Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Назад

§ 1. Поселения

Расселение. Для ландшафта Ункратля, как и в целом горного Дагестана, характерны скалистые горные хребты, глубокие ущелья, большие массивы лесов; спокойный, ровный рельеф занимает здесь незначительную площадь. И такие естественно-географические условия Ункратля наложили определенный отпечаток на материальную культуру в целом и на характер поселений и жилищ в частности.

В союзе Ункратль селения, в основном, расположены в ущельях и долинах рек, и на склонах гор. Поселения располагаются на боковых склонах ущелий, где возможно заниматься террасным земледелием. Вследствие природных особенностей местности эта села, расположенные на горных склонах, становятся чрезвычайно труднодоступными. Сообщение между селениями часто проходит по узкой извилистой тропинке над пропастью, которая местами переходит в природную лестницу, выбитую в скале, а местами это просто бревна от одного уступа скалы к другому, на которые положены сланцевые плиты.

Ункратлинские поселения располагаются па не пригодных для возделывания участках. Занимают под постройки каменистые склоны, сланцевые выходы, выступы скал. Люди шли на любые неудобства, лишь бы освободить клочок годной земли для посевов132. По сообщениям некоторых источников конца XIX в., десятина земли стоила от 500 до 1000 руб., тогда как хороший баран стоил 4-6 руб.133. При таких обстоятельствах горцы не могли позволить себе занять под поселение пригодные для возделывание участки. Поэтому горные селения отличаются особой скученностью, высокой плотностью застройки.

Важным фактором, который влиял на выбор мест для поселения, было водоснабжение. Наличие недалеко от селения питьевой воды - обязательное условие для всех поселений Упкратля.

Другим очень существенным фактором, которым руководствовались при выборе места, было стремление к недоступности, обороноспособности поселения. Поэтому все поселения в Ункратле занимают труднодоступную территорию на склонах гор, у речных обрывов, на перевалах.

Поселение ("росо") с отселками и хуторами составляло ядро территории. Сразу же за поселением во всех возможных для обработки земли направлениях следовали пашни. Вслед за полями шли общественные и частные покосы, за покосами - присельные пастбища, а за ними - субальпийские и альпийские пастбища134.

Для усиления обороноспособности во многих поселениях сооружались боевые башни. Вокруг же селений на господствующих высотах имелись сторожевые или сигнальные башни. Они располагались на дорогах и границах с Тушетией и Къиялъ (Чечня). Эти башни строились на расстоянии видимости одна от другой для передачи сигналов опасности с помощью разведения костра и дыма от него.

Иное назначение имели боевые башни в селениях. Они располагались в самых недоступных местах в селении и на подступах к нему. Отличались они от сторожевых башен своими размерами.

Боевые башни по принадлежности подразделялись на два вида: тухумные и общественные. Тухумные башни возникали как собственность группы родственников и были призваны защищать членов своего тухума135.

При выборе места и при планировке селений ориентация на солнце имела большое значение. В основном, как и в целом дагестанцы, аварцы обживали южные склоны гор и хребтов, обогреваемые солнцем.

Сложный рельеф в значительной мере обусловил характер застройки поселений. Как и для других исторических областей Дагестана (и в целом Кавказа), для Ункратля характерны кучевой и компактно-слитный типы застройки. В условиях пересеченной местности, расположения поселений на склонах эти типы застройки приобретали вид ярусного расположения домов - структурных единиц поселения, при котором крыша одного (нижерасположенного) дома служила двором для другого (вышерасположенного). Специфика компактно-слитной застройки заключалась в непосредственном примыкании домостроений как по горизонтали, так и, в особенности, по вертикали. Такая система застройки поселений давала и ряд преимуществ оборонительного характера, т. к. позволяла оперативно передвигаться без выхода на коммуникации (улицы) и оказывать своевременную вооруженную помощь.

Типы поселений. Все поселения на территории Ункратля в XIX в. подразделялись на два типа: "росо" (селение) и "кули" (хутор).

Основной тип поселения - "росо" исторически подразделяется на два подтипа - тухумное и территориально-тухумное136, которые отражают различные этапы селообразования. В рассматриваемое время и ныне территориалыю-тухумное поселение являлось основным в Ункратле.

Время возникновения сел союза Ункратль не установлено. Однако, по преданиям, территория союза издавна была обжита человеком. Во всех восьми селениях имеются древние захоронения, которые, по мнению старожилов, являются христианскими. Это мнение подтверждается многочисленными изображениями крестов на камнях в кладке домов и остатками разрушенных поселений. Христианские древности, датируемые VI-ХIII вв., не редкость на территории Ункратля (и всего северо-западного Дагестана), и, не исключено, что к этому же времени относятся и археологические памятники в окрестностях сел Ункратля.

