Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

Назад

§ 1. Народные знания и образование

Наши представления о духовной культуре ункратлинцсв прежних веков основываются на том немногом, что уцелело от этого прошлого в их фольклорном, рукописном, архитектурном и декоративном наследии.

В Дагестан примерно с IV века через Армению и Грузию проникает христианство228. Обнаруженные памятники христианства свидетельствуют о том, что эта религия получила в Дагестане известное распространение, а также о существовании тесных культурных связей населения Дагестана с народами Закавказья. На ряде памятников христианства обнаружены надписи на грузинском языке и на аварском грузинским письмом. П. К. Услар229, Г. И. Прозрителев230, а в последующем Д. М. Атаев231 обратили внимание на устойчивость христианской традиции у народов Дагестана.

Согласно сообщениям грузинских хроник, детей в Аварии обучали грузинской грамоте232, а эпиграфические находки свидетельствуют о попытках создать уже в XIV в. аварский алфавит на грузинской графической основе233. Данное сообщение подтверждает двуязычный текст на грузинском и аварском языках из Ункратля234.

Распространение христианства было приостановлено и вытеснено новой религией - исламом, который насаждался в ходе арабских завоеваний, а позднее, монголо-татарских нашествий и завоеваний Тимура.

Процесс исламизации Дагестана в XV-нач. XVI вв. в основном был завершен. Ислам утвердился во всех феодальных владениях и обществах, стал официальной религией. Исламизация сопровождалась утверждением влияния арабо-мусульманских культурно-идеологических традиций и ценностей. Она имела огромное прогрессивное значение для края: привела к распространению арабского письма и возникновению на основе арабской графики аджамской письменности, развитию просвещения и культуры, научной и философской мысли.

Распространение ислама сопровождалось возникновением примечетских религиозных школ для обучения населения основам мусульманской религии. В связи с упрочением позиций ислама примечетские религиозные школы появились повсеместно. Конфессиональная система образования получила в Дагестане большое развитие. Школы служили важнейшим очагом воспитания и обучения подрастающего поколения.

Основными звеньями конфессиональной системы образования в Ункратле, как и во всем Дагестане, были мектеб и медресе. Мектеб - это школа низшего типа. Программа обучения в нем сводилась к привитию навыков чтения без понимания содержания. Окончивший мектеб, как правило, умел писать и списывать текст с оригинала. Мектебы были открыты во всех селах союза Ункратль.

Следующей ступенью мусульманской конфессиональной системы обучения являлось медресе. Медресе функционировали в Саситли, Кеды, Сильди и Гакко. В этих школах обучались преимущественно дети состоятельных родителей, так как не все могли выдержать расходы, связанные с обучением своих детей в другом ауле.

Программы медресе включали изучение Корана, арабской грамматики, логики, курса мусульманского права. Здесь изучались также такие дисциплины, как география, астрономия. Некоторые из окончивших медресе продолжали учебу под руководством известных ученых-алимов и впоследствии сами получали это звание.

По данным переписи 1886 г., в союзе Ункратль было 17 ученых-алимов: в с. Кеди - 7, в с. Саситли - 5, в с. Сильди - 4, в с. Гакко - 1235. Сведения о ранних алимах-ункратлинцах, знатоках арабского языка, юриспруденции, хадисов, Корана и т. д. основываются на местных преданиях и воспоминаниях старожилов. Сведения о более поздних ученых-богословах содержатся в их сохранившихся рукописях. В обширных личных библиотеках арабистов селений Саситли, Кеди и Сильди, наряду с литературой по мусульманскому праву, арабской филологии, философии, были книги и по естественным наукам. Учеными-алимами переписывались арабские грамматики и словари, географическая, астрономическая и другая литература. Они владели всей полнотой общеарабского наследия своего времени.

"В равной степени их интересовали и науки грамматические, а при широком энциклопедическом охвате большинства ученых нередко можно встретить среди их произведений и трактаты по математике, особенно нужные для решения вопросов наследственного права, или по астрономии - для вычисления времени молитв и постов"236. Через арабские источники алимы знакомились с греческой, индийской, древне-персидской и нередко с западноевропейской классической литературой и философией237.

История сохранила имена ученых-алимов середины XIX века из союза Ункратль: из с. Саситли - Зирайлав Торалав, Али Нурмагомед оглы, Магомед Хамачилав оглы, Бац-Магомед оглы, Иса-Бац оглы; из с. Кеди - Шахбан-Гаджи Магомед оглы, Гамзат Абдулкадыр оглы, Муртазали Магома оглы, Сайд Муртазали оглы, Нурмагомед Осман оглы, Ибрагим Лабазан оглы, Магомед Магомед-Мирза оглы; из с. Сильди - Ибрагим Сагит оглы, Магомед Далгат оглы, Магомед Ихако оглы, Шапи Магомед оглы; из с. Гакко - Омар Маташ оглы и другие238.

