![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
Укротители Андийского койсуИнтервью с руководителем клуба "Новый Бродяга" Игорем ПономаревымВидео прохождения порога в местечке "Орлинное гнездо" на Андийском койсу Беседовал Гусен Халилуллаев автор портала Цумада.Ру Игорь, расскажите, пожалуйста, о вашей команде и какие реки вы прошли как в России, так и за рубежом? Наш клуб "Новый Бродяга" был создан в 2004 году. Но это не значит, что до этого создатели не ходили в водные походы. Я, например, хожу с 1989 года. А с 1992 или 1994 года вожу группы. Как-то февральским вечером, мой друг Алексей Жердев и я, размышляли о новом водном сезоне, о планах и перспективах. И в том числе обсуждали с кем идти? Не то, что у нас мало хороших знакомых водников, но просто хотелось чего-то большего, чем просто интересной реки. Хотелось особого командного духа, а не антрепренерского похода. И мы решили, что для особых отношений, надо делать команду с нуля, ну почти с нуля. Основным условием для отбора в команду, мы поставили не опыт, а человеческие отношения. Так и говорили: "Не важно, какой опыт, лишь бы человек был хороший" И, конечно же, оказалось, что такие люди есть. Конечно же, в первом походе мы не могли идти сразу на высшую категорию, так как влившиеся в наши ряды нуждались в обучении. ![]() id:4168 Мы пошли весной на Кавказ, выбрав одну из интереснейших рек Мзымту. К сожалению, в связи с олимпиадой, эта река становится все менее привлекательной. Леса вырубили, понастроили гостиниц, пансионатов. В реку покидали строительный мусор. Очень, знаете, неприятно плыть вокруг бетонных блоков, ощерившихся арматурой. А сейчас туда еще и железнодорожную ветку собрались тянуть. Это было прекрасное начало нашего клуба, мы прошли пороги от 4 к.с. до 5 к.с. И новички получили замечательную тренировку. Общая категорийность похода - 2 к.с. с элементами 5 к.с. Летом 2004 года мы прошли алтайскую реку Шавла - это уже чистая пятерка. Кончено и в этот раз к нам добавились новые ребята. Мы немного ошиблись со сроками, почитав отчеты предыдущих групп и заложив 12 дней на Шавлу, прошли ее за три дня. Еще через полтора дня, пройдя пороги (4 - 5 к.с.) полноводной реки Аргут и проплыв по Катуни, решили заброситься на реку Чуя. Так что, за весь поход мы прошли 1500 км по бурной воде: Шавла - Аргут - Катунь - Чуя - Катунь. Это было замечательное достижение для команды, можно сказать, мы перевыполнили план. Потом, в 2005 году весной - кавказская река Большая Лаба и кусочек на реке Белой. Летом - Саяны, реки Харамурин – Жомболок. Опять таки, на Жомболок мы изначально не собирались, но прошли Харамурин с экономией времени и, попрощавшись с ней, посетили Жомболок. В 2006 году весной - опять Кавказ и опять Мзымта. А летом опять Алтай, верхняя часть Башкауса и нижняя часть Чулышмана. Вообще, весь Чулышман - это очень серьезная река наибольшей категории 6 к.с. Но мы не стремились резко прыгать выше головы и шли только на более простую нижнюю часть. И, кстати, один порог Каша обнесли. Все-таки экстрим экстримом, но надо соизмерять опасность. Осенью 2006 мы опять устроили сплав на реке Белая (Кавказ, Адыгея). Весной 2007 года - Большая Лаба и Белая (Кавказ). Вы скажете, зачастили одни и те же кавказские реки ходить? В общем-то, да. Но весенние и осенние походы мы считаем тренировочными, именно весной и осенью к нам присоединяются большинство участников. 2007 лето - Чуя-Катунь-Шавла на Алтае. 2008 весна - Мзымта, Белая на Кавказе. 2008 лето - как называют в рядах туристов водников, эталонная пятерка - река Китой в Саянах. Некоторые знакомые сомневались в возможности пройти эту реку за 2 недели. Некоторые из них даже считали это совершенно не адекватным. Но опять мы прошли с экономией времени, и в связи с тем, что перебрасываться на другие адекватные по времени реки далеко, 3 дня отдыхали на величественном Байкале. 2008 осенью - опять тренировочки на кавказской р. Белой. 