Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Назад

К истории «пленения» имама Шамиля

Автор: Магомед Гусейнов

Известно, что объективное, беспристрастное описание конкретного факта, события, явления историком, (летописцем, любым очевидцем) имеет огромное значение для правильного представления о прошлом своего народа, об истории других народов – их рождения, становления и развития. Это особенно важно далёкими потомкам, которые через века захотят узнать, как на самом деле жили их предки, чем занимались, что ценили, какие были верования, традиции обычаи. Известно также, что передать всю правду, описать событие со всех сторон, указав место, время и причины конкретного события, в принципе не-возможно, хотя бы потому, что любое событие имеет экономические, политически, социальные, нравственные составляющие и многие другие нюансы, роль которых трудно чётко разграничить и определить степень влияния каждого из них на конкрет-ное событие. Поэтому, говорить об абсолютной объективности исторической науки не приходится, тем более, что сам человек в силу типа строя его психики, нравственности, приверженности определенным идеям; принадлежности тем или иным поли-тическим или социальным группам, этносу и т.д., накладывает отпечаток пристрастности на то как он видит и понимает кон-кретное событие. В этом и сказывается его субъективное видение истории. Максимальная объективность честного и грамот-ного историка состоит именно в том, что он описывает конкретное событие так, как он видит, но беспристрастно. Тогда его сочинение, как правило, считается объективным – с большой вероятностью адекватным описываемому событию. Но честный историк не должен навязывать читателю своё положительное или отрицательное отношение к описываемым фактам, по-скольку именно в отношении к фактам и выражается субъективная и корпоративная «идеологизированность» исторической науки, которая, как правило, и откладывается в сознании людей как истина.

Портрет Имама ШамиляПортрет Имама Шамиля
id:4094

К сожалению, если историк является представителем официальной науки, более того, заинтересованным человеком, хуже того – националистом, то, как правило, конкретные факты он освещает в угоду действующей власти, личным или корпо-ративным или национальным интересам. Сама историческая наука (если она действительно – наука) знает огромное множество фальсификаций, манипуляций, трансформирования мифов в исторические факты, которые, извращая правду жизни, настраивают людей и народы к антагонизму, вносят раздоры между народами и государствами. порождают войны, революции, преступления и предательства. С другой стороны субъективизм во всей исторической литературе неизбежно проистекает и из того, что и историк не может описать событие во всех мельчайших деталях — тем более во всех их взаимо-связях.

Одной из самых известных и подверженных многочисленным фальсификациям исторических тем является тема борьбы северо-кавказских народов за свою политическую свободу. Больше всех в этом отношении пострадала, естественно, история Дагестана и Чечни 19 века. Борьба народов за независимость от Российской Империи в разное время официальными историками была названа то варварством, то справедливой войной, а имама Шамиля и других имамов, возглавлявших борьбу за свободу и независимость народов представляли как бандитов, абреков, ставленниками исламской Турции и английскими шпионами. И сегодня не стихают споры о том, кем был Шамиль, за что он боролся и почему, в итоге так бесславно – пленением его самого и истреблением лучших сынов народа закончилась его борьба. К сожалению больше всего в этом преуспели именно кавказские историки, среди которых дагестанцы, чеченцы и осетины.

Известно, что в истории нет сослагательного наклонения: всё произошло так, как произошло и невозможно вернуть вспять и реально изменить прошлое. Но каждому народу очень хочется видеть своё прошлое в радужном, безгрешном и героическом свете. И на самом деле такие страницы в истории каждого народа были, бывают и будут, но не вся история соткана из таких страниц.

В истории каждого народа периодически наступают вехи, на которых нужно остановиться, оглянуться на пройденный путь, сверить собственные часы с часами мировой истории и глубоко задуматься над определением направления дальнейшего пути. От выбранного народом курса и зависит его дальнейшая судьба — успехи, падения, прогресс, застой или смерть. Но каждый раз и выбор пути, и собственно историческое развитие народа, прежде всего, определяются его генетическим потенциалом, его внутренним духовным единством и патриотизмом — щемящим чувством родного очага — Родины. С древнейших времен и до наших дней выбор пути, а, следовательно, и исторические судьбы народов главным образом определяла та идеология, в пространстве которой народы жили и творили. Особое влияние на судьбы народов имели и имеют религиозные верования, которые осознанно, слепо или поневоле народы исповедуют.

Для дагестанских народов очередная такая веха наступила с началом завоевания Кавказа Российской Империей в XIX в., и необходимостью выбора дальнейшего исторического пути, — мириться с участью колониального рабства у неверных или защитить независимость, свободу и собственную религию.

