Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

Назад

ЦУМ

В США демонстрировали фильм о Второй мировой войне под названием «Неизвестная война», в котором заслуги США в победе во Второй мировой войне превозносились, а великая заслуга с 30- миллионными жертвами народов Советского Союза в реальном из-бавлении человечества от фашизма были приуменьшены. Цума-динский район мне напоминает «Неизвестный район» Дагестана, ибо почти 95% дагестанцев ни разу не бывали в этом, самом отда-ленном, высокогорном, таинственном и почти анонимном районе для многих. За тысячелетия лишь один раз в Гаквари побывал поэт, но зато Гамзат Цадаса. Он был в доброй дружбе с цумадинским просветителем и алимом – Сажидом Абдурахмановым. Нужно бы найти их дружеские письма друг к другу. И, спустя почти 60 лет, Гаквари, Тинди, Агвали посетил замечательный аварский поэт Адалло Алиев. И для него Цумадистан стал откровением и открытием. И поэтому тоже я решил поведать читателям о моем родном районе. Это не историческая глава о Цумаде, а скорее нерифмованное объяснение в любви к Малой Родине с пристрастием и ностальгией. Это и не документальное повествование, а скорее субъективный взгляд с философскими включениями. Это моя исповедь перед земляками и моя проповедь перед любознательными. Мои неотшлифованные раздумья не претендуют на истину последней инстанции, а адресованы к сердцам добрых, думающих и отзывчивых людей, коих в мире абсолютное большинство.

И так, начнем.

Скульптура орла символ района, выполнена заслуженным художником России Магомедовым Али.Скульптура орла символ района, выполнена заслуженным художником России Магомедовым Али.
id:3651

«Цум» - по аварски означает«орел» , а «орла», к примеру, на чамалинском языке называют «ахаша», багвалинском -« шулич1а», тиндинском –«ссу», хваршинском -«це», инхвокваринском -«хъарчигъан», на цихалалском -«цсо». И, тем не менее, общность народов Цумадинского района очевидная и она исходит из далеких, хурритских времен. О судьбах, трансформациях и истории бесписьменных народов лучше всех, пожалуй, знает великая лингвистка Патимат Магомедова Цумадинская из Института истории и этнографии ДНЦРАН. К сожалению, в цумадинских школах я не услышал ни одного (ни одного!) урока об истории Цумадинского района и о происхождении бесписьменных, исчезающих языков сверхмалочисленных народов Дагестана. Зато цумадинцы изучают историю и географию Франции, Греции, Италии, России и т.д. Тем не менее, не понимаю я ни пренебрежение своей историей, ни вознесение ее над другими. И логичным представляется мировую историю постигать с изучения истории своего аула, а не наоборот. Не устойчиво жить в перевернутом доме истории.

Удивленный феноменом существования в одном районе обилия бесписьменных языков, известный меценат и путешественник, гендиректор московской фабрики кухонной мебели «Форема» Омари Калаев специально приезжал в Цумада, побывал во многих селах, общался с цумадинцами, пробовал цумадинскую кулинарию с превалированием крапивы, сушеного сыра и сушеного мяса и решил, что «у Цумады есть все основания, чтобы стать притягательным центром для международного этнологического, этического, молодежного, экологического, географического, религиозного, лингвистического, омолаживающего, оздоровительного, кулинарного и экстремального туризма». Омари выразил готовность вместе с цумадинцами содействовать развитию туризма и альпинизма. В мире так много разных видов туризма. В полуденный жар можно побывать под водопадами, коих здесь множество, в том числе двух - и даже трехступенчатых. А ночевать любителям экзотики можно было бы в скальных пещерах, речных мельницах, у чабанов в горах, в древнейших саклях горцев и даже при луне в поле на стоге сена в окружении опьяняющих ароматов скошенных трав. Не отыскать в мире вкуснее брынзы, нежели тиндинской; кукурузы, полезнее кванадинской; урбеча, шоколаднее гигихской; форели, нежнее, чем в сильдинской речке. Тиндинскую брынзу заказывают даже изысканные рестораны Москвы.

