![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() |
|||||||||
Очаг мой – родное село Тинди
Дунялалъул тIину-дир ТIинди росу, С. Абдулхалимов, учитель Тиндинской СОШ
Мун дие хирияб гIагараб буго. Жугьабалъ рехсола мун шагIирзабаз КочIолъ мун ахIула кочIохъабаца. (Примечание автора сайта: данная статья является примером того как нельзя писать! 15 января 2010г. на Дагестанском телевидении была транслирована передача содержание, которой полностью соответствует приведенной ниже статье. По самым абсурдным пунктам статьи даны комментарии.) История селения Тинди, экономико-географическая характеристикаТиндинская с/администрация, которая охватывает часть Главного Кавказского и массивы Богосского хребтов, входит в состав нашего района. Земли пригодны для всех отраслей сельского хозяйства, потому основным источником доходов населения является животноводство и полеводство. Много скалистых хребтов, неприступных вершин и глубоких ущельев. По дну одного из ущельев течет река Кила. Территория занята Богосским хребтом, выступающим в виде острого Богосского хребта, который служит водоразделом между Андийским и Аварским Койсу. Высочайшими вершинами Богосского хребта является пики: Адалло-Шухгельмеэр-4152 м, Белякова-4100 м, Байдукова-4100 м. Ежегодное количество выпадаемых осадков на территории села составляет 800 мм, когда как в северных районах Дагестана выпадает менее 200 мм в год. Климатические условия благоприятные. Село опоясано многочисленными хуторами и даже небольшими селениями. Более или менее крупными населенными пунктами Тиндинской сельской администрации являются Тенла, Ханаси, Санухъ, Бекватлучи, АквилабачIи, ЭлимигъичIи, Мухарх, ГъвинайчIи, ГьундучIи, БичичIи, КосучIи, Обалъи, Мувула, ГъадайчIи, ТIиссиахикь, Элла. К сожалению, большая часть этих населенных пунктов в настоящее время опустела. Горька судьба жителей селения ГьундучIи, которые в 1944 году были репрессированы и выселены в селение Тинди. Село, в котором было около 100 дворов, было ликвидировано и больше не возродилось. Другая судьба у селения ТIисси-Ахикь, которое, наоборот, расширяется и процветает. Полезных ископаемых нет. Встречаются три минеральных источника, которые по своему химическому составу и температуре довольно разнообразны. Характерны образовавшиеся вследствие эрозии обнаженные скалистые склоны гор. Их распространение объясняется наличием земель, непригодных для сельского хозяйства История возникновения селаНа краю отвесной скалы, у подножия горы Адалло-Шухгельмеэр расположено село Тинди. О возникновении села никаких сведений в литературе нет. Поэтому я был вынужден в определенной степени пользоваться местными преданиями и легендами. Многие старики села в 60-70-тые годы 20века хранили в памяти какие-то сведения о возникновении села и его названии. На краю села, около теперешней главной мечети, где раньше было большое село, теперь осталось 6-7 хозяйств. Мечеть была построена в XV веке. Она стояла раньше на краю села, и дальше ее не было ни одного жилища. В древности у Богосского хребта находились несколько племен. А самыми крупными из них были Шугруханское, Ахагьалинское и УнчучIинское. Эти племена основали большие села на удобных местах. Основная цель их была защита от врагов. И только Шугруханское село было построено на равнине. Оно отличалось большими размерами и считалось городом (шагьар). Шугруханцы не боялись нападений врагов, так как были могущественными. О существовании сел говорят археологические раскопки эпохи бронзы. На удобном месте для обороны, на скале, куда вела лишь одна тропинка, построили свои села ахагьалинцы и унчучIинцы. Шугруханские племена часто нападали на своих соседей. Это заставило унчучIинцев покинуть село и переселяться к ахагьалинцам. Их месторасположение представляло собой неприступное естественное укрепление, к которому вела лишь одна тропинка. С села до маленькой речки спускались ахагьалинцы за водой. Чтобы во время осаждений не оставались без воды, прорыли подземный ход до самой речки - он был покрыт сверху каменными плитами. Никто, кроме жителей, не знали о существовании этого прохода. Поэтому любая осада врагов для них была не опасна. Так возвысилось село Ахгьанла. О возникновении самого села Тинди сохранилось несколько легенд. По одной из них, название села возникло из слов тIил чIвай (забивать жердь, палку). На месте, где теперь стоит мечеть, раньше была стоянка охотников. Здесь были прикреплены высокие ветвистые жерди (палка для развешивания снаряжений охотников) и поэтому название села, как полагали старожилы, произошло от слова тIил-чIвай. Впоследствии это слово изменилось как Тинди. По другой версии, название