![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
§ 2. Брак и свадебные обрядыОдним из важнейших бытовых обрядов у ункратлинцев является свадебный. Церемония сватовства и заключения брака у ункратлинцев в основных чертах сходна с аварцами. Однако, в силу обособленности, у них отмечается и некоторое своеобразие. По традиционным нормам аварцев вступление в брак считалось обязательным как для мужчин, так и для женщин. Только женатый мужчина мог быть полноправным членом сельской общины. В Ункратле преобладала тенденция к эндогамии, когда браки заключались внутри аула и в пределах определенной социальной группы. Предпочитали брать невесту своего тухума. Главная причина родственных браков заключалась в том, чтобы не нарушать хозяйственное единство тухумов. Браки заключались трех видов: 1) постоянный брак; 2) брак временный; 3) брак с невольницами. Все браки заключались с согласия старшего в тухуме. Постоянный брак мог быть совершен только с соблюдением следующих правил: а) хорошее происхождение невесты, т. е. она не была бы незаконнорожденной или дурного поведения; б) девственность, если не совершается брак с вдовою или с разведенной женщиной; в) чтобы невеста исполняла обряды мусульманской веры; г) чтобы она была в состоянии иметь детей. Удостовериться в том, что избираемая девушка имеет вышеозначенные качества, должны были через своих родственников. Следующее брачное правило - выяснение согласия девушки (женщины). Такое согласие могла дать совершеннолетняя и находящаяся в полном разуме. Девушка изъявляла согласие молчанием на предложение, а женщина должна была непременно словами объявить свое решение. Наконец, последнее брачное условие - отсутствие причин, препятствующих совершению брака. Этими причинами были: а) кровное родство; б) родство по кормилице; в) наличие определенного числа жен. При кровном родстве не дозволялся брак в шести случаях: 1) брак с матерью и по восходящей линии; 2) с дочерью и по нисходящей линии; 3) с дочерью сына и ее нисходящей линии; 4) с сестрами и с их нисходящими линиями; 5) с тетками от отца и матери; 6) с дочерьми братьев. Не был дозволен брак в родстве по восходящей и нисходящей от них линиям и по родственникам мужа: сыновьям его и отцу не дозволялось вступать в брак с женою отца или с женою сына168. Была распространена и такая форма брака, как левират (женитьба на вдове, которая осталась с детьми). Цель таких браков заключалась в том, чтобы, прежде всего, сохранить хозяйственное единство и защитить честь своего рода. При бракосочетании вдовы свадьбу не делали. Организовывался скромный ужин, где присутствовало небольшое количество приглашенных. Брак с вдовой также регистрировался по мусульманскому обряду. После заключения брака родственники мужа забирали вдову из ее дома тайно. Был распространен и другой вид брака - сорорат (женитьба на сестре умершей жены). Такие браки заключали преимущественно в том случае, если от умершей жены оставались сироты. Акт бракосочетания - "магьари" - заключали за день до свадьбы. При заключении брака присутствовало три человека; поверенный жениха, поверенный невесты и кадий. Развод происходил только по желанию мужа, жена на это не имела права. Чтобы развестись, мужу достаточно было при трех свидетелях произнести фразу: "Даю тебе развод, пусть твоим хозяином станет твой отец". Все обряды, связанные со свадьбой ункратлинцев, можно условно разделить на три цикла: предсвадебные, собственно свадьба и послесвадебные. Важнейшим моментом предсвадебного цикла был выбор невесты. В обсуждении кандидатур девушек-невест участвовали все ближайшие родственники юноши. Обращалось внимание, прежде всего, на происхождение девушки, а также на ее качества как домашней хозяйки. Также обращалось внимание на личные качества родителей, особенно ее матери, на ее хозяйственные навыки, умение вести домашнее хозяйство, полагая, что положительные качества родителей должны быть присущи и их детям. О желании сына жениться и его выборе родители узнавали через его товарища. Если родители соглашались с. выбором сына, то собирали близких родных на совет тухума. После одобрения совета сваха посещала выбранный дом с тем, чтобы выяснить отношение хозяев к предполагаемой "сделке". В случае положительного ответа в дом избранной девушки шли отец, мать и сестра, если она есть. В этой процедуре сам будущий жених не принимал участия. Участвовавшие в сватовстве обычно входили в дом под каким-нибудь условным предлогом. В первое посещение родители девушки не давали согласия, ссылаясь на то, что их дочь не достигла брачного возраста. Чаще