Доклад читает к.ф.м.н. Гусейнов МагомедДоклад читает к.ф.м.н. Гусейнов Магомед
id:4018

И выбор дагестанцами был сделан самый разумный и достойный — остаться свободными мусульманами. Но российский царь пожелал стать хозяином всего Кавказа и подчинить все его народы себе. И началась великая эпопея национально-освободительной борьбы народов, охватившая впоследствии весь Северный Кавказ. Идеологическим знаменем этой борьбы стал Ислам — религия правоверных мусульман, согласно которой над человеком признается лишь одна власть Единого Творца, а все люди считаются равными в правах. Провозгласили и возглавили эту борьбу дагестанские пассионарии того времени — шейхи Мухаммад аль Яраги и Джамалудин аль ГазиГумуки, имамы Гази Мухаммад, Гамзатбек и Шамиль. Ещё раньше борьбу за независимость Чечни возглавил шех Мансур. 3а короткий срок было создано государство дагестанского и вайнахского народов — Имамат. Была создана немногочисленная, но пронизанная духом свободы армия легендарных муртазеков и мюридов — одна из самых мобильных и эффективных армий мира того времени, которая успешно противостояла самой оснащенной, хорошо обученной и многочисленной и могущественной в то время армии завоевателей — Российской Империи. Талантливые наибы и храбрые мюриды в борьбе за свободу проявили чудеса военной стратегии, тактики и отваги.

С 1834 по 1859 гг. освободительную борьбу народов Северного Кавказа возглавил имам Шамиль, но его роль с самого начала зарождения идеи борьбы за свободу и до завершения Русско-Кавказской войны была ключевой и существенно повлияла на всю историю кавказских народов с тех трагических дней до нашего времени. Для угнетенных народов имам Шамиль стал легендарной личностью, олицетворением Свободы и Справедливости. На примере его борьбы и жизни воспитывались не только несколько поколений кавказцев, но многие народы на разных континентах планеты. Вокруг его имени скрещивались политические шпаги разных идеологий. Враги Ислама и колониалисты старались умалить его роль в истории, но честные люди сделали его имя знаменем борьбы за справедливость. Завистники и предатели и поныне стараются под разными предлогами отрицать его талант государственного деятеля, учёного и полководца, но истинные ученые и военные специалисты признают в нем создателя государства Имамат и гениального полководца. Неоценима роль имама Шамиля не только в укреплении веры в Единого Аллаха, но и веры в собственные силы народа, избравшего Путь Истины, Свободы и Справедливости.

В кавказской и особенно в дагестанской историографии белым пятном остается вопрос о мотивах сдачи Шамиля в плен после столь великой жертвы народов во имя Свободы. Прославленный имам, о мужестве и стойкости которого слагались легенды, без всяких условий сдался в плен, тем самым глубоко огорчив одних и безмерно обрадовав других. Мне представляется, однако, что ответ на этот вопрос содержится не в политических или психологических упражнениях разных прорицателей и моралистов, а лежит в самой сути личности имама — в его праведной до конца жизни, которая была посвящена не показному геройству, а истинному служению Исламу — абсолютному Джихаду. Считаю, что истинные мотивы имама были известны только Единому Творцу и самому Шамилю. Как известно, повторяясь, напомним, что история пишется людьми и исключить при описании конкретного события или конкретной исторической личности субъективное мнение историка, у которого, несомненно, могут и должны быть свои идеологические или политические симпатии и антипатии, свой взгляд на конкретный факт, нельзя. И если «пленение» имама происходило так, как об этом пишут многие историки, то версия автора книги Мариам Ибрагимовой «Шамиль», на мой взгляд, правдивее всех остальных версий поясняет мотивы добровольной сдачи имама в плен. Мне же представляется, что генералы царя, проявившие невероятные по сути коварства в отношении кавказских народов, не могли быть абсолютно честными в случае переговоров с Шамилём о перемирии. Они неоднократно пытались хитростью заманить его в ловушку и убить. Ему обещали власть, деньги, свободу, но он выбрал свободу себе и свободу народу. Это поступок настоящего мусульманина и патриота. Так в свое время поступил Султан Османской Империи (Исламского Халифата) Абдурахман, который отверг баснословную сумму в фунтах стерлингов и под угрозой для жизни отказался продавать палестинские земли нынешним сионистам. Высокообразованный, умнейший и мужественный Шамиль прекрасно понимал, за что он борется, «видел» будущее, и совершал достойную своего народа историю. И, если принять версию некоторых историков о добровольной «сдаче в плен» как более менее реальную, можно утверждать, что Шамиль в конкретной обстановке (которая создается по воле Творца), наряду с ратными подвигами совершил духовный подвиг - встал выше обычной человеческой морали — он принял на себя неминуемый укор своих соратников, верных мюридов, всех оставшихся в живых современников и потомков, ради будущего Кавказа, будущего Ислама. Простому смертному это трудно понять, но ростки нынешнего возрождения Ислама в Дагестане являются достоверным подтверждением духовного подвига имама Шамиля. Окажись в такой же ситуации другие имамы — Газимагомед и Гамзатбек — они поступили бы так же. Получить пулю в грудь и умереть гак герой намного легче и, так поступали мюриды, но предводителям народов в особых условиях нужно поступать мудро – сохранить генофонд народа – залог его возрождения в будущем. Практически подобным образом, я думаю, поступил Ахмад Кадыров, которого многие считают предателем, а на самом деле он тоже совершил духовный подвиг – остановил бессмысленную, истребительную и братоубийственную войну. Никто из людей не знает, что было бы с Чечнёй и с его народом не поступи Кадыров так, как поступил. Время даст достойную оценку его поступку.

