Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

Назад

§ 3. Народная одежда

Среди хозяйственных занятий населения союза Ункратль в исследуемое время заметное место занимали кустарные промыслы, достигавшие довольно высокой производительности. В их числе было и портняжное дело, обеспечивавшее горцев основным комплексом традиционной одежды.

Основные материалы для изготовления одежды у ункратлинцев были связаны с животноводством (шерсть, овчина, кожа). Из шерсти делали сукно, нитки, войлок для обуви, шерстяные носки и специальную зимнюю обувь. Из овчин изготовляли шубы, папахи, куртки, безрукавки, штаны (брюки). Кожа в основном служила материалом для обуви.

Шили ункратлинцы одежду обычно из акушипского и ка-ратинского сукна, пользовавшегося большой славой в то время по всему Дагестану. Особой популярностью и большим спросом пользовались ткани, называемые "харай", "дарай", "забаф". Они имели вид плотных парчовых тканей, в большинстве вышитых золотыми, серебряными нитями, и в основном шли на изготовление женских свадебных нарядов состоятельных ункратлинцев. Наряду с дорогими парчовыми тканями со второй половины XIX в. торговцы привозили и дешевые материалы: бязь, ситец, полотно и другие ткани, доступные широким слоям населения Ункратля.

Одежду шили и сами хозяйки, и портнихи, которые имелись в каждом селении.

Названия, связанные с шитьем, у ункратлинцев представлены терминами: "лъутIи"- - кройка; "букъи" - шитье; "суртIа хел" - наперсток; "рукIкIен" - иголка; "тIагъди" ("кун") - шерстяная нитка; "кIвекь мах" - ножницы.

Мужская одежда ункратлинцев состояла из следующих основных предметов: нижней рубахи (горде), штанов (тIажу), гужгата, черкески и папахи.

Нательнал рубаха - горде была туникообразного покроя и шилась из целого куска материала. Вначале их изготавливали из домотканого льняного холста, из полотна или бязи, одноцветного ситца, сатина148. Вместо пуговиц привешивались круглые "пуговки" из плетеного шнура.

Основным материалом для шитья штанов служило домотканое сукно. Зимние штаны шили из обработанных и постриженных овчин шерстью внутрь. Штаны обычно были свободными, широкими вверху и суживающимися книзу.

Поверх "горде" мужчины носили "гужгат". Его шили из темных плотных тканей и домотканого сукна, на подкладке. Гужгат начинали носить с 8-10-летнего возраста. Летом гужгат носили без черкески с подпоясанным кинжалом.

Поверх гужгата носили черкеску ("чуха") общекавказского типа. Шили черкеску из черного или коричневого сукна ("сугъур"), которое изготовляли в селениях Карата и Ботлих. Черкеску шили значительно длиннее, нежели гужгат. По обеим сторонам груди черкески пришивались карманы, куда вставляли газыри. Черкеску обязательно перетягивали узким поясом с серебряными накладками-пластинками и подвесками. К поясу прикреплялся кинжал ("ханжар"). Нарядность черкески и пышность ее украшений зависела от состоятельности хозяина. Богатые нарядные черкески в селениях имелись лишь у немногих. Часто бедные горцы на праздники и торжественные случаи брали черкески друг у друга.

Зимней одеждой для мужчин служили овчинные шубы разных фасонов, надеваемые с рукавами и просто накидные. Овчинные шубы с откидными воротниками имели форму пелерины, доходящей почти до половины спины. Их в основном кроили и шили сельские мастерицы. Также зимней одеждой для мужчин служили безрукавки ("къвалал гьечI) из лучших овчинных шкур. Верхней одеждой, особенно для всадников и чабанов, защищавшей их от холода и дождя, служила бурка (буртика) - традиционная одежда почти всех кавказских народов.

Основным головным убором мужчин была овчинная папаха. Их шили из овчин с густой шерстью и с завитками. Также широко бытовали папахи из черного, коричневого или серого каракуля. Каракулевые - имели лишь богатые, бедные же довольствовались овчинными папахами. Хорошая каракулевая папаха ценилась довольно дорого, стоимость ее доходила от одной до двух коров, ее брали напрокат, когда какой-либо сельчанин отправлялся в гости или на свадьбу.

В Дагестане издревле существовал культ головного убора как женского, так и мужского. Снять с кого-либо шапку означало нанести смертельную обиду. Если горец снимал папаху и ударял ею о землю, это означало, что он готов на крайние меры; женщина, бросившая свой платок между насмерть схватившимися мужчинами, могла сразу же остановить их, предотвратив смертельный исход схватки. Если человек снял папаху и попросит что-нибудь, считалось неприличным отказать ему в просьбе. Таким образом, символом чести и достоинства мужчин была папаха.

