Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

Назад

§ 3. Право: адат и шариат

Система общинно-административного управления и сельского судопроизводства у ункратлинцев была основана на адате и шариате. По шариату решались дела, связанные с наследованием (имущественные), с семейными отношениями, которые рассматривал кадий. Различные правонарушения, уголовные дела, отношения между тухумами, джамаатами, иные спорные вопросы регулировались на основе адатов190.

Адат (араб, "обычай", авар, "балъ") - неписаный закон, основанный на обычном праве, в котором отразились нормы доисламских правовых комплексов и реалии правовой жизни, не отраженные шариатом191. Горцы знали положения адата на память, применяли и соблюдали их в своей повседневной общественной жизни, при судопроизводстве и передавали их изустно из поколения в поколение.

Как известно, адаты возникли в родовом строе как обычаи и нравы, регулирующие отношения людей. Но с формированием феодальных отношений они во многом трансформировались. "В том виде, в каком они дошли до нас, адаты представляют собой сложное образование, в котором правовые нормы феодального характера соседствуют с родовыми обычаями. В адатах "вольных" обществ родовые нормы сохранились в большей степени, чем в адатах феодальных владений. Последние приспособлены самой феодальной верхушкой к своим интересам. Адаты претерпевают длительную эволюцию под влиянием развивающихся социально-экономических отношений192.

Союз сельских обществ Ункратль, как и все общества Дагестана, имел свои адаты, известные под названием адатов Ункратль-Чамалипского наибства. Однако, как представляется, в этих адатах, изданных в 1910 г. начальником Андийского округа А. М. Гвелисиани, отражены правовые нормы более позднего времени.

Для характеристики же права раннего периода (до начала XIX в.) резонно будет обращаться к "Кодексам законов Умма-хана Аварского", так как союз Ункратль вплоть до 1834 г. входил в состав Аварского ханства.

Появление законов Умма-хана Аварского свидетельствует о довольно высоком уровне развития здесь феодальных отношений. "Появление у некоторых народов Северного Кавказа своих законов знаменует новый этап в развитии их общественно-политического строя, указывает на то, что феодальные отношения у них достигли такого уровня, когда старые формы государственного и частного права уже не отвечают условиям материальной жизни общества, его экономике и культуре, требуя от господствующих классов новых форм выражения его воли"193.

До периода национально-освободительной борьбы горцев за свою независимость под руководством трех имамов (Газимагомед, Гамзатбек, Шамиль) народы Северо-Западного Дагестана в своей общественной и частной жизни больше руководствовались адатом, теми неписаными, особыми для каждого аула, а иногда и тухума, правилами жизни и поведения. Считалось, что горец от рождения наделен правом на свободную жизнь, неприкосновенность и собственность. Но это была свобода не без закона, не без порядка. Каждый житель села знал, что можно и чего нельзя. Культ достоинства личности, жесткая личная и общественная дисциплина были неизменными требованиями ко всем членам джамаата. Причем дисциплина воспринималась как плод традиционного уклада их жизни. Каждый горец, согласно адатам, считал, что его права и честь находятся в его руках, и защищать их должен он сам с помощью своей физической силы.

Сама по себе кодификация правовых обычаев и установление единых норм для всего владения во многом изменили роль и значение адатов. Они превратились теперь из неписаного обычного права в законы, соблюдение которых обеспечивалось государственной властью. При этом Умма-хан не ограничился фиксацией и согласованием существующих норм адатов, но "и ввел много новых адатов"194. Не случайно В. К. Гарданов подчеркивает, "что адаты выступают здесь уже не в своем первоначальном виде и не в том качестве, в каком они существовали до включения их в состав данных судебников"195.

В кодексах Умма-хана довольно конкретно регламентируются формы и нормы феодальной эксплуатации крестьян, степень их личной зависимости. Вместе с тем в них перечисляются права и обязанности представителей господствующего класса. Говоря о крестьянских повинностях в пользу феодала, нужно сказать, что наиболее широкое распространение имела продуктовая рента. Но здесь сохранилась еще и отработочная рента (три рабочих дня для кедибского бека).