2009 весной - мы решили все-таки выбраться за границу. Сначала были тренировки на Мзымте, они были точно уж тренировки, а не прохождение. Так как большинство уже знало реку, а самый интересный и сложный участок - Греческое ущелье, в связи с погодными условиями, был почти без воды, так, ручеек тек тоненький. Мы стояли лагерем около порогов Островной и Троллейбус, проходили их, забрасывали катамаран на крышу авто и опять ехали вверх к началу порога, и опять проходили. И так три дня. Значительная часть группы приехала к концу третьего дня, и проплыв до Греческого ущелья, которое было опять без воды, мы разобрали катамараны и, преодолев границу с Абхазией, продолжили тренировки на реках Юпшаре, Геге и Бзыби. Летом же 2009 года мы решили ехать на Андийское и Аварское Койсу. По описанию и видео предыдущих групп ожидали сложность рек на уровне пяти, но в связи с продолжительными дождями, получили чрезвычайно высокий уровень воды. Подготовка и командный дух позволили нам пройти эти прекрасные реки. Хотя и здесь мы, как говорит молодежь, не выпендривались, обнесли вновь образовавшийся порог на Андийском Койсу, обнесли порог Гимесотлерский. Но, прошли порог-легенду, жемчужину Андийского Койсу, порог шестой категории сложности - порог Орлиное гнездо. ![]() id:4169 Осенью, как всегда, маловодна и коротка: кусочек Чхалты (Ацгары) и Кодор в солнечной Абхазии. Сколько лет нужно заниматься сплавом, что бы достичь вашего уровня профессионализма? Моего? Так. Посчитаем. Начал я заниматься водным туризмом в 1989 году. Значит 20 лет. Ну, это кончено шутка. Но, я думаю, что водная команда может подняться до рек шестой категории за пять лет с нуля. Но, есть ведь много водников, которым и не надо жестких и страшных порогов шестой категории. Здесь все-таки постепенность в развитии очень важна, и логична, и с точки зрения безопасности, к тому же для новичка на катамаране пороги четвертой категории уже будут вызывать прилив адреналина и восторг. Какие финансовые затраты ожидают и что нужно купить, чтобы начать заниматься сплавом? Я все-таки сразу скажу, что без опыта и отсутствия опытного капитана, руководителя похода или инструктора, не стоит начинать. Лучше примкнуть к существующим клубам или группам. Возможно, хорошим вариантом для начала является поход с опытным инструктором в коммерческой группе - рафтинг-тур. Тогда снимается вопрос с покупкой средства сплава, а часто и снаряжения. Катамаран четверка (прим.: на котором экипаж состоит из четырех человек) стоит порядка 40 - 60 тысяч рублей, двойка (экипаж 2 человека) дешевле. В ценах на каяки и рафты я совсем не ориентируюсь, мы их не используем. Да и вообще, мы активно изготавливаем катамараны в самом клубе "Новый Бродяга". У нас есть специалисты по проектированию и специалисты по изготовлению. Нельзя уж сказать, что изготовление самим клубом позволяет нам экономить, ведь на это тратится время. Но, это позволяет получить надежность уровня лучших вариантов фирм. Обводы наших катамаранов намного лучше, чем у коммерческих фирм. Например, аналогов наших катамаранов-двоек ни одно коммерческое предприятие не производит. При этом достигается намного меньший вес катамарана. Но, кроме средства сплава, например, катамарана, нужно и другое снаряжение. Минимально, если присоединиться к уже существующему клубу: спасательный жилет (для простых рек около 15 литров, для сложных 35-40 литров) - 3500 рублей, весло от 800 рублей, гидрокостюм от 3000 рублей, каска (шлем) от 1500 рублей. А еще нужны спасательные концы, называемые морковками, это цилиндрический мешочек с капроновой 8 мм веревкой внутри с альпинистским карабином на одном конце. Они делаются обычно в ярких цветах - желтых, оранжевых, красных. Конечно же, нужна и палатка (примерно 3500 на двоих), топор, пила, каны (котелки) или казаны. Желательно, для рек со сложной скальной береговой обстановкой, иметь и альпинистское снаряжение, т.е.: основную веревку 10-11 мм, обвязки, устройства подъема (кроли, жумары), карабины, страховочные усы, спусковые устройства (например, ретрамы). Но, это для серьезной реки и подготовленных участников. Тренировке работы с альпинистским снаряжением так же надо посвятить значительное время. Но, это так сказать, разовые затраты или, лучше сказать, инвестиционные затраты, которые будут давать отдачу долгое время. А на экспедицию на кавказские реки мы тратим около 7-15 тыс. рублей на человека. Если реки на Алтае или в Саянах, то 15-25 тыс. Как профессионал по горным сплавам, как вы оцениваете сложность и привлекательность Андийского Койсу для водных туристов и экстрималов? Лучше