Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Дибирасулав Гигатлинский – ученый и общественный деятель второй половины XIX – начала XX веков

М. Дибирасулаев, учитель, ветеран труда
Тlанусиса Хlажияв
Гlободаса дов Гъимат
Гъигъалъа наиб Хlажар
Нахъе цlарги тун хола
(Цlадаса Хlамзат, поэма «Шамиль»)

У знаменитого наиба Шамиля – Хаджар-наиба было пятеро детей: три сына и две дочери. Старший – Дибирасулав, средний – Халакав и младший – Малачдибир. Дочерей звали Бахумеседо и Патимат. В последствии все сыновья Хаджарнаиба стали учеными-арабистами. Среди сыновей Хаджарнаиба выделялся Дибирасулав. Родился Дибирасулав в 1828 году. Первоначальное исламское образование получил дома у отца, затем обучался у знаменитого ученого Загалава Хварщинского. В дальнейшем учился у знаменитых ученых из Обода, Аракани, Согратля и других сел. Когда ему исполнилось 20 лет, погиб отец. Вот что сообщает о гибели Хаджар-наиба знаменитый ученый Абдурахман из Казикумуха: «Хаджар-наиб по сообщению ал-Карахи, погиб при сражении с русскими войсками в Гергебельской крепости «Улита», сооруженной для переселенцев в июне 1843 года». Несмотря на горе, Дибирасулав продолжил свою учебу. Поэтому поводу Абдурахман из Казикумуха пишет: «Известные мутаалимы моего времени из мухаджиров в нашем Дарго были …Зульфукар из Чиркея, …Дибирасулав из Гигатли… Многие из них стали большими учеными». Здесь Абдурахман дает подробный перечень имен «мутаалимов моего времени из мухаджиров аула Дарго». Слова «мухаджиры аула Дарго» означает, что речь идет не о жителях Дарго, а о сторонниках Шамиля, обосновавшихся в свое время в столице Шамиля. Следовательно, мы можем сказать, что Дибирасулав активно участвовал в сражениях против царской администрации.

Обзор Гигатли из селения ГодобериОбзор Гигатли из селения Годобери
id:3670

После пленения имама Шамиля, Дибирасулав переходит на службу царской администрации. Он становится «депутатом» ункратлинского участка. В его обязанности как уполномоченного царской армии входит разбор жалоб жителей, разрешение споров между жителями и многое другое. Как уполномоченный, все вопросы и конфликты решал в пользу неимущих и обездоленных.

В 1871 году был убит Ункратлинский наиб Хаджияв. Царская армия приняла ряд карательных мер, вплоть до выселения жителей Ункратля. Дибирасулав был против выселения жителей Ункратля за пределы Андийского округа. За убийство наиба некоторые жители были арестованы, другие были выселены. После подавления выступления ункратлинцев, Дибирасулав был переведен судьей-диванбегом в Андийский округ – Ботлих. Работая судьей, он показал себя высокообразованным, эрудированным профессионалом в области шариата. Все вопросы решались на шариатской основе. Дибирасулав много ездит по селам Андийского округа, разъясняя жителям сел о необходимости соблюдения предписаний шариата. Он был пропагандистом шариатской морали.

Вид селения Тинди с мечетью на переднем плане. (Фотоархив ИЭА РАН, экспедиция 1952г.)Вид селения Тинди с мечетью на переднем плане. (Фотоархив ИЭА РАН, экспедиция 1952г.)
id:3963

Летом 1877 года в Дагестане произошло крупное выступление горцев против царской армии. Горцы имамом Дагестана выбрали Мухаммадхаджи из Согратля. Для координации действий выступлений багвалинцев, тиндинцев, чамалинцев и ункратлинцев против царской армии и солдатского гарнизона в Ботлихе имам Мухаммадхаджи направляет Абдулу Цулдинского. Он прибывает в Тинди. Вот что сообщает нам известный ученый Абдуразак: «…Абдула лично прибыл в город Тинди (читайте так. прим. авт.), где поставил наибом Курамухаммадхаджи. Прибыл сюда и известный храбрец Карим Гакваринский, которого назначили наибом Гаквари и Ункратля. Абдула прибыл к реке хуштадинцев и расположился там на хуторе…»