"Убедительным доказательством превращения родовых обычаев в феодальные служит система компонаций. Эта система дает нам строго регламентированную шкалу возмещения за причиненный ущерб имуществу или личности в зависимости от сословной принадлежности196. То же самое можно сказать об адатных нормах народов Дагестана XVIII - XIX вв., где размер взыскания зависел не только от состава и характера преступления, но и от социального положения потерпевшего и преступника197.

Одновременно с адатом в общественной и частной жизни применялся и шариат - совокупность юридических и религиозно-обрядовых норм, основанных на общих правилах ислама, изложенных в Коране, в отличие от адата, основанного на обычном праве. Они вместе - адат и шариат - охватывали всю жизнь и быт горцев.

В каждом селении союза Ункратль был установлен порядок рассмотрения гражданских и уголовных дел. Дела по шариату решал кадий, а по адату - старшие по возрасту из совета старейшин - гIадильчи (чIухIби). Аксакалам принадлежала главенствующая роль в деятельности маслаатских (медиаторских) судов. Судьи (чIухби, гIадильчи) выбирались самими тяжущимися, которые прибегали к их посредничеству. "Суд по адату есть суд посреднический, лишенный большею частью средств понудительных, решения его исполняются только по доброй воле судившихся, пренебрегаются, если одна из тяжущихся сторон признает их слишком для себя невыгодным"198.

Адильзаби (чIухIби) и кадий начинали разбор дела по личному устному заявлению потерпевшего или истца. Они, выслушав отдельно каждую из сторон, выносили приговор. Необходимым условием было единогласное решение судей. В случае разногласия тяжущиеся стороны выбирали других судей.

Если какая-либо из тяжущихся сторон оставалась недовольна приговором и не желала его исполнять, то судьи по адату предоставляли истцу право украсть у обвиняемого лошадь, оружие или какую-нибудь вещь (шикиль) и принудить этим к исполнению приговора.

В случае, если истец не имел свидетелей, ответчик оправдывался присягой на Коране. Кроме того, для полного своего оправдания он обязан был представить 12 свидетелей из своего села, которые могли присягнуть и подтвердить, что знают его как человека хорошего поведения.

Доказательством по адату считались: собственные признания без принуждения; присяга (число соприсягателей должно было быть не менее двух); показания раненого или умирающего; вещественные доказательства (ссадины, кровь на оружии и т. д.), а также письменные документы, подтвержденные присягой199.

Отсутствовало расследование, основная тяжесть представления доказательств падала на потерпевшего и на истца. Наиболее распространенными способами доказательств являлись присяга и соприсяжничество.

Иски были двух родов: прямой, с вышеназванными доказательствами, и по подозрению. Во втором случае требовалось, чтобы истец вместе с присягателями подтвердил свои требования присягой или же требовалась очистительная присяга ответчика и подозреваемого. Срок выполнения присяги продолжался до заката солнца, после чего считали невыполнение присяги той стороной, которая не явилась с присягателями в назначенный день. С укреплением ислама в Аварии присягали прикосновением руки (ладони) к Корану. С нормами ислама была связана присяга "хатун -талак": в случае принесения ложной клятвы присягающий лишался права на свою жену. В этих предписаниях отразилось несомненное влияние шариата на адат. К присяге не привлекались: дибир, будун, дававший обет отказа от присяги, раб и наемный работник. Давшим такой обет считался и тот, кто подарил старейшинам корову, и они, приняв подарок, предоставляли право не привлекаться к присяге200. Также к присяге не привлекались юноши и девушки, не состоящие в браке, и два лица из одного хозяйства201.

Число свидетелей и соприсягателей в Ункратле зависело от характера преступления и от размера иска. Так, в делах по убийству требовалось до 50 человек соприсягателей; за кражу овцы - 1 человек; для очистительной присяги было необходимо: в случае кражи вещей - 6 человек, кражи коня - также 6 человек202 и т. д.