Наряду с перечисленными формами обучения, известное распространение получило домашнее обучение детей чтению Корана ("Коранская школа"). Значительную часть детей, обучавшихся Корану дома, составляли девочки. На дальнейшее их обучение продолжали смотреть как на занятие совсем необязательное, поскольку сфера деятельности женщин ограничивалась домашним хозяйством, семьей. Обучение чтению в конфессиональных школах осуществлялось по схоластическим методам. Каждый мулла обучал детей так, как умел и считал нужным. Обучение начиналось с изучения азбуки, после чего приступали к прохождению соответствующих глав из Корана, начиная с 114 суры "Къульаузу би рабби ннас". Каждая сура Корана прочитывалась по нескольку раз до тех пор, пока муталим (ученик) научится совершенно свободно и бегло читать ее. Существовала своеобразная методика обучения: мулла вызывал к себе каждого ученика по очереди и заставлял сначала прочесть вчерашний урок, потом сам читал новый урок с переводом, наконец, заставлял ученика прочесть то же самое, и это служило уроком для следующего дня; если же ученик не выучил вчерашний урок, тогда новый урок откладывался. Таким образом, примечетская школа представляла собой один из важнейших очагов мусульманской религии, опору духовенства, стремившегося усилить свое влияние на массы.

Объективно прогрессивным следствием присоединения Дагестана к России было появление в крае светских русских школ, медицинских учреждений, библиотек, типографий и других очагов культуры и просвещения. Это привело к тому, что горцы стали приобщаться к передовой культуре русского народа, к светской школе и образованию.

Развитие капитализма вширь втягивало Дагестан в сферу общероссийских экономических отношений, способствовало ликвидации былой национальной замкнутости. Царизм вынужден был считаться с развивающимися капиталистическими отношениями и в интересах господствующих классов пойти на некоторое увеличение ассигнований на просвещение.

Открывая школы в Дагестане, царизм рассчитывал подготовить из представителей имущих классов опору самодержавия и таким образом еще более усилить колониальный гнет. С другой стороны, проникновение капиталистических отношений на окраины России настоятельно требовало расширения базы просвещения, подготовки грамотных людей, могущих обслуживать современное производство.

В конце XIX в. в Дагестанской области имелось всего 26 светских школ, из них 14 школ в городах с 1403 учащимися и 12 школ в сельской местности с 493 учащимися. На каждую тысячу человек в Дагестане приходилось 3 учащихся, а одна школа - на 25 тыс. человек239.

В 1891 г. в сел. Ботлих Андийского округа открылась сельская школа, где одновременно обучалось от 25 до 100 человек240. Параллельно с русской школой в Ботлихе продолжали функционировать примечетская школа и медресе241. Тем не менее состояние школьного образования в округе было неудовлетворительным. Светская школа не могла завоевать прочные позиции. Основная масса населения, по-прежнему, оставалась неграмотной. Примечетские школы (мектебы и медресе) оставались единственными очагами распространения грамотности среди населения вплоть до установления в Дагестане советской власти.




228 Каймаразов Г. Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989. С. 17.

229 Услар П. К. Этнография Кавказа. Аварский язык. Тифлис, 1889. Т. 3. С. 62.

230 Прозрителев Г. И. Древние христианские памятники Северного Кавказа. Ставрополь, 1906. С. 4.

231 Атаев Д. М. Христианские древности Аравии // ученые записки ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР. Т IV Махачкала, 1958. С. 182.

232 Известия грузинских летописей // СМОМПК. Вып. 22. Тифлис, 1897. С. 51.

233 Чикобава А. С Грузино-аварские надписи XIV века в Дагестане // Известия Грузинского филиала АН СССР. Т. 1. С. 397.

234 РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1, оп. 1, д. 489, т. 14. С. 6.

235 ЦГАРД. Ф. 21,оп.5,ед. хр. 111. Л. 255.

236 КрачковскиЙ И. Ю. Избранные соч. Т. VI. М.-Л., 1960. С. 575.

237 Гамзатов Г. Г. Гамзат Цадаса. Жизнь и творчество. Махачкала, 1983. С. 51-52.

238 ЦГАРД.Ф.21,оп.5,ед.хр. 111.Л.255.

239 Обзор Дагестанской области за 1899 г. Темир-Хан-Шура, 1900. С. 158.

240 Обзор Дагестанской области за 1896 г. С. 50.

241 Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971. С. 72.

Назад


Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.