Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss www.tsumada.rutube.ru  rss новости 

Подписка на новости




CAPTCHA Image


Погода на rp5.ru
Логин@www.tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на www.tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»
maarulal.ru

Акнадинская диаспора в дальнем зарубежье:

краткая история, численность, современное положение*

Багавудин АЛИЕВ, кандидат исторических наук

Расположилось селение Акнада Цумадинского района Дагестана у подошвы Богосского ледяного массива, высота которого достигает 4152 метра. Древние постройки Акнады являются молчаливыми свидетелями довольно-таки занимательной истории этого места: сюда, как в отдаленные и глухие места, имам Шамиль ссылал особо опасных политических врагов, а сами заключенные еще тогда окрестили Акнаду «кавказской Сибирью имама Шамиля». Наиболее известными ее узниками были бывший наиб и главный советник имама Шамиля Юсуп-хаджи Сафаров (Алдынский) и бывший наиб Ансаля Идрис Андийский.

Аул Акнада. 1895 год. Снимок Gottfried Merzbacher (по другой версии Ernst Platz), Германия.Аул Акнада. 1895 год. Снимок Gottfried Merzbacher (по другой версии Ernst Platz), Германия.
id:3698

Из этой глуши, в которую и в ХХI веке отсутствует даже пешая тропа, не говоря уже о какой-либо автомобильной дороге, чуть более 100 лет назад по различным причинам в бывшую Османскую империю выехало несколько десятков акнадинских семей, потомки которых к настоящему времени образовали в современных Турции и Сирии значительную по численности диаспору.

Естественные ворота в аул Акнада – «кавказскую Сибирь имама Шамиля». Август 2009 г. Фото Б.АлиеваЕстественные ворота в аул Акнада – «кавказскую Сибирь имама Шамиля». Август 2009 г. Фото Б.Алиева
id:4166
Селение АкнадаСеление Акнада
id:842
Древние постройки Акнады – молчаливые свидетели занимательной истории аула. Фото Б.Алиева, 2009 г.Древние постройки Акнады – молчаливые свидетели занимательной истории аула. Фото Б.Алиева, 2009 г.
id:4156

Тяжелое экономическое положение и беднота, вызванные отсутствием достаточного количества обрабатываемых земель в условиях высокогорья, развитая система отходничества, а также высокий уровень религиозности населения послужили основными причинами переселения части акнадинцев в единоверную и относительно экономически благополучную Османскую империю. Важную роль в переселенческом движении сыграла и целенаправленная пропаганда османских миссионеров, прямо или косвенно агитировавших дагестанцев и других северокавказских горцев покинуть страну «гяуров» и «кяфиров» («неверных» и «безбожников») и принять подданство турецкого султана - «покровителя всех правоверных». Об этой трагической ошибке своих предков тяжело вспоминают нынешние потомки мухаджиров.

Не вдаваясь в подробности этой обширной темы,** следует отметить, что в числе десятков тысяч дагестанцев и сотен тысяч северокавказцев на рубеже ХIХ – ХХ вв. из аула Акнада в Османскую империю разными группами, как уже было отмечено, выехало несколько десятков человек, которые турецкими властями были расселены в вилайетах Токат и Ялова, а также в нынешней сирийской провинции Хама.

Одна из групп акнадинцев, эмигрировавших в Турцию под видом «богомолья», как тогда называли паломничество в Мекку, состояла, в основном, из членов семьи Мукумагомеда сына Гитинава (родственники нынешнего акнадинского рода Гамзатовых, а также Абдулы Гасанова). В данную группу входили Мукумагомед сын Гитинава, 1825 г.р., его сын Израиль, 1863 г.р., с женой, сын Ангияв, 1868 г.р., сын Гитинав, 1869 г.р., дочь Патимат и др. Дата их переселения точно не известна, старожилы Акнады отмечают, что они выехали из Дагестана «во времена последней поездки устаза Нурмухаммад-хаджи на хадж», т.е. в 1906-1907 гг.