Основными видами наказания, по обычаям, были: кровная месть или дият, изгнание на срок или бессрочно. Эти наказания сопровождались обязательным возмещением причиненного ущерба в пользу потерпевшего и штрафом. До 1834 г. штрафы в Ункратле шли в пользу воеводства хана, а позже в пользу сельских общин каждого села. Статьями штрафа были овцы, быки и медные котлы разного веса. Отмечаемые высокие штрафы объясняются, на наш взгляд, тем, что их раньше выплачивала большая неразделенная семья. Взимание же котлов разного веса доказывает мнение о том, что у аварцев существовал культ надочажной цепи и котла, непременного компонента большой неразделенной семьи.

По адату смертной казни не существовало, но во многих случаях допускалось право убивать преступника: человека, нанесшего бесчестье семейству, объявленного врагом общества; вора, пойманного на месте преступления; женщины, застигнутой с любовником и т. п. "Все личные обиды и важнейшие преступления, убийство, насилие, у горцев никогда не подлежат суду... Свершивший злодеяние всегда имеет возможность уйти, а потому адат допускает кровомщсние, или право канлы, не только на виновных, но и на родственников. Право канлы состоит в том, что родственник убитого должен умертвить убийцу или кого-нибудь из его родственников"203. В Ункратле безнаказанным считалось убийство кровного врага до примерения. "Если кто убьет кровника до примирения, за это наказанию не подвергается, также кончается спор, если будет убит член семьи кровника"204. Поэтому убийца и родственники его в продолжение трех дней после убийства, проживая в своем селении, должны скрываться и не показываться; после трех дней же, когда родственники убийцы пойдут к родственникам убитого с саваном и быком примиряться с ними, они могут жить так, как живут прочие односельцы"205. Если же, после того как кровника выслали из аула, родственники убитого убьют брата кровника или другого сородича, то с убийцы взыскивалось 100 овец; кроме того, он обязан был вернуть дият, который получил от своего кровника, и вся его семья осуждалась на вечное изгнание без права возвращения в аул206. В случае же, "если убийца, поранитель или уводящий девушку успеет вбежать в чей-либо дом, то родственники убитого не имеют права преследовать его, а если они бросятся в дом, куда вбежал виновный, и хозяин дома, защищая его, убьет или ранит кого-либо из тех, то он не отвечает"207.

В период национально-освободительной борьбы горцев за независимость в Нагорном Дагестане адат был запрещен. Вместо адатских предписаний вводился шариат, что зачастую вызывало недовольство и выступления против "новшеств" Шамиля.

После окончательного присоединения Дагестана к России колониальные власти царизма приступили к проведению ряда реформ в Дагестане и создали новую систему судоустройства. Был образован Дагестанский областной суд, где разбирались дела по общим законам России. Председателем областного суда являлся помощник начальника области. Наряду с областным судом был создан дагестанский "народный" суд, а также окружные суды, где судебные дела местного населения решались на основе адатов. В связи с этим и было начато собирание и издание адатов во всех округах Дагестана. В Андийском окружном суде, кроме председателя из русских офицеров, заседали кадии и по одному члену от каждого наибст-ва из местной верхушки. В окружных судах дела разбирались на народных языках, а решения записывали на русском языке. Разбор дела происходил гласно, недовольные могли принести жалобы на решения окружных судов в дагестанский "народный" суд. Ункратлинские сельские суды состояли из кадиев и трех членов, избираемых сходом из числа старейшин на год. Им были подсудны дела по гражданским спорам, возникавшим между односельчанами, при иске не выше 100 руб., а также дела по малым преступлениям. Семейные и наследственные дела разбирались по шариату, а мелкие уголовные, гражданские дела по адату. На приговоры сельских судей допускалась апелляция в окружной суд.

