Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

Гигатлинская ветвь "Сагитхани" согласно родословной схеме сейидов Кумуха

Ш.М. Исаев
(Санкт-Петербург)


Тезисы опубликованы в международной конференции проведенной в г. Москве 1992 г. о выдающемся общественно политическом и религиозном деятеле (второйI пол XVII - пер. половине XIX в.) Мухаммаде сыне Газимухамада (Рот1а Мухаммаде) из Гигатли и о его предках претендовавших на родство с Пророком с.т.а.в. Мухаммадом

1. В Дагестане, как и в других мусульманских странах, издавна существовала немногочисленная категория лиц, которые претендовали на родство с пророком Мухаммедом. Фактически они оформились в особую сословную группу, занимавшую промежуточное положение между нобилитетом и улама.

2. Их привилегии в традиционной общественной системе Дагестана заключались в полном освобождении от податей и праве на долю доходов с религиозных учреждений. Критерии для выделения их как особой общественной группы отчетливо сформулированы в ответе известного ученого Мухаммеда Тахира ил Карахи на запрос Дагестанского народного суда (60-70 годы XIX в.), по сути дела имеющем значение местной шариатской фетвы. В ней различаются две линии священного рода но мужской линии:

- Сейиды - потомки близких родственников Мухаммеду.

- Хусайни - потомки сыновей Али, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда.

Но эти последние могут именоваться обоими почетными прозвищами, Сейидом и Хусайном (от ниобы ал-Хусайны), прибавляя его к имени собственному.

3. Так, в качестве родоначальника рассматриваемой в родословной схеме указан сейид Хасан ал-Хусайны. Однако центральной фигурой схемы является его потомок (VIII поколение) Хаджи-Батыр. Совершенно очевидно, что семь поколений его прямых предков по мужской линий образуют лишь прямой ствол родословного древа Хаджи-Батыра. Если и были ответвления от более ранних поколений, то, видимо, они не интересовали составителя.

4. Напротив, названы все семь сыновей Хаджи-Батыра и выявлено их мужское потомство на протяжении шести поколений. Сам составитель Шамиль б.Абдурахман относится к четвертому поколению потомков Хаджи-Батыра. Окончание своего труда он датирует 13 джумада-л-ахир 1324 г.х. (12 июля 1906 г.); схема снабжена некоторыми пояснениями. Более заметной личностью этой "ветви" является его дед, известный шейх Джамалудин, один из лидеров тариката в Дагестане, тесть имама Шамиля; заметим также, что отец составителя, Абдурахман, и его дядя, Аблурахим, были мужьями дочерей Шамиля

5. Мы надеемся выявить и других исторических лиц среди потомков Сеид Хасана ал-Хусайна и достичь большей хронологической и фактической определенности для характеристики источника. Пока же мы вынуждены обосновывать датировку на подсчете поколений, предшествующих известным лицам. При этом мы принимаем среднюю продолжительность одного поколения за 30 лет, основываясь на дагестанской фольклорной традиции (отметим, что для нобилитета срок должен быть несколько меньше, а для улама немногим больше). В таком случае начало жизни Хаджи-Батыра (дед шейха Джамалудина) следует отнести примерно к концу XVII в., а время родоначальника сейид-Хасана ко второй половине XV в. Обе даты хорошо увязываются с поворотными периодами истории шамхальства: к концу XV в. шамхалы были самыми сильными .владетелями в Дагестане (и. в Кумух стекались, как служилые, так и ученые люди в поисках службы и покровительства); начало XVIII в. - время усиления кумухских правителей (кукравчу) из рода шамхалов, именно тогда известный Чолак-Сурхай взял под свой контроль южный Дагестан, а захватив Шемаху (1721 г.) объявил себя ханом. Последнее обстоятельство может объяснить указание составителя на то, что один из сыновей Хаджи-Батыра Муамма перебрался в южный Дагестан, где стал, по некоторым сведениям Кадием Кураха - центра Кюринского общества. Тем не менее его сыну Газимухаммеду пришлось перебраться в высокогорное Чамалинское общество: этот эпизод следует отнести примерно ко второй половине XVIII в. (этот Газимухаммед б.Муамма двоюродный брат шейха Джамалудина).

7. Таблица свидетельствует, что Газимухаммед поселился в Гигатли - селении Чамалала нахийат Аварии - и указывает его сыновей Мухаммеда, Нажбудина и Курбанмухаммеда. Здесь ее скудные указания значительно дополняются местными устными и отчасти письменными источниками, а также упоминавшимся ранее решением Дагестанского народного суда, которое признает за Газимухаммедом и четырьмя его сыновьями (к трем вышеназванным добавлен еще Хаджио) право на прозвище сейид,

8. Устные чамалинские предания сообщают, что эта сейидская семья проявила себя на духовном поприще, что было нелегко, так как для этого времени в Чамалале известны авторитетные ученые выходцы из влиятельных чамалинских тухумов - Сакъурхани, Хаджарнаибхани, Къадилохани. К тому же в высокогорье сложилась сильная школа традиционной учености, созданная Загалавом (Курбан-Али) Хваршинским и др.

9. Мухаммед б.Газимухаммед стал автором ряда книг религиозно-исторического содержания (религиозно-мистические книги издавались в начале XX в. в типографии Мавраева в г.Темир-Хан-Шуре). О нем до сих пор бытует много преданий, его могила в селении Агвали часто посещается и служит объектом поклонения. Предания фантастического характера сохранились о Хаджияве, четвертом из братьев, не попавшим в таблицу. Довольно многочисленные потомки Мухаммеда б.Газимухаммеда оформились в отдельную родственную группу Сагитхани (Сагитзаби), существующую доныне.

10. Среди преданий о пришлых чамалинских тухумах история о Сагитхани наиболее документирована. Это интересно прежде всего потому, что ставит под сомнение гипотезу об общинах Андийского бассейна как об изолятах, веками не вступавших в контакт с остальным миром. Конкретное изучение генеалогии тухумов высокогорья с опорой на письменные источники позволит, таким образом, прояснить важные стороны истории и этногенеза дагестанских народов.

Гигатлинская ветвь "Сагитхани" согласно родословной схеме сейидов Кумуха //Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия М., 1992




Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.