сказать - профессиональный любитель или любительский профессионал. Андийское Койсу - это очень интересная река. На ней можно выбрать участки и для очень опытных групп, и для тренировок, и для начинающих. Стоит отметить теплый климат - как в смысле погоды, так и в общении с местными жителями и милицией. Я нигде не встречал такой доброжелательной милиции. Нельзя сказать, что дороги уж очень хорошие, но вполне проходимые на микроавтобусе. Красива ли природа? Да, но это особая красота. Может кому-то и не понравится отсутствие тайги, но это же не Саяны и не Алтай. Мы были и в Саянах и на Алтае, но хочется и другого. Здесь скорее азиатские пейзажи и азиатское жаркое солнце. И опять заметим, что это быстро достижимо, в отличие от рек Средней Азии, куда долог перелет и намного длиннее дорога до реки. Подходят ли притоки Андийского Койсу на территории Цумадинского района для водных туристов и вообще желающим научиться заниматься сплавом? По поводу притоков Андийского Койсу ничего не могу сказать. Этот вопрос мы еще не прорабатывали. Притоки обычно маловодные и крутопадающие и для начинающих не подходят. Но, очень недалеко от Андийского Койсу, есть Аварское Койсу, тоже очень интересная река. Мы с друзьями в этом году организовывали экопоход, на третью по высоте гору Аддала-Шухгельмеэр (4152) и фильм о нашем восхождении занял второе место среди 600 документальных фильмов. Места эти тоже по-своему красивые. Если бы ежегодно различные группы по водному туризму приезжали в наш район, думаю, это стало бы хорошим посылом для развития водного туризма в Цумадинском районе. Что, по вашему мнению, нужно предпринять для привлечения водно-туристических и спортивных групп в Цумадинский район? Сейчас я напишу поток идей, который надо будет урезать, но возможно пригодится для руководства вашего района. На этот вопрос, наиболее просто было бы пошутить так: "Это очень серьезный вопрос, и я как профессиональный консультант по управлению, готов заключить контракт на исследование с руководством Цумадинского района". Это конечно шутка. Некоторые вещи можно сказать на вскидку и без глубоких и затратных исследований. Вы конечно абсолютно правы, что чем больше групп будет приезжать, тем больше будет информации о районе в Интернете, в том числе отчетов, фотографий, фильмов и тем больше возникнет желающих посетить этот район. Среди некоммерческих групп туристов водников, есть определенная тенденция, как бы это лучше сказать ... моды - не очень подходит ... Смысл в следующем, на несколько лет какая-то река может стать особо популярной среди водников. Так, что на пороги выстраивается очередь из катамаранов и каяков. Через некоторое время популярность спадает и сохраняется на некотором уровне. Что этому способствует? Наличие в первую очередь информации о реке, об обстановке с местным населением. Ведь не секрет, что за последние 2 года участились случаи грабежа и воровства на реках Алтая, Саян. В силу развитости интернета, информация об этом очень быстро распространяется в интернете. Здесь очень важна профилактическая работа милиции с местным населением. Второе, это удобство заброски. Как уже отмечали, дороги здесь конечно не шоссе, но видно, что за ними ухаживают. По таким дорогам дойдет не только "Буханка" ("Таблетка"), но даже Газель и легковая машина. ![]() id:4171 Но на данный момент, нет развитой системы фирм и частных лиц, занимающихся заброской. Если скажем, в Адыгее действует множество частных лиц и фирм, уже имеющих известность своей честностью и ответственностью, то заброской от Махачкалы в Цумадинский район водников занимается только фирма "Чиндерчеро". Слабо известная фирма, к тому же одна - вызывает опасения. Я не знаю, сколько стоят ее услуги, но эдакая монополия может вызывать ощущение дороговизны. Я пытался связываться по электронной почте с этой фирмой, но она не реагирует на письма. Кстати, это тоже определенный показатель качества обслуживания "Чиндерчеро". Кроме того, некоторые группы при наличии дороги вдоль реки, предпочитают сплавляться в так называемом спортивном режиме, без рюкзаков на катамаране, получая максимальное удовольствие от сплава из-за большей маневренности разгруженных судов. Вещи же перевозятся машиной сопровождения, водитель ночует вместе