Письменные источники не содержат сведений о ранней истории селений Ункратля. Представление о ней приходится составлять на основе легенд, преданий и более поздних архивных документов.

По преданиям старожилов, на территории общества Ункратль первоначально поселились семь братьев. В Кидибе остановился Нуцал-хан, в Саситле - Махмуд, в Сильди -Арсланбег, в Гакко - Алихан, в Митрада и Нижний Хваршины - Уту из Хушета и Гороли из Сагада.

Союзом сельских обществ Ункратля управлял нуцалчи, находящийся в сел. Кеди. Все восемь селений Ункратля платили ему дань. Для решения важных вопросов представители сельских общин сходились в с. Кеди. На этих совещаниях (сходках) обсуждались вопросы о совместных действиях против надвигающейся опасности, решались споры, возникшие между отдельными сельскими обществами.

Для этнографического изучения поселений определенный интерес представляет этимология названий ункратлин-ских селений. Большинство названий мест и населенных пунктов связаны с топографией местности. Так, по мнению старожилов, название селения Кеди произошло от грузинского слова "къеди", в переводе - "земляная груша". По другой версии, заимствованное чеченцами арабское слово "къадий" - верховный судья, звучит на чеченском языке "къеди", откуда и произошло название селения Кеди - местонахождение верховного судьи - кадия. Саситль переводится с андийского: "Са" - цо (один) и "си" - башня, т. е. "Одна башня" или "У башни". Другая народная этимология объясняет ойконим Саситль как "У шума". Название Сильди переводится как "Укрепление". В переводе с чамалинско-го языка "Гьакъо", возможно, присутствующее в названии с. Гакко, означает "Пастуший дом", а в переводе с андийского - "Родня". Ойконимы Митрада, Хваршины и Цихадах имеют цезское происхождение. Устные предания об образовании невских селений свидетельствуют, что около с. Хама-итли в прошлом было расположено селение Атлетль (Алъ-елъ-селение), в котором некогда жили все цезы. Основной причиной переселения цезов из Атлетля информаторы называют рост народонаселения, вызвавший нехватку земли.

С этой целью каждый тухум (кьибил) выделил своего представителя, к ним присоединились наиболее уважаемые в селении люди, и все вместе они направились в соседние земли. Вернувшись, посланцы рассказали, что к западу от Атлетля есть вполне пригодные для жизни и никем не занятые земли. Было решено всем цезам разделиться на шесть групп и пяти из них разойтись по новым ущельям, а одной группе остаться на прежних и ближних землях, по соседству с Атлетлем, и основать селения Хамаитли, Тляцуда и Сагада137. На наш взгляд, главной причиной переселения цезов послужила попытка насильственной исламизации их со стороны кедиб-ских беков.

Говоря об изменениях в типологии ункратлинских поселений, необходимо указать, что события Кавказской войны, восстаний 1861, 1862 и 1871 годов привели к изменению первоначального лица поселений. Так, с. Кеды в 1844 г. из-за неподдержки мюридизма было разрушено Шамилем и его мюридами. Селение Гакко за восстание в 1861 г. было сожжено генералом Лазаревым. За участие в восстании в 1871 г. селения Цихалах, В. Хваршины, Н. Хваршины, Митрада и Силь-ди были разрушены и сожжены генералом Чавчавадзе. Жители этих селений вынуждены были покинуть свои родные места. Только спустя некоторое время жители возвратились на прежние места и заново отстраивали свои поселения. Ряд укрепленных поселений, известных по источникам первой половины XIX в., в дальнейшем не упоминаются, что также находит объяснение - как результат карательных экспедиций царских войск.

Различные природно-географические и исторические условия жизни людей определяли облик и характер поселений. Планировка и форма поселений находится в прямой связи с типом поселения и рельефом местности и для разных исторических эпох характерны разные его формы138.

Для ункратлинских селений характерна кучевая форма планировки, тухумно-территориальный тип поселений, расположенных на естественно укрепленных возвышенностях. Эти селения небольших размеров и планировка их бессистемна. Для поселений характерны одно- и двухэтажные каменные дома с размещением жилых и хозяйственных помещений по вертикали. Такая архитектурно-пространственная организация, планировка и структура жилища была наиболее приемлемой в условиях малоземелья и военной опасности.

