Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

Назад

§ 2. Жилище

Этнографический материал, собранный в селениях союза Ункратль, свидетельствует о том, что на всей ее территории в конце XIX - нач. XX вв. в основных поселениях существовали три типа жилища - жилище "закрытого" типа, каменное жилище со сводчатым перекрытием и одно- или двухэтажный каменный дом с плоской земляной крышей.

Первый тип жилища - жилище "закрытого" типа. Основной вариант - это квадратный в плане, с характерным перекрытием, с единственным световым и дымовым отверстием в центре кровли. Обязательный элемент - очаг, который сооружался в центре жилого комплекса, поэтому стены и потолок были покрыты сажей. В комнату вела дверь с высоким порогом, сделанная из досок. Она состояла из двух половинок и вращалась в дверной раме на петлях.

Второй тип жилища - жилище со сводчатым перекрытием - в Ункратле имел в рассматриваемое время наименьшее распространение. Его использовали только чабаны и пастухи на летних пастбищах. Этот тип жилища полностью возводился из камня, без деревянных частей.

И, наконец, следующий тип жилища - одно- и двухэтажный каменный дом с плоской кровлей. Наиболее характерным вариантом этого типа жилища был двухэтажный каменный дом прямоугольной формы с плоским земляным перекрытием. Возводимые на склоне, такие дома задней стеной врезались в скалу, фундамент закладывался в глубине скалы.

Дома обращены фасадом обязательно к югу или востоку. В нижнем или полуподвальном этаже находилось помещение для скота и хозяйственного инвентаря, вверху - жилые комнаты. Все комнаты имели выход на открытую веранду и не сообщались между собой.

Традиционными строительными материалами в XIX в. были сланец, речной камень, лес и глина. Техника и методы строительства жилища у ункратлинцев почти такие же, как и у других дагестанских народов140.

Для каждого строящегося дома заранее заготавливался лес, камень. Необходимые строительные материалы подвозили к месту постройки. Строил дом для себя сам хозяин с родственниками или же приглашенный мастер. При строительстве дома известную роль играли суеверия. Так, при закладке фундамента в основание клали железные предметы.

Подсобные работы выполняли члены семьи хозяина. Часто для их выполнения прибегали к взаимной помощи "гвай" - строительству с помощью родственников, соседей, односельчан. Фундамент и кладка стен осуществлялись на глиняном растворе из сланца и околотых речных камней. При возведении стен, помимо проемов для окон и дверей, оставляли ниши для посуды и утвари. В старинном жилище внутренние стены-перегородки часто делали из турлучных конструкций.

Способы перекрытия крыши, как в целом строительная техника, у ункратлинцев идентичны с чамалинпами, тинда-лами, хваршинами. Утрамбовкой крыши завершались основные работы по строительству дома.

После завершения основных строительных работ начинались штукатурные работы: обмазка внутренних стен, полов жилых помещений раствором из глины, смешанной с соломой, побелка стен. Наружные стены не штукатурились.

При строительстве дома работы строго распределялись. Мужчины производили кладку стен и перегородок, изготовляли деревянные части дома (коробки окон и дверей, балки, столбы), занимались заготовкой леса, камня, осуществляли перекрытие крыши. Обмазка дома, доставка глины и некоторые другие подсобные работы выполнялись женщинами.

Состоятельные ункратлинпы украшали свое жилище. Так, резьбу делали на центральных столбах, балках перекрытия, вырезали узоры на дверях. В кладке стен некоторых старых домов можно встретить большие камни с геометрическим и солярным орнаментом, с изображением животных, крестов. Эти резные камни имели определенное местоположение на фасадах построек. Они устанавливались в углах дома, у входа в дом, а также у окон. Такое положение резных камней показывает, что они имели определенное символичееко-маги-ческое назначение. Тематика изображений свидетельствует о том, что они являлись своего рода оберегами-талисманами. Нередко резные камни устанавливались на большой высоте так, что рисунок на них трудно было увидеть, и поэтому они не могли играть роль украшений. Функция этих резных камней по их происхождению была, на наш взгляд, в меньшей степени декоративной, а в большей - культовой, в частности, апотропеиной (изображения, которым в древности приписывалась магическая способность отгонять злых духов).

В кладке домов ункратлинцов также можно увидеть декоративную треугольную нишу над окном или дверью, в которой заложен тщательно вытесанный треугольный камень. Видимо, треугольник над дверью был своеобразным символом входа в дом, символом жилища, почитаемым знаком.

Для "ограждения" дома от несчастий, бедствий, "сглаза" ункратлинцы, как и другие народы Дагестана, использовали рога и черепа мелкого и крупного рогатого скота, железные подковы, которые вешали на фасаде дома, часто над входом.

