![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
ТиндалыСамоназвание - идери.![]() id:3098 Народ в России, коренное население северо-запада Дагестана (Цумадинский, Кизилюртовский, Хасавюртовский районы). Говорят на тиндинском языке. В языке развиты диалекты. Письменность на аварском языке. Верующие тиндалы -мусульмане-сунниты. Основные занятия - земледелие (выращивание ячменя, пшеницы, проса, из овощных культур - тыквы, моркови) и скотоводство. Из домашних промыслов были развиты кузнечество, столярничество, обработка шерсти и кожи (изготовление вязаной одежды, скорняжных изделий), охота, пчеловодство. В материальной культуре тиндалов много общего с аварской. Сeла тиндалов расположены на непригодных для земледелия крутых склонах гор. Жилища (прямоугольные, двух- и трeхэтажные) располагаются плотно и образуют собой многоярусный оборонительный комплекс с . Одежда тиндалов общекавказского типа. Основу питания тиндалов в весенне-летний период составляли мучные и молочные блюда, осенью и зимой - мясные блюда. Своеобразие в культуре питания тиндалов прослеживается в использовании тех или иных блюд в качестве ритуальных, в некоторых деталях застольного этикета. Органами управления тиндалов являлись сходы вольного общества и отдельных селений - джамаатов. Собирались они только для решения важнейших вопросов общественно-политической и хозяйственной жизни. Судопроизводство осуществлялось в соответствии с адатом и шариатом. Социальную основу общества тиндалов составляли малые семьи, объединeнные в тухумы (патронимические группы) по единству происхождения от общего предка. Сeла Тинди и Акнада известны как центры религиозно-светского образования в Нагорном Дагестане. Тиндалами по происхождению были многие известные в мусульманском мире учeные-богословы. Тиндалы соблюдают практически все мусульманские праздники. Из доисламских обрядов известны обряды дождя, солнца. Большой популярностью пользуется народный праздник "Кьедоба", в основе которого шуточная импровизация свадьбы, где в роли "жениха" выступает кукольный персонаж. Устраивали его обычно в зимнее время. Торжественно отмечался также и праздник первой борозды ("Муса бешта"). Тиндалы — один из относительно малых по численности народов Дагестана. Самоназв. — идери, идарии, идарал. Аварцы называют их «тIиндал», «тIиндассел». Т. — коренное население сев.-зап. Дагестана (сел. Тинди, Акнада, Ангида, Тисси, Эчеда Цумадинского р-на). По переписи 2002 г. идентифицировали себя Т. — 36 чел., остальные консолидировались с аварцами. Примерно половина от их общей численности расселена в Кизилюртовском и Хасавюртовском р-нах, а также в городах Махачкала (более 100 хоз-в) и Кизляр (более 20-ти хоз-в). За пределами Дагестана Т. представлены в Ростовской обл. и Ставропольском кр. (примерно 10 хоз-в). Встречаются они и среди дагест. диаспоры (в Иордании, Сирии, Турции (в основном выходцы из с. Акнада). Многие жители Цумадинского р-на, особенно лица старшего и среднего поколения Т., как и другие аварские народы, не только осваивали, знали, потребляли, но и создавали аваро- и арабоязычные духовные и культурные традиции. Говорят на тиндинском языке, имеющем диалекты: между речью акнадинцев, ангидинцев и тиндинцев есть небольшие различия. В связи с распространенностью в прошлом отходничества среди Т. были люди, владевшие рус., чеч. языками; письма пишутся и песни исполняются на аварском языке. Плачи исполняются на тиндинском. Т. утверждают, что они немного понимают годоберинский, каратинский и андийский языки, а между багулальским и тиндинским языками видят едва ли не меньше различий, чем между хунзахским и тляротинским диалектами авар. языка. В общении Т. и багулалов языкового барьера практически не существует. Из хваршин более или менее владеют тинд. инхокваринцы. В араб. и груз. средневековых источниках народы северо-запада Дагестана, в т. ч. Т., известны под общим назв. дудания, дидо, дидоэти. Т. упоминаются в ист. хронике Мухаммеда Рафи «Тарихи Дагестан» (XIV—XVI). Имеющиеся в лит. сведения о Т. очень скудны, да и появляются они уже после завершения Кавказской войны (1864) и сводятся к упоминанию