![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
§ 2. ЖивотноводствоВ связи с землепользованием, с различными формами собственности на пахотные, пастбищные и сенокосные угодья и связанной с этим феодализацией общества, хозяйственный уклад ункратлинцев в исследуемое время базировался в основном на животноводстве. Развитию скотоводства благоприятствовали природные условия союза земельных обществ Ункратля: гористый, сильно пересеченный характер рельефа, наличие альпийских пастбищ. О древности скотоводства в Ункратле говорят своеобразные животноводческие традиции, обряды и обычаи, характер хранения и вяления мяса па зиму, приготовление различных продуктов животноводства. Одним из наиболее интересных бытовых обычаев, тесно связанных с животноводческим хозяйством, является так называемый "кор". На него приглашали всех желающих взрослых мужчин аула из числа владельцев овец. Женщины на "кор" не допускались. Длился "кор" несколько (обычно семь) дней. Во время "кора" происходили различные увеселения: песни, пляски, игры. Если при этом кто-либо нарушал порядок, совершал какой-либо проступок, то он наказывался следующим образом. Провинившегося присутствующие привязывали к столбу и отпускали только после получения "выкупа", который состоял из угощения (часть бараньей туши, мед, сыр, хлеб и т. д.). Доставляли его родственники провинившегося. По окончании "кора" каждый из присутствующих гостей давал организатору "кора" по одной овце, и таким образом тот становился владельцем целого стада, что и являлось его конечной целью. Организатор "кора" мог бы приобрести овец путем покупки, однако ункратлинцы предпочитали чаще "кор", который, по-видимому, служил издревле одним из средств сплочения. "Кор" имел регулярный характер и занимал видное место в организации жизнеобеспечения ункратлин-ских обществ. "С ХIV-XV веков в хозяйстве Аварии происходят крупные сдвиги, в корне изменившие экономику края. Основным направлением хозяйства большинства ее районов становится животноводство. ХIV-XV вв. следует рассматривать как время, положившее начало новому этапу в хозяйственной и политической жизни как аварцев, так и других народов Дагестана"97. "При определении степени феодализации общества, его классовой структуры, главное внимание большинство исследователей уделяет формам собственности на пахотные земли, нежели формам собственности на сенокосы, луга и пастбища. Однако, хотя пахотные земли и представляли из себя значительную ценность, они не являлись основными в хозяйстве аварцев после XV в."98. "Главной отраслью экономики большинства аварских районов с ХIV-XV вв. становится животноводство, которое больше нуждалось в пастбищах, чем в пахотных участках. Поэтому феодализация аварского общества шла именно по пути развития животноводства и концентрации скота в руках феодального меньшинства, а также развития форм собственности на земли, связанных с этим основным направлением хозяйства"99. Животноводство для населения союза Ункратль являлось главным источником существования. Оно давало мясо, молоко, сыр, масло, шерсть, кожу и т. д. Скот также являлся тягловой силой, транспортным и вьючным средством. В исследуемый период для обществ союза Ункратль характерным в животноводстве являлось преобладание роли овцеводства. По данным 80-х годов XIX в. в Ункратле насчитывалось 25550 овец, т. е. примерно по 30-32 овцы на одно хозяйство100. В отчете военного губернатора за 1895 г. сообщается, что "овцеводство, в особенности в нагорных округах, широко развито и составляет для населения выгодную доходную статью"101. В Ункратле издавна разводят преимущественно грубошерстных овец андийской курдючной породы. Овец имели не все хозяйства. Как показывают сохранившиеся сведения, владельцами овец в каждом обществе являлись состоятельные хозяйства. Основная же масса общинников либо вовсе не имела овец, либо имела всего несколько голов, которые содержались только для личного употребления. Среди обществ союза Ункратль больше всего овец содержали в селении Кеды, где в 80-е годы XIX в. имелось 3858 голов