Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

Назад

§ 2. Религиозные верования

В исследуемое время (ХIХ-нач. XX вв.) господствующей религией у ункратлинцев был ислам, однако среди них долго сохранялись в той или иной мере реликты древних домусульманских языческих религиозных верований. "Многовековое господство Ирана на Кавказе передало вглубь дагестанских гор культ священного огня. В Зороастризме средоточение всего доброго в мире это - Ахура мазда - возглавляющий семь других божеств. Среди них своим значением особенно выделялся Аша-Вашихти (совершенная святость) - патрон священного огня и всего ритуала священнодействий. Аварцы возвысили Бехшита на высшую ступень монотеистического бога, именующегося у них "Бечед" (Бешед)"242. Анализ собранного материала показал, что в пласте домусульманских верований ункратлинцев присутствуют в пережиточном виде все компоненты, слагающие первобытную религию. Древние доисламские религиозные верования не сохранились в неизменном виде. Как и у других народов, у ункратлинцев они деформировались под влиянием, с одной стороны, ислама (частью они вошли в состав их мусульманских воззрений), с другой - переплелись с новыми воззрениями, проникавшими вместе с новыми этническими элементами, приносившими с собой свои традиции243.

Наибольший интерес представляют некоторые пережитки ранних форм религии - демонология ункратлинцев и различные магические средства борьбы со злыми силами.

Состав пандемониума у народов Дагестана более или менее однороден. Почти у всех у них бытуют представления о джиннах, шайтанах, илбисах. Эти персонажи занимали основное место и в демонологических представлениях укратлинцев. К настоящему времени некоторые персонажи в демонологическом комплексе ункратлинцев утратили прежнюю четкость: частично забыты различия между отдельными категориями духов (джинн, шайтан), частично со временем народ стал придавать им значение других персонажей.

Был популярным персонажем ункратлинского пандемониума - джинн. Особенность джиннов - это способность принимать образы хорошо знакомых людей, разных животных, птиц, иных живых существ. По поверьям, джинны ходят целыми стаями, и они бывают везде, даже под ногами. Бытовало поверье, что джинны активизируют свою деятельность ночью. Постоянными местами обитания джиннов считались заброшенные, полуразрушенные здания, хлевы и сараи. Поэтому старались не проходить ночью мимо таких мест, чтобы не наступить или как-нибудь не задеть джинна.

В ункратлипском нанлемониуме имеется еще один отрицательный персонаж - "рухI" РухI обычно являлся к человеку ночью во время самого крепкого сна и наваливался на него, не давая ему шевельнуться и дышать. В пандемониуме ункратлинцев представлен и "аждагьа" (чудовище). Но образ аждагьи появляется лишь в сказочном фольклоре.

До сих пор у ункратлинцев сохранилось особое почтительное отношение к солнцу и луне. Солнцем клялись "Бакь хIаги" ("Клянусь солнцем"), приветствовали восход солнца. Во время затмения луны, чтобы "освободить" ее, они стреляли из ружей, били в медную посуду.

Сохранились у ункратлинцев и следы почитания сил и явлений природы. "Священными" считались деревья, пещеры, родники, камни. Среди старшего поколения населения было сильно распространено почитание "священных" деревьев, родников и места погребения "святого". Эти священные места ункратлинцы называют "пир". Каждый человек, проходя мимо пира, должен был прочитать "дугIа", отдохнуть возле него и завязать на ветке "священного" дерева лоскуток.

Некоторые святые места погребения посещали не только ункратлинцы, но и чамалинцы, богулалы, хваршины, цезы и др. Чрезвычайно распространено было почитание могил "святых": Гусейн-апанди в сел. Саситли и согратлинца Магомеда в сел. Гакко.

Среди ункратлинцев сохранилось почитание животных, птиц. Повсеместно распространен был обычай развешивания на заборах дворов лошадиных черепов. В данном случае череп лошади служил оберегом, охраняющим от сглаза дом, скот, посевы и т. д. Жертвоприношения животных также являются свидетельством наличия их культа в религии местного населения (обычай вкушения тела бога-тотема в более древние времена). Это прослеживается и в запрете убивать некоторых птиц, в частности голубей, ласточек, сорок, сов.