Тинд. о-ва, перечню отселков и хуторов, входивших в него, а также сведений о численности жителей (посемейные списки 1886 г.). Часть Т., точнее жители сел. Акнада и Ангида, была насильственно депортирована в февр. 1944 г. в Чечню, а в 1958 г. переселена в Кизилюртовский р-н Дагестана, где они образовали два населенных пункта под одноименными назв. Т. принимали активное участие в полит. событиях, происходивших в Дагестане. В Кавказской войне 1817—1864 гг. Т. отличились мужеством и исключительной преданностью Имаму Шамилю. Они проявили воинственность и в ходе антиколониального восстания горцев в 1877 г. 224 Т. погибло на фронтах ВОВ, а Кади Абакаров стал Героем Советского Союза. Генетическое родство и общность ист. судеб, Основные формы хоз-ва: земледелие, скотоводство, садоводство — максимально приспособлены к экологическим возможностям. Богарное и террасное земледелие, хуторская система со скотоводче-ской направленностью, развитые домашние промыслы и торговля составляли «самодостаточную» эконом. основу жизни Т., политически объединенных в вольное о-во «Богос». Поселения, жилища, одежда пища Т. являются материализованным воплощением накопленных веками традиций жизнеобеспечения. На семью, семейный быт, семейные обряды, брачные и внутрисемейные отношения наложили отпечаток как домонотеистические воззрения, представления и порядки, так и шариатские нормы. Отголоски доисламских традиций наиболее отчетливо прослеживаются в свадебном и родильном обрядах. Похоронный и поминальный обряды характеризуются общеисламскими нормами. Обществ. быт Т. имеет достаточно стройную и строго регламентированную систему взаимоотношений между рядовыми общинниками. Отношения гл. сел. Т. — Тинди с другими сел. общинами (джамаатами), входившими в вольное о-во «Богос», строились на паритетных началах. Высшим органом власти являлся сел. сход (мажлис). Исполнительная власть в вольном о-ве была представлена ежегодно выбираемыми старшинами (чxIухIби). Широко практиковалась у Т. взаимопомощь, которая имела прежде всего хоз. направленность. Среди других соц. ин-тов наиболее значимым было гостеприимство. Кровная месть к рассматриваемому времени была редуцирована как предшествовавшими правовыми реформами, так и усилиями царской администрации. Духовная культура Т. представлена широким спектром ее составляющих. По общей образованности населения, числу примечетских школ, наличию ученых-алимов, вольное о-во находилось на том же уровне, что и любые другие регионы Дагестана. Фольклор Т. свидетельствует о том, что их духовный мир формировался не изолированно, а в соответствии с общеавар., общедагест. культурными и идеологическими тенденциями прошлого. Этикетные нормы Т. также складывались на основе общемусульм., общегор. менталитета, на тщательно разработанной иерарх. системе взаимоотношений. Верования свидетельствуют о наличии отголосков и рудиментов различных доисламских культов и представлений. В 1993 г. был принят Закон РФ «Основы правового статуса малочисленных коренных народов России», в котором таковыми признаются «народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями: … агулы, андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, горские евреи и таты, гунзибцы, дидойцы (цезы), кайтагцы, каратинцы, кубачинцы, рутульцы, тиндалы, хваршины, цахуры, чамалалы» (Федеральный закон «Основы правового статуса малочисленных коренных народов России». Статья Между тем известно, что этнокультурное единение Т., так или иначе обеспечивающееся в имамате, а в последующий период и адм.-полит. реформами царизма, было прервано в советское время. Джамааты, некогда составлявшие единое тинд. вольное о-во, в частности Акнада и Ангида, были изолированы от Тинди, как от «метрополии» вольного о-ва, и насильственно переселены в февр. 1944 г. сначала в Чечню, а затем, в 1958 г., в Кизилюртовский р-н Дагестана. В этой связи проблема «нивелировки этнокультурной специфики малочисленных народов», о которой декларирует упомянутый Закон РФ, для Т. более чем актуальна. Источники: Веб-сайт "Великая Россия от RIN.RU" Библиография тиндинского языка Автор: Магомедханов М.М. (Махачкала) |
|
||||||||||
|