семья девушки просила отсрочки, чтобы собрать сведения о молодом человеке, о его родственниках и окончательно обдумать предложение. Через некоторое время родители сына опять шли к родителям избранной девушки. За истекшее время родственники жениха узнавали, хотят ли родители девушки ее выдать. Если выяснялось, что родители девушки согласны со сделанным им предложением, только в этом случае сваты со стороны жениха приходили вторично. С собой на этот раз родители жениха брали подарки (отрез на платье, платок, обувь). Войдя в дом невесты, сваты клали на стол подарки для общего обозрения. Получив положительный ответ, назначали день свадьбы. Перед свадьбой в дом невесты шли 3-4 близких авторитетных родича жениха. В этот вечер заключалось "магьари" (обручение). Сам акт заключения "магьари" состоялся в следующем: поверенные жениха и невесты соединяли руки друг друга так, что большие пальцы их торчали вверх, а открытые руки соприкасались бы между собой ладонями; после этого кадий, обхватив обеими своими руками торчащие вверх большие пальцы рук поверенных жениха и невесты, троекратно спрашивал сперва у поверенного жениха, согласен ли его доверитель "такой-то" вступить в законный брак с дочерью "такого-то", а потом у поверенного невесты, т. е. обручение свершалось по доверенности. После этого родственники жениха и невесты считались породнившимися. Существовало убеждение, что при заключении брачного договора можно повредить жениху, производя определенные действия магического характера. К таким действиям относились завязывание всякого рода узелков, выемка кинжала из ножен и др., если они производились одновременно с чтением молитвы, закрепляющей брачный акт169. Во избежание этого процедура "магьари" производилась по возможности тайно. К числу предсвадебных приготовлений относились также специальное заквашивание бузы и обряд кройки и шитья платьев невесты. Сама невеста также вышивала кисеты, постельное белье и носовые платки. В подготовке к свадебному пиру участвовали родственники жениха и невесты. Общесельский характер свадебного торжества выражался в том, что все жители села, не ожидая приглашения, принимали в нем участие, оказывая семьям жениха и невесты посильную материальную и физическую помощь. Чаще всего свадьбы справлялись после окончания осенних полевых работ, в четверг. После полудня за невестой шел весь аул в сопровождении музыки. Родственники, друзья жениха (джами васал) ехали на конях. Сам жених за невестой не шел. Свадебное шествие (караван) родственники невесты встречали у ворот. Послов жениха долго не впускают в дом невесты, выясняя, что это за люди, зачем пришли. Эти шутливые препирательства сторон затягивались, и пришедшие облагались штрафом как возмутители спокойствия. У мужчин подруги невесты в старину рвали одежду, отбирали папахи, кинжалы. Избежать этого можно было за определенный выкуп. Думается, однако, что эти нешутливые требования отражали в какой-то мере и реальные испытания, которым когда-то подвергались родные и близкие жениха для получения невесты. После мужчин приглашали на угощение, а женщины входили в комнату невесты, чтобы приготовить ее для препровождения в дом жениха. Тем временем подруга невесты одевала ее в свадебный наряд. Через некоторое время друг жениха просил вывести невесту, однако она выходила не сразу, а лишь после ритуала с ложными невестами. "Раньше в день свадьбы, обыкновенно вечером, к разряженной невесте входят два друга жениха, накидывают ей на голову приготовленную для этого новую шубу, и, схватившись за полы, волокут ее на улицу"170. Заплатив выкуп, друг жениха и подруга невесты выводили ее из комнаты. Лицо невесты закрывалось специальным покрывалом или низко надвинутым платком. Невесте помогали сесть верхом на коня сзади друга жениха. Свадебный кортеж невесты составляли родственники жениха и невесты. Сопровождавшие невесту женщины несли факелы, горящую лампу, а также приданое невесты. Оно состояло обычно из посуды, кухонной утвари, постельных принадлежностей. Обязательным атрибутом свадебной одежды невесты была овчинная шуба. Возможно, это пережиток тех времен, когда вся одежда горянок и горцев шилась из овчины, хотя не исключено, что шуба в свадебном обряде имеет и связь с магией плодородия171. По пути к дому жениха, кроме свадебных песен и танцев устраивали стрельбу из ружей и скачки. Молодежь аула преграждала путь кортежу. Приданое невесты охраняли мужчины "джами вас" и женщины "джами яс" из свиты жениха, так как в дороге приданое пытались похитить. За пропуск молодежь получала от "джами вас" кувшин хмельного