Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

Назад

§ 4. Общественные праздники и развлечения

В жизни ункратлинцев важную роль играли массовые праздники и увеселения, посиделки. Наиболее любимым праздником был праздник весны "Их чIолеб сордо". Отмечали этот праздник с наступлением весны.

Праздник "Их чIолеб сордо" состоял из сложного комплекса обрядов и обычаев. Приходился он на 21-22 марта.

Значительное распространение среди ункратлинцев получили мусульманские религиозные праздники - "къурбан байрам", "уразабайрам".

Одной из самых распространенных форм поведения, досуга в дореволюционном быту ункратлинцев являлись семейные торжества - свадьба, рождение сына и др., которые сопровождались различного рода развлечениями.

С завершением осенних работ и с наступлением зимы у ункратлинцев начинались частые посещения друг друга, встречи по вечерам (цадахъ ин). Группы мужчин, женщин, молодежи собирались отдельно друг от друга.

Особую роль выполняли мужские дома в Ункратле, бытовавшие в прошлом у аварцев в селах в форме мужских пирушек, известных под названием "кор". В зафиксированном виде "кор" предстает как временное объединение мужчин - "мужской дом", традиции которого восходят к мужским союзам первобытности.

"Мужские дома" и их функции в Дагестане впервые описал и проанализировал Е. М. Шиллинг на материале с. Кубани ("Чабкун"), он же обнаружил их у багвалинцев258. Несколько позже некоторые стороны деятельности мужских объединений у багвалинцев были охарактеризованы С. Ш. Гаджиевой, М. А. Агларовым259. При всем этом дагестанские "мужские союзы" являются весьма слабо изученным явлением традиционного быта. К исследуемому времени эти объединения мужчин утратили присущие им архаические функции (военные, организационно-общественные), сохранив только развлекательно-игровые. (См.: глава II, § 5.)

Немаловажной деталью в характеристике "кора" является то обстоятельство, что устраивать его могли лишь вполне состоятельные люди, при этом преследовавшие цель личного обогащения. Устроитель одновременно мог приобрести репутацию щедрого и гостеприимного хозяина. Репутация эта сохранялась за ним долгое время, если не навсегда, и влияла на его авторитет в общине. "Так как организовать "кор" в соответствии со своими материальными возможностями в состоянии был отнюдь не каждый мужчина, естественно, что значение подобной характеристики было весомым и рисковать ею из соображений чистого меркантилизма не стоило. Есть основания считать, что превалирование экономических стимулов над морально-престижными в механизме института "кор", зафиксированное этнографическими источниками, есть показатель глубокого проникновения товарно-денежных отношений в экономику и социальную атмосферу горского общества того времени "260.

В литературе отсутствуют описания процесса выбора старшин в селениях и "вольных" обществах Дагестана и сведения об организации старшинами каких-либо угощений или одариваний. Карпов Ю.Ю. объясняет этот факт сравнительно поздним появлением письменных источников (т. е. с того периода, когда весь горный Дагестан стал находиться в орбите функционирования сначала установок по внутреннему устройству, принятых в имамате Шамиля, а позднее - сельского положения, введенного царским правительством) и предполагает, что в Дагестане в прошлом в том или ином виде могла иметь место практика старшинских угощений (одариваний)261.

Таким образом, мужские сборы, или "мужские дома", являющиеся, по-видимому, результатом трансформации дагестанских мужских союзов, превратились в конце ХIХ-нач. XX вв. в своеобразную форму досуга.

Одной из форм развлечения народа, особенно в зимнее время, было слушанье молодежью рассказов, сказок пожилых мужчин и женщин. Девушки на таких посиделках занимались рукоделием (пряли, вязали). Кроме того, вечерами принято было собираться дома семьей: женщины занимались рукоделием, старшие вели разговор о прошлом, рассказывали сказки детям. Такие беседы играли большую роль в передаче этнических традиций от старших к младшим, в воспитании и формировании человека, и поэтому имели огромное значение в жизни семьи.