Религиозные взгляды и верования горцев до установления иудаизма, христианства и ислама в Дагестане, как и всюду, были политеистическими244. И большое место в системе древних религиозных представлений и верований аварцев играла магия, связанная с хозяйственной деятельностью человека. Она состояла из двух частей: из ритуалов и сопровождающих их заклинаний, песен. Магия делилась на производственную (охотничья, земледельческая, скотоводческая и т. д.), лечебную, вредоносную, предохранительную, военную, любовную и т. д. Само обращение человека к магии вызывалось, главным образом, его реальными потребностями. При этом он располагал определенным опытом действий, накопленным и передаваемым по традиции. "Жизненность магии основывается на вере в ее полезную и избирательную действительность"245.

В союзе Ункратль имели место все указанные виды магии. Здесь широко прибегали к магическим обрядам вызывания дождя, обеспечения плодородия земли и высокого приплода скота. Полевой материал и анализ реликтов показывают, что предки ункратлинцев широко прибегали к обрядам предохранительной, вредоносной и любовной магии. Они представляли, что с помощью всяких заговоров можно воздействовать на сверхъестественные силы в желательном для человека направлении, то есть можно оградить человека от злых духов или погубить его. Поэтому они выступали за особенно четкое исполнение праздников и обрядов. Во время весенней вспашки пахарь надевал шубу и косматую папаху шерстью наружу, думая, что земля заколосится зерновыми так густо, как шерсть на шубе и папахе. Ту же цель преследовало битье пахаря комьями земли. Обливание чучела водой являлось магическим приемом вызывания дождя; выброс треножника и топора - прекращения дождя и вызывания солнца.

Вредоносная магия преследовала цель послать на человека "порчу", для чего использовались кусок одежды, обрезки ногтей и волосы намеченной жертвы. Кроме этого, ункратлинцы верили, что человеку можно нанести вред словом и сглазом, и поэтому для предохранения от них пользовались множеством амулетов.

Любовная магия включала различные действия, имеющие целью приворожить любимого человека или мужа: гадания, вшивание в одежду заклинания, приготовление различных приворотных напитков и т. д.

У многих земледельческих народов, в том числе и у ункратлинцев, бык представлялся символом мужского начала, олицетворяющим силу плодородия. Земля же рассматривалась как - существо женского пола, которая ежегодно в результате вспашки теряла девственность. Так, отношения между землей и быком отождествлялись с супружескими отношениями, "...ежегодное торжество, отмечавшееся весной и заключавшееся в проведении первой борозды, было актом превращения девственной земли в землю-мать, производительницу всех плодов земных. Это было символическое вступление земли в брак с целью деторождения, плодородия, изобилия, и отмечалось оно во многих случаях как свадебное торжество"246.

В представлениях ункратлинцев конь являлся сакральным животным, посвященным солнечному божеству и связанному с ним культу плодородия. Коню-победителю на скачках вешали на шею огромный кольцеобразный хлеб - "гор", символизирующий "солнце".

Важное значение для характеристики воззрений горцев этого периода имеют календарно-обрядовые песни. Они в своей идейной основе связаны с магическими представлениями, а в практической - с земледельческими работами. Их цель: достигнуть желаемых результатов путем магического воздействия на сверхъестественные силы. Таковы обряды, совершаемые в день весны, в том числе, обряды-песни вызывания дождя и заклинания солнца (клятва солнцем).

Также ункратлинцы прибегали к магическим приемам и в семейно-брачной сфере. Чтобы оградить невесту от злых духов, сделать ее плодовитой и обеспеченной, ее обсыпали зерном, монетами; при вступлении в дом жениха ее угощали медом и т. д. Сама свадьба сопровождалась многими магическими обрядами: катанием мальчика по постели новобрачных в брачную ночь; стрельбой из ружья, чтобы испугать чертей; тайным заключением "магьари", чтобы жених не сделался "беспомощным" и т. д.

