Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

Назад

§ 5. Обычай кровной мести

Важную роль в общественном быту ункратлинцев в ХIХ-нач. XX вв. играла кровная месть ("кверх биххи"). Социальные условия, породившие этот обычай в эпоху родового строя, уже давно ушли в прошлое. Однако сам институт продолжал в союзе Ункратль, как и во всем Дагестане, действовать219. Комплекс обычаев, связанных с институтом кровной мести, в том числе и обычай примирения кровников, возник в эпоху господства обычного права. Это был период острых конфликтов между родоплеменными формами общественной организации, само существование которых было основано на коллективной собственности на средства производства, и нарождающимися классовыми отношениями, основанными на частной собственности. Круговая порука, правообязанность коллектива родственников нести ответственность за сородича и защитить его являлись основой института кровной мести. Его суть - уравнивание потерь в противоборствующих коллективах: если один из них теряет одного или нескольких из своих членов, то и другой должен потерять равное число людей220.

С течением времени идеологическая надстройка создала представления о поруганной чести, о доблести мстителя, позоре тому, кто не совершал акт мести. Все понятия вошли в правила морали, воплотившись в фольклорных образах, в нормах обычного права, в том числе в "Адатах Ункратль-Чамалинского наибства"221.

Любое убийство "влечет за собой кровомщение" - гласит адат. Поводом к убийствам служили: похищение девушек, публичное оскорбление чести дома или отдельных его членов, особенно женщин, оскорбление гостя, оскорбление памяти умерших родственников, нарушение границ пашни и т. д. По адату безнаказанно дозволялось убить каждому своего кровного врага, при этом безнаказанным оставалось только убийство обоих виновных222. Для возбуждения мести не имело значения, убит родственник преднамеренно или по роковому стечению обстоятельств, по вине убитого или убийцы, нападая или защищаясь. Во внимание принимался только факт убийства. Платы требовали не от тех, кто был виновником ссоры, а от тех, кто понес меньше потерь; "цена крови" являлась не наказанием, а способом сбалансирования сил.

В исследуемое время в соответствии с социально-экономическими сдвигами, установлением шариатского управления и нововведениями Шамиля круг мстителей и ответчиков значительно сузился и распространялся на ближайших родственников с отцовской стороны.

Кровомщение подчинялось определенным правовым нормам. Сразу же после убийства, до примирения, убийца прятался в доме влиятельных людей. До указания "канлы" члены фамилии (тухума) убийцы не должны были показываться родственникам убитого в связи с опасностью быть убитыми. По указанию "канлы", остальные члены фамилии убийцы от преследования родственников убитого избавлялись: "§ 14. Убийца и родственники его в продолжение 3 дней после убийства, проживая в своем селении, должны скрываться и не показываться, после 3 дней же, когда родственники убийцы пойдут к родственникам убитого с саваном и быком примиряться с ними, они могут жить так, как живут прочие односельчане"223.

Возникновение между двумя тухумами кровной вражды отрицательно сказывалось на повседневной жизни общества. Приходилось постоянно соблюдать усиленные меры безопасности для предотвращения возможных кровавых столкновений. Так, на свадьбах, похоронах и других общественных сходах старались, чтобы враждующие стороны не встречались. По обычаю, родственники убийцы должны были всячески избегать встреч с родственниками убитого, при встрече же (на свадьбе, на похоронах) первыми покинуть общественное место, уступить дорогу, в течение всего траура не посещать общественные и другие мероприятия. В противном случае действия тухума убийцы могли быть восприняты как неуважение к семье убитого.

Такое положение вызывало необходимость как можно быстрее примирить кровников, чтобы пресечь возникновение новых столкновений. Поэтому сразу же после совершения убийства, по просьбе тухума убийцы, почетные и уважаемые старейшины другого влиятельного тухума общества посещали родственников потерпевшего и просили их простить убийцу и примириться с его семьей и тухумом. Часто кедиб-ские беки брали на себя роль посредников в этом деле. После получения разрешения на примирение тут же договаривались о дияте.

В Дагестане в XIX в. примирение сопровождалось уплатой денежного выкупа пострадавшей стороне. В Андийском округе, в наибствах Ункратль-Чамалипском, Техпуцальском, Каратинском при примирении вручалась денежная сумма (дият); виновная сторона после примирения оплачивала стоимость савана для покойного и закалывала быка для поминальной трапезы224. Платежи были определены адатом.