Представители многих сел Цумада и Ункратля прибыли к Цулдинскому и изъявили готовность жителей выступить против царской армии и гарнизона царских солдат в Ботлихе. К Цулдинскому не прибыла делегация из Гигатли. Абдула направил свою делегацию туда. Вот, что пишет по этому поводу ученый Абдуразак: «Затем, он (Абдула) отправил людей в Гигатли, чтобы те приняли со стороны последних символы повиновения ему. При этом люди его, посланные туда, должны были сказать им: «Если вы, гигатлинцы, откажетесь сейчас выразить свое повиновение, то он – предводитель Абдула, отправит против вас войско, которое вступит в сражение с вами и разграбит ваше имущество…» У гигатлинцев был один выход – пойти к Абдуле. Спустя два дня гигатлинская делегация прибыла в хуштадинский лагерь Абдулы. Вот что пишет по этому поводу ученый Абдуразак: «…Гигатлинская делегация прибыла к Абдуле во главе с Дибирасулавом – сыном ученого по имени Хаджар-наиб. Того, который в свое время наибом у имама Шамиля был и пал мучеником за веру…» Абдула начал стыдить Дибирасулава. Все дагестанцы заявили о согласии о своем нарушении условия «пощады», заключенного раннее с русскими.

Дело же здесь еще в том, что эти русские потерпели недавно поражение и теперь бегут от мусульман (здесь Абдула, видимо, имел ввиду русско-турецкую войну 1877 – 78 гг.). Мало того, последние захватили у них определенную добычу. После этих слов Абдула, закончив речь свою, возложил было на Дибирасулава желтую чалму, чтобы показать, что таким образом он назначает его чамалинским наибом. Что же касается Дибирасулава, то он не поверил его слову».

Дибирасулав отказался надеть чалму (особый знак, утвержденный имамом Мухаммадом-хаджи для наибов). Почему он отказался надеть наибскую чалму? А потому, что Дибирасулав прекрасно знал и объективно представил себе, что нападение на русских солдат Ботлиха не только опасно, но и бессмысленно гибельно для горцев, что русские солдаты вооружены прекрасным и новейшим оружием того времени и что горцы не имеют даже старые кремовые ружья. Знал он, что одна храбрость горцев не возьмет крепость, что русские имеют опыт ведения войны, и солдаты прекрасно обучены ее ведению в горных условиях. Он это понимал, но понимал и то, что Абдула является уполномоченным имама и что он, как ученый, не мог отказать ему как представителю имама. Поэтому Дибирасулав сказал Цулдинскому: «…Если ты желаешь, я сейчас же приму на себя обязанности наиба, а если хочешь, то буду помощником тому, кого поставишь ты здесь этим самым наибом». И Дибирасулав вынужден был принять на себя обязанность чамалинского наиба. Он был противником нападения на Ботлихскую крепость. Ученый Абдуразак сказал ему: «О мой шейх, о мой устаз. Почему ты не подчиняешься этому мудиру Абдуле, почему не берешь наибскую чалму из его рук? Ты ведь самый достойный для дела, к которому сейчас призывают!» На что тот ответил ему: «Эй, сынок! Как же возьму я эту чалму, когда знаю, какие будут последствия. Концом здесь будет то, что наибов возьмут в плен, а иных видных лиц Дагестана сошлют в Сибирь. Неужели ты желаешь, чтобы я оказался одним из пленников-арестантов в руках этих русских?»

