![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
|||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() |
|||||||||
Они жили в любви и честиАвтор: Абдулхабиров МагомедСудьба каждого человека уникальна, даже если он проживает всю жизнь в одном ауле. …Я жил в соседстве с Иманмагомедом Магомедовым. Высокий и статный горец с чувством собственного достоинства без лишних разговоров, всегда занятый трудом. Работал он заведующим животноводческой фермой колхоза имени Ленина. Деятельность Иманмагомеда на этом поприще может служить образцом для подготовки сегодня успешных менеджеров высокого класса по агробизнесу. Никогда не видел его озлобленным и кричащим. Он был и отличным наездником тоже, что вовсе нелегкое и небезопасное занятие в горных условиях. Помню его песни на чамалинском языке. Песни любви и юмора. Более ни от кого я не слышал песнопения на чамалинском языке. Сожалею, что не записал их тогда на магнитофон. Мы потеряли чамалинские песни и это потеря для всей мировой культуры. ![]() id:000010009175 Рассказывали один забавный случай, связанный с Иманмагомедом, который в юношеские годы пошел с друзьями в хутор Цедатли на помощь по битью кукурузы, а истинная цель была присмотреться к красавице-дочери хозяина. Когда стали угощать помощников тыквой, то друзья в шутку сказали, что ″Иманмагомед не кушает тыкву″, хотя и ел всегда с удовольствием. С того времени прошло 20 лет, когда Иманмагомеда все-таки уговорили есть тыкву. Вот какова верность слову у горца! И была у Иманмагомеда жена – Курак. Она была активной, умной, деятельной, прямолинейной и доброжелательной. Многие годы работала она секретарем объединенной парторганизации Верхнего Гаквари, Гадири и Нижнего Гаквари, председателем сельского совета (по-нынешнему – главой администрации) Нижнего Гаквари. Работала успешно, с достоинством, без жалоб, криков и суеты, но всегда с пользой для гакваринцев. Вспоминается рассказ Курак. Была она молодой девушкой, когда в годы Великой Отечественной войны в Нижнее Гаквари ворвались вооруженные бандформирования во главе с гигатлинским ХIусейном. Бандиты выкидывали из складов, амбаров и магазина ткани, муку, мясо и продукты. Они говорили гакваринцам: «Забирайте все, и больше не будет ни колхозов, ни Советской власти». Иные сельчане и забирали выкинутые продукты и вещи, ибо в те военные годы горцы жили впроголодь. Многое забрали и сами бандиты тоже. Курак, с её слов, обратилась к односельчанину, который находился в этой же бандгруппе с просьбой уйти из аула и не совершать преступления. Курак была очень мужественной. Бандит не прислушался и даже сдернул платок с её головы, что считалось унизительным оскорблением. Узнав об этом позже, Иманмагомед вооружился винтовкой и искал бандитов. Не найдя их, он наткнулся в горах на бандитские склады одежды и еды. Многие тогда пострадали от этих бандитов, в особенности их родственники. Позже бандитов поймали и осудили. Это отдельная драматическая глава истории Цумадинского района, которая ждет своего объективного исследователя. Абдурахман Даниялов подробно пишет в своих мемуарах о поездке в Цумадинский район для переговоров с этими возмутителями, ибо из-за таких земляков дагестанцев тоже намеревались выселить в Казахстанские степи. И мне рассказал в Москве Абдурахман Даниялович. Будучи председателем Правительства Дагестана, он без всякой охраны приехал в Агвали и отправил родственника к бандитам, чтобы они сдались, но они в ответ предложил самому Даниялову перейти к ним. Переговоры не состоялись и пришлось создавать истребительные отряды для уничтожения бандитов, иначе реальной была угроза выселения дагестанцев в Среднюю Азию. …В Гаквари вспоминают забавный случай, когда Курак Магомедова работала председателем сельского совета в селении Нижнее Гаквари. Ей звонит кто-то из чиновников Цумадинского районного исполнительного комитета (ныне это – администрация района). Телефонов мобильных тогда не было, а имеющиеся тяжелые массивные телефонные аппараты привинчивали к стене и крутили ручкой аппарата, чтобы сигнал шел до районного узла связи. Если сигнал проходил, то телефонистку приветствовали и излагали ей свою просьбу соединить с абонентом. Имена телефонисток все знали наизусть, они были очень любимы в народе и я до сих пор сохраняю в сердце