Вначале они обосновались в г. Карсе, затем, в ходе первой Мировой войны из-за угрозы захвата Карса российскими войсками, что и произошло в скором времени, переселились в г.Токат и селение Гюней-кой вилайета Ялова.

В ходе многократных бесед в Дамаске потомок сиухских и акнадинских мухаджиров шейх Мухаммад-Нур Шаабан рассказывал автору, что родители его бабушки (матери отца) происходят из акнадинского рода Даудилал (Даудовых). Они вместе с другими родственниками эмигрировали в Османскую империю на рубеже ХIХ- ХХ вв. и обосновались сначала в городе Муш близ озера Ван, а затем переехали в селение Гёксун вилайета Мараш, составив тем самым вторую группу акнадинских мухаджиров в Турции.

Махмуд сын Аличу МукIу . Махмуд сын Аличу МукIу .
id:152871180540

Таким образом, на рубеже ХIХ-ХХ вв. на территории современной Турции акнадинские мухаджиры обосновались в городе Токат – административном центре одноименной провинции, селениях Гюней-кой провинции Ялова и Гёксун вилайета Мараш. Потомки этих мухаджиров в настоящее время разбросаны по всей Анатолии, но основная часть сконцентрирована в Стамбуле и Токате. Десятки их представителей стали офицерами турецкой армии и полиции, журналистами и государственными служащими различных уровней. О нынешней их численности в Турции ссудить трудно, она устанавливается. Однако, по оценкам автора, она может составить около 400 человек.

Что касается потомков акнадинских мигрантов в Сирии, то имеющиеся в Государственном архиве Дагестана материалы свидетельствуют о том, что в 1907 г. акнадинцы Мустафа, Мухаммад, Абдулатип, Махмуд сын Аличу, дочь устаза Нурмухаммад-Хаджи Акнадинского Патимат и другие по паспорту на имя Мухаммада Мустафы оглы выехали в Османскую империю с целью совершения хаджа. Они происходили из нынешнего рода Нуштапагьанди (Мустафаевых).

Первый дом, построенный акнадинцами в с. Джиссин сирийской провинции Хама. Слева направо: Б.Алиев, его дочь Индира, Мухаммад Аварии. Аксакал Мухаммад родился в этом доме в 1922 году. Сирия, с. Джиссин, 1996 г. Фото Б.Алиева.Первый дом, построенный акнадинцами в с. Джиссин сирийской провинции Хама. Слева направо: Б.Алиев, его дочь Индира, Мухаммад Аварии. Аксакал Мухаммад родился в этом доме в 1922 году. Сирия, с. Джиссин, 1996 г. Фото Б.Алиева.
id:4164
 Мухаммад Абубакар Авари - сын одного из основателей дагестанского селения Джиссин в Сирии акнадинца Абубакара Мустафы, сирийская акнадинка Раджаа Авари – жительница села (третья слева), дагестанская акнадинка Фатима Алиева (вторая слева) с дочерью Индирой (первая слева) среди арабов Джиссина. Сирия, с. Джиссин, январь 1996 г. Фото Б.Алиева. Мухаммад Абубакар Авари - сын одного из основателей дагестанского селения Джиссин в Сирии акнадинца Абубакара Мустафы, сирийская акнадинка Раджаа Авари – жительница села (третья слева), дагестанская акнадинка Фатима Алиева (вторая слева) с дочерью Индирой (первая слева) среди арабов Джиссина. Сирия, с. Джиссин, январь 1996 г. Фото Б.Алиева.
id:4163
Сирийские и дагестанские акнадинки. Сирия, с. Джиссин, 1996 г. Фото Б.Алиева.Сирийские и дагестанские акнадинки. Сирия, с. Джиссин, 1996 г. Фото Б.Алиева.
id:4161

О дальнейшей их судьбе со ссылкой на своего отца рассказал автору сирийский аксакал-акнадинец Мухаммад Абубакар Авари: «Этой группой акнадинцев руководил мой дедушка Мустафа сын Али (1841 г.р.), который умер вскоре после прибытия в Сирию. В ее состав входили также супруга Мустафы Марзият, будущий мой отец Абубакар, его братья Мухаммад (1878 г.р.), Абдурахман и Саид (1880-1941), сестра Патимат (супруга устаза Нурмухаммад-хаджи), ее дочь Патимат с будущим супругом Абдулатипом (1892-1955), сестра Батина с супругом Алидибиром и сыном Мухаммадом (1892-1973). Мой дядя Мухаммад по пути в Дагестан умер в Турции, а через год на Родину выехал мой дядя Саид, как оказалось, навсегда».