Став наибом чамалинским, Дибирасулав выступил в направлении Миарской ложбины для сражения с русскими, а там нападать на Болтихский гарнизон. Источники сообщают, что 24.11.1877 г. примерно 600 человек двинулись вперед. Это были чамалинцы, багвалинцы, тиндинцы, ункратлинцы, цунтинцы. Предводителями этих горцев были Денга из Тинди, Карим из Гаквари и Дибирасулав из Гигатли. Дубурасулав прибыл в Миарсинскую ложбину, но тут на него напали тиндинские юноши. Чтобы объективно представить эту картину, представим слово Абдуразаку: «…Надо же, на него наступили тиндинские юноши, которые утверждали, что он направляет брата своего Халакава, являющегося на тот момент муллой, в Ботлихскую крепость, и что он вместе с братом подыскивает-де возможность убежать в названную крепость…»

Полная чушь. Дибирасулав и его брат были великими учеными и порядочными горцами. Оба брата ненавидели царские порядки и политику царизма. Но оба они понимали, что выступление горцев против царизма будет жестоко подавлено. Возникает вопрос: почему на них напали тиндинские юноши. Дело в том, что тиндинцы, и все, кто шел в Ботлихскую крепость, подчинялись Абдуле Цулдинскому. А он ненавидел Дибирасулава. За что? Он был большим ученым, пользовался авторитетом у горцев. Абдула не мог того простить, и он дает «буюрухъ» - указание тиндинцам арестовать братьев. Они были не только арестованы, у них отняли оружие и под усиленной охраной отправила к имаму Мухаммадхаджи Согратлинскому. Отправляя братьев к имаму, Абдула надеялся, что суд имама вынесет решение о казни братьев. Представим слово Абдуразаку: «Тиндинские юноши и Абдула ни на шагу не сомневались в том, что имам Мухаммадхаджи прикажет казнить братьев, однако Аллах познал ту внутреннюю сущность их обоих, что в свою очередь, позволило им спастись от рук имама». Вопреки их ожиданиям, имам оказал им почтение и уважение.

Узнав об их аресте, Каратинский наиб Карабилав пишет имаму.

«От Карабилава Гаджи, который переселился в Ахвах к мухаджирам, к Согратлинскому имаму Мухаммеду. «…Податели сей записи Гигатлинцы Дибирасулав и его брат Халакав. сыновья Хаджара наиба убитого в бою против неверных, гяуров, были люди честные, желающие ислама на этой земле. Нет человека, который бы больше любил ислам, чем эти. О чем имею честь сообщить Вам».

В 1877 году 28 октября в Зонобе (Ахвахский район) произошло крупное сражение между царскими войсками и горцами. Сохранился ценный документ об этом сражении. Документ называется «Сказание о Зонобском газавате». Его автор Исадибир из Тукита. В документе говорится «…В этом сражении участвовали 74 человека из Кудиябросо и Изано, также участвовали Карабилав из Карата, его родственник Гаджи, и из Гигатли Дибирасулав и Халакав…» По сообщению этого же источника, русские потеряли более 300 человек. В этом источнике есть такие строки:

«Бице музыкадул кваралдай тIурал,
Капур зигардулеб гъаракъ рагIунин.
Бице тIилгун ганчIил гугариялъул
Гъумер буссинчIого гъорлъ жураразул,
Бице кIкIалахъ бугеб ахIи-хIуралъул
ГъитIинаб къавмалъул къварилъиялъул…»

В этом бою Дибирасулав был ранен в ногу. При аресте братьев, по указанию Цулдинского, отряды Деньга и Карима начали наступление в сторону миарсинского направления с последующей целью напасть на ботлихский гарнизон. Вот что сообщает Абдуразак Согратлинский по этому поводу: «Отметим здесь же, что на закате того дня, когда арестован был Дибирасулав Гигатлинский, произошло столкновение мусульманского войска. Состояло оно тогда из багвалинцев, чамалинцев, тиндинцев с русской армией. Случилось это столкновение на вершине горы, которая стоит перед селением Миарсо, а результатом его оказалось то, что мусульмане потерпели там великое поражение, и это при этом, что русские не претерпели от них тогда никакого абсолютного вреда. (Сражение произошло 10.10.1877 г. примеч. автора). В результате сражения в Миарсинской ложбине многие мюриды были убиты. В числе погибших при Миарсо был и Деньга Тиндинский. Это был известный храбрец. Спустя неделю произошло крупное сражение в Годоберинской долине (17.10.1877 г. примеч. автора). Русские войска и дагестанская милиция окружили отряды горцев. Горцев перебили, а цунтинский отряд уничтожили. Здесь погибли тиндинский храбрец Сурхай и ученый из Гаквари Мухаммад. Поход горцев провалился».

