![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
ЗАКЛЮЧЕНИЕМы попытались на основании доступных нам материалов провести историке-этнографическое исследование одного из многочисленных союзов сельских обществ Дагестана - Ункратль. Изучение, анализ этих материалов позволяют, как нам кажется, сделать некоторые выводы. Многовековая история ункратлинцев - это часть истории аварского народа. Она была тесно связана с историей Хунзах-ского ханства и историей других народов Дагестана. Первым известным этническим государственным образованием, куда входили ункратлинцы, являлся Серир, впоследствии Авария (Хунзахское ханство). До уничтожения хунзах-ских ханов (1834 г.) и кедибских беков (1844 г.) Ункратль входил в подданство Хунзахского ханства. Исследуемый союз образовался на многие века раньше изучаемого периода. Объединение в военно-политический союз в условиях постоянной внешней опасности являлось большим шагом на пути этнического объединения ункратлинцев и образования единой государственной организации. В исследуемый период союз занимал довольно большую территорию Западного Дагестана и держал в руках торговые пути стратегического значения. Именно с 40-х годов XIX в., когда он стал политически самостоятельным, начинается возвышение и рост влияния в политической жизни Западного Дагестана ункратл и некого союза как одного из сильных политических образований. Население союза проживало в восьми селениях, которые располагались на границе с Тушетией и Чечней. Этнически оно было однородно. Главным занятием населения ункратлинского союза было земледелие и скотоводство. В рамках натурального хозяйства развивались домашние промыслы, которые играли в хозяйственной жизни горца немаловажную роль. Основой производственных отношений в Ункратле являлась частная собственность на землю. Частная собственность являлась основной формой землевладения. Кроме того, существовала мечетская собственность (вакуф), общественная собственность сельских общин. Развитие феодальных отношений в Ункратле представляло собою "многоэтажное здание" сословного характера. Существовали три главные устойчивые социальные группы: знать (нуцалчи, бек), свободные общинники (уздени) и рабы. В жизни ункратлинских обществ большую роль играли пережитки патриархально-родового строя, Джамаат, представляющий собой сельскую общину, являлся низовой политической единицей союзов сельских обществ, то есть со своей территорией, населением, составляющим общество, своими органами управления и обычаями. Характерной особенностью общественно-политического устройства ункратлинского союза являлось его подданство Хунзахскому ханству до 1834 г. и впоследствии административно-политическая самостоятельность. Местные административно-должностные лица (кади, старшины и т. д.) сосредоточили в своих руках полномочия по местному административному управлению. Ункратлинский союз имел свои адаты (Ункратль-Чамалинские), по которым он и управлялся. С окончанием Кавказской войны и подавлением трех ункратлинских восстаний Ункратль был включен в состав Андийского округа. Присоединение к России имело объективно прогрессивное значение в жизни ункратлинцев. Оно способствовало росту торговли, развитию культурных связей и сравнительно более быстрому социально-экономическому развитию. Но, вместе с тем, в условиях царизма этому прогрессивному влиянию России препятствовала колонизаторская политика самодержавия. Анализ этнографического материала дал возможность выявить специфику общественного и семейного быта унк-ратлинцев и в то же время установить стадиальные общеисторические черты, показать общий характер многих семейно-бытовых традиций у ункратлинцев и у их соседей - андо-цезских народов. |
|
||||||||||
|