Нажмудин Авари (2-й справа) на годекане вместе со своим двоюродным братом, заслуженным учителем школ Дагестана Магомедом Саидовым (3-й слева), первым директором совхоза Акнадинский Кизилюртовского района Исой Ахмедовым (3-й справа) и советским дипломатом Багавудином Алиевым (1-й справа). Цумадинский район, с. Тинди, июнь 1992г.Нажмудин Авари (2-й справа) на годекане вместе со своим двоюродным братом, заслуженным учителем школ Дагестана Магомедом Саидовым (3-й слева), первым директором совхоза Акнадинский Кизилюртовского района Исой Ахмедовым (3-й справа) и советским дипломатом Багавудином Алиевым (1-й справа). Цумадинский район, с. Тинди, июнь 1992г.
id:4159

По поводу обстоятельств возвращения Саида из Сирии в Дагестан в свое время автору рассказывал также его сын Магомед Мустафаевич Саидов, заслуженный учитель школ Дагестана: «Мои родственники эмигрировали в Османскую империю, продав скот и домашнюю утварь. Однако вскоре после прибытия в Османскую империю, израсходовав все имевшиеся на руках сбережения, стали влачить жалкое существование. Ждать помощи было неоткуда, они были разочарованы «прелестями» османской пропаганды. По решению семейного совета, вскоре из Сирии на Родину был направлен дядя Мухаммад. При транзите через Турцию он серьезно заболел и умер. Получив весть о его кончине, на Родину выехал Саид с задачей продать имевшуюся в Акнаде недвижимость и возвратиться с деньгами обратно. Саид благополучно добрался до родного аула, продал недвижимость всех эмигрировавших родственников и готовился тронуться в обратный путь на «землю обетованную». Шел 1917 год. Октябрьская революция, смута в умонастроениях людей, закрытие внешних границ России, денежная реформа и, как следствие, прекращение хождения царских рублей. В результате – полное банкротство Саида: собранные им с трудом деньги превратились в клочья бумаги и он вынужден был остаться на родной земле».

В родном селе Саид вскоре женился на односельчанке Марзият, которая родила ему двух сыновей – Магомеда и Багавдина (последний в раннем возрасте трагически погиб в ауле Акнада) и трех дочерей – Заграт, Патимат и Аминат. В настоящее время потомки Саида проживают в селении Акнада, образовав большую семью саидовых.

Другую группу этнических акнадинцев, проживающих в Сирии (в основном, в городах Хомс и Хама), составляют внуки, правнуки и праправнуки Махмуда сына Аличу МукIу сына Турача сына Гусара, выехавшего в Османскую империю в 1907 г. вместе с потомками Мустафы и устаза Нурмухаммад-Хаджи (кто еще из родственников Махмуда эмигрировало в тот период неизвестно). Представители этого рода, проживающие в селении Акнада, известны как «Гьусаргьанди» и они дальними родственными узами связаны также с родом Нуштапагьанди. Сирийская ветвь рода «Гьусаргьанди» была основана Махмудом, который был женат на Хадижат дочери Максуда (из аула Анди) и Патимат (из аула Дженгутай, которая после смерти Максуда вышла замуж за Хасбулата из Кадара и родила ему 5 детей). Всего же в настоящее время в Сирии насчитывается около сотни потомков Махмуда.