Цумадинцы проживают не просто высоко в горах, а порой и на горе, доступной лишь орлам. Здесь трудно или почти невозможно отыскать майдана (площадки) для волейбола так, чтобы мяч после резкого удара не улетел в пропасть. И сакли над утесами - тоже привычная особенность Цумадинской архитектуры. Помню, как меня в детстве перевязывали веревками и спускали в пропасть за роем пчел, которые почему-то предпочитали останавливаться на деревьях, растущих в скалах, рядом с гнездами орлов.

Орлы и цумадинцы из одних корней, они всегда жили вместе, радуя друг друга и восхищаясь друг другом. Они всегда устремлены к вершинам. Они синонимы и это соответствие вполне допустимое и понятное. Что-то орлиное есть у цумадинцев и в орлах я вижу что-то цумадинское. Орлы парят и летают над ущельями и над людьми, а когда же смельчаки поднимаются на остроконечные вершины с продуваемыми со всех сторон ветрами, то орлы из-за уважения к этим храбрецам спускаются ниже, приветствуя смельчаков на сквозном ветру. И взошедшие на вершины зачарованно наблюдают восход солнца и грациозный полет орлов. Это нескончаемое очарование исходит из глубины веков и продолжается по сей день на радость всем нам. И продолжится, я уверен, в веках при любых политических ветрах, ибо природная красота и настоящая истина не подвержены девальвации по человеческой прихоти. И заметил однажды знаменитый профессор-кардиолог Алигаджи Абдуллаев, что Цумадинские вершины напоминают ему «остроконечные зубцы электрокардиограммы вздыбленной земли из еще тех древнейших времен вулканического бурления нашей планеты». Кстати, эта суровость края вовсе не означает суровость и бесчувственность самих цумадинцев. Скорее, эта суровость воспитала в цумадинцах бережное отношение к людям и их труду. Когда 28-летняя Патимат Магомедова (89285599457- Агвали) после смерти прекрасного мужа - Гелани осталась с 4-мя сиротами, то она не позволила детей передавать родственникам и с материнской отвагой растит их. Цумадинцы стараются поддержать ее. И Омари Калаев счел своим долгом посетить семью этой героической цумадинки при первом же своем приезде в район. И поэт Адалло тоже навестил эту семью. Спасибо им и за это им воздастся, ибо посещение сирот не менее значимо, нежели паломничество в Мекку.

Семь народностей Цумады издревле жили, живут, и будут жить в братстве и семь их языков никогда не мешали взаимопониманию цумадинцев. Безусловно, бывали дискуссии между соседними аулами по поводу использования летних пастбищ, но и этот вопрос старейшины (аксакалы) решали с достоинством. Неистовый и поистине высокогорный район Дагестана восхищенные цумадинцы и их гости любовно называют «Цумадистаном», подразумевая, что этот район не имеет аналогов в мире. Цумадинцы решились даже на создание своего герба, гимна и знамени. Это - не цумадинское противопоставление всем и всему, а лишь попытка выразить цумадинскую особенность в общедагестанском и всероссийском пространствах. Можно учредить еще и общественный орден « За заслуги перед Цумадистаном» и диплом «Почетного Цумадинца». К тому же эти новшества не противоречат законам России и Дагестана о местном самоуправлении.

Мне нравится само название Цумада. Что-то величавое, чистое, зовущее, таинственное и возвышенное ощущаю я в нем. Какая-то монолитность базальтовой скалы. Не зря же психологи отмечают, что имя влияет не только на характер человека и народа, но даже и на эпоху. Мне тоже верится этому постулату, ибо вначале было слово. У цумадинцев есть традиция давать новое имя, если ребенок растет болезненным и слабеньким. При этом дают имя самого крупного и благородного из числа ушедших родственников. Случается, что ребенок после этого приобретает динамичность, силу и энергичность. Кстати, обращает на себя внимание и название аулов. Села, что ближе к Грузии часто заканчиваются на «ри» и «ли»: Гаквари, Гадири, Инхоквари, Саситли, Гигатли, Агвали, Кочали и т.д. А те села, что находятся по соседству с Шамилевским районом, заканчиваются на «да»: Тлондода, Хуштада, Кванада, Акнада и т.д. Может и в этой топонимике есть своя логика?

