![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
Глава II. Материальная и духовная культураБогатая в селе Хварши материальная и духовная культура. Характер жилища, его форма, планировка определяется природно-географическими условиями, уровнем социально-экономического развития народов, в частности и типами хозяйства, этническими традициями. И поэтому изучение жилища дает цельный материал для восстановления истории, бытовой и художественной культуры народа. ![]() id:1285 На основании археологических данных можно предположить, что основные формы жилища, продолжавшие существовать До XIX века, имеют много общего с архаичными формами жилища в эпоху бронзового века. По преданию жителей, их предки жили даже в пещерах. Начало строительства жилищ у хваршинцев сопровождалось, как и у других народов, определенными магическими церемониями. Счастливым днем для закладки фундамента считалась суббота (гъасилъо-1 день). В честь начала строительства устраивалась «садакъа», женщины перед мечетью раздавали ломки хлеба. В направлении Мекки под фундамент закладывали серебряную монету или колечко, как говорили, на счастье. Заселение в новый дом отмечалось «мавлидом» и раздачей хлеба. Как элемент материальной культуры, одежда отражает характер трудовой деятельности народа, его культурные традиции и художественные вкусы. Она близка к комплексу одежды всех аварцев. Исследователи пришли к выводу, что матерчатый пояс являлся неотъемлемой частью костюма горянок. Детская одежда была снабжена разными талисманами, бусинками и специальным шариком из дерева (кIечI). ![]() id:1273 Прически мужчин и женщин не отличались от причесок других народов. Иногда мужчины брили голову наголо. Обязательно оставляли усы. Девушки же сплетали волосы в две косы, а затылочную часть сбривали. Образование в Хварши, как и во всем Дагестане, было в основном примечетскими школами (мектебы, медресе). Стремление хваршинцев к тому, чтобы ребенок выучился, стал образованным, видно из образцов:
Габуниб хуржи лъела,
Хуржиниб гIелму лъела, ТIиндадерил ролъ квине МутагIалимлъун тела. На плечи хурджуни В хурджуни – книгу Тиндинское зерно кушать Мутаалимом отправлю. В устно-поэтическом творчестве хваршинцев большое место занимают лирические песни. Хваршинцы, как и все народы Дагестана, исповедовали ислам. Самой популярной было священное писание - Корна, книга «Бустан», что означает сад. Отмечали и отмечают все религиозные праздники, как Ураза, Курбан-байрам, мавлиды и другие. Таким образом, в исследуемое время образование и обучение подрастающею поколения у хваршинцев, как в прочем и у других народов Дагестана, находилось в руках у духовенства. В советский период времени в Хварши было запланировано строительство горнолыжной базы с трамплином и со всеми условиями для отдыха туристов и спортсменов. Есть надежда, что эти планы когда-либо да осуществляйся. |
|
||||||||||
|