Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Назад

ЦУМ

В США демонстрировали фильм о Второй мировой войне под названием «Неизвестная война», в котором заслуги США в победе во Второй мировой войне превозносились, а великая заслуга с 30- миллионными жертвами народов Советского Союза в реальном из-бавлении человечества от фашизма были приуменьшены. Цума-динский район мне напоминает «Неизвестный район» Дагестана, ибо почти 95% дагестанцев ни разу не бывали в этом, самом отда-ленном, высокогорном, таинственном и почти анонимном районе для многих. За тысячелетия лишь один раз в Гаквари побывал поэт, но зато Гамзат Цадаса. Он был в доброй дружбе с цумадинским просветителем и алимом – Сажидом Абдурахмановым. Нужно бы найти их дружеские письма друг к другу. И, спустя почти 60 лет, Гаквари, Тинди, Агвали посетил замечательный аварский поэт Адалло Алиев. И для него Цумадистан стал откровением и открытием. И поэтому тоже я решил поведать читателям о моем родном районе. Это не историческая глава о Цумаде, а скорее нерифмованное объяснение в любви к Малой Родине с пристрастием и ностальгией. Это и не документальное повествование, а скорее субъективный взгляд с философскими включениями. Это моя исповедь перед земляками и моя проповедь перед любознательными. Мои неотшлифованные раздумья не претендуют на истину последней инстанции, а адресованы к сердцам добрых, думающих и отзывчивых людей, коих в мире абсолютное большинство.

И так, начнем.

Скульптура орла символ района, выполнена заслуженным художником России Магомедовым Али.Скульптура орла символ района, выполнена заслуженным художником России Магомедовым Али.
id:3651

«Цум» - по аварски означает«орел» , а «орла», к примеру, на чамалинском языке называют «ахаша», багвалинском -« шулич1а», тиндинском –«ссу», хваршинском -«це», инхвокваринском -«хъарчигъан», на цихалалском -«цсо». И, тем не менее, общность народов Цумадинского района очевидная и она исходит из далеких, хурритских времен. О судьбах, трансформациях и истории бесписьменных народов лучше всех, пожалуй, знает великая лингвистка Патимат Магомедова Цумадинская из Института истории и этнографии ДНЦРАН. К сожалению, в цумадинских школах я не услышал ни одного (ни одного!) урока об истории Цумадинского района и о происхождении бесписьменных, исчезающих языков сверхмалочисленных народов Дагестана. Зато цумадинцы изучают историю и географию Франции, Греции, Италии, России и т.д. Тем не менее, не понимаю я ни пренебрежение своей историей, ни вознесение ее над другими. И логичным представляется мировую историю постигать с изучения истории своего аула, а не наоборот. Не устойчиво жить в перевернутом доме истории.

Удивленный феноменом существования в одном районе обилия бесписьменных языков, известный меценат и путешественник, гендиректор московской фабрики кухонной мебели «Форема» Омари Калаев специально приезжал в Цумада, побывал во многих селах, общался с цумадинцами, пробовал цумадинскую кулинарию с превалированием крапивы, сушеного сыра и сушеного мяса и решил, что «у Цумады есть все основания, чтобы стать притягательным центром для международного этнологического, этического, молодежного, экологического, географического, религиозного, лингвистического, омолаживающего, оздоровительного, кулинарного и экстремального туризма». Омари выразил готовность вместе с цумадинцами содействовать развитию туризма и альпинизма. В мире так много разных видов туризма. В полуденный жар можно побывать под водопадами, коих здесь множество, в том числе двух - и даже трехступенчатых. А ночевать любителям экзотики можно было бы в скальных пещерах, речных мельницах, у чабанов в горах, в древнейших саклях горцев и даже при луне в поле на стоге сена в окружении опьяняющих ароматов скошенных трав. Не отыскать в мире вкуснее брынзы, нежели тиндинской; кукурузы, полезнее кванадинской; урбеча, шоколаднее гигихской; форели, нежнее, чем в сильдинской речке. Тиндинскую брынзу заказывают даже изысканные рестораны Москвы.