Охотники в Цабигадари 1895 год. снято Готтфридом МерцбахеромОхотники в Цабигадари 1895 год. снято Готтфридом Мерцбахером
id:154

Когда по Европе только начал бродить призрак коммунизма, в Цумада уже были институты народовластия, свободы и свободных суждений, а индивидуализм не противоречил общему, и общее всегда воспринималось как личностное. В горах все соткано из свободы и испытываешь необыкновенное наслаждение быть свободным и находиться среди равных, свободных, простых, добрых, красивых и достойных людей! Свобода и Честь - внутренние составляющие цумадинцев. Свободе мысли, человеческому достоинству и уважению к другим я учился у гор, орлов и водопадов и, кончено же, у горцев. Всему доброму я учился не только у односельчан: Ахмеда, Абдусалама и Магомеда Ашиковых, Мухидина Магомедова и Мухли Магомедова, Джабраила и Мансура Пириловых, Абакара Измаилова и Алигаджи Магомедова, Хасбулы и Хайбулы Ахмедовых, Курак Магомедовой и Патимат Халидовой, Хайрулы Накаева и Ахмеда Ниматулаева, но у Залимхана Зубаирова из Ричаганих и Магомеда Алиева из Верхней Гаквари, Абдулмуслама Нурмагомедова (Кочалинского), Ахмеда Магомедова (Вехилава) Сасистлинского, Мухтарпаши Абдурахимова и Гамзата Гамзатова, а также Савдат Курбаналиевой, Хатибат Хайбулаевой и Напизат Магомедовой из Агвали, Пирмагомеда Азизова из Гимерсо, Исмаила Джахбарова из Хуштада Абдуллы Магомедшарипова из Теречни и многих других цумадинцев, которые не наставляли меня, но вели сами жизнь высочайшей Чести. Я учился Чести не только у литературных и сказочных героев, но большей частью у них, у цумадинцев с житейской мудростью! О каждом из них напишу в другой раз. Им я подражал и в жизни, а потому духовная нить этих чистейших цумадинцев удерживала меня в кругу Чести при любых поворотах судьбы.

Безусловно, главным в жизни для меня был образ отца - Абдулхабира Абдуллаева, ушедшего в мир иной в возрасте 24 лет. Его сверстники рассказывали мне много доброго об отце, работавшего одновременно учителем в школе и счетоводом в колхозе. Он был первым гакваринцем, который учился в первой в районе, кванадинской семилетней школе. А вершиной доброты, любви и бескорыстия для меня всегда была мама - Хасибат Насибова. И сегодня часы уединения у могилы матери и отца являются для меня самыми сокровенными в этом мире неоднозначном. О маме я написал на чамалинском языке повествовании «Хадисы матери» и издал при содействии главного редактора аварской газеты Али Камалова в журнале «Истина». Хочу их издать на чамалинском, аварском, русском и английском языках в одной брошюре. Снять бы фильм о великой любви и доброте матерей, их ПОДВИГЕ и нашем ДОЛГЕ перед ними!

В Цумаде не было ни князей, ни рабов. От рожденья здесь все свободные (уздены) и равноправные граждане. Здесь НИКОГДА не было рабства и работорговли! Здесь люди как горы и их не возможно покорить. К ним можно и нужно только приблизиться и подняться. С ними нужно и можно подружиться. И это будет взаимно и навсегда. У цумадинца не возможно что-либо силой отнять, но у них можно почти все материальное выпросить. Абсолютная надежность в дружбе, самоирония и подтрунивание над друзьями - тоже характерная особенность цумадинцев. Туговато бывает в горах тому, кто не дружен с юмором. Кстати, немало в Цумаде рыжих с голубыми глазами в унисон голубому небу и осенней желтизне полей. Это тоже повод для незлобных шуток. К примеру, считают, что цедатлинцы в засушливые годы смазывали трескавшиеся дороги курдючным маслом, чтобы трещины зажили и земле не было бы больно. Говорила мне мама, что весной и летом, когда качаются деревья в лесу, то это они в молитве и, потому грешно их срубать.