с группой. Читая отчет группы рязанцев, посетивших в 2008 году реку, нельзя было понять достаточно ли часто имеются подъезды к реке для использования упомянутого спортивного режима. Мы можем четко утверждать, что съезды для машины с дороги есть. Но их количество можно было бы легко увеличить, просто одним движением бульдозера, которые по нашему мнению довольно часто ухаживают за дорогой. Рассматривая ситуацию с автообеспечением экспедиций и туров, было бы правильно отобрать среди местных владельцев автотранспорта ответственных водителей с надежным транспортом, конечно же, желающих получить такой вариант заработка, и отразить их координаты прямо на сайте Цумадинского района. Туристам-водникам не нужны шикарные машины, главное чтобы хорошо ездили. Среди туристов водников, растет определенный сегмент желающих жить не в палатке, а в гест-хаусах, минигостиницах с минимальным обслуживанием, от 2 до 4 постелей, тепло и светло, и горячая вода. Очень, знаете ли, приятно иногда помыться. Даже если, туристы и не желают жить в минигостиницах, то, скорее всего, захотят посетить баню с душем. Вдоль сплавного участка на реке Белой имеется около 5-8 бань. В глухих районах без дорог и сел, часто строятся временные бани из камней накрываемые после протапливания полиэтиленом. В долине Андийки мы не заметили зазывающих объявлений «баня». При этом нет значительного количества дров, да и скальные породы (известняк и сланец) не позволяют использовать их для строительства такой бани, камни будут трескаться, больно стрелять, а возможно и просто баня-очаг развалится. С одной стороны, очень хорошо, что местное население в большинстве своем не приемлет алкогольных напитков. Но, с другой стороны, многие туристы любят после интересного и трудного сплавного дня попить, например, пива. Интересный факт, в промтоварных и хозяйственных магазинах нет туалетной бумаги. Наши вопросы к продавцам о туалетной бумаге вызывали улыбки. ![]() id:3870 Часто около поселков, местные жители сбрасывают к реке мусор, сейчас пожалуй не вспомню, было ли такое место на Андийском Койсу, но на Аварском Койсу при просмотре и прохождении очень интересного Карадахского прорыва нам приходилось пробираться по грудам воняющего мусора. Такое же отношение часто встречается и во время пикников. Опять же приведу пример, с Аварского Койсу, красивейшая стоянка была значительно забросана бутылками, банками и другим мусором. Так что пришлось ее разгребать от мусора для установки костра. Понятно, что вывоз с гор мусора это дорогостоящее дело, ну хотя бы временно закопать его, копнув раз ковшом экскаватора и свалив в яму мусор. Вплыв в водохранилище, нам пришлось сплавляться в окружении плавающих пластиковых бутылок. В верховьях Андийского Койсу лежали раздувшиеся трупы ослов и коров. Конечно, к следующему году запаха от них уже не будет, но … Мы довольно долго искали по поселкам контейнер, для того чтобы выбросить стеклянные банки и бутылки. Пластиковую тару и пакеты туристы водники обычно сжигают. Какие советы вы дали бы руководству района, для популяризации водного туризма в Цумадинском районе? Возможно, но надо более тщательно обдумать, это: - частичное финансирование экспедиций туристов водников с условиями предоставления видео и фотоматериалов (или их части); - финансирование любителей для создания любительских фильмов; - организация конкурсов фотографий на портале Цумадинского района с ценными призами, но не интернет голосованием, которое часто поддается фальсификации, а авторитетной комиссией руководителей и художественных работников района; - организация конкурсов коротких музыкальных клипов (до 6 минут), с выше указанными условиями; - организация конкурсов документальных фильмов (до 20 минут), с выше указанными условиями; - организация конкурсов отчетов о путешествии, с выше указанными условиями; - организация конкурсов стихов о районе, реке, и т.