Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Назад

§ 1. Административное управление

В союз Ункратль сельские общества объединилисв по территориальному признаку с центральным управлением (подданством беку) в сел. Кеди. Бек собирал подати и повинности с каждого села (дань натурой); подданным вменялась в обязанность поставка воинских отрядов и оказание "уважения" беку и его тухуму.

Каждое из селений, входившее в состав союза, также имело свое сельское (джамаатское) управление, представлявшее низовую политическую единицу союзов сельских обществ, т. е. со своей территорией, населением, составляющим общество, своими органами управления и обычаями, имеющими сходство с адатами других аварских джамаатов.

До истребления аварских ханов (1834 г.) и кедибских беков (1844 г.) в союзе Ункратль управление сельскими джама-атами осуществлялось под руководством (правлением) кедибских беков советами старейшин, а также выбираемыми на год судьями по адату (чIухIби). Число их зависело от величины селения, и доходило до семи человек. Назначался кадий - духовное лицо с правом суда по шариату. Ежегодно избиралась и группа исполнителей (гIел), осуществлявших судебные решения, исполнявших приказания кадия и старейшин по наблюдению за порядком, за общественными землями, за посевами, за взиманием штрафов. Также назначали рассыльных-глашатаев (мангъуш) на время от одного месяца до года из лиц, желающих занять эту должность, с согласия старейшин и кадия. В его обязанности входило объявление криком всех приказаний старейшин и кадия, проведение в исполнение некоторых их распоряжений, объявление очереди. В каждом селении союза они получали различные вознаграждения.

Высшим органом правления союза сельских обществ Ункратль был сход - собрание (данделъи) представителей восьми сельских обществ (джамаатов), созываемых в с. Кеди. На сходах представителей обсуждался и решался широкий круг вопросов, касающихся всего союза (вопросы политического характера, земельных споров, сбора подати, повинностей и т. д.).

Таким образом, до образования имамата правовые отношения в Ункратле регулировались на основе адатов - правовых обычаев горцев, против которых выступали имамы, ратуя за господство шариатского законодательства. В период правления первых двух имамов (Газимагомеда, Гамзатбека) действие шариата проявлялось только в местностях, ближайших к резиденциям имамов, все остальное население придерживалось, по-прежнему, адата. Опыт первых пяти лет восстания открыл всю несостоятельность этой системы и вместе с тем указал на необходимость употребить самые энергичные меры к водворению шариата177. Шариат представляет собою общее учение об исламском образе жизни, комплекс предписаний, обязательных для каждого мусульманина. И третий имам Шамиль очень хорошо сознавал, что и в учении шариата имеется много всякого рода противоречий, весьма способных обратиться в источник зла, причем более сильный по сравнению с тем, какое может породить адат. Заключались они в том, что почти каждое из постановлений шариата имеет несколько толкований, или, по выражению Шамиля, "несколько собственных дорог". Некоторые из этих постановлений, принятые 1200 лет назад для народа, ничего общего не имеющего с горцами, были не совсем применимы к быту горцев и к условиям, в которых они находились. И Шамиль на основе и в рамках шариата разработал конкретные нормы права - эль фикх; с его помощью и происходила адаптация положений шариата в горах Дагестана. В Кодексе Шамиля были представлены тринадцать низамов, касающихся земельного, жилищного, уголовного прав и т. д.178.

После образования имамата Шамиль разделил страну на наибства, представив наибам весьма большие права. Им было предоставлено все военное управление, за исключением сложных наступательных предприятий (операций), и все гражданское управление, кроме введения новых административных мер, имевших форму и силу закона. Исключения эти подлежали власти имама, точно так же, как и смертная казнь, которая хотя и определялась наибами, но приговоры их приводились в исполнение не иначе, как с утверждения Шамиля.

Ближайшими помощниками наибов как гражданских правителей были мюриды и кадии (дибиры). В ведении последних состояли пятисотники, сотники и десятники. Все они, кроме мюридов, избирались из людей, принадлежавших к местному населению, и назначались на свои должности наибом. За свою службу при наибе мюрид получал от него все, что было необходимо для его существования и для участия в войне. Ему давали лошадь, оружие и оказывали материальную поддержку.

В ведении кадиев (дибиров) находились и татели (тIатели). Обязанность тателей заключалась в наблюдении за исправным исполнением горцами требований религии (фарыза).

Помощниками наиба в военное время в действующих войсках были те же пятисотники, сотники и десятники.

Как в военное, так и в мирное время, наибы подчинялись мудиру. Это звание Шамиль учредил для легкости сношений с наибствами, порой слишком отдаленными от его собственной резиденции, а также для более действенного надзора за некоторыми не совсем надежными наибами.

Для секретного наблюдения за действиями всех вышеназванных административных лиц Шамиль учредил еще звание мухтасибов. В случаях, достойных внимания, они секретным образом ставили в известность имама для принятия с его стороны нужных мер.