Цумадинцы проживают не просто высоко в горах, а порой и на горе, доступной лишь орлам. Здесь трудно или почти невозможно отыскать майдана (площадки) для волейбола так, чтобы мяч после резкого удара не улетел в пропасть. И сакли над утесами - тоже привычная особенность Цумадинской архитектуры. Помню, как меня в детстве перевязывали веревками и спускали в пропасть за роем пчел, которые почему-то предпочитали останавливаться на деревьях, растущих в скалах, рядом с гнездами орлов.

Орлы и цумадинцы из одних корней, они всегда жили вместе, радуя друг друга и восхищаясь друг другом. Они всегда устремлены к вершинам. Они синонимы и это соответствие вполне допустимое и понятное. Что-то орлиное есть у цумадинцев и в орлах я вижу что-то цумадинское. Орлы парят и летают над ущельями и над людьми, а когда же смельчаки поднимаются на остроконечные вершины с продуваемыми со всех сторон ветрами, то орлы из-за уважения к этим храбрецам спускаются ниже, приветствуя смельчаков на сквозном ветру. И взошедшие на вершины зачарованно наблюдают восход солнца и грациозный полет орлов. Это нескончаемое очарование исходит из глубины веков и продолжается по сей день на радость всем нам. И продолжится, я уверен, в веках при любых политических ветрах, ибо природная красота и настоящая истина не подвержены девальвации по человеческой прихоти. И заметил однажды знаменитый профессор-кардиолог Алигаджи Абдуллаев, что Цумадинские вершины напоминают ему «остроконечные зубцы электрокардиограммы вздыбленной земли из еще тех древнейших времен вулканического бурления нашей планеты». Кстати, эта суровость края вовсе не означает суровость и бесчувственность самих цумадинцев. Скорее, эта суровость воспитала в цумадинцах бережное отношение к людям и их труду. Когда 28-летняя Патимат Магомедова (89285599457- Агвали) после смерти прекрасного мужа - Гелани осталась с 4-мя сиротами, то она не позволила детей передавать родственникам и с материнской отвагой растит их. Цумадинцы стараются поддержать ее. И Омари Калаев счел своим долгом посетить семью этой героической цумадинки при первом же своем приезде в район. И поэт Адалло тоже навестил эту семью. Спасибо им и за это им воздастся, ибо посещение сирот не менее значимо, нежели паломничество в Мекку.

Семь народностей Цумады издревле жили, живут, и будут жить в братстве и семь их языков никогда не мешали взаимопониманию цумадинцев. Безусловно, бывали дискуссии между соседними аулами по поводу использования летних пастбищ, но и этот вопрос старейшины (аксакалы) решали с достоинством. Неистовый и поистине высокогорный район Дагестана восхищенные цумадинцы и их гости любовно называют «Цумадистаном», подразумевая, что этот район не имеет аналогов в мире. Цумадинцы решились даже на создание своего герба, гимна и знамени. Это - не цумадинское противопоставление всем и всему, а лишь попытка выразить цумадинскую особенность в общедагестанском и всероссийском пространствах. Можно учредить еще и общественный орден « За заслуги перед Цумадистаном» и диплом «Почетного Цумадинца». К тому же эти новшества не противоречат законам России и Дагестана о местном самоуправлении.

Мне нравится само название Цумада. Что-то величавое, чистое, зовущее, таинственное и возвышенное ощущаю я в нем. Какая-то монолитность базальтовой скалы. Не зря же психологи отмечают, что имя влияет не только на характер человека и народа, но даже и на эпоху. Мне тоже верится этому постулату, ибо вначале было слово. У цумадинцев есть традиция давать новое имя, если ребенок растет болезненным и слабеньким. При этом дают имя самого крупного и благородного из числа ушедших родственников. Случается, что ребенок после этого приобретает динамичность, силу и энергичность. Кстати, обращает на себя внимание и название аулов. Села, что ближе к Грузии часто заканчиваются на «ри» и «ли»: Гаквари, Гадири, Инхоквари, Саситли, Гигатли, Агвали, Кочали и т.д. А те села, что находятся по соседству с Шамилевским районом, заканчиваются на «да»: Тлондода, Хуштада, Кванада, Акнада и т.д. Может и в этой топонимике есть своя логика?