Зам. военного прокурора Сирии акнадинец Нажмудин Аварии и его племянник студент Дагмединститута Ахмад Аварии прощаются с тиндинским джамаатом по завершении первого визита на родину предков. Цумадинский район, с. Тинди, июнь 1992 г. Фото Б.Алиева.Зам. военного прокурора Сирии акнадинец Нажмудин Аварии и его племянник студент Дагмединститута Ахмад Аварии прощаются с тиндинским джамаатом по завершении первого визита на родину предков. Цумадинский район, с. Тинди, июнь 1992 г. Фото Б.Алиева.
id:4162
Редкие гости из Дагестана. Акнадинский сириец Бадрудин Авари (1-й слева) и анцухский сириец Осман Дагестани (1-й справа) оказывают гостеприимство одним из первых дагестанских паломников во главе с Муртузали Якубовым (2-й справа). Сирия, Дамаск, 1988 г. Редкие гости из Дагестана. Акнадинский сириец Бадрудин Авари (1-й слева) и анцухский сириец Осман Дагестани (1-й справа) оказывают гостеприимство одним из первых дагестанских паломников во главе с Муртузали Якубовым (2-й справа). Сирия, Дамаск, 1988 г.
id:4157

Как рассказывали автору сирийские акнадинцы Бадрудин и Мухаммад Авари со ссылкой на своих отцов, на территорию нынешней Сирии акнадинские мухаджиры прибыли в 1907 г. теплоходом из Стамбула в Бейрут, далее пешком до сирийского города Хама. Вскоре они были размещены в подсобной пристройке одной из мечетей этого города, где прожили два года. Из-за антисанитарных условий и голода среди них и окружающих их людей началась эпидемия желтой лихорадки. Требовалась срочная медицинская помощь и переселение в другой, более благополучный район. Как рассказывал Бадрудину его отец Мухаммад, «печально известная российская Сибирь тогда мухаджирам казалась земным раем по сравнению с жизнью на турецкой земле». После долгих перипетий османскими властями для их расселения было предложено несколько мест в центральной Сирии. Мухаджиры выбрали холмистый район с обширными живописными оазисами близ населенного пункта Саламия в провинции Хама (в 30 км к востоку от Хамы и 270 км от Дамаска). Здесь в 1909-1910 гг. ими было основано селение Джиссин. В последующем в Джиссине обосновались также переселенцы из дагестанских аулов Тинди, Анди, Сиух, Анцух, Акуша, Кадар, Багикла, Кумух, Кая, Чара и Урахи.

Сирийские акнадинцы Мухаммад, Бадрудин, Яхья, Камал и Шаза Авари, сиухские сирийцы Мохеддин и Фикрет Авари, а также мекеги-хаджалмахинский сириец Сейфуддин Дагестани с сыновьями среди одних из первых туристов из Дагестана. Сирия, Дамаск, ноябрь 1987 г. Фото Б.Алиева.Сирийские акнадинцы Мухаммад, Бадрудин, Яхья, Камал и Шаза Авари, сиухские сирийцы Мохеддин и Фикрет Авари, а также мекеги-хаджалмахинский сириец Сейфуддин Дагестани с сыновьями среди одних из первых туристов из Дагестана. Сирия, Дамаск, ноябрь 1987 г. Фото Б.Алиева.
id:4167

Прерванные после Октябрьской революции 1917 г. контакты между сирийскими и дагестанскими акнадинцами были восстановлены в 1965 г. при содействии Муртазалиева Омара Муртазалиевича, находившегося Дамаске в составе Государственного заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка», а также ангидинца Ангутаева Гази Мурадовича, находившегося в 1966 г. в течение месяца на международной Дамасской ярмарке в составе советской делегации. В 1980-90-х годах эти контакты значительно активизировались, главным образом, благодаря многолетнему (с 1985 по 1999 гг.) пребыванию автора этой статьи в Сирии в качестве советского и российского дипломата. С начала 1980-х годов по приглашению соотечественников периодически по линии общества «Родина» сюда приезжали различные общественно-политические деятели Дагестана, в том числе Г.Г.Гамзатов, С.И.Сулейманов, М.З.Магомедов и др. А по линии Союза писателей СССР периодически в гостьях дагестанских соотечественников бывал Великий Расул Гамзатов с супругой Патимат.

