![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
Рождение Имама Шамиля06 января 2010г. Магомед АбдулхабировВполне естественное желание людей искать в биографических нитях именитых людей и узелки связующие их со своим родом, аулом, народом или государством. имам Шамиль не исключение и добротная статья историка Шамхалдибира Исаева яркое подтверждение этому. Лично я никогда не занимался специальным исследованием биографии имама Шамиля, хотя для энциклопедии «Шамиль» подготовил статью о медицине в эпоху имама Шамиля. Но у меня с юных лет был большой интерес к личности имама Шамиля и у меня довольно большая библиотека по эпохе Кавказской войны. А потому поведаю лишь то, что мне поведали в разные годы разные люди, к которым я относился с большим почтением. Прежде всего, отметим, что в детстве Шамиля звали Али, а так как ребенок рос болезненным дали новое имя, что практиковалось в Дагестане. ![]() id:3957 Преподавателем хирургии у меня была легендарная Зайнаб Магомедова из Гимры, родственница имама Шамиля, которая училась в Женском Медицинском Институте (ЖМИ) в Ленинграде. Она и ее сестры встречались даже с С.М.Кировым - тогдашним руководителем Ленинграда, Она была строгой и высокообразованной коллегой. Я учился хорошо и она более других примечала меня и даже иногда приглашала меня домой. Так вкусно обедать, как у сестер Магомедовых мне не приходилось до этого. Безусловно, и я старался помочь им по хозяйству. Она тайком давала мне читать книг о Шамиле, ибо в те годы не приветствовалось упоминание о Шамиле – «англо-турецком ставленнике». Зайнаб Магомедова говорила о дальних родственных связях гимринцеев и гакваринцев, но каких-либо уточнений при этом не приводила. Я имел честь быть в дружбе с Нурмагомедовым Магомедом из Аракани. О нем пишет и Шамхалдибир Исаев. Был он человеком очень больших, энциклопедических знаний по тематике: «Ислама и алими Дагестана». Своих друзей из Даградио я просил тогда записать все, что знает этот уникальный ученый, ибо такие люди составляют интеллектуальное созвездие Дагестана. Так вот, многоуважаемый Магомед Араканский писал в аварской газете о том, что дед Шамиля- Деньга был родом из Гаквари и юношей поехал в Гимри на учебу. Надо учесть, что в прошлом не было разделение Гаквари на Нижние и Верхние. Родственных связей у чамалинцев очень большие и давные, но я не слышал о том, что гакваринцы произошли от гадиринцев, а гадиринцы от гигатлинцев, как это пишет уважаемый Шамхалдибир. Позже ветеран войны Магомед Абдулмеджидов из Гаквари (он еще жив и ему уже 85 лет). По его рассказу, Чирило- крупнейший арабист, который приходится мне предком в пятом поколении и у которого учился Деньга и рекомендовал продолжить ему учебу в Гимры. Знал я еще одного алима и большого интеллектуала из -Сажида Абдурахманова из Гаквари. Он переписивался с Гамзатом из Цадаса, выписывал журналы на арабском языке, а в студенческие годы в Буйнакске даже обвенчал Абдурахмана Даниялова с женой Хадижат, ибо авторитет Сажида, как арабиста и порядочного человека был высоким. Был я в дружбе с Сажидом и даже лечил его. Благородный был человек. Так вот Сажид показывал мне саклю в Нижние Гаквари , где родился дед Шаимиля-Деньга. Сакля та обветшала, но старинные камни у входной двери до сих пор величавые и красивые. Знал я Микаила Накаева из Н.-Гаквари, которого назвали в честь наиба Микаила. Он был большим специалистом по народной медицине. Его старший брат-Х1ажимах1аммад Накаев был большим знатоком гакваринской истории, он знал могилу и истории каждого гакваринца. Был он человеком очень добрым и прожил более 100 лет. Сожалею, что не записал его вспоминания. И вообще к своей истории мы относимся очень пренебрежительно. Лишь в последние годы стали появляться публикации об истории сел и народов. Это очень похвально при условии не вознесения себя и не принижения других. ![]() id:1784 Очень сожалею, что имам Шамиль, будучи в Калуге, не оставил записей о своей жизни. Они были бы весьма ценными по многим вопроса. Шамиль сам не придавал значение национальности человека. Для него была важна идея, которой он служил всю жизнь. И мои повествования сегодня не имеют документированной надежности, хотя в науке есть так называемые полевые методы исследования преданий, сказаний и их сопоставления и критический анализ всего. В этом отношении статья Шамхалдибира Исаева безупречна в анализе и главное- в выводе о том, что мы должны быть благодарны гимринцам и ашильтинцам за воспитания Шамиля и других великих дагестанцев, чьи имена известны просвещенному человечеству. Я люблю бывать в Гимры. Там живут очень красивые и благородные люди. Мне представляется, что нам нужно бы создать Гимринский комитет, который бы ежегодно вручал Дипломы Благородства людям за их высшие Благодеяния во имя человечества. Устав Комитета можно разработать вместе с юристами. Когда начнут в Париже и Лондоне, Гаквари и Гигатли, Риме и Ведено, Мекке и других странах, городах и селах ежегодно получать дипломов на родных языках из Гимры, то Дагестан сделается туристической Меккой! Только нам нужно перед этим перестать убивать и взрывать друг друга. Первое – проще, ибо для этого нужно в июле этого года в Гимры собраться гигатлинцам и гидатлинцам, гакваринцам и кумыкам, чеченцам и салатавцам, т.е. всем для размышления над нашей историей, современностью и будущим. Слово за гимринцами! Лично я с большой радостью совершил бы паломничество в Гимры! . Второе- сложнее для современного Дагестана, ибо много зла, лжи и невежественности накопилось в родном краю. |
|
||||||||||
|