Другими формами проведения досуга, а, следовательно, общения и развлечения, были специальные вечера: торжества по поводу приезда гостя, молодежные вечеринки с песнями, танцами, шутками, играми, охота взрослых мужчин с целью полезного и приятного времяпрепровождения. Такую же роль играли и поездки мужчин на еженедельные базары не столько с целью что-либо купить, сколько повидаться со знакомыми, кунаками, пообщаться с ними и отвлечься от повседневных забот, в то же время быть в курсе цен на скот, зерно и т. д. Такие встречи могли служить средством передачи информации, внутриэтнических и межэтнических контактов, средством усиления взаимопроникновения и взаимовлияния культур, сближения народов между собой.

Своеобразной формой проведения свободного времени ункратлинцами было посещение родственника, соседа, односельчанина и, наконец, посещение больного.

Интересной формой проведения досуга мужчин было посещение годекана, где обычно мужчины проводили время в длительных беседах и обменивались новостями. Но функция отдыха не была единственной и здесь. На общесельском годекане решались хозяйственные и общественные дела, касающиеся всего села.

Элементы отдыха и развлечения имели место и в повседневной хозяйственной жизни ункратлинцев, особенно женщин. В числе такого рода сочетаний работы с небольшим отдыхом следует рассматривать некоторые коллективные (по 2-3 чел.) сборы женщин для выполнения таких работ, как чистка, мытье и крашение шерсти, белья, изготовление войлока, выпечка хлеба, хождение за водой, утренний выгон скота, хождение за травой. Во всех этих случаях, одновременно с выполнением работы, женщины имели возможность поговорить, посидеть, поделиться новостями, поразвлечься, спеть песни.

Свободное от домашних дел время дети также проводили в играх, забавах, которые служили для них не только развлечением, но имели важную задачу физического и духовного

С 3-4-летнсго возраста дети играли друг с другом. Девочки главным образом в куклы, мальчики же увлекались разнообразными подвижными играми. Игрушки делали сами дети, сначала под руководством старших, затем самостоятельно. Куклы обычно делались из старых и новых лоскутков материи, из шерсти. Девочки постарше шили одежду для кукол. В шитье кукольных нарядов девочки получали первые навыки украшения одежды вообще. Игрушками детей служили также камешки, битые стеклышки разнообразной формы, мячи из шерсти и т. д. Игрушки мальчиков тоже в основном изготовлялись ими самими. Мальчики с помощью старших мастерили разнообразные орудия труда и т. д. Как мальчики, так и девочки любили лепить игрушки из глины. Очень часто дети играли во взрослых, устраивали "свадьбы".

Бытовало много подвижных игр. Большой популярностью, особенно у мальчиков, пользовались игры: в прятки, в жмурки, в альчики, в камешки, в "волки-овцы", в "разбойники", в "войну" и др. Все эти игры были довольно разнообразными, причем каждая со своими определенными комбинациями и правилами.

С детства ребенок слышал от старших сказки, загадки, пословицы. Значительное место в развлечениях детей занимали разнообразные считалки, заговоры, которые имели песенные формы.

Заключая вышеизложенное, можно сказать следующее. Приведенные нами формы развлечения и досуга ункратлинцев сходны с досугом других народов Дагестана. Во время отдыха люди пели, танцевали, рассказывали сказки и другие поучительные истории, рукодельничали. Особо следует выделить здесь общение взрослых с детьми, которое имело большое воспитательное значение.

Обряды и действия на этих праздниках, несомненно, имели также целью обеспечить богатый урожай, плодородие земли, благополучие семьи. В силу исторически сложившихся условий ункратлинцы, как и многие народы, сохранили в своих праздниках и обрядах редчайшие архаизмы, отразившие домусульманские представления народа.




258 Шиллинг Е. М. Малые народы Дагестана. М., 1993.

260 Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана. М., 1985. С. 117, Агларов М. А. Андийская группа народностей. Диссертация канд. ист. наук. Махачкала, 1967 // РФ ИИЯЛ. Ф. 3, оп. 3, д. 67. Л. 212-217.

261 Карпов Ю. Ю. К вопросу об эволюции традиционных социальных институтов в горской общине (институт "кор" в Западном Дагестане) // Этнокультурные процессы. Традиции и современность. Л., 1991. С. 227-228.

261 Там же. С. 238-239.

Назад


Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.