Великий Расул и его супруга Патимат в гостях у сирийского акнадинца Нажмудина Авари. Справа налево: Нажмудин Аварии, Патимат Гамзатова, Санаа Аварии, Расул Гамзатов, Надия Рашид (супруга Нажмудина ). Дамаск, 1983 г. Фото из архива Б.АлиеваВеликий Расул и его супруга Патимат в гостях у сирийского акнадинца Нажмудина Авари. Справа налево: Нажмудин Аварии, Патимат Гамзатова, Санаа Аварии, Расул Гамзатов, Надия Рашид (супруга Нажмудина ). Дамаск, 1983 г. Фото из архива Б.Алиева
id:4160

С 1950-х годов жители Джиссина по различным причинам стали переезжать в города Дамаск, Хомс и Хама. В настоящее время в Джиссине проживает лишь 5-6 дагестанских семей (из более 40). Главой администрации села является Ахмад Алиасхаб – потомок выходцев из аула Тинди, сменив на этом посту своего отца Алиасхаба. Часть дамаскинских акнадинцев имеют дома (дачи) также в дагестанском селении Дейр-Фуль в провинции Хомс.

Жители Джиссина традиционно занимались животноводством и выращиванием злаков, а отдельные семьи специализировались на добыче пищевой соли. Дело в том, что некоторые колодцы, вырытые акнадинцами для полива, оказались солеными и давали насыщенную солью воду, из которой добывали высококачественную пищевую соль.

В настоящее время в Дамаске акнадинцы проживают в микрорайонах Масакен барзе, Акрад и Хаджар аль-Асвад, а в гг. Хомс и Хама – в центральных микрорайонах.

В Дамаске, в микрорайоне Акрад проживают правнучки знаменитого акнадинского устаза Нурмухаммад-Хаджи - Аминат и Нафисат. В общей сложности, по подсчетам автора, в Сирии в 1999 г. проживало 47 потомков устаза Нурмухаммад-Хаджи Акнадинского. Что касается численности его прямых потомков в России (Дагестане), то она составляет более 100 человек, представленные 5 семейными группами, известными в селении Акнада как «устарщув МухIодегьанди» («потомки Мухаммада сына устара»).

По проведенным автором в январе-июне 1999 г. полевым исследованиям, в Сирии компактными группами проживало 348 акнадинцев (составлено поименное древо жизни). В 1980-90 гг. отдельные семьи по различным причинам, главным образом экономическим и семейным, из Сирии переехали в американский город Патерсон штата Нью-Джерси (5 семей), в Саудовскую Аравию (5 семей), Ливан и Ливию по 2 семьи и по одной - в Алжир, Иорданию, Кувейт и ОАЭ.

Из числа сирийских акнадинцев вышло немало известных в северокавказской диаспоре деятелей.

В частности:

  • Мухаммад-Нур Аварии (1929-1965), являлся командиром роты в звании старшего лейтенанта, умер скоропостижно в возрасте 36 лет;
  • Нажмудин Авари, 1936 г.р., окончил юридический факультет Дамасского университета, полковник в отставке, являлся начальником отдела военной контрразведки, заместителем военного прокурора, около 15 лет занимается частной адвокатурой, является владельцем частного адвокатского бюро;
  • Фарук Авари, 1940 г.р., заместитель директора табачной фабрики;
  • Бадрудин Авари, 1946 г.р., являлся начальником смены Службы безопасности международного Дамасского аэропорта, в настоящее время на пенсии, является владельцем маклерского бюро и руководителем дагестанской общины в Сирии;
  • Абдулла Авари, 1950 г.р., полковник ВВС, являлся командиром военной авиабазы;
  • Джамал Авари, 1953 г.р., являлся директором центрального спортивного комплекса Дамаска;
  • Джалал Авари, 1956 г.р., штабной капитан сухопутных войск;
  • Имад Авари, 1972 г.р., юрист, окончил юридический факультет университета г. Хомса, работает помощником прокурора;
  • Шейх Мухаммад-Нур Шаабан (1937-2000) - (акнадинец по линии бабушки) являлся мюридом шейха Назима аль-Кубруси (Кипрского) и продолжателем учения шейхов Шарафудина Кикунинского и Абдулы Дагестани.
  • В Джидде, на кладбище «Хава» похоронен известный дагестанский богослов устаз Нурмухаммад-хаджи Акнадинский. Его земляки-паломники во главе с имамом селения Акнада Мухаммад-хаджи регулярно совершают сюда зияратВ Джидде, на кладбище «Хава» похоронен известный дагестанский богослов устаз Нурмухаммад-хаджи Акнадинский. Его земляки-паломники во главе с имамом селения Акнада Мухаммад-хаджи регулярно совершают сюда зиярат
    id:4165
    На фото (справа налево): имам Акнады Мухаммад-хаджи Магомедсаидов, правнук устара Мухаммад-хаджи Джамалов и правнучка устара Патимат-хаджи Магомедсаидова (супруга имама) у кладбища «Хава»На фото (справа налево): имам Акнады Мухаммад-хаджи Магомедсаидов, правнук устара Мухаммад-хаджи Джамалов и правнучка устара Патимат-хаджи Магомедсаидова (супруга имама) у кладбища «Хава»
    id:4158