С покорением Дагестана было учреждено местное управление, основой которого являлась система наибств, во многом заимствованная у имама Шамиля. В союзе Ункратль сохранялись традиционные общинные формы управления и органы власти джамаата. Высшим органом джамаата было общее собрание сельчан (сход). Ему принадлежали вся полнота законодательной власти, права судебного и распорядительного органов сельского общества. Людям, пользующимся авторитетом и имеющим личные заслуги, поручалось руководить джамаатом. Любой спор старались решать сообща, в кругу уважаемых людей. Каждый джамаат села состоял из тухумов, Например, саситлинский джамаат состоял из шести тухумов: хелетурисел, ангъал, ханасулал, хатиял, дайитилал, чIегIерасулал; кедибский: нуцаби, малалал, къуйлял, хIамсал; сильдинский: ханкьал, кванхисел, хъазиял (нуцабал), чIавукIиял; гаккойский; суракъатилал, исгIамиял, тамсукъилал, марзалал; митрадинский: хетаби, лабчаби, ганкьаби, хIолаби, бацIиял, ташаби и т. д.; нижнехваршинский: утуял, гимиял, горолиял, абулиял, курачиял, гутелдириял, отилаял.

Тухумы являлись общественными коллективами, которые состояли из малых индивидуальных семей, связанных между собой родственными узами и составляющих низовую хозяйственную ячейку джамаата. По своему происхождению туху-мы в ункратлинских селах являлись выходцами из разных мест Аварии, Чечни, Тинди, Гидатля и т. д. Каждая группа переселенцев вначале составляла отдельный квартал (авал), отражающий свое местоположение: "верхний", "нижний". Но со временем, в процессе дальнейшего ослабления родственных связей, заселение кварталов становится смешанным. Поэтому образование семей представляло собой пример формирования территориально-тухумных поселений, на базе которых происходило образование сельских общий.

На сельском сходе решались самые разнообразные вопросы: земельные споры о пользовании пастбищами, сдача общинных земель в аренду, строительство и ремонт дорог, мостов, условия найма пастухов и т. д. Здесь же оговаривали начало и окончание сельскохозяйственных работ. На этих сходах решали и вопросы о сдаче вакуфных земель в аренду. В компетенцию схода входило принятие соответствующих санкций в случаях нарушения его постановлений и норм обычного права во всех сферах жизни.

В сходе принимали участие все совершеннолетние мужчины села. Решения принимались большинством голосов. Однако на сходах все более ощущалось социальное неравенство. На его решения оказывала давление верхушка сильных и богатых тухумов. На народных собраниях сначала высказывались старшие, потом лица среднего возраста, только затем лица помоложе, которые вообще без особого приглашения к разговору не принимали участия в сходе. Сход для виновных в качестве меры наказания применял штрафы.

На народном собрании избирали советы старейшин. Член совета старейшин (лжамаат) не мог быть моложе сорока лет. Сюда не допускались лица лагского (рабского) состояния, люди, опороченные каким-либо проступком, чужаки. В Совете было представлено по одному представителю от каждого тухума. Обычно местом сельского схода служил годекан, расположенный вблизи мечети.

Кроме вышеназванных лиц, избираемых народом, для надзора и исполнения распоряжений начальства назначался старшина, утверждаемый начальником Андийского округа, а права древнего органа народного управления - схода в значительной степени ограничивались, хотя формально старшина по-прежнему продолжал выбираться на сходе. Старшина следил и за исполнением адатов. Это уже было правительственное требование, которое проводилось в жизнь взамен шариатского закона, введенного Шамилем, - царское правительство предпочло вести решение вопросов по адату.

В 1868-1869 гг. было введено "Положение о сельских обществах в Дагестанской области"179, которое регламентировало их жизнь, определяло порядок образования сельских обществ, состав, круг деятельности, права и обязанности сельской администрации. С введением "Положениям сельское управление Дагестана получило единое устройство и стало регулироваться едиными нормами законодательства. Новая система административно-судебного управления была названа "военно-народной"180.

Мы не склонны отрицать известное объективно прогрессивное значение присоединения Дагестана к России, хотя и ознаменованного кровавым насилием. В то же время мы далеки и от его идеализации, как это пытаются делать некоторые авторы.

Конечно, и теократическое государство в форме имамата было далеким от общественных идеалов горцев, ибо являлось, может быть, даже более жестким по сравнению с другими абсолютистскими режимами восточного типа, хотя бывшие подданные Хунзахского ханства и получили определенную свободу. Однако после окончательной ликвидации независимости Аварии ситуация изменилась настолько, что вотчина (Ункратль), по существу, превратилась в низовую единицу новой административно-политической системы, созданной царским правительством. Сохранились те атрибуты власти, которые соответствовали колониальной политике царизма. В этих условиях изменились и функции сельской общины. Царская администрация, сделав поручительство выборных старшин необходимым условием получения увольнительных билетов, связывала жителей круговой порукой, что было для них неприемлемым. В связи с чем впоследствии были неоднократные восстания.

Таким образом, "общинная власть претерпела большие изменения и находилась в состоянии упадка. Если раньше традиционная вотчинная власть обеспечивала целостность и безопасность вотчины, отвечала за поддержание в ней традиционного порядка, то теперь она становилась одной из опор нового, чуждого им порядка, навязываемого колониальными царскими властями с перспективой полной ликвидации ее внутренней автономии и захвата большей части ее территории181.




177 Кодекс Шамиля. Махачкала, 1992. С. Ю.

178 Там же. С. Л.

179 История пародов Северного Кавказа (конец XVIII-1917 г.). М, 1988. С 277.

180 Там же. С. 281.

181 Кажаров В. X, Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII-пер пол. XX вв. Нальчик, 1994. С. 161-162.

Назад


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.