![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
СТОИТ ПРИЕЗЖАТЬ В ЦУМАДАСтоит приезжать в Цумадинский район, чтобы ночевать в Акнада - северной тюрьме имама Шамиля. В историю это небольшое село вошло под названием «Шамилевская Сибирь». И акнадинцы тоже были насильно (1944г) выселены в Чечню после выселения чеченцев. Тогда были ограблены богатейшие библиотеки акнадинцев, ибо в Акнаде родились много выдающихся ученых-арабистов, которые работали даже в Арабских странах. В годы воинствующего атеизма сжигалось все то, что было написано на арабском языке. Было уничтожено много тысяч ценнейших книг из частных библиотек цумадинцев. Это не восстановимо, к сожалению. В Европе популярен экстремальный туризм с ночлегом в бывших тюрьмах с тюремной едой. Акнада - давно не тюрьма, а изумительной красоты памятник природы рядом с бурной рекой Тиндинкой. Правда, зимой солнце не успевает заглянуть в Акнадинское ущелье. Стоит приезжать в Цумадинский район, чтобы принять участие на ежегодных восхождениях (в первые выходные августа) на ледники Аддала-Шухгэльмеэр (4151м), чтобы беседовать с молчаливыми метеорологами у подножья ледников и очарованно прикасаться к ледникам с толщиной в 300 метров. Наверняка, миллионы горожан не видели ледниковых папах и бурок гор! Стоит почувствовать могущество этого белоснежного одеяния гор! Здесь озеро чистейшей воды, которая очищает сосуды от холестериновых бляшек и омолаживает организм. К этому священному озеру на водопой приходят не менее священные горные туры - гордые и грациозные творения природы! Заклинаю всех и навсегда: не убивайте горных туров! В Дагестане они должны жить в любви и раздолье, а не в страхе быть убитыми в любой день. Ничего же плохого никому и никогда они не сделали! Нет у людей нравственного права стрелять в этих древних и редких животных, занесенных в Красную Книгу! ![]() id:3899 Безусловно, у Цумадинского района древнейшая история, но как районному образованию ему даже не столетие, а всего лишь 80 лет, которые цумадинцы запланировали отметить 6 августа 2009 года. И в этот день взгляд цумадинцев будет обращен не только на современность и будущее, но, безусловно, и на великое и драматическое прошлое. Цумадинцы не были изолированы от мировой истории. Они сами врывались в историю. Я знал Коркиева Хаджи, который вернулся из США, а ездил он туда вместе с другими кавказцами на заработки. Не знаю, сколько ему удалось заработать, но богатым Хаджи не был. Видел я и изрешеченный плащ Хасбулы, цумадинца, участника русско-японской войны. Мне показывали фотографию 300-летия дома Романовых. И среди участников торжества в Царскосельском Дворце и цумадинец. У меня есть избирательный бюллетень, где вместе с Коркмассовым, Далгатом, Махачевым баллотировался и Халид Закарьев Гакваринский. И в Казани вместе с Владимиром Ульяновым учился цумадинский Магомед Сугратов, который впоследствии был избран Кадием (судья) Дагестана в Темирхан-Шуре. И в революциях, и в гражданской войне цумадинцы принимали участие. Да и сталинские лагеря цумадинцы не миновали. Легендарный и несломленный Супьян Измаилов, первый студент в истории Цумадинского района, студент-журналист МГУ, провел 10 лет в ГУЛАГе за то, что выступил против подлости первого секретаря Ботлихского райкома партии. В тот период Супьян уже работал первым секретарем Ботлихского РК ВЛКСМ и был членом Бюро Дагестанского Обкома комсомола. И рассказывал Супьян, что он выжил из-за того, что работал завскладом в ГУЛАГе, а одежду заключенным стирала жена маршала Советского Союза Тухачевского. Сложный и не однозначный период истории нашей страны. В горах мечети были превращены в хлева. И представители Комбедов (комитет бедноты) измывались над зажиточными крестьянами. И в избачитальных (клубы с библиотекой) по вечерам взрослые постигали грамотность. Цумадинцы жили далеко, но не изолированно от страны и они тоже выстояли вместе со страной. Помню, как в Кремле, а точнее в фешенебельном Кремлевском Дворце Съездов, на заключительном концерте Дней культуры и литературы Дагестана в Москве, мэр города Москвы Ю.М.Лужков эмоционально, страстно, вдохновенно, с любовью и восхищением говорил о Дагестане и о своем пребывании в Цумадинском районе и о своей беседе с мудрыми цумадинцами. Цумадинцы ожидают повторного приезда дорогого Юрия Михайловича Лужкова в Цумадистан. Кстати, блистательным было также выступление Ю.М.