    Говоря об акнадинских мухаджирах, нельзя не отметить особо устаза (авар. устар) Нурмухаммад-хаджи сына Али сына Ахмеда, известного в Сирии и Саудовской Аравии как Хадж-Нурмухаммад аль-Акнади аль-Дагестани. Родился будущий шейх, по одним данным в 1844 году, по другим – в 1851 г., по третьим - в 1859 году (точная дата устанавливается). С ранних лет Нурмухаммад-хаджи стал изучать Коран и религиозную литературу у акнадинских и других известных дагестанских богословов, в т.ч. у шейхов Загалава Хваршинского и Мухаммад-хаджи Ободинского, который присвоил ему титул устаза кадирийского тариката с выдачей «иджазы». Устаз Нурмухаммад-хаджи не менее трех раз совершил паломничество в Мекку, в том числе со своим наставником шейхом Мухаммад-хаджи Ободинским. Скончался знаменитый акнадинец в Джидде (Саудовская Аравия) в 1907 г. в результате сердечно-сосудистой и острой почечной недостаточности. Похоронен на кладбище «ХIава» в нынешней старой части города Джидды «Аль-Баляд», где покоится прах прародительницы рода человечества ХIавы (библ. Евы).

    Первая в жизни встреча сирийского акнадинца Имада Авари (первый ряд, в центре) со своими родственниками и сельчанами. Саудовская Аравия, палаточный городок Мина близ Мекки, декабрь 2008 г. Фото Б.Алиева (первый ряд, четвертый слева)Первая в жизни встреча сирийского акнадинца Имада Авари (первый ряд, в центре) со своими родственниками и сельчанами. Саудовская Аравия, палаточный городок Мина близ Мекки, декабрь 2008 г. Фото Б.Алиева (первый ряд, четвертый слева)
    id:4155

    По данным на 1999 год, среди сирийских акнадинцев имелись:

  • военных – 7 чел.,
  • врачи – 8 чел.,
  • юристов – 3 чел.,
  • инженеров-строителей – 4 чел.,
  • авиаинженеров – 2 чел.,
  • архитекторов – 1,
  • журналистов – 1,
  • учителей – 3,
  • бизнесменов – 3 чел.
  • Из них в Советском Союзе и России высшее образование получили 10 человек:
  • Айман Мухаммад Авари (Московский авиационный институт),
  • Хассан Мухаммад-Нур Авари (Ростовский архитектурный институт),
  • Ахмад Мухаммад-Нур Авари (Дагестанская медицинская академия),
  • Мажида Мухаммад-Нур Авари (Дагестанская медицинская академия),
  • Исар Фарук Авари (Московский автодорожный институт),
  • Аззам Нажмудин Авари (Дагестанская медицинская академия),
  • Шеза Нажмудин Авари (Дагестанский госуниверситет, отделение журналистики, после третьего курса перевелась в Дамасский университет),
  • Нидаль Ахмад Шаабан (Дагестанская медицинская академия),
  • Хаджи Ахмад Шаабан (Дагестанская медицинская академия),
  • Ахмад Юсеф Авари (Дагестанский госуниверситет).
  • Айман Авари принял российское гражданство и проживает в Подмосковье, братья Хасан и Ахмад Авари вместе с другими своими братьями Мухаммадом и Яхъей и двоюродным братом Камалем Авари приняли американское гражданство, создали семьи, женившись на американских землячках-черкешенках, проживают в г.Паттерсон штата Нью-Джерси и успешно работают по своим специальностям. А братья Нидаль и Хаджи Шаабан работают врачами по частному контракту в Саудовской Аравии.