п.; - финансирование создания передач профессиональными работниками ТВ. Но, здесь вылезает дороговизна таких проектов, а иногда и слабое качество работы местных специалистов, все-таки для съемки экстрима необходимо быть и самому экстрималом, иначе как это обычно бывает, специалисты водники смеются над враньем и бредом, которые выпускают о водном экстриме центральные каналы. Возможно, улучшение при жестком контроле со стороны специалиста водника производства фильма начиная со сценария, кончая постпродакшеном. Под жестким контролем, я подразумеваю, не принимать работу пока не подпишет специалист водник; - организация соревнований по технике водного туризма; - организация соревнований в стиле «длинная гонка». Какие меры нужно будет принять для подготовки инструкторов из числа местных жителей для оказания услуг приезжающим водным туристам, и вообще, насколько это реализуемо в наших краях? Инструктора нужны только для коммерческих групп, но тут одними инструкторами не обойдешься, нужно создавать турфирмы, предоставляющие рафтинг-туры и организующие сплав на катамаранах. Здесь уже возникает вопрос финансовой проработки - создания бизнес-плана. По моим сведениям, за последние два года регион посетили всего несколько групп: рязанцы 2-3 раза, украинцы (шли сразу после нас), и, как я недавно узнал, мои старые знакомые из Москвы (в 2008 году), ну и наш клуб. Это слишком маленький поток для организации узкоспециализированной турфирмы ориентированной на Цумадинский район. С моей точки зрения, следующие несколько лет надо потратить на рекламную раскрутку района. Поток самодеятельных туристов с некоторым лагом (задержкой) вызовет желание и у коммерческих туристов и рост их потока. Профессиональные инструктора турфирм, и в развитых районах не слишком профессиональны. Даже при положительных отзывах коммерческих туристов, которые не специалисты в водном туризме. Мы, лично наблюдали не то, что ошибки, а грубые нарушения техники безопасности на Алтайских реках местными инструкторами в параллельных нам коммерческих группах. В том числе: (1) не только неправильная и бесполезная для сплавляющихся, но и опасная для инструктора организация страховки; (2) по беседам с соседями рафтерами, отметим отсутствие инструктажа и обучения сплавляющихся, т.е. по типу «бери весло и греби», отсутствие инструктажа по ТБ, ![]() id:3865 (3) опасные джигитские развлечения на катамаранах и рафтах, проводимые инструкторами. Я понимаю, когда джигит показывает свою удаль на лошади, он подвергает опасности только себя. Но, подвергать опасности туристов, как устраивая гонки на рафтах или катамаранах на сложном участке, это сравнимо с гонками по горной дороге на авто. Кстати, такой случай закончился трагедией в Египте, я помню, это рассказывалось в новостях по ТВ. Но, в принципе, конечно же, можно подготовить и местных инструкторов. По правилам водного туризма, рост категорий пройденных походов должен идти с 1 поступательно. Но, для катамаранов и рафтов, меньше 3-4 категории и рассматривать-то не стоит. Я думаю, что, пройдя как минимум 2 похода, "молодой" инструктор уже может вести катамаран или рафт на участках до 4 к.с. включительно, но под руководством опытного руководителя экспедиции. Через 2-3 года, он сможет руководить экспедициями 4-5 к.с. Возможно, я слишком перестраховываюсь, и здесь следует спросить и других специалистов по водному туризму. Весьма вероятно, если в обучение на инструктора будут приглашаться спортсмены и тренеры из других видов спорта эти сроки сократятся. В качестве дополнительного некоторого контроля и аттестации, возможно использовать участие обучающихся инструкторов в соревнованиях по ТВТ (технике водного туризма): Вуокса (Ленинградская область, июнь) - начиная с начального уровня; на реке Белая (Адыгея, в районе поселка Гузерипль, начало мая) - прошедшие походы 4 или 5 к.с.; Мажойский каскад (Алтай, река Чуя, начало мая) - для опытных инструкторов 6 к.с. Имеются ли в России коммерчески успешные реализации водного туризма? В России имеется масса туристических фирм занимающихся водным туризмом и комбинированным туризмом (водная и горная часть). Но, вопрос в качестве и безопасности. Если московская фирма получит труп, ее владелец может просто спрятаться за подписанными клиентами бумагами отказа от ответственности, и просто сменить название. Но не дай бог, такая трагедия случится с местной Цумадинской фирмой, ляжет пятно на всем районе. Возможно ли проведение какого либо очередного чемпионата по сплаву или рафтингу по рекам Андийское и Аварское Койсу? Возможно, это стоит обсудить с федерацией по рафтингу, и ТССР. |
|
||||||||||
|