произошло от слова «тIино» - дно. Старики рассказывали, что в древние времена от двух гор, расположенных на левой и правой сторонах сел УнчучIи и КетуквабачIи проходила дорога по ущелью, соединяющая Дагестан с Грузией. Путники, спускаясь с горы в долину, говорили «идем на отдых на дно (тIино)». Следующая легенда еще ближе к истине. На берегах реки Кила росли кустарники хмеля. Плоды хмеля жители использовали для получения слабого алкогольного напитка бузы (на тиндинском языке - «динди»). Напиток «динди» впервые был изготовлен в нашем селении. Близкое звучание двух слов Тинди - «динди» заставляет больше верить этой версии. (Примечание автора сайта: обе версии происхождения не относятся тиндинскому языку (идараб миц). Самоназвание села Идара, (на чамалинском Иди). Идара –переводится как «Академия», «Организация», «Архив». А что касается утверждения, что якобы в Тинди в первые использовали хмель то это полный абсурд. Рецепты пивоварения были известны еще Шумерским племенам в 7 веке до н.э.) Такова история возникновения названия села, основание которого относят к временам эпох бронзы и раннего железа. Эпоха железа знаменует собой огромный сдвиг в истории человеческого общества. Трудно назвать другой металл, освоение которого дало бы человеку столько же преимуществ в его борьбе с силами природы. Железо-важнейшее из всех видов сырья, которое произвело целый переворот и вызвало подъем производительных сил общества. Именно в это время могли переселиться люди на территорию, занимаемое сейчас селом, так как главным занятием жителей села вначале была охота. А охотиться, без приспособленного для этого оружия, трудно. С самого своего возникновения поселения существовал первобытно-общинный строй и сохранился очень долгое время. При археологических раскопках, в местности УнчучIи найден большой дом длиной 25 м. и шириной 9 м. Такие дома принадлежали тогда целому племени. Найден кремневый наконечник Недалеко от села Аща были найдены керамические изделия. Их отличительная особенность - неравномерный обжиг, обмазка жидкой глиной наружной поверхности сосудов. Керамика представлена несколькими формами сосудов. Найдены бронзовые кольца, плоско-черенковые наконечники стрел. При строительстве дома Г.Мусаевым был найден бронзовый наконечник. Это доказывает, что территория стала заселяться с эпохи бронзы. (Примечание автора сайта: даже поздний бронзовый век в Ближнем востоке начался в 16 веке д.н.э. а других народов вовсе и в 35 веке д.н.э. Поэтому нахождение бронзовых артефактов в селе Тинди, ничего не доказывает!) С распадом первобытно-общинного строя, была установлена военная демократия. Судя по раскопкам, все сильнее наблюдается усиление имущественного неравенства, накопления богатства в руках отдельных семей, а не родов. Хозяйственное обособление семей, ставших отдельными производственными единицами, концентрация в их руках значительного богатства движимого и недвижимого имущества создавало предпосылки для использования рабского труда. Это, в свою очередь, способствовало дальнейшему разложению самой общины. Однако, по сравнению с другими племенами, здесь долгое время сохранился родовой строй. У каждого тухума до последнего времени дома были построены отдельно от других. До IV-V вв. на территории садминистрации была языческая религия, хотя нет никаких сведений о том, какому культу поклонялись жители села. В V-VI веках распространилась христианская религия. О существовании христианской религии доказали раскопки 40-50-х годах XX веке. По ним удалось выяснить, что в селении имелись две церкви. Одна была расположена недалеко от старой школы. Мусульманская религия была принята лишь в XV веке, а мечеть построена в 1526 году. Феодальный строй стал устанавливаться в XI веке и продолжался до XV века. Он был слабо развит. Именно во времена феодальной раздробленности в XIII-XV веках вокруг села возник целый ряд небольших сел и хуторов, которые были очень удобны для разведения скота. Одному или нескольким феодалам принадлежало 3-5 хуторов. В каждом хуторе жили по 5-6 хозяйств родственников. В XV-XVI веках наряду со скотоводством, земледелие стало главным занятием населения. В XVI-XVII веках жители селения поддерживали и развивали политические и культурные связи с народами Грузии. Их отношения развивались в обстановке при усиливающейся политической и экономической экспансии султанской Турции, шахского Ирана и царской России, в условиях, когда феодальные владетели Тинди и Грузии часто вынуждены были менять внешнеполитическую ориентацию. Это оказывало влияние на их отношения и нередко приводило к конфликтам. К военным столкновениям феодалов толкало и