Изменившаяся форма и структура семьи в период национально-освободительного движения горцев 20-50-х годов XIX в. нашли отражение в типе и форме жилища, то есть распад большой семьи вел к делению общей жилой площади на отдельные части, появлению отдельных жилых комнат для семейных пар внутри всего комплекса, либо возведению отдельных однокамерных жилищ для выделившихся семейных пар141.

И с этого периода, на наш взгляд, наиболее развитым типом, имевшим тенденцию к дальнейшему распространению, стал третий тип жилищ.

Внутреннее убранство жилищ ункратлинцев не отличалось от аварцев, хотя бедность, оторванность от внешнего мира, беспрестанные войны, сопровождавшиеся уничтожением селений, - все это, вместе взятое, определяло бедность интерьера жилищ.

Мебелью в комнате служили табуретки для сидения, нары (манги) для сна и сундуки-лари (цагьур) для хранения зерна и продовольствия. "Цагъур" мог находиться и где-нибудь снаружи. Он делался из досок, которые в углах соединялись врубкой. Состоял из 5-6 отделений, предназначенных для хранения зерна, муки, сушеного мяса, курдюка. Кроме "цагь-ура", в интерьере находился деревянный ларь меньших размеров для вещей. На всю длину комнаты или ее половину, в зависимости от количества членов семьи, устраивали из досок нары (манги). На нарах ночью, постелив постель, укладывались спать. Днем манги использовали для сидения.

Все три стены комнаты, за исключением очажной, были заняты. Противоположная от входа сторона была занята посудой, расставленной на полках и развешанной в строгом порядке: у пола на стенку вывешивали крупную деревянную и медную посуду; выше помещали посуду, которой не пользовались постоянно. Рядом с очагом на деревянных полках, в нишах размещалась посуда повседневного употребления. На стенках у потолка вешали плоскую посуду. Под потолком, напротив очажной стены, была укреплена длинная жердь, на которой висела одежда, овчины, шубы, бурки и т. д. У дверного входа, на возвышенности, помещались кувшины с водой.

Изменение социальных, семейных отношений и экономическое развитие союза после присоединения к России обусловили дальнейшую эволюцию жилища: изменение типов и форм его, а также интерьера. Центральный очаг открытого типа, который был характерен для наиболее архаичного жилища ункратлинцев, к концу XIX в. был почти полностью вытеснен очагом с дымоходом ("тавухан"). Это изменило и систему внутреннего убранства жилища.

Очаг, как и продукты питания, находился в ведении женщины. Она растапливала его, следила, чтобы он не потух, так как очаг считался семейной святыней142. Очагом клялись и проклинали. С очагом и огнем были связаны различные приметы. Так, нельзя было ночью выбрасывать горячую золу, тушить огонь. В очаг, как и у других народов, нельзя было плевать, сморкаться, бросать мусор, подметенный с пола143, бросать остриженные ногти, волосы. Нельзя было тушить очаг водой. От этого зависело благополучие дома144.

К концу XIX в. в результате экономических и культурных контактов с Россией происходит некоторое улучшение жилищных условий. Но в целом жилище еще сохранило много архаичных черт. Из-за рельефа, отсутствия свободного места ункратлинцы не могли расширять свои жилища и чаще ограничивались реставрацией и переделкой старых домов.

Изучение ункратлинского жилища показывает, что оно имеет много общего с жилищем народов андо-цезской группы145 и других горцев Дагестанана146. Причина такой общности заключается в сходных природно-географических и хозяйственно-экономических условиях, "в единстве происхождения и исторических судеб". Имеющиеся немногочисленные различия, несомненно, "связаны как со спецификой природных условий, рельефа, строительных материалов, хозяйств, так и историческими особенностями (обособленность, нашествия, влияние других народов, различная степень торговых и культурных связей и т. д.)"147.




140 Материальная культура аварцев. Махачкала, 1967. С. 191-210; Алимова Б. М., Магомедов Д. М. Ботлихцы ХIХ-нач. XX вв. Махачкала, 1993. С. 71-78; Исламмагомедов А. И. Поселения аварцев в ХIХ-ХХ во. Ученые записки ИИЯЛ. Т. XVI. Махачкала, 1964. С, 85.

141 Мовчан Г. Я. Социологическая характеристика старого аварского // КЭС. М., 1972. Вып. 5. С. 133.

142 Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 1. С. 38.

143 Кобычев В. П. Поселения и жилища народов Северного Кавказа в ХIХ-нач. XX вв. М., 1981. С. 130.

144 Алимова Б. М., Магомедов Д. М. Ботлихцы ХГХ-нач. XX вв. Махачкала, 1993. С. 73.

145 Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII-нач. XIX вв. М., 1988. С. 386.

146 Материальная культура аварцев. М., 1967. С. Ш.

147 Алимова Б. М., Магомедов Д. М. Ботлихцы ХГХ-нач. XX вв. Махачкала, 1993. С. 77-78.

Назад


Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.