Селения Саситли, Сильди, Гакко, Митрада, Н. Хварши-ны, расположенные на склоне гор, имеют ступенчато-терра-ссюбразную планировку. Дома, плотно прижимаясь один к другому, тянутся по склону горизонтальными рядами. В селении же Кеды имеется в достаточном количестве удобная для обработки земля, и поэтому жилища располагались свободно, и при каждом доме имелся двор большей или меньшей величины.

Каждое селение разделено на кварталы, которые архитектурно не выделяются, но, как правило, разделены между собой улицами. В поквартальной градации поселений отразился и их территориальный рост, и родственные связи жителей селения. В этом смысле характерными являются семейно-родственные кварталы, в которых жили представители разных, но родственных, имеющих общего предка, фамилий, при преобладании какой-либо одной из них. В меньшей степени представлены сугубо семейные (представители одной фамилии), родственные (примерно равное число представителей разных фамилий, состоящих в родстве), семейно-со-седские (родственные фамилии и неродственные с ними иные фамилии-семьи) кварталы.

Характерной особенностью планировки ункратлинских поселений является сплошная застройка улиц жилыми домами как с одной, так и с другой стороны, превращающая ее в своеобразный коридор. Дома, тесно примыкая один к другому, тянутся на всю длину улицы, вместе с переулками образуя сплошную застройку ряда, где свободно можно перейти от одного дома к другому по земляным крышам.

Для всех ункратлинских поселений обязательной архитектурной деталью была площадь "годекан". Она являлась общественным центром селения, где обсуждались важнейшие вопросы и устраивались общественные праздники. "Мусульманская религия укрепила значение общественных площадей, построив на них мечети. Здесь, на годекане, мужчины проводили за мирной беседой свободное время, иногда выполняли мелкую работу. На годекане джамаат собирался для обсуждения вопросов обеспечения безопасности территории и жителей общины, выбора представителей для решения спорных вопросов между соседними общинами, выбора су-дьи-маслаата, проведения сельскохозяйственных работ в строго регламентированном порядке139.

Улицы в селениях чрезвычайно узки, извилисты. В селениях Сильди, Митрада улицы специально укрепляют подпорными стенками, чтобы облегчить движение по ним и предупредить размыв их. Улицы изгибаются, приспосабливаясь к топографическим условиям. Каждый дом в селении связан с улицей, которая приводит к общественной площади - годекану.

В топографии ункратлинских поселений видное место занимают токи и кладбища. Обычно в каждом селении имелось несколько токов общественного (поквартального) пользования. Кладбища, как правило, располагаются на краю селения. В основном под них выделялись участки земли, завещанные их хозяевами.

К основным хозяйственно-производственным объектам на селе относились также кузницы, принадлежавшие конкретной семье, мельницы, число которых в среднем достигало двух - трех. Указанные объекты приносили определенный доход их владельцам, т. к. их услугами пользовалось все население села.

Рассмотренные различные элементы поселений (независимо от времени их существования) по выполняемым ими функциям можно скомпоновать следующим образом: а) собственно жилая часть; б) подсобно-хозяйственная (культовые объекты, центр села, культурно-бытовые объекты, различные мастерские); в) интенсивно-производственная часть (пахотные земли, сенокосы, мельницы, тока); г) экстенсивно-производственная часть (пастбища, сезонные поселения, леса, оборонительные сооружения).




132 Материальная культура аварцев. Махачкала, 1967. С. 97.

133 Владыкин М. Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу. М., 1885. С. 51; Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. Т. 1. С. 204.

134 Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII-нач. XIX вв. М., 1988. С. 36.

135 Лавров Л. И. Археологические разведки в Дагестане в 1947 и 1950 гг. // Сборник Музея антропологии и этнографии. Вып. XIV. М.-Л., 1953. С. 262.

136 Материальная культура аварцев. Махачкала, 1967. С. 112.; Ис- ламмагомедов А. И. Поселения аварцев в ХIХ-ХХ вв. // Ученые записки ИИЯЛ. Т. XVI. Махачкала, 1964. С. 78-80.

137 Карпов Ю. Ю. Исторические предания цезов // Новое в этнографии. Вып. 1. М.: Наука, 1989. С. 92.

138 Материальная культура аварцев. Махачкала, 1967. С. 131: Исламмагомедов А. И. Поселения аварцев в ХIХ-ХХ вв. Ученые за писки ИИЯЛ. Т. XVI. Махачкала, 1964. С. 80-82.

139 Хашаев Х.-М. О. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961. С. 227.

Назад


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.