И я думаю, что не Шамиль был в плену у русского царя, а вся Россия была пленена гением, силой духа и мужеством имама. Ведь и цари бывают разные и им не всё человеческое чуждо. И император Александр II в своем решении сделать Шамиля почетным пленником скорее следовал примеру императора Франции Луи Бонапарта, в почетном плену которого в течение 5 лет находился легендарный предводитель алжирского народа Абдулкадыр, а может и духу благородства, который в особых обстоятельствах, в принципе, может зародиться и у захватчиков. Поступок императора России был продиктован, наверняка, еще и тем, что передовые люди самой Империи и других государств воспевали борьбу кавказцев, преклонялись перед мужеством и стойкостью мюридов, которые ценили свободу, честь и свою религию выше жизни. Неслучайно, что библиография публикаций о Шамиле по количеству занимает второе место после публикаций о Наполеоне, хотя Наполеон с его непобедимой армией и проиграл войну с Россией за очень короткий срок -5 месяцев, в то время как борьба горцев за независимость под руководством Имама Шамиля продолжалась более 25 лет.

Тиндинец в старинной одежде на фоне снимка Готфрида МерцбахераТиндинец в старинной одежде на фоне снимка Готфрида Мерцбахера
id:3992

В любом случае мы воздаём хвалу благородному поступку императора России – он с помощью Творца дал добро, чтобы великий мусульманин совершил последний столп Ислама – хадж к святой Каабе в Мекке. Причин такого поступка императора может быть много, мы о них не можем знать точно и не будем об это рассуждать. Тем более, что полную правду о той трагедии, которая разыгралась в августе 1859 года в осадном Гунибе и в его окрестностях, какие капканы были расставлены коварными генералами царя и кто из окружения имама науськивал ему что и как сделать в роковые для Родины и народа дни и часы, мы пока не знаем. А может быть, события развивались совершенно по иному сценарию, и нам ещё предстоит узнать больше правды тех дней и событий.

Но известно другое. Дагестан и Чечня, наши народы, преодолев неимоверные трудности, социальные катаклизмы и войны, преодолев атеизм и прозрев на опыте собственной жизни, идут к своему демографическому, творческому и духовному развитию. И это - одно из следствий духовного подвига имам Шамиля.

Великий Аллах воздал должное имаму Дагестана и Чечни за его подвиг во имя религии, позволив ему исполнить и последнюю обязанность мусульманина — совершить хадж в Мекку — и открыть имаму врата Рая. Аллах лучше знает, чем мотивировал имам свой поступок в легендарном Гунибе в августе 1859 года. Смерть Имама, его верных мюридов, остатков жителей Гуниба – стариков, женщин и детей — принесла бы Исламу и народам Дагестана и Чечни меньше пользы, чем его жизнь после Гуниба — это и есть истинное служение Творцу и народу. Для простого смертного важна моральная сторона поступка, но для мусульманина важна польза Исламу: имам, наверняка, думал о том, что соратники, и особенно потомки, будут осуждать его поступок, но в ущерб собственной репутации, он до конца остался праведником. И я уверен, что правоверные мусульмане правильно поняли имама и тогда, понимают и сегодня. Он был истинным мусульманином и народным героем тогда, останется им и сегодня, и завтра, и всегда. А борьба за свободу без жертв не бывает. Это закон войны.

Пусть Всевышний Творец сделает и нас хоть на йоту подобными нашим великим праведным имамам. Аминь!

Назад


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.