стремление к обогащению и укреплению своих позиций, желание захватить и подчинить своей власти территорию соседей. В набегах на Грузию владетели Тинди видели легкий путь наживы. Во время набегов захватывали имущество и скот, похищали детей. Последствия набегов были очень плачевными для Грузии: уничтожались посевы, сады, разоренными оказывались целые деревни. Тиндинцы требовали богатый выкуп за детей. Многие не имели возможности приходить за своими детьми. Поэтому грузинские мальчики оставались в селении и принимали мусульманство. Иногда детей отпускали с родителями и без выкупа. Многие дети отказывались уезжать к своим родителям. Сказывалось, видимо, время. Дети привыкали к своим новым родителям, условиям жизни на новом месте. Поэтому некоторые тиндинцы были грузинского происхождения. У покойного мастера-ювелира Магомеднура отец был грузином, и он называл себя и грузином и аварцем. Изделия, изготовленные им, сохранились до сих пор. Он хорошо играл на музыкальных инструментах, пел и был душой компании. Обеспокоенный набегами тиндинцев, Ираклий 2 - царь Кахетии обращался к тиндинским и чамалинским обществам заключить договор о мире и дружбе. В ДНЦ сохранилось 2 письма с таким предложением. Значит, тиндинское общество под предводительством Динга было достаточно сильным и влиятельным об¬ществом в бассейне реки Андийское Койсу. Тиндинцы со многими народами Дагестана и Кавказа имели торговые отношения. Вели торговлю с чеченцами, с грузинами, балхарцами, унцукульцами, гоцатлинцами. Село Гоцатль Хунзахского района было основано тремя братьями-кровниками из Тинди. Об этом много писали и говорят сами гоцатлинцы. В начале XIX века Аварское ханство было крупным и влиятельным владением, державшим в зависимости ряд аварских союзов. В него входил и Тиндинский округ. Из нашего района Аварскому хану больше всего налог выплачивал Тинди. В 1834 году для управления Аварией было создано правление во главе старшиной, прапорщиком Айтбером. Хунзахский Магомед был утвержден главным кадием. Участие тиндинцев в освободительной борьбе горцев под руководством имама ШамиляНемало крови пролили тиндинцы в священной войне «газават» против неверных. Тогда же имамом Дагестана и Чечни был избран Шамиль. В этой священной войне тиндинцы потеряли более 100 человек. Во время освободительной борьбы народов Дагестана и Чечни под руководством Шамиля Тиндинский округ был самым сильным в районе. Да и сам имам Шамиль неоднократно приезжал в Тинди, чтобы пополнить свое войско. А село Акнада стало ссылкой для провинившихся перед имамом воинов и для военнопленных, в основном для русских. Среди тиндинцев наиболее отличились в этой священной борьбе против царского самодержавия Аличумагомед и Бусаилав. Аличумагомед погиб в Гунибе, защищая последний оплот Шамиля. Бусаилав навсегда остался в Ахульго в 1839 году. Его храбрость и отвагу воспел народный поэт Дагестана Гамзат Цадасы «Россияльул машгьурал ашрафазул бутIрузда ЦинтIаго пал тIамурав ТIиндиса Бусаилав». Участие тиндинцев в антиправительственных восстаниях после поражения движения горцев под руководством имама Шамиля в 1859 г.Тиндинский округ вошел в состав Андийского округа. Горцы не смирились. Недовольных политикой царского самодержавия было много. Это отразилось на антиправительственных выступлениях. Так в январе 186I г. вспыхнуло Ункратлинское восстание. Оно было подавлено особой жестокостью. Параллельно произошло и восстание в Тиндинском лесу. Но предвидя неминуемое наказание восставших, примкнувшие к ним состоятельные тиндинцы, надеясь спасти себя, встали на путь предательства. Наместник царского самодержавия в Дагестане решил покончить с недовольными политикой царя не только в Тинди, но и во всем районе. 16 октября царские войска и местная милиция заняли села Агвали, Гигатли, Саситли, Гаквари, Хуштада, Кванада, Тлондода, Тисси и Тинди. На жителей района была положена контрибуция. Руководители восстания тиндинец Курамагомед и агвалинец Умма Дуев были казнены в г. Дербенте. В 1879 году вновь восстали тиндинцы, а следом - в 1881 году - ункратлинцы, их выступления также были жестоко подавлены. Среди горцев не было единства и сплоченности в выступлениях, и они подавлялись легко. Об участии тиндинцев в восстании 1877 года тоже упоминается в документах того времени. Сведения скудны и мы не знаем имен его участников. Известно, что наибом Тиндинского округа был Курамагомед-Гаджи и что он имел связь имамом Дагестана Магомед-Гаджи Согратлинским. Что тиндинцы не оставались в стороне от этих событий - факт. Об этом в своих трудах упоминает и выдающийся дагестанский революционер и политический деятель А.Тахо-Гади. |
|
||||||||||
|