овец. В этом обществе в среднем на одно хозяйство приходилось более 30 овец. На втором месте по количеству овец находилось Сильдинское общество, где имелось 3411 овец, затем Гаккойское - 3250 и т. д.102. Содержанием и уходом за овцами занимались сами овцевладельцы. Не имея своего скота, многие уздени были вынуждены наниматься в чабаны на договорных условиях. Плата наемным чабанам была невысокая и неодинаковая во всех обществах Ункратля. В одних обществах чабан за сезон получал от хозяина одного ягненка с 20 овен, а в других обществах - с 50 овец. В обязанность чабана, кроме пастьбы отары вменялось доение овец, приготовление сыра, стрижка, лечение и охрана103. Овцы и козы в зависимости от возраста имели различные названия. Так, например, ягненок до 6 месяцев назывался "къегIер" ягненок до одного года - "хух", овцы до первого ягнения - "гIурккен", овца - "чаху", молодой баран - "хIоржо", баран - "куй", коза - "цIе", козел - "дегIен", козленок - "бурут". В мае начинался окотный сезон. После окончания окота ягнят таврили, а овец доили. Для этого вместе собирались овцы семи - восьми человек - "жорой". Доили в таком порядке: за 40 овец, хозяин получал 4 къали молока; за 20 овец - 2 къали молока, за 10 овец - 1 къали молока ("мочIо"). Из молока приготавливали овечий сыр. Дойка длилась целый месяц. С прибытием на летние пастбища каждая отара занимала свой участок до осени. Во избежание беспорядочной случки и преждевременного ягнения, бараны содержались отдельно от овец. В начале ноября с возвращением отар с пастбищ, самцы подпускались к маткам для случки, которая продолжалась до конца декабря, после чего самцы вновь отделялись и паслись отдельно до будущей осени. Стрижка и "выщипывание" овец производились два раза в год - весною и осенью. День стрижки отмечался торжественно. О нем заранее извещали, собирались соседи, родственники. Стригалям не платили - это было обоюдное одолжение, после окончания работы их угощали сытным обедом и медом. Из шерсти ткали сукно, валялись войлоки, изготовлялись ковры и паласы. Из овчин шили шубы, из шкур - обувь. Излишек продавали для покрытия различных хозяйственных нужд. Наличие большого количества субальпийских и альпийских пастбищ было одной из основных причин развития в горах овцеводства. В отдельных ункратлинских обществах летних пастбищ было даже в избытке. Наиболее обеспечены ими были общества селений Кеды и Гакко. При наличии достаточного количества летних пастбищ у горцев не хватало зимних пастбищ, и общества селений Митрада, Нижний Хваршины, Верхний Хваршины, Сихалах перегоняли иногда отары овец в Тушетию, а общества селений Гакко, Сильди, Кеди, Саситли - в Къиялъ (Чечня). В случаях неперегона, овец пасли на солнечных склонах ("меч"), расположенных вдали от села. В Ункратле существовали две основные формы собственности на такие земли - частная и общественная. Общественная собственность на них заключалась в том, что там разрешался выпас скота всем жителям селений, но только в определенное время - с ранней весны до наступления лета. А затем эти сенокосы и пастбища переходили в собственность феодальной знати (кедибских беков), которая пользовалась ими до наступления весны, когда вступали снова в силу права общинной собственности на них. Приведенные факты свидетельствуют о наличии в Аварии в прошлом частной собственности не только на сенокосы, но и на пастбища вплоть до лесов,104 что подтверждает мнение об отсутствии в Аварии (в том числе и в Ункратле) общинных пахотных земель в XVIII-ХIХ вв. 105. Видное место в хозяйстве ункратлинцев занимало и разведение крупного рогатого скота. Ункратлинский крупный рогатый скот был малорослым, однако отличался своей выносливостью и неприхотливостью к кормам. Он играл важную роль в экономической жизни Ункратля, обеспечивал горцев мясомолочными продуктами. Скот являлся также рабочей силой для обработки пахотной земли и давал навоз, необходимый для удобрения полей. Поданным 80-х годов XIX в., собранным Кавказским статистическим комитетом и комиссией для разбора сословно-поземельных прав