В горах все обращаются друг к другу только на«ты»! Здесь нет депрессии и меланхолии, химии и лжи, апатии и гипертонии, холестерина и неврозов, бессонницы и агрессии, отчаяния и истерии, жирных и истощенных, плоскостопия и остеохондроза. Здесь каждая трава лечебная, а потому горцы издревле пили чай из местных трав. И лепешки они любят из муки высушенного шиповника. Здесь легкая буза из ячменя и пшеницы. Здесь есть жизнь и желание жить, работать и любить. Здесь стыкуются миг и вечность в сочетании с библейско-коранической чистотой! Кто желает долго жить, должен жить в горах или чаще приезжать в горы! Здесь иммунная, кроветворная, патентная, гормональная, нейрофизиологическая и психо-эмоциональная системы сразу же приобретают молодость, а тестостерон, эритроциты и гемоглобин зашкаливает выше нормы. Здесь нет ожиревших, зато гибкость у людей как у горных барсов. Здесь у воздуха, земли, воды, мяса, муки, цветов и даже яиц иной вкус и аромат иной! За гигатлинской «смеющейся» картошкой, растущей на высоте 2500 метров, из городов Северного Кавказа приезжают еще с прошлых столетий. Тисси-Ахитлинскими орехами угощают всех после тяжелых операций и заболеваний. И красивые цумадинки давно научились делать изумительную парфюмерию из орехов райской долины Тисси-Ахитли. Если возжелаете еду без гормонов, антибиотиков и сомнительных добавок, то, непременно, поезжайте в Цумада!

Старшая сестра моей бабушки - Марьям в возрасте 110 лет жаловалась мне на угри на коже ее лица: «А не начнут ли они расти изнутри щеки?». А старшая тетя - Патимат - за свои 100 лет никогда не выезжала за пределы аула и не знала аварского языка, зато на чамалинском языке рассказывала бесконечное число сказок. Я их не записал и жалею об этом до сих пор. Третья моя тетя - Заграт - вынуждена была выехать в далекую Шикъири, откуда были выселены чеченцы - наши соседи.

Цумада - безальтернативная, единственная, уникальная и неповторимая. И сколько бы не рассказывали мне о красотах Швейцарии и Канарских островов, волшебство Цумады для меня значимее, осязаемее, выше, шире, естественнее и притягательнее. Здесь зимой снег не доходит до Агвалинской долины и даже в августовскую жару на Аддала-горе ледники со времен Адама и Евы. Семь поясов фауны и флоры. Здесь известный ботаник Рубрихт открыл впервые в мире (1860г) синий колокольчик. Вероятно, не мало новых ботанических открытий ожидают в этом краю девственном. Семь языков. Семь народностей. Трудно отыскать в глобализирующем мире подобного, не тронутого цивилизацией и временем района! Занести бы Цумадистан в реестр природного парка под эгидой ЮНЕСКО или Правительства России!

Блаженная и божественная Цумада! Молитва и эпицентр моего сердца! О тебе не знают не только в мире, но и в России. Даже сами дагестанцы - редкие гости твои, ибо далеко до тебя и нет дорог сквозь тебя. По тебе не проходила шелковая дорога древних купцов. Здесь нет ни ресторанов, ни казино. Здесь нет даже банка. В советско-коммунистическое время в райцентре - Агвали успешно функционировал банк под руководством профессионала высокого класса Джахбара Исаева. В современной (как будто бы демократизирующей) России под руководством властвующей партии «Единая Россия» ликвидировали банк в Агвали и заставляют цумадинцев за сотни километров добираться до Ботлихского банка по ухабистым горным дорогам. И надо успеть до 12 часов дня. Не успеешь - пеняй на себя: уезжай и приезжай завтра. Диагноз этой конкретной партийно-государственной глупости: «Издевательство над людьми!».

Беженцы из аулов Кенхи во время авиабомбежки в ЧечнеБеженцы из аулов Кенхи во время авиабомбежки в Чечне
id:2460

Цумада - аппендикс Отчизны: без него не рождаются и его не замечают до острого приступа. У каждого района Дагестана своя особенность и хорошо бы со школьных лет дети Северного Дагестана посещали Южный Дагестан и наоборот. От этого мы - дагестанцы стали бы еще ближе, богаче и роднее!

