кто то другой, подобный, то они остаются с ребёнком. Посуда бывает у них из меди, стекла, керамики, дерева. Она развешивается по стенам в доме. Не считается богатым тот, у кого нет больших котлов, кувшинов, тазов, больших мисок. Ими пользуются только во время больших угощений или больших праздников, таких как рождение и бракосочетание. Камины жилых помещений бывают в их центре. Когда разводят огонь, то садятся вокруг него, ставят котел, и когда кипит бульон с мясом и хинкалом, сидящие вокруг рассказывают то, что видели и слышали. Для освещения используют лучины из корней сосны и кору березы, смолу которой употребляют как жвачку. Когда, еда готова кладут её на тарелку (хинкал и мясо) и наливают бульон; каждый берет свою ложку и всё едят из одной миски, как едят солдаты. После еды женщины обычно заняты шитьем или другими делами, а мужчины своими делами. Спят они все вместе - муж, жена, дети - в одной постели, под одним одеялом. Или же укрываются паласом. Детей, достигших зрелого возраста, кладут отдельно, как это урегулировано в нашем шариате». (см. «Книга воспоминания». Абдурахман из Гази-Кумуха, стр.119-121). Как и у народов Дагестана, так и у чамалинцев развито устное народное творчество. Чамалинцы имеют свои легенды, преданий, сказаний. В каждом чамалинском ауле бытуют памятники устного народного творчества: это исторические песни, сказания, отражающие реальные события прошлого, очень много преданий, легенд, сказок, пословиц и поговорок. Однако памятники устного творчества (легенды, сказания, песни преданий) не собраны единое целое, не систематизированы. Это большая проблема в культурном наследии чамалинцев. ![]() id:3670 IV. Своя экономика. До начала XIX века в чамалинском обществе происходит процесс постоянного развития феодальных отношений, укрепляются экономические процессы, начавшиеся в предшествующие века, обусловленные развитием производительных сил и социальных отношений. Важное место в экономике и в хозяйстве чамалинцев занимало земледелие, скотоводство и определенную роль сыграла и торговля. Для развития земледелия и скотоводства имели благоприятные географические, прежде всего почвенное - климатические условия. В результате многовекового упорного труда чамалинцы выработали поучительный агротехнический опыт, в частности ими создана интенсивная террасная культура, которая сочеталась с обработкой каждого клочка земли пригодного для земледелия. Основными зерновыми культурами, которые выращивали чамалинцы, явились пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза. Важной отраслью земледелия у чамалинцев являлось садоводство и виноградарство. Садоводство и виноградарство носило товарный характер. По этому джамааты были заинтересованы в получение максимальной прибыли от садоводства, для чего вводили строгие порядки ведения садоводческих работ. Например, в сел. Гигатли запрещалось собирать урожай в саду до специального разрешения сельского джамаата. Наряду с земледелием у чамалинцев было развито и скотоводство. Наличие крупного и мелкого рогатого скота указывают архивные материалы. Согласно по семейным спискам 1886 г, мы располагаем данными по отдельным селением чамалинского общества. Так, например, Гакваринское сельское общество, состоящее из 300 сот хозяйств, всего ими: 34 лошади, 700 волов, 200 ослов и 9 тысяч овец; Гигатлинское сельское общество - 199 хозяйств, имело 90 лошадей, 250 волов, 700 коров, 7 тысяч овец; Гадиринское общество - 121 хозяйства, имело 50 лошадей, 100 валов, 200 коров, 50 ослов, 4 тысяч баранов. Кенхинское общество - 113 хозяйств, имело 100 лошадей, 250 волов, 400 коров, 200 ослов, 5 тысяч баранов. (см. «ЦТА ДАССР. Ст. 21. оп. 5, ед.хр. 111, л. 359, 463, 204»). Следовательно, 4 села имело: Лошадей - 274- голов Баранов- 25 тысяч голов Волов 1300 голов Чамалинское общество в конце XIX века имело 32 водяных мельниц. Выше изложенный материал дает нам возможность проследить, какие успехи имели чамалинцы в развитии скотоводства и его форм в хозяйстве и экономике чамалинцев. Все более растущая потребность в одежде, в жилье, предметах домашнего обихода и в новом сельскохозяйственном инвентаре способствовали развитию домашних кустарных промыслов чамалинцев. В XIX в чамалинском имеет XIX. В обществе началось образование ремесленных и кустарных центров, где изготавливали товар - для продажи и обмена с соседними селениями и в Чечне. Наличие огромного количества овец способствовало развитию шерсть обрабатывавших промыслов. Из шерсти производились различные сукна, паласы, чансы, хурджины, шерстяные носки, обувь, веревки и. т. д. Например, житель сел Гигатли Шамхал Омар (сел. XIX в) и его большая семья занималось шерсторазработкой: одни очищали шерсть, другие изготавливали нитки, третьи производили чансы, паласы, шерстяные мешки, хурджины и т. д. на деревянном станке «Ярагъ». Таким образом, в чамалинском