Охотники в Цабигадари 1895 год. снято Готтфридом МерцбахеромОхотники в Цабигадари 1895 год. снято Готтфридом Мерцбахером
id:154

Когда по Европе только начал бродить призрак коммунизма, в Цумада уже были институты народовластия, свободы и свободных суждений, а индивидуализм не противоречил общему, и общее всегда воспринималось как личностное. В горах все соткано из свободы и испытываешь необыкновенное наслаждение быть свободным и находиться среди равных, свободных, простых, добрых, красивых и достойных людей! Свобода и Честь - внутренние составляющие цумадинцев. Свободе мысли, человеческому достоинству и уважению к другим я учился у гор, орлов и водопадов и, кончено же, у горцев. Всему доброму я учился не только у односельчан: Ахмеда, Абдусалама и Магомеда Ашиковых, Мухидина Магомедова и Мухли Магомедова, Джабраила и Мансура Пириловых, Абакара Измаилова и Алигаджи Магомедова, Хасбулы и Хайбулы Ахмедовых, Курак Магомедовой и Патимат Халидовой, Хайрулы Накаева и Ахмеда Ниматулаева, но у Залимхана Зубаирова из Ричаганих и Магомеда Алиева из Верхней Гаквари, Абдулмуслама Нурмагомедова (Кочалинского), Ахмеда Магомедова (Вехилава) Сасистлинского, Мухтарпаши Абдурахимова и Гамзата Гамзатова, а также Савдат Курбаналиевой, Хатибат Хайбулаевой и Напизат Магомедовой из Агвали, Пирмагомеда Азизова из Гимерсо, Исмаила Джахбарова из Хуштада Абдуллы Магомедшарипова из Теречни и многих других цумадинцев, которые не наставляли меня, но вели сами жизнь высочайшей Чести. Я учился Чести не только у литературных и сказочных героев, но большей частью у них, у цумадинцев с житейской мудростью! О каждом из них напишу в другой раз. Им я подражал и в жизни, а потому духовная нить этих чистейших цумадинцев удерживала меня в кругу Чести при любых поворотах судьбы.

Безусловно, главным в жизни для меня был образ отца - Абдулхабира Абдуллаева, ушедшего в мир иной в возрасте 24 лет. Его сверстники рассказывали мне много доброго об отце, работавшего одновременно учителем в школе и счетоводом в колхозе. Он был первым гакваринцем, который учился в первой в районе, кванадинской семилетней школе. А вершиной доброты, любви и бескорыстия для меня всегда была мама - Хасибат Насибова. И сегодня часы уединения у могилы матери и отца являются для меня самыми сокровенными в этом мире неоднозначном. О маме я написал на чамалинском языке повествовании «Хадисы матери» и издал при содействии главного редактора аварской газеты Али Камалова в журнале «Истина». Хочу их издать на чамалинском, аварском, русском и английском языках в одной брошюре. Снять бы фильм о великой любви и доброте матерей, их ПОДВИГЕ и нашем ДОЛГЕ перед ними!

В Цумаде не было ни князей, ни рабов. От рожденья здесь все свободные (уздены) и равноправные граждане. Здесь НИКОГДА не было рабства и работорговли! Здесь люди как горы и их не возможно покорить. К ним можно и нужно только приблизиться и подняться. С ними нужно и можно подружиться. И это будет взаимно и навсегда. У цумадинца не возможно что-либо силой отнять, но у них можно почти все материальное выпросить. Абсолютная надежность в дружбе, самоирония и подтрунивание над друзьями - тоже характерная особенность цумадинцев. Туговато бывает в горах тому, кто не дружен с юмором. Кстати, немало в Цумаде рыжих с голубыми глазами в унисон голубому небу и осенней желтизне полей. Это тоже повод для незлобных шуток. К примеру, считают, что цедатлинцы в засушливые годы смазывали трескавшиеся дороги курдючным маслом, чтобы трещины зажили и земле не было бы больно. Говорила мне мама, что весной и летом, когда качаются деревья в лесу, то это они в молитве и, потому грешно их срубать.