Мужчины также носили башлыки. Шились они из белого, черного, коричневого сукна. К ним пришивался темляк или тесьма с кистью на кончике.

У ункратлинцев имелась и разнообразная обувь (домашняя, зимняя, летняя). Общее название обуви "хьитал". Мужчины носили обувь: "хурхи хьитал", "бурти хьитал", "попой хьитал", "махIси", "мачуял", "занглал" и т. д. Наиболее распространена была обувь из сыромятины ("хьвацIи хьитал"). Ее обычно делали из цельного куска воловьей кожи, обшивали кожаными нитками, внутри застилали соломой или мягкой травой и надевали на толстые шерстяные носки, сверху опуская на них войлочные (или кожаные) ноговицы. Домашней обувью служили сделанные без задников "пашмакъал" (тапочки). В качестве подошвы в прошлом использовали дерево, войлок, кожу. С конца XIX в. распространенной обувью у мужчин стали сапоги ("чакмаял"). Ноговицы обычно делали из мягкой кожи, над икрами затягивали ремешками. Чувяки для ноговиц шили с мягкой подошвой (под калоши) и с толстой подошвой (для ношения без калош). Зимней обувью служили утепленные кавказские валенки, изготовленные из шерсти ("бурти хьитал").

Таким образом, мужской костюм ункратлинцев имел много общего с мужским национальным костюмом чамалинца, багулала, хваршинца, дидойца. Общекавказским элементом в мужском костюме являлись черкеска, гужгат, папаха, бурка, пояс и кинжал.

Женская одежда отличалась большим разнообразием и богатством украшений. Если мужской костюм мало чем отличался от костюма других народов Кавказа, то женский костюм настолько локален, что почти каждое общество союза имеет свои специфические особенности в покрое и ношении одежды. Поэтому аварцы прежде по женскому костюму, особенно по головному убору ("чухтIу"), определяли принадлежность женщины к тому или иному сельскому обществу149.

Женская одежда состояла из нательной рубахи - "горде", платья - "горде", штанов - "тIажу", из верхней одежды - безрукавки ("къвалал гьечI"), шубы - "тIимугь", а также из головного убора - "чухтIу" и различных фасонов обуви.

Платье ("горде") шилось в основном из легких тканей: ситца, сатина, бязи, а нарядное - из более дорогих парчовых тканей: зарбаб, харай, дарай150. Эти платья имеют длинные рукава и разрез на груди, застегивающийся плетеными пуговицами. Пожилые женщины носили горде из темных тканей, молодые - из более светлых. Талию опоясывали красным сукном. В старину горде шили из грубого домотканого полотна, бязи.

Кроме рубах и платьев, женщины-ункратл инки носили шаровары. В старину их изготовляли без подкладки из домотканого полотна, а с появлением фабричных тканей шаровары начали шить из сатина, бязи, ситца.

Головные уборы ("чухтIу") делались из плотного сукна. Они, несмотря на свое многообразие по форме в основном представляют собой чепец для головы и мешочек для кос, пришитые друг к другу. В прошлом почти каждое общество имело свои только ему присущие головные уборы ("чухтIу").

Головной убор не ограничивается "чухтIой". Традиционным является также национальный платок - "мучIу" ("кIатIали"), который надевается поверх "чухтIу". Его делали из тонкого сатина, ситца, темных шелковых тканей.

Зимой верхней одеждой женщин служили овчинные безрукавки ("къвалал гьечI") и шубы ("тIимугъ"). Их женщины носили поверх платьев. Безрукавки шили в основном из плотных темных тканей и подбивали тонким слоем шерсти или шили из обработанной овечьей шкуры. Шубы ("тIимугь"), с ложными рукавами и без рукавов, носили внакидку.

Обувью ункратлинских женщин служили "махIцал" с мягкой подошвой, "мачуял" с твердой подошвой, войлочные "буртихъушал", вязаные "хьитал", деревянные колодки ("цIулал хьитал"). В основном же женщины носили "зангал", легкую кожаную обувь. Они шились наподобие "мачуял", но с голенищами. Во время полевых работ женщины, как и мужчины, носили "омохьитал" из сыромятной кожи без подкладки и без подошвы с загнутым кверху носком.

Женщины селений Митрада, Н. Хваршины, В. Хваршины и Сихалах носили узорчатую обувь с резко загнутым вверх и внутрь носком, связанную из толстых прочных шерстяных ниток.