обществе еще в среднее XIX века развивалась мануфактура. Были определённые успехи в области торговли. Чамалинские села имели устойчивые торговые связи с Чечней, успешно развивалось товарно-земельные отношения. Вывод: В экономическом отношении чамалинцы были независимыми. ![]() id:2264 VI. Общее прошлое чамалинцев. Чамалинцы имеют свою общую единую историю. Единство чамалинцев укрепляется при исламизации. До сих пор между учеными - историками нет единого мнения и единой концепции: когда народы Дагестана приняли ислам и кто является инициатором распространения ислама в Дагестане. Одни учёные говорят (это Гайдарбек Гинучинский), что ислам в Дагестане возник в восьмом веке, другие учёные (это Расул Магомедов и другие), что ислам в Дагестане возник в XII веке, третьи утверждают, что ислам в Дагестане утвердился XIV-XV вв. Отсутствует единого мнения: кто пришёл первым в Дагестан с исламом. Мне кажется, что профессор - кавказовед Р. Магомедов ближе к истине. Р. Магомедов в своей работе «Хронологии истории Дагестана» утверждает, что Суракъатхан, восседавший на троне Хунзахского ханства, сопротивлялся проникновения ислама в Дагестан, боролся против Абдулмуслима шейха, что Абдулмуслим шейх пришёл в Дагестан в начале XII века. Мы точно знаем, что первую мечеть в Дагестане была построена ещё в восьмом веке, т. е. 733-735 гг. Это не значит, что ислам был распространен в Дагестане в восьмом веке. В горной части, возможно, ислам был распространен позже. Первым проповедником ислама в чамалинском обществе был Гьанжук Лифижун (Гьанжук из Египта). Когда чамалинское общество приняло ислам Хунзахский хан Суракъат (он был христианином) совершил несколько походов против чамалинцев с целью ликвидации ислама. ![]() id:2861 В защиту от Сураката чамалинцы построили военный городок - крепости «Ичихъала». Инициатором строительства крепости «Ичихъала» - (в переводе на русский язык означает «Тревожный городок») был предводителем чамалинцев Бачухан. Защитниками «Ичихъала» были мужественные наши предки чамалинцы. Защищая ислам, все защитники крепости пали смертью храбрых против полчищ Суракаъат хана. Памятником героической борьбы чамалинцев пропив врагов ислама, остались кладбище шахидов и высокая башня крепости Ичихъали. С запада чамалинцам угрожали грузины - азнауры. С целью защиты от грузин азнауров чамалинцы построили оборонительные сооружения, крепости. В последствии там возникло село Кенхи. В настоящее время сохранились остатки укрепительных сооружений на территории нынешнего Кенхи. Когда в средние XVIII века Надиршах угрожал дагестанцам, чамалинцы встали на защиту и воины-чамалинцы мужественно воевали с полчищами Надиршаха. В народной памяти остались такие строки:
«Гьанже гIандаллъиялъ ахIи тIамула,
диналъул вацазде магIарулазде Багвалал, чIамалал, КIаралал, ТIиндал Аман-мададилан тIаде щваилан.» Активное участие чамалинцы приняли в освободительной борьбе горцев против царизма. Чамалинцы дали имаму Шамилю девять наибов. По неполным данным в борьбе против царизма (1834-1859 г) чамалинцы потеряли более 300 мюридов и 8 наибов.
«Гьаквариса МикагIил,
Гьигьалъа ХIажар-наиб» ЛахIтуялда рукъиндал къана диналъул талих!. («Чупалав из Игьатли») 1877 г. в восстании горцев против царской администрации более 600 чамалинцев приняли участие. Руководителями чамалинцев были самые авторитетные, мужественные горцы - Керим из Гаквари и и Курамухамед из Тинди, Дибирасулав из Гигатли и Нурмухамад Гакоевский. В отечественной войне (1941-1945) более двухсот чамалинцев пали смертью храбрых на поле сражений. 1999 г. (август) когда начался 2- этап чеченской войны все чамалинцы встали на защиту и целостность Дагестана и России. За проявленную бдительность и активное участие в формировании отряда самообороны, за выполнение специальных заданий были награждены орденами медалями около 50 цумадинцев, из них 40 чамалинцев. Как все народы Дагестана, так и чамалинцы тоже имели свою историю, свою общность, своё единое прошлое. Заключение И всё таки кто мы чамалинцы: род, племя, этнос, народность, нация или какая-то диаспора, оторванная от какой - то нации? Начиная с 1939 года чамалинцы пишутся аварцами. Но и я не против аварцев. Однако при определении нации, в первую очередь, спрашивают: твой родной язык? Или: «Дурр рахьдал мац! щиб?» Господа, моим родным языком является чамалинский, и я чамалинец, и я горжусь тем, что и у моих чамалинцев было героическое прошлое, что у нас чамалинцев есть настоящее, и мы чамалинцы верим, что у нас будет прекрасное будущее. У каждого народа есть свой символ, например, у русских кремль, у немцев Рейхстаг, у американцев Белый дом, у греков Акрополь, у чамалинцев тоже есть свой, символ - это «Ичихъала». Одна из башен этой крепости поныне стоит как символ любви к своей земле, к своему народу, к своей родине. ![]() id:3232 Использованная литература
|
|
|||||||||
|