После уплаты дията следовало примирение враждующих сторон. С развитием товарного обмена и денежных отношений "цена крови" устанавливалась в денежном эквиваленте, но на практике расплата чаще всего производилась натурой - скотом, землей, оружием, медной утварью225. Размер компенсации зачастую зависел от социального положения убитого человека.

По адату, за убийство раба (лагъ) уздень платил хозяину стоимость раба. Если был убит член слабого тухума, а убийца человек зажиточный и сильного тухума, то за кровь платили имуществом. Если же был убит член сильного тухума узденем слабого тухума, то убийца обязан был платить за кровь вдвое более цены.

"После получения согласия на примирение со стороны потерпевшего родственники убийцы получали право посетить дом убитого. Убийца приходил в дом убитого с непокрытой головой без кинжала и с саваном на шее в сопровождении старейшин, кадия и главы тухума. Остановившись перед старшим мужчиной потерпевшей стороны, сопровождающий говорил следующее: "Вот я привел его к вам, хотите, его убейте, хотите, простите. Это в вашей воле", - и вручал кинжал. Старший мужчина дома, беря кинжал, подходил к кровнику и произносил слова; "Я тебе эту кровь прощаю", после чего, прочитав молитву, возвращал кинжал и проводил рукой по голове убийцы. Как видим, церемония примирения кровников происходила как диалог между двумя партиями: той, что просит простить вину кровопролития, и той, что прощает и объявляет о состоявшемся примирении. Главные действующие лица знали четко свои функции, устойчивые речевые формулы, которые они должны произносить, жесты, мимику.

Реализация традиций заключалась в самой процедуре примирения. Культурная преемственность поколений обеспечивалась строгой регламентацией действий, жестов и речевых формул участников, определенным набором предметов, имеющих знаковое содержание и отражающих материальный быт данного общества и в данное время"226.

Примирение кровников происходило по тем же законам устойчивости традиционных церемоний, обрядовых действ. Самые простые, обыденные вещи и поступки превращались в значимые, даже сакральные предметы и действия.

Внешний вид кровника отличал его ото всех людей: непокрытая голова (папаха для горца - символ его мужского достоинства; открытая голова - символ покорности), не подпоясанный.

Наиболее выразительный символ во всем обряде - оружие. Оружие имело первостепенное значение в ту пору, когда каждый мужчина был воином, а военное дело было неотделимой частью повседневной жизни. Поэтому для горца оружие - символ его чести и достоинства. Оно своего рода визитная карточка воина, непременный элемент костюма и его главное украшение. Оружием клялись, произнося над ним слова клятвы.

Оружие имело и другое значение: при отсутствии свободно обращающихся денежных знаков оно, наряду со скотиной, зерном и землей, выступало денежным эквивалентом. В ритуале примирения в какой-то исторический момент оно имело оба значения: и символическое (виновная сторона его преподносит, прощающая берет, а потом возвращает в знак того, что вражда забыта), и чисто практическое (как материальная ценность, замена монеты)227.

Подводя итог вышеизложенного, следует отметить, что обычай кровной мести, представляет собой действие объективного закона возмездия за совершенное преступление. Адаты, предписывая кровную месть, по существу, провоцировали межродовую вражду. Но, вместе с тем, те же адаты содержали в себе различные нормы поведения, которые при последовательном соблюдении регулировали межличностные отношения в обществе, сохраняли в нем, в известной степени, общественный порядок, социальную справедливость и равенство.




219 Комаров А. В. Адаты и судопроизводство по ним. // ССКГ. Вып. 1. Тифлис, 1868. С. 39, 66.

220 Иванова Ю. В. Поведенческие стереотипы: обряд примирения кровников в горных зонах Балкан и па Кавказе // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 139-153.

221 Адаты Ункратль-Чаналинского наибства // Памятники Зычно го права. М.. 1965. С. 150-151.

222 Там же. С. 155.

223 Памятники обычного права Дагестана XVII-ХIХ вв. М., 1965. С. 134.

224 Там же. С. 53-54,127, 134-135.

225 Хашаев Х.-М. О. Общественный строй Дагестана в XIX в, М., 1961. С. 230,241-242.

226 Иванова Ю. В, Поведенческие стереотипы: обряд примирения кровников в горных зонах Балкан и на Кавказе // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 139-153.

227 Там же. С. 139-153.

Назад


Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.