С конца XIX в. к ункратлинцам стала проникать фабричная обувь (ботинки, сапоги, калоши). Разумеется, она была достоянием более состоятельных ункратлинцев, а остальные носили обувь кустарного (местного) производства.

Ункратлинки носили разнообразные украшения, такие как серьги ("килькIал"), бусы ("махал"), кольца ("баргьеч"), браслеты ("курхьен"). Зачастую бусы (стеклянные, янтарные, деревянные, металлические) носили вперемежку с серебряными монетами (главным образом, грузинскими, а с конца XIX в. российскими).

Особое место в женских украшениях ункратлинок занимают нагрудные украшения. Они были богаты по форме, орнаменту и сложны по технике изготовления. Эти украшения делались в основном из серебра местными мастерами.

На руках ункратлинки носили серебряные и медные кольца и браслеты. Кольца носили почти на всех пальцах. Браслеты были самых разнообразных форм, из серебра, меди, с камнями, с застежкой и без застежки и др.

В прошлом у ункратлинцев существовала специальная детская одежда, и неотъемлемой принадлежностью ее были пришиваемые к ней украшения - обереги: перья и когти различных птиц (филина), кости зверей (волка) - им придавали магическое значение. Из кости петуха делали кресты и пришивали к верхней одежде. Также к одежде ребенка пришивали матерчатые талисманы (треугольные), с помещенными в них религиозными текстами, написанными муллами на арабском языке. Считалось, что свинцовая пришивная пластинка в форме руки защищает от болезней и недугов. Применение у аварцев в качестве детских оберегов всевозможных металлических подвесок, монет и прочих металлических украшений, вероятно, является следствием существовавшего некогда культа железа почти у всех народов Кавказа151.

До пяти - шести месяцев на младенцев почти ничего не надевали, их носили в пеленках и завернутыми в овечьи шкуры. По истечении этого времени им шили рубашки ("горде") и вязали шерстяные носки.

С двухлетнего возраста, учитывая пол ребенка, ему готовили одежду. Девочке шили платье ("горде") туникообразного покроя с длинными рукавами и "чухтIу". Детское "чухтIу" украшали тесьмой. Поверх "чухтIу" надевали платок ("чIимчIо").

Мальчику этого возраста шили "горде" (рубашку), "тIажу" (штаны) и "гужгат" (пиджак). На голову мальчика надевали папаху и шапочку ("такъи"); на ногах носили шерстяные носки и шерстяную обувь ("хьитал"). Верхней одеждой детям служили овчинные шубки. С семи лет дети носили такую же обувь, что и взрослые.

Свадебная одежда ункратлинцев в основном отличалась от повседневной пышностью и нарядностью. Мужчина на время свадьбы надевал нательную рубаху ("горде"), поверх ее надевал гужгат из темно-синего сукна. Свадебная черкеска, надеваемая поверх гужгата, особенно отличалась своей праздничностью. Ее шили из лучшего каратинского сукна ("сугъура") коричневого цвета. Газыри этой черкески делались по восемь штук на каждой стороне. Черкеску перетягивали узким поясом с чеканными серебряными пластинками и подвесками. На голову жених надевал каракулевую или овчинную папаху, на ноги - "махIцал" или "мачуял" с голенищами. Нарядность костюма и богатство украшений зависели от состоятельности жениха.

Традиционный свадебный костюм невесты состоял из двух - трех платьев-рубах ("горде"), пары шаровар ("тIажу"), головного убора ("чухтIу"), нескольких платков и обуви. "ЧухтIу"- шили из нарядного шелка, украшали вышивкой. На ноги надевали сафьяновые сапожки с длинными или укороченными голенищами, без каблуков. Невеста носила серьги, кольца, браслеты, бусы и другие украшения.

Траур соблюдали в зависимости от возраста и родства человека. Во время похорон все присутствующие одевались в черное. Траур держали от сорока дней до года. Близкая родственница покойного надевала траурную одежду наизнанку и снимала с себя все украшения. Таким образом, по случаю траура свое чувство скорби выражали действиями, противоположными естественным и полезным при нормальном образе жизни152.

Ношение черной одежды и снятие украшений во время траура было принято у всех народов Кавказа. Мужчины, близкие родственники, как принято у всех народов Дагестана, оставляли бороду в течение сорока дней.




148 Гаджиева С. Ш. Одежда народов Дагестана. М., 1981. С. 36-37.

149 Материальная культура аварцев. М., 1967. С. 228.

150 Гаджиева С. Ш. Одежда народов Дагестана. М, 1981. С. 36-37.

151 Материальная культура аварцев. М., 1967. С. 262.

152 Там же. С. 258.

Назад


Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.