Ислам и шариат оказали большое влияние на горцев, на их социально-правовые отношения и идеологические представления. "Как бы значительны ни были все эти перемены, какие бы изменения ни внесли они в быт горцев, но им все же не удалось повлиять существенно на содержание горского адата, по крайней мере, до тех пор, пока, ставшим во главе Дагестана избираемым народом имамам и в числе их более всех Шамилю, не удалось совершенно вытеснить адат из сферы уголовного, имущественного и отчасти наследственного и обязательного права и заменить его шариатом"208. Борьба за утверждение шариата была сложным явлением, затрагивающим интересы многих классов и социальных групп. Феодалы выступали за сохранение и дальнейшее усиление роли адатов в социальной и нравственной жизни горцев. Дело в том, что в тех владениях и обществах, где они верховодили, адаты выражали их интересы. Шариат же не только усиливал позиции духовенства, конкурировавшего за влияние и власть с феодалами, но и в значительной мере ущемлял и ограничивал последних. Эта борьба, на наш взгляд, нашла отражение в акте ликвидации хунзахских ханов в 1834 году209. Влияние адатов на правовую и нравственную жизнь горцев было огромным. Адаты продолжали оказывать довольно сильное влияние на общественный быт, в вопросах уголовного права они целиком руководствовались их нормами. Это было обусловлено тем, что, во-первых, адаты еще до утверждения шариата прочно вошли в быт горцев, стали их традицией, основой образа жизни и нравственности и, во-вторых, они были более понятны, близки и доступны горцам. Шариат же навязывал во многом непонятные в то время для горцев и несоответствующие укладу их жизни и нравственным традициям установления. Поэтому многие шариатские нормы поведения не привились, не говоря о том, что адаты остались основным источником регулирования внутренней жизни сельских общин210.

Однако следует подчеркнуть, что шариат к 1860 г. оказал значительное влияние и на содержание, и на нормы адатов. Так, в Ункратль-Чамалинских адатах учтены шариатские установления. Например, убийство подразделяется на три категории: убийство при защите собственности, случайное и умышленное. Соответственно определяются и меры наказания. "§ 1. За умышленное убийство виновный платит наследникам убитого 250 руб., покупает саван за 2 руб. и быка стоимостью в 12 руб. и изгоняется в канлы. ...§ 11. За убийство вора в мульке, т. е. в доме, конюшне, во дворе, загороженном месте для ночлега баранты вне деревни, виновный не отвечает. ...§ 16. За нечаянное убийство выстрелом, ударом или иначе виновный платит половинную часть дията по § 1 об убийстве вообще"211.

Сложившиеся к исследуемому периоду в союзе Ункратль общественно-экономические отношения нашли отражение в адатно-правовых нормах. Статьи адата по имущественным преступлениям направлены на защиту частной собственности. Они защищали имущество от воровства, грабежа, поджогов, порчи и т. д. "§ 8. За пользование лошадью без разрешения хозяина, даже на короткое время, виновный платит хозяину 1 руб.; если же на ней поедет он куда-нибудь на расстояние езды одного дня, то виновный платит стоимость по определению сельского суда: взыскивается стоимость в пользу хозяина и штраф в пользу общества. С вора, застигнутого на месте преступления, взыскивается в пользу общества кроме штрафа по суду еще 3 рубля. § 22. Потерпевший от потравы хлеба и сенокоса должен подтвердить свое заявление присягой вместе с одним человеком, затем назначаются судом люди для оценки потравы и с виновного взыскивают определенную назначенную людьми сумму в пользу потерпевшего. § 23. По подозрению в поджогах очистителями назначаются 50 человек из родственников, и с виновного взыскивается стоимость сгоревшего, по восстановлению присягой потерпевшего и с 3 родственниками по назначению обвиняемого и 3 почетными лицами из общества и по выбору потерпевшего - половина деньгами, а половина имуществом"212.

Приведенные статьи адата наглядно показывают, как адатное право зафиксировало не только полное господство у ункратлинцев частной собственности на движимое и недвижимое имущество, но и неприкосновенность ее.