Особой разновидностью магии были религиозные табу, запреты делать такое, что могло бы навлечь на себя неприятность: свистеть ночью, выливать воду ночью, бросать в огонь волосы, обрезки ногтей и др.

Средствами очистительной магии служили вода, огонь, железо, чеснок, соль, шерсть и т. д.

Ункратлинцы верили в существование сверхъестественных свойств у предметов природы (фетишизм): камней, деревьев, животных, небесных светил и т. д. Особое место в фетишистских представлениях занимает культ растительного мира. Радость, счастье и исцеление ребенку могли принести "священные" деревья, и поэтому на одежду детей нашивали веточку кустарника боярышника.

Большое значение придавалось в фетишистских поверьях небесным светилам: солнцу, луне, звездам. Об этом свидетельствуют обряды вызывания солнца, клятва солнцем, магического воздействия на звезды, встреча новой луны с благопожеланиями.

Смерть человека воспринималась как переход в иной мир для продолжения загробной жизни. Об этом свидетельствует то, что в могилу клали вещи, в которых человек нуждался па земле. Об этом свидетельствуют археологические находки в Ункратле247.

Существовало представление, что покойники (родичи) могут прийти в дом в любом обличье. Поэтому живые предпринимали меры для своего ограждения. Для этого нужно было кормить, вспоминать и умилостивлять покойных предков, чтобы они не вредили живым.

Среди ункратлинцев широкое распространение имели вера в покровителя дома - духа ("цунцидиро"). Так, у многих горцев змея считалась покровителем дома, хранительницей домашнего благополучия. Поэтому хозяева дома пытались умилостивить ее.

Возникновение анимистических представлений было связано с непониманием людьми смерти, сна, обморока. Души представлялись им материальными существами - птицами, насекомыми и т. д. Таким образом весь мир населяли добрые и злые духи. Фетиш становится вместилищем обитания духов, а магические приемы обращены к двойникам. Представление о бессмертии двойника привело к появлению представления о загробной жизни, которая якобы существует где-то на земле или под землей и, по существу, является продолжением реальной жизни248.

Многие дагестанские исследователи249 усматривают в ношении масок животных ряжеными во время праздника первой борозды, в тухумпых наименованиях, в запрете мяса определенных животных, в использовании когтей, зубов, шерсти медведя и др. косвенные отголоски древнейших тотемических верований.

О существовании у ункратлинцев определенных представлений космологического характера свидетельствуют народные календари, которые были связаны с прохождением Солнца, Луны и звезд на небе. В результате многовековых наблюдений в каждом селении были свои ориентировочные точки (естественного происхождения: пик горы, выступ скалы, деревья), по которым определялось время года и дня.

У предков ункратлинцев, как и у предков народов Дагестана в целом, широко было развито почитание огня, которому приписывалось сверхъестественная и очистительная сила. Не случайно, видимо, горцы поддерживали огонь в очаге, перед ним приносили клятву, с ним связывали свое благополучие. Они выражали свое пожелание словами; "Пусть огонь покровительствует тебе". Невесту провожали огнем, и при входе в дом жениха она должна была поклониться огню и бросить кусок жира в него. С его помощью, перепрыгиванием через него, "отгоняли" нечистую силу (злых духов). В какой-либо форме не допускали "задевание" огня: заливание водой, бросание в него нечистого и т. д.

Распространение и утверждение арабо-мусульманской культуры ознаменовало собой новый этап в развитии духовной культуры народов Дагестана. Общей идейной основой и теологической оболочкой этой культуры выступал ислам. Как отмечалось выше, в XV - нач. XVI вв. завершилась исламизация Дагестана, а в союзе Ункратль ислам утвердился после 1475 г. В Ункратле, как и во всем Дагестане, получили распространение установления шафиитской школы-мазхаба.

Основой теологии ислама является Коран. Из него исходят и с ним согласовываются "Ильм Кираа" (Наука чтения Корана), "Ильм ат-Тафсир" (Наука о толковании Корана), "Ильм-аль-Фикх" (Наука о правоведении), "Ильм-аль-Хадис" (Наука хадисоведения), "Ильм-ал-Акаид" (Апологетика догматики).