благодарность Килянат Закарьяевой и другим незабвенным и большим труженицам связи, которые за мизерную зарплату выполняли очень тяжелую, важную и нервную работу. Так вот, однажды чиновник из района приглашает руководителя села к телефону. Курак находилась в кабинете и отвечает, что она у телефона слушает незнакомого ей человека. Состоялся следующий телефонный диалог: - Кто у телефона? - Курак йиго (это Курак, а Курак по- аврски – это абрикос) - Ятила мун микьир? Вугиш гьени цоги чи? (Может быть ты персик? А есть кто-либо еще там?) - Вуго (есть). - АхIе (зови). Позвали Магьу Цедатлинского – бригадира колхоза. - Мун щив? (Ты кто?) - Магьу вуго (магьу - по аварски – ноша –связка- на спине) - Ле, нужер росолъ дурусаб цIар бугев чигойиш гьечIев? (Послушайте, неужели нет в Вашем ауле ни одного человека с нормальным именем?) В итоге убедили чиновника, что люди они ответственные, хотя имена их, по мнению чиновника, не очень-то и нормальные. ![]() id:3642 В этой связи запомнился еще один эпизод. Директором в Нижне-Гакваринскую среднюю школу был направлен молодой выпускник ДГУ – Муху Алиев. По приезду в Нижнее Гаквари М.Г.Алиев спрашивает у школьников об имени главы сельского совета. Услышав имя- Курак-, Муху Гимбатович подумал, что дети его разыгрывают. Но после личного знакомства с Курак, все вместе смеялись над ситуацией. Даже став Первым Президентом Дагестана, Муху Гимбатович находил время для посещения больной Курак, ибо в нем, насколько я знаю, очень много человеческого, а не чиновничьего. Курак была от природы наделена добротой, юмором и ответственностью. Была она и большой труженицей: косила, молола, в образцовом порядке держала дом, сарай, хлев с коровами, курами и другими домашними животными. С очень большой теплотой относилась и к приемным детям: Магомедрашиду и Харижат, которые остались у Иманмагомеда после смерти их матери – первой супруги. А, ведь, для того, чтобы стать матерью или отцом приемным (осиротевшим) детям нужно иметь поистине величайшую человечность! И повзрослевшие (они уже на пенсии) Магомедрашид и Харижат с нежностью вспоминают заботу Курак о них. Родились у них и свои дети: Басират и Хабибула. Басират унаследовала от отца – основательность, а от матери – боевую активность. Была Басират не только лучшей ученицей Нижнее-Гакваринской средней школы, но и капитаном женской волейбольной команды школы, которая много раз выигрывала на районных спартакиадах. С отличием окончила Буйнакское педагогическое училище и Дагестанский педагогический институт. Блестяще работала учителем вначале, а затем и директором Нижнее-Гакваринской средней школы. ![]() id:148058261582 Выйдя замуж за известного в республике инженера-нефтяника, крупного профсоюзного деятеля (председателя работников нефтяной и газовой промышленности Дагестана) и большого партийного босса (второго секретаря Избербашского горкома КПСС, который курировал промышленные и строительные вопросы, очень много доброго сделал для Избербаша) Юнуса Сулейманова, Басират была вынуждена переехать в Махачкалу. Она стала заместителем Гендиректора «Дагнефть» по кадровым вопросам. Построили они скромную и уютную дачу с маленьким бассейном. И пригласили они пожить на этой даче Курак, ибо она оставалась одна в ауле после смерти мужа – Иманмагомеда. С малых лет привыкшая к труду, Курак не могла оставаться без работы и поэтому всегда чем-то занималась на даче. Много раз я встречался с этой удивительно нежной дагестанкой. Много интересного рассказывала она из истории аула и района. Сожалею, что не записал её повествования. С особенной, не увядающей болью говорила она о сыне Хабибуле, который рано ушел из жизни после кровоизлияния в мозг. Неправильно, когда дети уходят раньше родителей в мир иной, будучи еще очень молодыми. На этой фотографии я запечатлен вместе с Курак. Это наша последняя встреча с ней. Я с большой теплотой вспоминаю Иманмагомеда и Курак. Прошу их внучек, внуков и правнуков хранить в сердце память о Курак и Иманмагомеде, которые прожили жизнь с Честью и Достоинством! Нам бы нужно записывать жизнь наших родителей для того, чтобы они оставались как образцы нравственной и трудовой жизни, Они помогут нам оставаться на волне Чести в это время бесчестия, трусости, убийства, продажности и безответственности. |
|
||||||||||
|