населения Дагестана, на 900 хозяйств Ункратля приходилось 3572 головы крупного рогатого скота106 или почти 4 головы на одно хозяйство. Но среди самих сельских обществ крупный рогатый скот был распределен неравномерно. Наибольшее количество крупного рогатого скота имелось в Кединском обществе - 537, в Сильдинском - 471, в Гаккойском - 469, в Саситлин-ском - 450, в Н. Хваршинском - 420, в В. Хваршинском - 410, в Митрадинском - 415 и в Сихалахском - 400107. Крупный рогатый скот почти 6-7 месяцев находился на подножном корме в хуторах. Хуторская система содержания скота имела место не только в Ункратле, но и у соседних народов - чамалалов, дидойцев, тиндинцев. Хутора имели весь комплекс помещений, необходимых для содержания скота: загоны для овец, стойла, сеновалы, а также жилые и хозяйственные помещения для чабанов. Особое место среди хуторов занимали субальпийские хутора сезонного тика. Они отличались от других чисто скотоводческим назначением, отсутствием всякой связи с земледелием. В них не строили помещений для скота, ограничивались сооружением открытых загонов. Имевшиеся при этих хуторах постройки предназначались для чабанов, для хранения и переработки продуктов животноводства. Обычно это были одноэтажные каменные жилища с балочным перекрытием, покрытым сверху каменными плитами. Поголовье скота зависело от заготовленных кормов, и поэтому горцы на зиму оставляли соответствующее их количество. Это подтверждают "Посемейные списки жителей Андийского округа Ункратль-Чамалинского наибства"(1886 г.), где указано посемейное количество покоса во вьюках сена108. Сено заготовляли мужчины местной косой "харицелк". Сушили сено на земле в рядах - "чIвавутIа лъей", сгребали в валы, а затем копнили. По народным представлениям, косить сено следует, когда пройдет 15 дней лета - сено, скошенное в этот период, имеет такую же ценность, как зернофураж. Накануне весны общества союза подбирали общественных пастухов отдельно для каждого стада. Наем пастуха оформлялся на сельском сходе, что не было принято при найме чабана. Каждое хозяйство за пастьбу в стаде одной коровы давало по очереди две сумки еды. Пастьбу скота осуществляли только на территории собственного джамаата. Любое отклонение от этого правила происходило лишь по договору с обществом, на чью территорию допускался скот. Пастбищные территории разбивали на разряды: для рабочих волов (оцзал меэр), для коров, для телят. Высокогорные пастбища также использовались по типу стад: для волов, для молочного скота, для овцематок, для ягнят, для валухов. Из волов и бычков составляли одно стадо, которое в мае переводилось на летние пастбища и оставлялось там до осени. Наиболее распространенной формой содержания рабочего скота являлась пастьба по очереди ("къо бахъи"). Каждый член общины должен был пасти стадо волов столько дней, сколько голов его скота находилось в общественном стаде, или же нанимали пастуха. Второе стадо составлялось из молочного скота. Рано утром пастух выгонял коров на общественные пастбища, расположенные вблизи селения, а вечером пригонял обратно. Доили коров два раза в день, вечером и утром. Среди обширного круга занятий, связанных со скотоводством, видное место занимали доение и переработка молочных продуктов. Всю работу, связанную с ведением молочного хозяйства и продуктов крупного скота выполняли женщины, а мелкого рогатого скота - мужчины. Основная масса молока шла на приготовление масла ("нах") и некоторая часть на приготовление сыра ("хIан"). Масло получали следующим образом: молоко сливали в специальную керамическую посуду и держали в прохладном месте, сверху время от времени убирали накопившиеся сливки. Затем их сливали в керамический маслобойный кувшин с двумя ручками. Закрыв устье кувшина, взбалтывали его. Полученное масло кипятили и сливали в кувшины на хранение. Сыр из молока готовили так: молоко, накопившееся за несколько дней, сливали в большие чаны. Туда добавляли сычужный настой и, спустя некоторое время, молоко сворачивалось, и получался сыр, который заворачивали в траву ("тарма"), чтобы