Изменения, происшедшие в характере производственных и общественных отношений, нашли отражение и в адатах кровной мести. Предписывая кровную месть, адаты по существу спровоцировали межродовую и межсемейную войны. Но, вместе с тем, те же самые адаты содержали в себе разумные нормы поведения, которые при последовательном соблюдении не довели бы дело до кровной вражды. В исследуемое время сфера действия кровной мести намного сократилась. Теперь она распространялась только на убийцу: "§ 14. Убийца и родственники его в продолжение 3 дней после убийства, проживая в своем селении, должны скрываться и не показываться; после 3 дней же, когда родственники пойдут к родственникам убитого с саваном и быком примиряться с ними, они могут жить так, как живут прочие односельчане. В означенные 3 дня родственники убитого случайно могут встретиться с родственниками убийцы, но убивать не имеют права. Кровник (канлы) не может оставаться в своей деревне, а наследники убитого не имеют права преследовать и убивать его"213. Вторая особенность действия кровной мести в исследуемые века - это то, что в кровомщении наряду с родовой местью начинают выступать и мотивы материальной заинтересованности, т. е. кровная месть оправдывалась и санкционировалась шариатом с соблюдением положения о замене кровной мести диятом: "§ 2. Если муж убьет жену, то он платит родственникам убитой 200 руб., а если жена убьет мужа, то виновная платит 300 руб.214. И третья, главная особенность, заключалась в том, что горцы не знали такую форму уголовного наказания, как заключение в тюрьму.

Семейные отношения в дореволюционном Дагестане регулировались в основном шариатом, однако, обычное право горцев оказывало на некоторые сферы семейных отношений довольно значительное воздействие.

Нравственные нормы адатов во многом ставили женщин в полную зависимость от мужа и прививали ей с детства чувство покорности перед ним. О правовом и нравственном ущемлении адатами женщин свидетельствуют ограничения относительно их свидетельских показаний. Женщины допускались в свидетели, когда имелся один свидетель-мужчина. В этом случае показания двух женщин приравнивались к одному свидетелю.

Как видно по адатам горцев, женщины, как правило, не могут быть самостоятельными свидетелями. Их присяга принималась в расчет только тогда, когда не было совершеннолетних близких родственников мужского пола, которые могли бы за них присягать. Все эти установления были заимствованы адатами у шариата.

Говоря о взглядах и правово-нравствснных нормах адатов в отношении женщин, необходимо остановиться еще на некоторых аспектах, связанных с взаимоотношением полов. В адатах большое внимание уделяется защите женской личности от посягательств мужчин. "За оскорбление женщины снятием ее головного убора или платка с виновного в пользу обиженной взыскивается 40 руб. и штраф 10 руб. в пользу общества, и виновный изгоняется из общества на один год... За увоз девушки без согласия виновный платит отцу 150 руб., штраф 50 руб. и кебинских - 4 руб"215. Прикосновение к женщине, ее увоз и изнасилование считались преступным актом. В случае примирения сторон виновный мужчина подвергался штрафу в пользу сельской общины, родителей и мужа, если женщина замужем. Непременным условием наказания, если женщина незамужняя, являлся брак. В случае отказа вступить в брак, мужчина изгонялся из аула, и от трех месяцев до года объявлялся канлы. Таким образом, оскорбление женщины приравнивалось к убийству. За родными оскорбленной сохранялось на протяжении канлы право кровной мести.

В выяснении правового положения женщины в дореволюционном Ункратле большое значение имеет определение отношения к собственности. На вопросы права и наследования собственности в адатах большое влияние оказал шариат. В ункратлинском союзе "жена не имеет права взять свое имущество от мужа и передать другому, а также завещать или дарить, кроме как своим детям. Муж должен следить за имуществом жены, как за своим"216. Женщина могла иметь в своей собственности кебинные деньги, приданое, заработанное лично своим трудом или в виде дохода от личной земли и скота, а также то, что досталось ей при дележе имущества семьи после смерти мужа.