В конце октября – в начале ноября в 1877 г. крупное сражение между горцами и русскими солдатами произошло в Гигатли. Царский генерал Смекалов из селения Химой, через Кенхи и Чиндихский перевал перешел границу села. Узнав замысел Смекалова, Дибирасулав после Зонобского сражения спешит на помощь своим землякам. Прибыв в село, он возводит оборонительные укрепления, создает боевой отряд воинов. Произошла жестокая битва. Вот что сообщают русские источники об этой битве.

«…В конце октября – в начале ноября 1877 года на Гигатлинской территории между солдатами и воинами имама, во главе которых были Дибирасулав и Уммахаджи Зумсоевский, произошло сильное сражение…»

…Диапазон научной деятельности Дибирасулава был разнообразный. Как член ученого совета при редакции Магомед-Мирзы Мавраева, он рецензировал многие работы ученых Дагестана, подготавливал их к печатанию, давал советы молодым алимам.

Сохранились записи информаторов, сделанные в 50-е годы XX века. В 1958 году 95-летний гигатлинец Алигаджиев Мухаммад-хажди, совершивший дважды хадж еще до Октябрьской революции: «Дибирасулав будучи давианбегом шариатского суда – кадием Дагестана, одновременно вел преподавательскую работу в медресе в Темирхан-шуре. Там же учился и я. Дибирасулав был всесторонне-развитым ученым. Помню, Дибирасулав написал две книги по шариату. Огромная эрудиция как ученого, у Дибирасулава была при толковании наследия наследства. Он легко и верно решал все споры и конфликты».

Восстание горцев проиграло, оно жестоко было подавлено царизмом. Руководители восстания горцев «по решению военного полевого суда царизма были повешены, а иные были сосланы в Сибирь».

Как был прав ученый Дибирасулав, предупреждавший о нецелесообразности похода на Ботлихский гарнизон. Почему он не был арестован царскими властями? Здесь роль сыграл его родственник Иманмагомед Гигатлинский. Он был наибом Шамиля, большим ученым, автором нескольких книг. После пленения Шамиля, он переходит на службу царской армии, пользовался большим авторитетом, был наибом в нескольких округах. Вот он и помог Дибирасулаву избежать арест. После окончания движения горцев 1877 года Дибирасулав переехал в Темирхан-шуру и был назначен кадием Дагестана.

Дибирасулав был честным кадием. Конфликты и сложные вопросы решались на основании шариата. Кадием он проработал более тридцати лет. Пользовался авторитетом среди ученых-исламистов. В 1907 году был избран членом алимов при типографии Мавраева. Занимался и поэзией. Вот одно из стихов.

…Цинги пикру гъабе ракъалда рижаразул,
Сон вукIана гъарин мун лъималгун хIучI гъабулев.
БахIарлъиги ана дур пикругин ургъел дагъаб,
Гъанже мун кIодолъана хъахIаб расги баккана.
Херлъидалги вихьула, гъабдал гъадин хьвадулев,
Дуца хал гъабуларищ цере арал чагIазул?
Гъел хвеларилан ккани чан гIисиналги хварал,
Тавбу гъабея, мискин, тIокIаб нахъ буссунареб.
Мун бусада ккечIого, сах-саламат вукIаго,
Дунял берцинабилан дунялалда божуге.
Дунялалъул мисалин сарабалда релълъунин,
Рокьарал кире арал, мадугъаллъи киб тараб?.
Хабар нилъее тана, жалго хабалъ тIерхъана…

Выдающийся ученый и общественный деятель Дибирасулав Гигатлинский умер в 1910 году и похоронен в сел. Гигатли.

А что касается представителя имама Абдулы Цулдинского, то вот что пишет о нем Абдуразак Согратлинский.

«…Что касается вышеназванного Абдулы - предводителя мусульман на каратинско-ботлихском направлении, то при появлении армии графа генерала Смекалова, то сбежал он по направлению в село Телетль…»



© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.