![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() maarulal.ru |
ХваршиныХВАРШИНЫ, акьилько, атлилько (самоназвание), народ группы цезских народов в Российской Федерации. Численность 2 тыс. человек. Все переписи населения включали их в состав аварцев. Говорят на хваршинском языке с небольшими диалектными особенностями в каждом селе. Распространены также аварский, русский, тиндинский языки. Письменность: на основе арабской графики с конца 18 - начала 19 века, на основе русской графики на аварском языке - с 30-х годов 20 века. Верующие - мусульмане-сунниты. ![]() Живут в Дагестане, в юго-восточной части высокогорного Цумадинского района, вдоль ущелья, образованного рекой Хваршинка, притоком реки Андийское Койсу, в 7 поселениях (Хварши, Хонох, Верхнее и Нижнее Инхоквари, Квантлада, Сантлада, Хвайни). Около 70% Хваршинов живёт на равнине - в Хасавюртовском и Кизилюртовском районах. Предполагается, что с древнейших времён до позднего средневековья Хваршины входили в состав военно-политического союза Дидо. Впоследствии ненадолго вошли в состав общества Богоз (Тинди). К началу 19 века отделились, образовав Хваршинский союз сельских обществ (общество Хварши). После реформ 60-х годов 19 века вошли в состав Тиндальского наибства. В 1944 были принудительно переселены в Веденский район Чечни. В 1957 часть вернулась в полуразрушенные селения, часть переехала в равнинные районы Дагестана. Основное занятие Хваршинов - яйлажное скотоводство, главным образом - овцеводство. Селения Хваршинов представляли собой общины-джамаат, управлявшиеся сельским сходом, старейшинами, духовным главой (дибир), исполнителями, глашатаем, с 60-х годов 19 века - старшиной. Семьи, имевшие общего предка по мужской линии, составляли тухум, предпочтительно эндогамный, были связаны взаимопомощью. Семья - малая. Существовали левират, сорорат. Развиты были обряды сватовства, обычай умыкания в различных разновидностях (уводом, прикосновением, снятием платка с головы и т.п.). Большую роль играли гостеприимство, куначество, обычаи взаимопомощи и кровной мести. Сёла Хваршинов располагались на естественно укреплённых местах. На подступах к селу Хварши сохранились четыре сторожевые башни. Жилища - прямоугольные, в осном двухэтажные, каменные, с турлучными внутренними стенами и с открытыми лоджиями на втором этаже. Первый этаж - хлев, второй - жилой, имевший жилую и "нарядную" комнаты, крыши плоские, земляные. Функцию двора часто выполняла крыша нижерасположенного дома. К дому примыкали деревянные пристройки (бокьис гIачIнаба) для хранения продуктов. Мужской костюм состоял из рубахи (гуд), штанов, распашного бешмета, черкески; в зимнее время надевались разновидности овчинных шуб (къочора), овчинные куртки (кIойту хабачи), войлочные накидки (бутнус къочора); популярны были и андийские бурки. Одним из основных элементов женского костюма было платье-рубаха туникообразного покроя с боковыми клиньями, прямыми вшивными рукавами без ластовиц и разрезом на груди. С конца 19 века молодые женщины надевали поверх платье на кокетке, а девушки - отрезное платье, присборенное или в складку. Обязательным для всех видов платья остался (у пожилых женщин - и в наше время) красный трёхметровый кушак, подпоясанный в два оборота; концы его опускались спереди или сбоку. Зимой носили овчинные шубы: хуну (напоминало туникообразное платье, но было распашным и подвязывалось красным кушаком) и кIалакIач (шуба-накидка с ложными рукавами, уже и короче мужской). Вторым основным элементом женской одежды были штаны - прямые и очень широкие за счёт квадратного клина в верхней части. Штаны стягивались на бёдрах узким гашником, связанным из шерстяных ниток; концы гашника украшались кисточками. Низ штанин обязательно украшался тремя полосками грубого шёлка зелёного, красного и чёрного цветов. В тёплое время года штаны носили навыпуск, зимой заправляли в обувь. В качестве головных уборов бытовали два вида чухту и платок. Первый вид чухту - чепец, сшитый из однотонной яркой материи в сборку на лбу, с кожаной планочкой на темени для удержания височных колец в виде спирали из серебряной проволоки. Удлинённая часть сзади не зашивалась, а свисала как фата. У молодых женщин с 19 века имело распространение чухту-накосник с чепцом из материала тёмных тонов, по низу отделанный широкой красной полосой. Поверх чухту носили квадратный платок (4х4 м) из сукна (позже - из бязи). Женская обувь отличалась от мужской только декором и длиной голенищ. В конце 19 века получили распространение сафьяновые сапожки с трапециевидным невысоким каблуком. Низ голенища отделывался цветной шёлковой строчкой. Носок и задник украшали серебряными монетами. Девочкам заплетали волосы в несколько косичек, девушки - в две косы, взрослые женщины часто сбривали волосы на затылке, а пожилые оставляли только чуб. Украшением для женщин служили серебряные монеты (ими обшивали ворот, подол и рукава платья), нагрудник "титино". Носили также пластинчатые ожерелья, браслеты, серьги, кольца, деревянные, коралловые и янтарные бусы. Для шитья одежды до 19 века использовали в основном местные материалы (сукно, овчину, войлок); с 19 века проникли из России дешёвые фабричные ткани. Пища мучная и мясо-молочная: основные блюда - хинкал, дискообразной формы диаметром 10-12 см, пресные чуреки, комки густого теста-гуд из толокна (муки из жареного ячменя), сдобный хлеб, молочные, мясные и зелёные супы, пироги с творогом, зеленью, мясом и др., вареники и курзе с такой же начинкой. Были распространены густые компоты из лесных фруктов и ягод, травяные отвары, злаковые хмельные напитки. Помимо мусульманских праздников праздновались также самый короткий день года (День безделья), праздник середины зимы (в начале февраля), первой борозды, окончания сбора урожая и др. Проводились обряды вызывания дождя и солнца. Устное народное творчество двуязычно: пословицы, поговорки, загадки, мифы, легенды, сказки, песни, плачи и др. передавались на хваршинском и аварском языках. Издавна почти в каждом селении были образованные люди, которые свободно владели арабским языком. Сохранились домусульманские верования, связанные с тотемизмом, культом предков, обожествлением объектов природы и её сил, демонологические представления. Источники: Библиография хваршинского языка |
Подать заявку на участие в туристическом походе в 2009г. к горе Адало-Шухгельмеэр и Заинкорт по Цумадинскому району Дагестана, можно здесь. ЗАКАЗЫВАЙТЕ КАЛЕНДАРИ В целях привлечения дополнительных финансов для поддержания сайта www.tsumada.ru организован выпуск календарей с панорамными снимками селении и пейзажей Цумадинского района включая селения расположенные на равнинной части Дагестана, где компактно проживают Цумадинцы. Расценки для желающих купить календари: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если Вы обнаружили на данной странице ошибку, нажмите сюда: найдена ошибка
|