Характер общественного строя и шариатско-адатные установления сильно ограничивали роль женщины в обществе. Однако были и религиозно-нравственные предписания в отношении женщины, облегчившие ее положение. По ункратль-чамалинскому адату "не любящая своего мужа женщина, уплатив мужу стоимость 7 коров, имеет право требовать от него развода, и последний обязан дать его"217 Женщина имела право жаловаться кадию, старшине села, наибу в случае жестокого и несправедливого обращения, невыполнения обязанностей супруга и главы семьи. Она могла обратиться с жалобой на мужа к его старшим родственникам и поставить вопрос о разводе.

В Ункратле, как и во всем Дагестане, многоженство являлось редким явлением, хотя полигамия была узаконена и освящена шариатом. Это объяснялось не только трудностями материальной жизни, но и традициями горцев. Лишь в чрезвычайных случаях (например, бесплодие или неизличимая тяжелая болезнь жены) горцы женились на двух, трех, но при обязательном согласии предыдущих жен. При этом справедливые отношения и равноценное материальное обеспечение всех жен гарантировалось. Только у представителей феодальной верхушки было одновременно несколько жен.

Изложенное свидетельствует о непоследовательности и противоречивости адатных представлений и норм в отношении женщины. Не вызывает сомнения, что они в своем большинстве имели целью поставить женщину в зависимое от мужчины, неравноправное положение. Однако есть в них и некоторые установления, которые направлены к тому, чтобы защитить женщину от жестокого обращения, от попыток лишить ее ограниченных прав, в том числе и права собственности. После подавления национально-освободительной борьбы горцев царизм в период колониального освоения Дагестана приложил большие усилия, чтобы противопоставить шариату адатные нормы и тем самым искоренить влияние шариата на массы. С этой целью были собраны адаты по специальной программе, составленной царской администрацией. В 60-х годах XIX в. они были изданы с большими изменениями. Однако ликвидировать исламские юридические нормы не удалось и, прежде всего, потому, что законы и нравственно-правовые устои шариата к этому времени в значительной степени укоренились в сознании дагестанцев. В результате длительного совместного функционирования адат и шариат оказались взаимосвязанными и, действуя в различных сферах права, они взаимно дополняли друг друга. С утверждением царской власти в Дагестане процесс правотворчества горцев был прерван.




190 Абдулаев М. А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала, 1993. С. 285.

191 Гарданов В. К, Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIII - нач. ХIХвв.//СЭ, 1960. №5.С. 19.

192 Абдулаев М. А, Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала, 1993. С. 285.

193 Гарданов В. К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIII-нач. XIX вв.//СЭ, 1960. №5. С. 19.

194 Комаров А. В, Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ Тиф лис, 1868. Вып. 1. С. 9.

195 Гарданов В. К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIII-нач. XIX вв.//СЭ, 1960. №5. С. 15.

196 Горданов В. К. Система компонациЙ в обычном праве адыгов (черкесов)., XVIII-пер. пол. XIX вв. М., 1964. С. 2.

197 Абдулаев М. А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала, 1993. С. 287.

198 Неверовский. Крайний взгляд на Северный и Средний Дагестан в топографическом и статистическом отношениях. СПб., 1847. С. 50.

199 Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961. С. 232.

200 Памятники обычного права Дагестана XVII-ХIХ вв. М., 1965. С. 267.

201 Там же. С. 267.

202 Там же. С. 264.

203 Неверовский. Крайний взгляд на Северный и Средний Дагестан в топографическом и статистическом отношениях. СПб., 1847. С. 51-52.

204 Памятники обычного права Дагестана XVII-ХIХ вв. М.. 1965. С. 226.

205 Там же. С. 226.

206 Там же. С. 266.

207 Там же. С. 153.

208 Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 2. С. 231.

209 Мухаммед-Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Махачкала, 1990. С. 42-44.

210 Абдулаев М. А. Из истории философской и обшественно-политической мысли Дагестана. Махачкала, 1993. С. 304.

211 Памятники обычного права Дагестана XVII-ХIХ вв. М., 1965. С.153-161.

212 Там же. С. 161.

213 Там же. С. 153, 168.

214 Там же. С. 153. 168.

215 Там же. С. 153-158.

216 Там же. С. 158, 163.

217 Там же. С. 153-154.

Назад


Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.