    Таким образом, в Турции, Сирии и других странах на рубеже ХIХ – ХХ вв. сложилась значительная по численности община выходцев из селения Акнада Цумадинского района Дагестана, многие представители которой до настоящего времени сохранили родной язык, традиции и обычаи своих предков, а самое главное – любовь и патриотизм к этнической родине. Некоторые из них окончили советские и российские вузы и вместе с другими своими сельчанами занимают относительно высокое положение в странах своего расселения. Общая же численность акнадинской диаспоры в дальнем зарубежье (в основном, в Турции и Сирии) составляет более 700 человек. В целом они проживают в 10 странах Ближнего и Среднего Востока, Африки, Америки и Западной Европы, достойно представляя в них родину своих предков.

    Селение новая Акнада. Проживают переселенцы из селения Акнада Цумадинского районаСеление новая Акнада. Проживают переселенцы из селения Акнада Цумадинского района
    id:2613

    Справка: В Дагестане насчитывается два селения Акнада: историческое селение Акнада в Цумадинском районе с населением (по регистрации) 109 чел., фактически же проживает не более 15-20 чел.; новое переселенческое селение Акнада (объединенное с ангидинцами и ащинцами) в Кизилюртовском районе в составе более 1620 хозяйств с населением свыше 4 тыс. человек. Всего же акнадинцев в мире, по оценкам, более 5 тысяч человек (численность уточняется).

    Акнада-Махачкала-Дамаск-Джидда.

    * Выдержки из готовящейся к изданию книги Багавудина Алиева об истории и современном положении селений Акнада, Ангида и Аща Цумадинского района Дагестана.

    ** Подробно о северокавказской диаспоре см.: Алиев Б.Р. Северокавказская диаспора в странах Ближнего и Среднего Востока: история и современность (вторая половина ХIХ-ХХ вв.). Махачкала, 2001. С.295.

    Другие публикации и интервью автора, а также статьи о нем:
    1. ВатIаналде хIеж борхизелъун (интервью). Газета «ЦIумадисезул гьаракъ» (авар.), 29 июля 1992 г.
    2. Из жизни не исчезнет след (статья). Журнал «Народы Дагестана», N 2, 1993.
    3. Свобода - великое дело, но нужно уметь ею пользоваться газета (интервью у Мухаммад-нура Шаабан для «Дагправды»). Газета «Дагестанская правда», 27 марта 1993 г.
    4. Соотечественники: поддержка и взаимодействие (статья). Газета «Дагестанская правда», 30 марта 1995 г.
    5. Доехать до Мекки (интервью). Газета «Молодежь Дагестана», 27 декабря 1996 г.
    6. В чужой дом со своим уставом не ходят (материалы пресс-конференции автора). Газета «Дагестанская правда», 23 июля 1998 г.
    7. ЛъикIльи хIехьезе кIвечони. Газета «ХIакъикъат» (авар.), 25 июля 1998 г.
    8. Ассимиляционные процессы и проблемы этнокультурного самосохранения в северокавказских общинах дальнего зарубежья (статья). Журнал «Народы Дагестана», №1.2001
    9. Потомки Маршала «Лев Дагестана». Журнал «Народы Дагестана», №5.2001
    10. Акнадаса пачалихъалъул вакил (интервью). Газета "ХIакъикъат" (авар.), 9 августа 2001 г. (перепечатка на сайте Цумадинского района).
    11. На Востоке нас уважают (интервью). Газета «Дагестанская панорама», 13-19 августа 2001 г.
    12. Дубурлан урши – дипломат (интервью). Газета «Замана» (дарг.), 21 сентября 2001 г.
    13. Северокавказская диаспора в странах Ближнего и Среднего Востока: история и современные процессы, вторая половина XIX - XX вв. (Диссертация канд. ист. наук по специальностям 07.00.02, 07.00.03. Махачкала, 2001).
    14. Северокавказская диаспора в странах Ближнего и Среднего Востока: история и современность (вторая половина ХIХ-ХХ вв.). Махачкала, 2001. С.295 (монография).
    15. Дипломат родом из Акнады (статья). Газета «Кизилюртовские вести», 27 ноября 2001 г.
    16. Дипломат из Акнады (статья). Еженедельник «Махачкала», 15 февраля 2002 г.
    17. Россия, Дагестан – Саудовская Аравия: политика, экономика, религия (интервью). Журнал «Народы Дагестана», №2.2006.
    18. Наш земляк – в Саудовской Аравии (интервью). Журнал «Дагестан», №04 (43), апрель 2009 г. (перепечатка на сайте Цумадинского района).
    19. Интервью Радио России о хадже и северокавказской диаспоре. Ноябрь 2008 г. (перепечатка на сайте www.islamrf.ru и других российских сайтах).
    Обсуждение данной публикации в форуме
MYINF_4

