![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() |
|||||||||
Придерживаться документального подтвержденияМ. Абдулмуслимов с. Верхнее ГаквариТема Кавказской войны XIX в. будет актуальной не только в наши дни, но и в последующие века. Наши потомки будут искать следы своих предков не только в преданиях, но и в рукописных книгах, которые, хотя изредка, выходят на свет из тьмы забвения. Примером тому является рукопись Имаммухаммада Гигатлинского на арабском языке - хроника о Кавказской войне XIX в. Мы собрались на эту научно-дискуссионную конференцию, которая организована к 200-летию Аличул Магомеда Тиндинского стараниями его дальнего, но современного нам потомка. А кто слышал об Аличул Мух1аммад, как о соратнике Шамиля до этого года кроме его потомков и, может быть, некоторых исследователей той эпохи? А почему, я вас спрашиваю. Потому что под разными предлогами наследие, оставленное Иманмухаммадом Гигатлинским прятали под семью замками его же односельчане. Я не раз говорил им, что книга Иманмухаммада, должна быть обнародована. Ведь такие люди как Иманмухаммад Гигатлинский и его наследие – достояние не только гигатлинского, цумадинского, но и общедагестанского значения. Рукописи могут пролить свет на неизвестные для нас страницы истории. Чтобы то или иное наше утверждение приняли за истину, необходимы факты, подтверждаемые теми или иными историческими документами. ![]() id:3984 В этой связи хочу коснуться двух вопросов, которые вызвали в свое время резонанс в республиканской печати. Вопрос первый: «Откуда был дед имама Шамиля родом и как его звали?» Материнская линия его предков известна, а вот отцовская линия его предков вызывала и вызывает достаточно жаркие споры. Толчком к обсуждению данного вопроса в средствах массовой информации послужила статья (учителя истории из Гигатли М. Дибирасулаева «Ритlукълъи бергьинчlого хутlуларо» («Справедливость восторжествует», газета «Истина», от 16.12. 1995 г.) В ней автор утверждает, что дед имама Шамиля, как явствует из повести Батулил Магомеда «Ахlулгохl» («Ахульго») № 220 от 25.11.1995 г. и по преданию предков автора, был из Гигатли, другие же мол пишут, что он из Гаквари и т.д. Кого же имел в виду М. Дибирасулаев под «другими», написавшими, что он из Гаквари? Об этом писал известный в Дагестане, в особенности в ученых кругах Магомед Нурмагомедов из Аракани в своей статье «Имам Шамиль – ученый арабист» еще в 1991 году в газете «Исламские новости» № 2. Об этом писал также Гайдарбег Исалмагомедов из села Хаджидада в своей статье «Умумуз нахъ тараб ирс» («Наследство, оставленное отцами»), опубликованной в нашей районной газет «Голос Цумады». Дибирасулаев Магомед, сам историк, игнорировал эти статьи «других», и когда появилась документально-художественная историческая повесть Батулил Магомеда, взялся за перо. Не опровергнув утверждения М.Нурмагомедова и Г.Исалмагомедова, стал писать, что дед имама Шамиля из Гигатли, а этого, мол, «или не знают, или, если даже знают, не хотят рассказывать». А ведь рассказали. Рассказали приведенные мною авторы еще в 1991 году и в 1992 году. И если рассказали не так, как было кому-либо угодно, то можно было спросить об этом у авторов. Можно спросить и Тимура Айтберова, на которого ссылается в своей статье Г. Исалмагомедов. Наконец и я могу кое-что прояснить. Ведь я тоже, как и Дибирасулаев М. являюсь потомком известных в наших краях ученых – арабистов. Разбирая отцовские книги, я нашел записку на линованном листе, написанную Сажидом, сыном Абдурахмана. Они в свое время вместе с моим отцом учились арабским наукам и были имамами, один в Нижнем Гаквари (Сажид), а другой – в Верхнем Гаквари (Абулмуслим), да смилостивится над ними Аллах. Так вот, Сажид пишет своим красивым почерком, что предки Шамиля были из Гаквари и ссылается на записи в книгах моих предков. Нашел я в одной из таких книг и запись о том, как произошли села