![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
Глава VII. Имам Шамиль и ученый из Хварши.Имама Шамиля и ученого из Хварши Загалава связывала совместная учеба. У них было много общего. Оба они в детстве были со слабым здоровьем, и поэтому их обоих пришлось переименовать по обычаю ислама. И первоначальные имена их были похожие Шамиля звали Али, а Загалав был Курбан-Али. Оба они скитались в поисках знаний. Два великих человека умерли в один и тот же день - Шамиль в Медине, а Загалав в Хварши. При избрании Шамиля имамом, первым человеком который предложил его кандидатуру, был Загалав-Дибир Хваршинский. Шесть лет Загалав-Дибир был наибом в Тинди, и на камне, вделанной в стену Тиндинской мечети, эпиграфическая надпись от рук ученого Курбан-Али. Мухаммед-Тахир Аль-Карахи в своей книге «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах» пишет о сражении в Аргвани. Ученый, будучи старше имама Шамиля, часто обращался к нему со словами: «О сын мой, я раньше отговаривал тебя от выселения прочих жителей Хунзаха...». ![]() id:1269 Имам часто советовался с ним по важным вопросам своей внутренней политики. Назир из Дургели пишет: «Большой ученый Загалав-Дибир Аль-Хварши был с имамом в его битвах и имам Шамиль часто советовался с ним». Загалав прожил долгую жизнь. Умер, когда ему было за сто. Он был очень маленького роста. В главе об уходе имама из Анди говорится, что после его сожжения имам направился в Тадбутри. Некоторые наибы и их отряды вернулись к своим домам. В это время великий ученый Загалав из Хварши неоднократно посылал письма к их наибу, храбрецу Микаилу, прося его вернуться с ополченцами. Он писал: «Что вы стоите там? Русские уже засели в Анди. Так возвращайтесь же к себе на родину для того, чтобы мы могли посоветоваться о том, что нужно предпринять в это время, и мы сделаем то, что сделают жители Дагестана». Утверждают, что Загалав лучше знал арабский язык, чем Шамиль. Шамиль это признал и предложил дружбу. Рассказывают, что когда Шамиль распространял шариат и устанавливал свои низамы (порядки), проездом в Грузию, он остановился в Хонохе у Загалава, где по доносу приговорил к смерти трех человек. Загалав сказал Шамилю: «Не ты им дал жизнь, а Аллах, пусть он бы и забрал у них жизнь, а не ты. И виноваты они были лишь в том, что тучные их стада баранов не выполняли предписаний ислама. Грех ты совершил большой!». Говорят, с этого дня отвернулась удача от Шамиля. Утверждали также, что Загалав обладал телепатией и волшебной силой. Как рассказывают: один человек решил проверить это, он три дня собирался к Загалаву и наконец собрался, а Загалав-апанди встретил его вопросом: «Почему ты, Магомед-Гаджи, три дня собирался, а пришел только сегодня? Я тебя ждал. Если ты не веришь, что я обладаю волшебной силой, я тебе докажу» - и исчез на некоторое время. Вернулся, держа в руках горсть свежих фиников прямо с лепестками. Он побывал в Аравии и вернулся за это время. (прим. автора сайта: подобная легенда существует и о Нурмухаммадхаджи Акнадинском - якобы во время диспута с другим алимом о сверхъестественных возможностях Нурмухаммада, тот принес финиковую ветвь из Аравии) В целом же считается, что человек ученый может воздействовать на умы людей. Дом ученого находился около мечети. Землю для строительства мечети дал сам Загалав-Дибир. Сзади села была дорога (бодул нух), около местности «ТIере кьо» в сторону Тинди. Местность очень понравилась имаму Шамилю. |
|
||||||||||
|