Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

Назад

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы попытались на основании доступных нам материалов провести историке-этнографическое исследование одного из многочисленных союзов сельских обществ Дагестана - Ункратль. Изучение, анализ этих материалов позволяют, как нам кажется, сделать некоторые выводы.

Многовековая история ункратлинцев - это часть истории аварского народа. Она была тесно связана с историей Хунзах-ского ханства и историей других народов Дагестана.

Первым известным этническим государственным образованием, куда входили ункратлинцы, являлся Серир, впоследствии Авария (Хунзахское ханство). До уничтожения хунзах-ских ханов (1834 г.) и кедибских беков (1844 г.) Ункратль входил в подданство Хунзахского ханства. Исследуемый союз образовался на многие века раньше изучаемого периода. Объединение в военно-политический союз в условиях постоянной внешней опасности являлось большим шагом на пути этнического объединения ункратлинцев и образования единой государственной организации.

В исследуемый период союз занимал довольно большую территорию Западного Дагестана и держал в руках торговые пути стратегического значения. Именно с 40-х годов XIX в., когда он стал политически самостоятельным, начинается возвышение и рост влияния в политической жизни Западного Дагестана ункратл и некого союза как одного из сильных политических образований.

Население союза проживало в восьми селениях, которые располагались на границе с Тушетией и Чечней. Этнически оно было однородно.

Главным занятием населения ункратлинского союза было земледелие и скотоводство.

В рамках натурального хозяйства развивались домашние промыслы, которые играли в хозяйственной жизни горца немаловажную роль.

Основой производственных отношений в Ункратле являлась частная собственность на землю. Частная собственность являлась основной формой землевладения. Кроме того, существовала мечетская собственность (вакуф), общественная собственность сельских общин.

Развитие феодальных отношений в Ункратле представляло собою "многоэтажное здание" сословного характера. Существовали три главные устойчивые социальные группы: знать (нуцалчи, бек), свободные общинники (уздени) и рабы.

В жизни ункратлинских обществ большую роль играли пережитки патриархально-родового строя, Джамаат, представляющий собой сельскую общину, являлся низовой политической единицей союзов сельских обществ, то есть со своей территорией, населением, составляющим общество, своими органами управления и обычаями.

Характерной особенностью общественно-политического устройства ункратлинского союза являлось его подданство Хунзахскому ханству до 1834 г. и впоследствии административно-политическая самостоятельность. Местные административно-должностные лица (кади, старшины и т. д.) сосредоточили в своих руках полномочия по местному административному управлению. Ункратлинский союз имел свои адаты (Ункратль-Чамалинские), по которым он и управлялся.

С окончанием Кавказской войны и подавлением трех ункратлинских восстаний Ункратль был включен в состав Андийского округа. Присоединение к России имело объективно прогрессивное значение в жизни ункратлинцев. Оно способствовало росту торговли, развитию культурных связей и сравнительно более быстрому социально-экономическому развитию. Но, вместе с тем, в условиях царизма этому прогрессивному влиянию России препятствовала колонизаторская политика самодержавия.

Анализ этнографического материала дал возможность выявить специфику общественного и семейного быта унк-ратлинцев и в то же время установить стадиальные общеисторические черты, показать общий характер многих семейно-бытовых традиций у ункратлинцев и у их соседей - андо-цезских народов.

Назад


Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.