Гаквари, Гадири, Гигатли. В книге Д. Сулейманова «Прошлое и настоящее верхнегакваринцев» приводится выписка из записей Саида Араканского о том, что предки Шамиля были из Верхнего Гаквари. ![]() id:3982 Публикация М. Дибирасулаева вызвала большой интерес не своей доказательной базой, а самой мыслью, которая проходит через всю статью: дед Шамиля – из Гигатли. Одна за другой в газете «Истина» появляются статьи: «Киса ватаниги, абадиялъе хутlила…» от 20 января 1996г., «Тарихалъе къваригlуна хlужаби» М. Ибрагимова из Гимры, от 30 января 1996 года, «Лъикlав чи «нилъер» квешав… «чияр»» Г. Гаджиева из Гоцатля, который приводит в своей статье часть письма Абдулкадирова Шамильгаджи, который обвиняет меня чуть ли не в поклепе на него. В ответ на статью Г. Гаджиева появилась статья председателя инициативной группы «Дорога жизни» (Гимры-Чирката) Г. Хайбулаева «Магlарулав вукlаравги гlела». Дибирасулаев М. пишет, что в 60-е годы в Гигатли приезжало много ученых и из книги Имаммагомеда Гигатлинского «Гlажаибал харбал» (как называет книгу сам М. Дибирасулаев), которая по Дибирасулаеву, освещала вопрос о предках Шамиля, отданному одному из этих ученых, мол, листки оказались вырванными. Я привез с собой другую книгу Гигатлинского Имаммагомеда, которую называют «Хроника». В ней на странице 24 (ар.) автор пишет о предках имама, а Тимур Айтберов и Магомед Гамзаев это место из книги переводят так: «в Гимрах жил человек, которого звали Динга, у него был сын Магомед, а у него был сын Шамиль» («Новое дело» № 9 от 06.03.2009г.). Спрашивается, если бы дед Шамиля был из Гигатли, не сказал бы автор об этом хотя бы несколькими словами? Даже в «Дагестанской правде» известный историк Хаджи-Мурад Доного написал статью «Детство и юность имама Шамиля» (от 28 декабря 1996 года), где утверждал, что дед Шамиля из Гидатля. Ответом была не очень убедительная статья того же Г. Хайбулаева и других авторов «Будем достойны памяти имама», на что Х. Доного опять ответил статьей «Будем достойны его памяти». М.Ибрагимов и Х.Доного считают, что деда Шамиля звали Али. Они ссылаются на М. Чичасову (книга «Шамиль на Кавказе и в России»). Но ответ всем – статья М. Нурамагомедова, на которую ссылаются авторы статьи – оппоненты Х. Доного («Истина» № 42, март 1996г.). Итогом всей этой дискуссии в печати было то, что каждый остался при своем мнении и «тянул одеяло на себя». Но как мы знаем, истина бывает одна. Второй вопрос: участие наших предков в газавате 1877 года. В этом вопросе я полагаюсь на «Воспоминания Абдуразака из Согратля», где автор говорит о приезде в наши места (в Тинди) Абдуллаха из Цулды, приходе к нему Курамагомеда – ученого, алима и Карима из Гаквари, о Дибирасулаве Гигатлинском, о его отказе стать наибом и многом другом. Курамагомед, о котором говорится в этих «Воспоминаниях» - мой прадед, отец моего деда по отцу и мне как-то не по себе, когда начинают говорить о тиндинском Курамагомеде (М. Газиев «Тинди»). Ведь Абдуразак пишет, что Карим и Курамагомед из Гаквари, оба были сосланы в Харьков и там умерли. А Курамагомед руководил восстанием в местечке Кочали. Об этом говорится и в двухтомной «Истории Дагестана» («История Дагестана», т.2). На примере двух случаев, я призываю вас ничего не предполагать от себя в добавок к написанному кем-то в хронологическом виде, придерживаться документального подтверждения преданий. А то создается впечатление, что мы друг друга не читаем, не интересуемся истиной, а ведем себя по отношению друг к другу как немые с глухими. К двухсотлетию имама Шамиля мною было написано стихотворение. Этим стихотворением хочу закончить свой доклад и на этой конференции, посвященной к 200-летию сподвижника имама Аличул Магомеда: Умумузул цlаразе къулизин, Цlумадисел!
И сегодня мы поклоняемся перед именами героев Кавказской войны XIX века, в числе которых и мужественный предводитель горцев Аличул Мух1аммад из Тинди. |
|
||||||||||
|