![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
ПОКЛОНИМСЯ ЖЕ ЖЕНЩИНАМВ военные годы бывало в горах, что женщинам приходилось копать могилы умершим односельчанам и хоронить их, ибо в селах в те годы оставались лишь женщины и мальчишки. Не забудем же и о подвиге матерей, бабушек, сестер и дочерей Дагестана! О них мало сказано и еще меньше написано. ![]() id:3645 Горским женщинам не свойственно жаловаться на свою судьбу и упрекать мужчин за дискомфортность своего житья. Они молча несли тяжкий свой крест не только в годы военного лихолетья. Они отдали все свои серебряные украшения (а золотых украшений и бриллиантов я не видел с роду у горских женщин) на фронт, на Победу. Не оттого ли беднее всех в мире были одеты женщины гор? Но, более всего, досталось горским женщинам при выполнении изнурительной работы в колхозах за килограммы мяса, пшеницы и картошки в конце года? В моей памяти навсегда запечатлелся силуэт горянки, согнувшейся от неимоверной тяжести снопа сена на спине, что она несла с малых лет по горным ухабам в жаркий день несколько километров в сельскую мечеть, превращенную идеологами коммунизма в колхозный склад. Это был пожизненный крест горянок! Это был Голгоф горских женщин! И старели горянки рано и болели тяжко, но они НИКОГДА НЕ ЖАЛОВАЛИСЬ. Об этих Мадоннах не сложены великие поэмы и оды; не написан ни один роман мирового уровня. Рахитичные фильмы и худосочные строки не в счет. Два года, как равный, я жил в семье Умакусум Абдулатиповой, когда после школы работал в Гигатлинской семилетней школе. Пятеро ее сыновей и я еще в эту же семью, как племянник кунака (друга, брата) ее незабвенного мужа. И приняла она меня как сына. Возможна ли такая щедрость и такая доброта в так называемом «цивилизованном» мире!? Цумадинцы ежегодно сдавали государству сотни тонн мяса, шерсти, молока и зерна? И это был почти каторжный труд. И цумадинцы в изнурительной жаре и под стаями жестоких кровожадных, малярийных комаров строили 140-киллометровый Октябрьский канал для обеспечения городов Дагестана водой? И цумадинцев выселяли в аулы выселенных чеченцев, и после возвращения чеченцев вернулись в свои же разрушенные сакли, оставив в целости дома чеченцев. При этом цумадинцы не получили материальных компенсаций. ![]() id:3295 Цумадинцы тоже осваивали заброшенные, болотистые, кутанские земли на равнине, болея при этом малярией и умирая от истощения организма и непривычных для них болезней? Жили строители тогда во влажных землянках, как воины в Великой Отечественной войне. Не забыть бы нам и об этом трудовом их подвиге, не отмеченном нигде, ни кем и ни чем. И неверно, когда ура националисты с высоты современности негативно упрекают горцев словами «Понаехали тут…». Жизнь так коротка, что не стоит ее тратить на принижение и унижение других, ибо это всегда контропродуктивно. Вспоминаю своих школьных учителей: чамалинцев, тиндинцев, багвалинцев, аварцев, ахвахцев, ботлихцев, кумыков, лезгин, татов, осетин, грузин, армян, азербайджанцев и, конечно же, русских. Малик Мусаев-Цедатлинский, Расул Халидов-Гакваринский, Абдурахман Сиражудинов-Тиндинский, Расул Газиев-Агвалинский, Сааду Гимбатов-Ободинский, Ирина Карповна Шелкунова (Зайцева) из Сталинграда, Газиодибир-Каратинский, Имран-Чохский… ![]() id:153 О, как же они вдохновенно работали в горских школах! Они понимали и любили детей. Дети и их родители тоже отвечали взаимностью. Помню, как всем селом, все вышли за аул провожать Таисию Илларионовну и Евдокию Ивановну после их многолетней работы в дискомфортных горских условиях. Фамилии их уже не припоминаю. К тем же больным и пожилым, сельчанам, которые не смогли придти на их проводы, учителя сами пришли в их сакли, чтобы попрощаться. Русских учителей горцы провожали, не стесняясь своих благодарных эмоций. Я это видел! От переполненных чувств уезжающие плакали. Никогда не было у цумадинцев антирусской или любой иной антинациональной настроенности, ибо с детства знали, что в соседнем ауле разговаривают на другом языке и это никак не мешает дружбе и любви друг друга и помощи друг другу. Хуштадинцы с большой любовью относятся к осетинской Лидии Ходовой, которая посвятила свою жизнь чистому и честному служению здоровью хуштадинцев. Лида прекрасно говорит на хуштадинском языке. Все, буквально все цумадинские женщины благословляют Анну Герасимову - акушерку Цумадинской районной больницы. Она - профессионал высочайшего класса по женским недугам и женским радостям! И таких примеров не мало в Цумадинском районе. Если Дагестан это ООН в миниатюре, то Цумада - это малый Дагестан. Кстати, многоязычие способствует цумадинцам легко усваивать любые другие языки. Вспоминаю встречу декана иностранного факультета Дагестанского педагогического института Магомеда Алиева с Послом Великобритании в Москве. Британский посол удивился безупречному языку своего собеседника и потому в конце встречи спросил: «А Вы, случайно, не в Лондоне учились?» Оказывается, Хуштадинский Магомед даже не изучал английский язык в школе. Замечательно, что в Махачкале воздвигли памятник Русской Учительнице. Я то воспринимаю этот памятник как нашу вечную благодарность учителям, ибо у того народа есть будущее, где учителей почитают больше, чем чиновников. Не забыть бы нам и о большом и важном труде всех тех, кто способствовал просвещению и укреплению здоровью цумадинцев, а также развитию экономики района. |
|
||||||||||
|