MIRНЫЙ - Ассалам алейкум! Как бы не было, хочу выразить соболезнование цумадинцам с гибелью лучших сынов с той и этой стороны ваших мест! Хочу выразить соболезнование с гибелью амира Хабиба Цумадинского. Може... Ответить
зайнаб - я за то, чтобы в наш родной Дагестан процветал, чтобы не было разврата, пьянства, взяточничества и прочего негативного, что в данное время имеет место быть. но не думаю, что исламское гражданское обще... Ответить
Admin - Кстати по поводу расчленения народов... советую почитать: [url= РОССИЮ РАСЧЛЕНИТЬ[/url] Автор: [url= Магомед[/url] [color=olive:ca213f853d]Файл будет храниться до 25 декабря 2010 года, каждое скачив... Ответить
Ганибал - [quote:612a89981d="Расул"]Ладно, горцы, с миром! Удачи![/quote:612a89981d] Баркал! Не пропадай :) Сулику салам))... Ответить
Расул - Ладно, горцы, с миром! Удачи!... Ответить
дидо - Кому нужно мифотворство? На Гунибе в числе участников ее обороны не было ни одного чеченца, не было и Аличула Магомеда. Ни Байсунгуру Беноевскому ни Аличулав Мух1аммаду такая слава не нужно. Это вреди... и это еще не все
Ахмед - ВАБАБАЙ!!! об ГЬАЛЪ сара хедидальи бдакlаб бегъв заман:)... далее
Ахмед - этт тожж Кьенхара... далее
Ахмед - это не Кочали (заметьте не Кучали, а Кочали), а вет. поликлиника в с. КЬенхара:)... далее
Аноним - мы гордимся вами... далее
10"a" super - вы супер... далее
10 "А" СупеР=) - Макка, с новым годом ! *<{=)... далее
Я - Привет. Ты лучшая! :)... далее
аlong - Элечка поздравляю тебя, маму и Диану с Новым годом. Желаю вам всего самого наилучшего. Очень рада за ваши с Дианой успехи в школе. Умнички. Так держать . Тетя Оксана.... далее
М.Гусейноов - Великая женщина-труженник, истинная мусульманка. Добрая душа и творческая личность. Действительно, погас ещё один очаг тепла и уюта в Дагестане. нас убивают и по зпказу и просто так - тихо,доводя чело... и это еще не все

Подать заявку на участие в туристическом походе с 16 по 18 июля 2010г. к горе Адало-Шухгельмеэр и восхождение на Заинкорт с 23 по 25 июля 2010г. по Цумадинскому району Дагестана.

© 1999—2010 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-928-224-11-17 ICQ:47-69-27-72
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.