У Цумады свое измерение, свой дух и своя ментальность. Здесь не увидите плачущего мальчика, ибо с рожденья знает он, что «мужчина никогда не плачет и не жалуется». Не плачут дети даже когда с плоских крыш падают в пропасть, ибо даже скалы эхом подтрунивают над плачущим. И капризных карапузиков за едой не увидите, и хлеба не найдете выброшенным, ибо знают в горах каким тяжелым трудом создается и достается хлеб. Здесь младший всегда встает перед страшим и гостя считают посланником судьбы. Даже Президент встает, когда входит старший по возрасту. И первый Президент Дагестана Муху Алиев свои первые трудовые ступени начинал с должности директора Нижне-Гакваринской средней школы. И цумадинцы помнят Муху Гимбатовича как педагога высокого профессионализма и человека абсолютной порядочности высочайшей чести!

В Цумаде никогда – НИКОГДА - не услышите осквернительных слов, ибо это может привести к большой трагедии. Никто в горах не потерпит матерных слов, без которых жизнь кое-где давно стала немыслимой. Здесь сын НИКОГДА не покурит и не станет выпивать при отце или старшем брате. Вообще-то, среди цумадинцев маловато любителей покурить и выпивать. Мне говорят, что появились несколько наркоманов. Это уже трагедия, ибо, медбратом в тюрьме я видел столько страшных наркотрагедий, что оправдан китайский опыт жесткого суда над наркоманами.

В Цумадинском районе мама встречает сына стоя, воспитывая в нем МУЖЧИНУ. Зато отец может хмуро взглянуть на сына из-за его проступка. И старший брат может разок поругать младшего. И этого достаточно, чтобы проступок не повторился. И никаких нравоучений и наставлений. Здесь не подают руку тому, кто ударит жену, ибо слабого обижать - не геройство. Здесь еще рождаются рыцари. «Если твой дом у дороги, то тебе обеспечена дорога в рай» - есть такая поговорка у цумадинцев. И еще говорил мне 100-летний Хаджимахаммад Накаев, что «къиралом (королем, президентом, главой) должен быть мужчина, который еще способен волноваться при встрече с красивой женщиной». Это было уже в завершающий период одряхлевшего Брежнева. Удивительным трудолюбием, спокойствием и мудростью отличался Хаджимахаммад. О нем отдельное повествование, а пока расскажу об одном эпизоде из жизни этого доброго и крупного горца. Его младший сын - Ахмед рос отчаянным крепышом. И однажды, прыгая с крыши одной сакли, Ахмед не допрыгнул до крыши другой сакли, упал и от полученных травм не мог даже встать. Отец подходит к нему и спокойно говорит: «Сынок, у тебя, наверное, все болит. И я не знаю, куда тебя ударить за твое хулиганство». Не ударил и понес сына домой. Ахмед вырос Апполоном. Вообще-то, цумадинцы – люди крепкого сложения и отважного характера. Это подметил даже Гамзат Цадасса. Вспомните стихотворение поэта об Агвалинском Мажиде, у которого гигантские руки «человека из другой планеты». Вероятно, привычка по утрам подниматься на вершины, а вечером - зажигать звезды формируют дух, тело и философичность цумадинцев. Об этом хорошо знает первый доктор философии из Цумады, профессор, блистательный тамада из Тисси - Назир Алиев.

В полуденный жар пастухи любят с биноклем в руках восседать на этих головокружительных высотах и обозревать ассамблею скал и склонов. И ощущает человек в такие минуты свое единство и воссоединенность с этим сказочным миром и очарование самой жизнью. А кому посчастливилось ночевать вместе с чабанами на этих вершинах, тому открывается бесконечность звездных миров во Вселенной. Ночью ощущение такое, что и ты сам - неразгаданная Планета. Но даже с этих головокружительных высот поднебесной Цумады все равно не раскрывается увлекательная тайна мироздания. Объемно постичь эту тайну всех тайн никому не удается, в том числе и цумадинцам, не смотря на свою приближенность к звездам.

Назад


Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.