напитка "меда", мясо, носовые платки. Один из "джами вас" нес деревянный крест из жердей, на которых привязывали отрезы, подаренные невесте родственниками. Смельчаки старались что-нибудь украсть у "джами вас" или "джами яс". Если они успевали убежать под любой навес, крышу, то украденную вещь оставляли ему, а если ловили под открытым небом, то "джами вас" их штрафовали. При приближении невесты к дому жениха ее осыпали зерном, семенами и мелкими монетами, символизируя пожелания успеха и достатка. Возможно, что этот обычай означал своего рода жертвоприношение домашним божествам, дабы заручиться их благожелательностью к молодым супругам. Когда кортеж останавливался перед домом новобрачных, сестра или двоюродная сестра жениха вводила невесту в дом, перенося ее через порог на руках. Перед этим действием "джами вас" кинжалом "протыкал" поднос (хIеч). Только после этого их впускали в дом. Часто при этом присутствующие держали в руках зажженную лампу. При "вносе" невесты в дом, мать жениха (якъад) перечисляла, что она выделяет ей, и угощала медом и сладостями. Введя невесту в предназначенную комнату, ее усаживали в угол. Друг жениха входил в комнату, вручал деньги и поднимал платок с лица невесты. До этого невеста не трогала угощения. В это время в доме жениха готовили стол "тIутI" (араб. "тIетIла" - сладости) с угощениями для жениха и невесты. Молодежь старалась украсть что-либо из угощения ("тIутI"), а "джами вас" и "джами яс" оберегали "тIутI". После прибытия невесты гостей, односельчан и музыкантов приглашали на пир. Традиционные свадебные кушанья были весьма разнообразны, причем в каждом селении союза Ункратль существовало свое характерное свадебное блюдо. Во время застолья гости подносили новобрачным подарки. На свадьбе за порядком следил "базаникI". Танцы устраивались на площадке при кострах. Свадебный пир проходил в веселой обстановке, играли музыканты, не прекращались шутки и розыгрыши. Около полуночи начинался обряд постлания постели новобрачным. При постельном обряде совершались и карпогонические действия, например, катание ребенка по брачной постели. Ее стелила обычно женщина, сопровождавшая невесту из родительского дома. После пира молодых провожали в брачные покои. Друг жениха и подруга невесты оставляли их одних в комнате, а молодежь стояла за дверью, громко распевая свадебные гимны, не лишенные шутливых и нескромных намеков. Традиционная мораль придавала большое значение сохранению добрачной девственности, которая, по многочисленным поверьям, имела магическую силу. Первая брачная ночь жениха и невесты проходила в единоборстве, т. е. невесте положено было бороться с женихом. Юноша мог стать мужем девушки, только порвав руками шнур на шароварах невесты при свидетелях и зажженной лампе. Незадачливый жених, не сумевший справиться, становился объектом насмешек в селении, на его крыше складывали гору из камня. Утром после пробуждения молодых устраивался обряд приобщения молодой к сообществу замужних женщин. Церемония включала надевание на нее полагающегося замужней женщине головного убора. На следующий день пиршество возобновлялось, и вновь устраивались танцы при костре. В комнате, где спали молодые, танцев не было. Трое суток новобрачные не выходили из дома. На третьи сутки в танцах принимали участие жених и невеста. Под вечер этого дня невесту родственницы жениха вели за водой. Невеста брала новый кувшин и черпак (гел) для воды. На обратном пути им преграждали дорогу. Получив выкуп, молодежь открывала дорогу невесте. После этого объявляли об окончании свадьбы. По истечении трех дней родители невесты приглашали ее с мужем и с его ближайшими родственниками на праздничный ужин. Через неделю родители невесты сами посещали молодую семью. Затем молодожены посещали по очереди своих родственников. С этого момента невеста становилась равноправным членом семьи мужа, и новая семья окончательно входила в сельский коллектив. В заключение следует отметить, что к исследуемому времени свадебный церемониал значительно упростился, утратив многие компоненты, тем не менее он еще сохранял некоторые элементы отдаленных времен, отголоски всех этапов развития института брака и семейно-брачных отношений. В целом свадебный цикл ункратлинцев включает в себя элементы свадебного обряда и чамалинцев, и аварцев. В то же время, оставаясь в основе своей общедагестанской, свадебная обрядность ункратлинцев имела свою специфику. 168 Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850. С, 124-129. 170 Алиханов (Аварский). В горах Дагестана//Кавказ, 1896. № 234. |
|
||||||||||
|