В горах все обращаются друг к другу только на«ты»! Здесь нет депрессии и меланхолии, химии и лжи, апатии и гипертонии, холестерина и неврозов, бессонницы и агрессии, отчаяния и истерии, жирных и истощенных, плоскостопия и остеохондроза. Здесь каждая трава лечебная, а потому горцы издревле пили чай из местных трав. И лепешки они любят из муки высушенного шиповника. Здесь легкая буза из ячменя и пшеницы. Здесь есть жизнь и желание жить, работать и любить. Здесь стыкуются миг и вечность в сочетании с библейско-коранической чистотой! Кто желает долго жить, должен жить в горах или чаще приезжать в горы! Здесь иммунная, кроветворная, патентная, гормональная, нейрофизиологическая и психо-эмоциональная системы сразу же приобретают молодость, а тестостерон, эритроциты и гемоглобин зашкаливает выше нормы. Здесь нет ожиревших, зато гибкость у людей как у горных барсов. Здесь у воздуха, земли, воды, мяса, муки, цветов и даже яиц иной вкус и аромат иной! За гигатлинской «смеющейся» картошкой, растущей на высоте 2500 метров, из городов Северного Кавказа приезжают еще с прошлых столетий. Тисси-Ахитлинскими орехами угощают всех после тяжелых операций и заболеваний. И красивые цумадинки давно научились делать изумительную парфюмерию из орехов райской долины Тисси-Ахитли. Если возжелаете еду без гормонов, антибиотиков и сомнительных добавок, то, непременно, поезжайте в Цумада!

Старшая сестра моей бабушки - Марьям в возрасте 110 лет жаловалась мне на угри на коже ее лица: «А не начнут ли они расти изнутри щеки?». А старшая тетя - Патимат - за свои 100 лет никогда не выезжала за пределы аула и не знала аварского языка, зато на чамалинском языке рассказывала бесконечное число сказок. Я их не записал и жалею об этом до сих пор. Третья моя тетя - Заграт - вынуждена была выехать в далекую Шикъири, откуда были выселены чеченцы - наши соседи.

Цумада - безальтернативная, единственная, уникальная и неповторимая. И сколько бы не рассказывали мне о красотах Швейцарии и Канарских островов, волшебство Цумады для меня значимее, осязаемее, выше, шире, естественнее и притягательнее. Здесь зимой снег не доходит до Агвалинской долины и даже в августовскую жару на Аддала-горе ледники со времен Адама и Евы. Семь поясов фауны и флоры. Здесь известный ботаник Рубрихт открыл впервые в мире (1860г) синий колокольчик. Вероятно, не мало новых ботанических открытий ожидают в этом краю девственном. Семь языков. Семь народностей. Трудно отыскать в глобализирующем мире подобного, не тронутого цивилизацией и временем района! Занести бы Цумадистан в реестр природного парка под эгидой ЮНЕСКО или Правительства России!

Блаженная и божественная Цумада! Молитва и эпицентр моего сердца! О тебе не знают не только в мире, но и в России. Даже сами дагестанцы - редкие гости твои, ибо далеко до тебя и нет дорог сквозь тебя. По тебе не проходила шелковая дорога древних купцов. Здесь нет ни ресторанов, ни казино. Здесь нет даже банка. В советско-коммунистическое время в райцентре - Агвали успешно функционировал банк под руководством профессионала высокого класса Джахбара Исаева. В современной (как будто бы демократизирующей) России под руководством властвующей партии «Единая Россия» ликвидировали банк в Агвали и заставляют цумадинцев за сотни километров добираться до Ботлихского банка по ухабистым горным дорогам. И надо успеть до 12 часов дня. Не успеешь - пеняй на себя: уезжай и приезжай завтра. Диагноз этой конкретной партийно-государственной глупости: «Издевательство над людьми!».

Беженцы из аулов Кенхи во время авиабомбежки в ЧечнеБеженцы из аулов Кенхи во время авиабомбежки в Чечне
id:2460

Цумада - аппендикс Отчизны: без него не рождаются и его не замечают до острого приступа. У каждого района Дагестана своя особенность и хорошо бы со школьных лет дети Северного Дагестана посещали Южный Дагестан и наоборот. От этого мы - дагестанцы стали бы еще ближе, богаче и роднее!