Лужкова и в Колонном Доме Союзов в честь празднования 200-летия со дня рождения Имама Шамиля. И в день юбилея района пристало нам вспомнить всех поименно. А разве не заслуживает великого повествования жизнь и подвиг Паранга Магомеда, который всю жизнь вместе с сыном без зарплаты строил мосты и акведуки через неприступные скалы цумадинские! Восхищенный его подвигом из Москвы собкор «Известия» Али Казиханов (ныне-главный редактор самой авторитетной на Кавказе газеты «Северный Кавказ») приезжал в Цумада и написал прекрасный очерк о Паранге. Затем поэт Роберт Рождественский о нем организовал телерепортаж еще в советское время. Хотели даже представить Паранга к званию Героя Социалистического труда, но, оказалось, что он не имел ни паспорта, ни трудовой книжки, ни политической подкованности. На вопрос: «Во имя кого или во имя чего Вы так безвозмездно трудитесь?», бесхитростный Паранг сказал, что он «сделал все это во имя Аллаха». Надо было бы переводчику схитрить и сказать: «Во имя Партии, Правительства и исполнения решения очередного съезда КПСС». Сооружения Паранга до сих пор функционально способные. О нем бы издать брошюру для внешкольного чтения. ![]() id:3908 Много было воинов-цумадинцев у Имама Шамиля. Да и серьезные историки утверждают, что дед имама Шамиля был цумадинцем, выехавшим мальчишкой на учебу в Гимры и Ашильта. Много крупных теологов-арабистов породила Цумадинская земля. Кстати, до сих пор нет ни одной книги по биографии и географии Цумадинского района. Будет чрезвычайно познавательным посещение некогда мощной, семиэтажной, но сегодня полуразрушенной Гигатлинской башни-крепости. Интересная драматическая история этой башни. А разве мавзолей и библиотеку друга Имама Шамиля, легендарного воина и ученого Загалавдибира из Хварши не нужно посещать благодарным потомкам! Именно он и инициировал избрание Шамиля имамом Чечни и Дагестана. Загалавдибир завещал богатую свою библиотеку людям, но без права вывоза книг из аула. Часто в фотографиях рядом с Имамом Шамиля можно видеть его легендарного наиба Магомеда Кадылова из Гигатли. И каждый раз, приезжая в Цумада, я поклоняюсь Герою Советского Союза - танкисту Кади Абакарову. В бронзе он величаво стоит перед зданием администрации района. Героем социалистического труда в районе никто так и не стал, ибо сложно что-то выдающееся посеять на горных террасах. ![]() id:3172 В дни юбилея цумадинцы и гости, смогут увидеть уникальную и чрезвычайно смелую архитектуру Тиндинской мечети. На кинжальном острие скалы с двух сторон, не видя друг друга, великие каменщики построили эту великолепную мечеть. Их имена не известны, как и имена великих наших предков. В горах историю писали кинжалом и киркой, а не карандашом и ручкой. Наша задача сегодня изучить и описать эту историю. А потому цумадинцы решили воссоздать биографию 100 великих цумадинцев, включая туда и не цумадинцев, но внесших серьезный вклад в культуру, образование, здравоохранение, экономику и нравственность Цумадинского района. Они великие в масштабах района! Вспомню лишь эпизод недавней истории. Приезжая в райцентр Агвали из Квелиха все пешие и водители останавливаются у могилы незабвенного Рота Маххамада, в знак почтения крупнейшего алима, автора Мавлида (поэмы-посвящения Пророку Мухаммеду-сас). Это раздражало коммунистических идеологов, и пригласили в Цумадинский РК КПСС правнука алима - зав. районным отделом образования Гаджи Зулхуджаева с предложением перезахоронить прадеда вдали от дороги. На это интеллегентнейший Гаджи четко ответил: «Не я хоронил прадеда и не мне его перезахоронить, а с работы меня можете снять под любым предлогом». Подобное мужество не понять тем, кто не жил в эпоху диктата одной идеологии. Сегодня и всегда опасно навязывание одной идеологии. Жернова одной идеологии уничтожили больше людей на Земле, чем все войны вместе взятые. Живут в Цумада очень добрые люди с открытыми душами. Мне не приходилось встретиться с трусом в Цумада или встретить цумадинца с дурным характером, совершившим безнравственные поступки. Духовным уродам и амбициозным эгоистам не место в горах, ибо суровые условия природы требуют от человека быть не только смелым, но отзывчивым, бескорыстным и искренним. У цумадинцев спартанское воспитание и спартанская философия. И в их сердцах еще не оборвалась нить времени и связка эпох, утонченный юмор и неиссякаемый оптимизм. И это здорово! Цумадинцы, в большинстве своем, улыбчивые, открытые, бесхитростные люди, готовые придти на помощь другим. Стоит подниматься на эти вершины, посидеть у родников, согреться у очага и вместе подумать о прошлом, настоящем и будущем Цумадистана. А главное подумать бы нам о том, что нужно сделать сегодня, чтобы наши села через столетия не превратились в Карфаген, как после безмозглой хрущевской политики укрупнения колхозов, изгоняя горцев из их родовых хуторов в села. Разрушенные хутора - исторический укор не только невежественным политикам, но и нам - наследникам славных предков. Может, отыщутся мудрые бизнесмены, которые зарегистрируют свои фирмы в Цумадистане! Тогда не нужно будет молодым цумадинцам выезжать в города в поисках работы. И это, пожалуй, сегодня самая острая социальная проблема цумадинцев. Цумадинцы умеют работать и хотят работать, но кому они нужны в Дагестане, России и в Мире?! |
|
||||||||||
|