Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Назад

ПОДНИМЕМСЯ В ХУШЕТИ

Сомневающихся в обездоленности цумадинцев приглашаю подняться в Хушети, что на границе с некогда дружеской нам Грузией и куда хушетинцы без виз издревле шли к своим грузинским кунакам. И грузины были частыми гостями у своих цумадинских друзей. Новые времена и новые лидеры разобщили людей во имя собственного вождизма. Бог создал мир единым, а политики и военные разграничили и разъединили людей и народы. Божья Земля и Совесть людская оскорблены высокими заборами, сторожевыми вышками, колючей проволокой и гипертрофирующим злом.

Селение Хушет.Селение Хушет.
id:1075

Здесь, в Хушети, где до сих пор нет автодороги, царствует беспросветная бедность в саклях и величайшая чистота в людских сердцах. До сих пор дорога на эти вершины проходит по краю величественных скал над бурными потоками Андийского Койсу. Я был покорен древнейшей традицией хушетинцев устанавливать в нише кладбищенского забора по его периметру камни с высеченными на них именами хушетинцев, которые похоронены за пределами аула. Таким путем, уходя в вечность, хушетинцы собираются вместе. Мудро! Смею предположить, что хушетинская традиция сбережения в камне и мраморе памяти об ушедших позже стала всемирной. А, ведь, археологи установили, что возраст здешних вулканических гор за пределами 25 миллион лет и, что человек появился здесь 2 миллиона лет тому назад. В Хушети я ел антихолестириновые кукурузные лепешки, испеченные на тонких каменных плитах. Вряд ли существует в мире более вкусного хлеба и более древнего способа его выпечки!

Из этих вершин не захотела уехать изумительной красоты медсестра Ася Денисенко во время переселения хушетинцев на равнину, ближе к морю и городу. Ася проработала в этих труднейших условиях в течение 9 лет и погибла зимой, когда торопливо рано утром шла на помощь роженице в соседний аул - Цихалах. Поскользнулась и упала в пропасть. Хушетинцы и хваршинцы уговорили брата погибшей Геннадия Денисенко оставить свою сестру на века с ними, на этих полюбившихся ей вершинах. И согласился брат на мольбу горцев. На каменном надгробие незабвенной Аси хваршинцы высекли бессмертные слова «ПОДНЯЛАСЬ И ВОЗВЫСИЛАСЬ». Отмечено верно, ибо Ася после детского дома сирот и медицинского училища поднялась к горцам, усвоила языки аборигенов, служила им и погибла при исполнении своего долга, но навеки осталась в памяти благодарных современников и потомков. А это не гибель. Это возвышение! Ася возвысилась в сердцах благодарных цумадинцев. Ее именем назвали фельдшерско-акушерский пункт в Хушети. Ее именем называли новорожденных дочерей. Плачь горских женщин об Асе не возможно слушать без слез из сердца. Разве это не сюжет для добротного художественного фильма о любви, долге и благодарности! Кстати, Центральная студия документальных фильмов Советского Союза сняли получасовой документальный фильм об Асе Денисенко под названием « Мир оставляю Вам…». Бессмертный фильм! Советского Союза уже нет, но фильм, к счастью, сохранился на Дагестанском телевидении. И хорошо бы показать этот фильм в Дагестане и в Москве накануне 80-летия Цумадинского района. Есть у меня еще намерение снять философский фильм « Пять молитв о Дагестане».

Джамаат в Верхнем ХваршиниДжамаат в Верхнем Хваршини
id:1649

Вообще-то, цумадинцы умеют безошибочно определять степень человечности в каждом живущем здесь и приезжающем сюда. Приезжал на эти вершины и знаменитый доктор-хирург-ортопед, ученый и писатель Ариэль Александрович Аренберг. Он полюбил цумадинцев, и они ответили ему тем же. Торопливым и эмоциональным цумадинцам сложно и долго было называть моего друга по имени и отчеству, а потому они просто и точно назвали его Орлом и всякий раз ждут приезда в горы друга - Орла. Кстати, никогда я не слышал более страстного исполнения легендарной песни Расула Гамзатова «Журавли», нежели в исполнении цумадинского учителя Хайбулы Даудбекова - Цумадинского Махмуда с могущественной папахой на мятежной голове! И когда вижу полет орла, то я вспоминаю моего друга из Израиля Ариэля Аренберга, а когда же слышу голоса журавлей, мне явно слышится среди них и голос моего дивного, гордого и незабвенного земляка Хайбулы Даудбекова. Как-то спросил Ариэль у горца о причинах его жительства в таких трудных условиях. «Здесь Родина, потому и живу!» - был краткий ответ аксакала.

А когда же цумадинцы восседают на многовековых камнях в вечерний час на годекане (центральная площадка в ауле), то неторопливые беседы аксакалов мне напоминают форум сенаторов в мраморном амфитеатре Древнего Рима. Только у римлян многовато было коварства и амбиций. В горах нельзя, не возможно и не допустимо быть петухами и подлецами. В горах возможны ошибки, в том числе даже трагического характера. Ошибок прощают в горах. Но коварство и подлость не прощают никому и никогда. Здесь честью и совестью дорожать, хотя и этих ценностей постигает эрозия времени. В горах ценят открытую ладонь, а не зажатый кулак. Здесь презирают хитрость и обожают мужество. Здесь еще сильно куначество (братание), джамаатское (общеаульское) мнение и маслаат (примирение), хотя иногда у «новых цумадинцев» самомнение порой превалирует над мнением джамаата.

Назад


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.