У Цумады свое измерение, свой дух и своя ментальность. Здесь не увидите плачущего мальчика, ибо с рожденья знает он, что «мужчина никогда не плачет и не жалуется». Не плачут дети даже когда с плоских крыш падают в пропасть, ибо даже скалы эхом подтрунивают над плачущим. И капризных карапузиков за едой не увидите, и хлеба не найдете выброшенным, ибо знают в горах каким тяжелым трудом создается и достается хлеб. Здесь младший всегда встает перед страшим и гостя считают посланником судьбы. Даже Президент встает, когда входит старший по возрасту. И первый Президент Дагестана Муху Алиев свои первые трудовые ступени начинал с должности директора Нижне-Гакваринской средней школы. И цумадинцы помнят Муху Гимбатовича как педагога высокого профессионализма и человека абсолютной порядочности высочайшей чести!

В Цумаде никогда – НИКОГДА - не услышите осквернительных слов, ибо это может привести к большой трагедии. Никто в горах не потерпит матерных слов, без которых жизнь кое-где давно стала немыслимой. Здесь сын НИКОГДА не покурит и не станет выпивать при отце или старшем брате. Вообще-то, среди цумадинцев маловато любителей покурить и выпивать. Мне говорят, что появились несколько наркоманов. Это уже трагедия, ибо, медбратом в тюрьме я видел столько страшных наркотрагедий, что оправдан китайский опыт жесткого суда над наркоманами.

В Цумадинском районе мама встречает сына стоя, воспитывая в нем МУЖЧИНУ. Зато отец может хмуро взглянуть на сына из-за его проступка. И старший брат может разок поругать младшего. И этого достаточно, чтобы проступок не повторился. И никаких нравоучений и наставлений. Здесь не подают руку тому, кто ударит жену, ибо слабого обижать - не геройство. Здесь еще рождаются рыцари. «Если твой дом у дороги, то тебе обеспечена дорога в рай» - есть такая поговорка у цумадинцев. И еще говорил мне 100-летний Хаджимахаммад Накаев, что «къиралом (королем, президентом, главой) должен быть мужчина, который еще способен волноваться при встрече с красивой женщиной». Это было уже в завершающий период одряхлевшего Брежнева. Удивительным трудолюбием, спокойствием и мудростью отличался Хаджимахаммад. О нем отдельное повествование, а пока расскажу об одном эпизоде из жизни этого доброго и крупного горца. Его младший сын - Ахмед рос отчаянным крепышом. И однажды, прыгая с крыши одной сакли, Ахмед не допрыгнул до крыши другой сакли, упал и от полученных травм не мог даже встать. Отец подходит к нему и спокойно говорит: «Сынок, у тебя, наверное, все болит. И я не знаю, куда тебя ударить за твое хулиганство». Не ударил и понес сына домой. Ахмед вырос Апполоном. Вообще-то, цумадинцы – люди крепкого сложения и отважного характера. Это подметил даже Гамзат Цадасса. Вспомните стихотворение поэта об Агвалинском Мажиде, у которого гигантские руки «человека из другой планеты». Вероятно, привычка по утрам подниматься на вершины, а вечером - зажигать звезды формируют дух, тело и философичность цумадинцев. Об этом хорошо знает первый доктор философии из Цумады, профессор, блистательный тамада из Тисси - Назир Алиев.

В полуденный жар пастухи любят с биноклем в руках восседать на этих головокружительных высотах и обозревать ассамблею скал и склонов. И ощущает человек в такие минуты свое единство и воссоединенность с этим сказочным миром и очарование самой жизнью. А кому посчастливилось ночевать вместе с чабанами на этих вершинах, тому открывается бесконечность звездных миров во Вселенной. Ночью ощущение такое, что и ты сам - неразгаданная Планета. Но даже с этих головокружительных высот поднебесной Цумады все равно не раскрывается увлекательная тайна мироздания. Объемно постичь эту тайну всех тайн никому не удается, в том числе и цумадинцам, не смотря на свою приближенность к звездам.

Назад


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.