Основы вероучения ислама составляют иман, ислам и суннат. Иман слагается из следующих предписаний: 1) Вера в единого Аллаха; 2) Вера в существование Ангелов; 3) Вера в ниспосланность священных книг; 4) Вера в пророка Аллаха; 5) Вера в судный день; 6) Вера в предопределенность судьбы.

Ислам предъявляет к своим последователям пять основных требований: 1)

Шагьадат (исповедовать, что нет иного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммед - посланник Аллаха - "Лаилягьа иллялагьу МухIамад расулулагь"; 2)

Ассолат (совершение пяти ежедневных ритуальных молитв: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи). Ислам имеет свою особую форму оповещения верующих о времени салят (намаза). В час молитвы раздается тягучий речитатив муэззина с минарета стихов азана: "Аллах велик! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммед - посланник Аллаха. Вставайте на молитву, идите к спасению. Молитва полезней сна". Последняя фраза произносится только перед утренним намазом. Обязательным является омовение перед молитвой. "Когда встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток"250 Если нет воды, ее можно заменить песком или другим сыпучим веществом. Такое очищение называется тайаммун. Во время намаза молящийся становится на молитвенный коврик лицом по направлению к Мекке ("къибла"), произносит славословие Аллаху, шагьадат, ният о заявленном ракаате и сура "ФатихIа". Голова мусульманина во время намаза должна быть покрыта тюбетейкой, каракулевой шапкой, чалмой. Намаз сопровождается комплексом телодвижений - поясными поклонами, коленопреклонениями, простиранием ниц251;

Ассавм (соблюдение поста в месяц Рамадан. Соблюдать пост полагается в девятый месяц (рамадан) по мусульманскому лунному календарю. Коран так определяет суточное время поста: "Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи" (2 : 183). Итак, воздержание требуется в дневное время в течение месяца, Запрещается также курить, нюхать табак и т. д. Следует подчеркнуть, что пост в рамадане служит, прежде всего, укреплению веры в Аллаха и другие религиозные догматы ислама. На это нацелена вся культовая обрядность поста. Каждый день до наступления рассвета мусульманин должен произнести особую сакраментальную формулу - ният, в которой заявляет о намерении поститься и просит Аллаха благословить и укрепить его в этом богоугодном деле. Без произнесения нията пост недействителен. Общей ночной молитвой отмечается ночь с 26 на 27 рамадана - "ночь предопределения", когда, по преданию, с неба Мухаммеду спустился Коран252;

4) Аззакаат (обязательная, узаконенная милостыня в пользу бедных). 5) Альхадж (паломничество в Мекку, если позволяют материальные условия и здоровье).

Постепенно, по мере своего утверждения, ислам становился официальной религией, господствующей в духовной жизни горцев. Его с помощью части духовенства использовали в своих классовых интересах феодалы. Вслед за исламизацией здесь шел процесс налаживания торгово-экономических, политических и культурных связей со странами мусульманского мира.




242 Малачиханов Б. О прошлом аварии. Махачкала, 1928. С. 8-9.

243 Гаджиева С. Ш. Кумыки. М., 1961. С. 321-322; Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969. С. 194; Гаджиев Г. А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М., 1991. С. 3-13.

244 Абдулаев М. А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала, 1993. С. 54-66.

245 Тэнасе А. Культура и религия / Пер. с румынского М. Ф. Солодухиной. М., 1977. С. 38.

246 Булатова А. Г. Идеологические представления аварцев, нашедшие отражение в празднике первой борозды (ХIХ-ХХ вв.) // Мифология народов Дагестана. Махачкала, 1984, С. 89-90.

247 Исаков М. И. Археологические памятники Дагестана: Материалы к археологической карте. М., 1966. С. 88, 90.

248 Абдулаев М. А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала, 1993. С. 66.

249 Там же. С. 66.

250 Коран. Сура 5. Аят 8.

251 Еремеев Д. Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М., 1990. С. 85-86.

252 Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850. С. 32-33.

Назад


Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.