стекла сыворотка. Полученный сыр солили и хранили на зиму. Сыворотку использовали для приготовления теста и выпечки хлеба. Телята и ослы составляли третье стадо. Их пасли на пастбище, выделенном недалеко от аула. Совершенно не допускалась пастьба стада в запрещенных местах. Таковыми были, прежде всего, мульки, харим и силосные поля. Нельзя было допускать потраву общественных земель, отведенных под сенокос, до распределения среди жителей и окончания сенокошения. Для территории Ункратля рассматриваемого времени, как и для всего внутреннего Дагестана, были характерны две традиционные формы ведения скотоводства - отгонная, с перегоном мелкого рогатого скота на равнину, и стационарная, с хуторским содержанием, главным образом, крупного рогатого скота109. "Лишь в период освободительной борьбы горцев под руководством Шамиля часть внутреннего Дагестана, главным образом Авария, - как справедливо отмечает М.-З. О. Османов, - вынуждена была временно переориентироваться и возобновлять формы хозяйствования предыдущей эпохи (до XVI в.), а именно, вновь поднимать собственное малопроизводительное земледелие, прекратить отгон скота на равнину, увеличить удельный вес хуторского (и вообще внутриальп и некого) содержания скота110. Это положение в полной мере приложи-мо и к территории Ункратля, население которого традиционно перегоняло скот на зимние пастбища в Алазанскую долину (Цор) и Къиялъ (Чечня). После 1861 г, пастбищные горы и пахотные земли Ункратля, ранее принадлежавшие кедибским бекам, а затем включенные Шамилем в состав Байт ул Маль, были переданы в собственность казны111. Впоследствии ункратлинцы неоднократно обращались в сословyj-поземельную комиссию с просьбой о возврате им отобранных пастбищных гор; Индух, Игадах, Апарата. Однако канцелярия наместника на Кавказе решила отдавать их в арендное содержание, отказав побочным потомкам беков из обществ Гакко и Кели112. Возможной причиной отказа была информация о содержании в одной из гор Ункратля серебро-свинцовой руды113, о чем сообщалось выше. Таким образом, во-первых, зная о содержании серебро-свинцовой руды в этих пастбищных горах, царское правительство отказало обществам их вернуть, во-вторых, имея в руках пастбищные горы, царское правительство держало общества в повиновении; в-третьих, арендуя эти горы, казна получала немалый доход; по квитанциям о внесении арендной платы с общества Карата за оборочную ст. "Игадах" - 190 руб. 14 коп.; с общества селений и Силь-ди за оборочную ст. "Индух" - 380 руб. 26 коп.; с общества Гакко за оборочную ст. "Аппарата" - 41 руб. 70 коп.114. Происходившие в 60-х годах XIX в. изменения в социально-экономической жизни влекли за собой и усиление эксплуатации горского крестьянства. Некоторые уздени арендовали пахотные земли и пастбища, по своим размерам приближающиеся к феодальному землевладению. Наступление разбогатевшей сельской верхушки в Ункратле значительно ухудшало положение общинников, В частности, это проявлялось в недопуске пользованием арендуемых летних пастбищ, которые раньше принадлежали кедибским бекам. О тяжелом, бесправном положении трудового крестьянства, усилении эксплуатации свидетельствуют прошения ун-кратлинцев, обращенные к кавказской администрации; "Наше селение (т. е. Гакко. - М. Г.), состоит из 130 домов, в коих имеются до 250 взрослых мужчин. У нас имеются до 5000 голов крупнорогатого и мелкого скота. До сих пор мы пасли свою скотину на казенных пастбищных горах "Индух", "Апарата", "Игадах". Эти горы захвачены богачами, которые не пускают нашу баранту на означенные пастбища"115. С аналогичными прошениями к кавказскому командованию обращались и уздени других селений Ункратля. Однако кавказская администрация, как правило, поддерживала притязания состоятельной сельской верхушки и помогала ей в подчинении и эксплуатации крестьян. С конца XIX в. в связи с увеличением поголовья овец и стабилизацией политической ситуации стала развиваться отгонная форма скотоводства. Она получила свое дальнейшее развитие в начале XX в. с развитием товарно-денежных отношений и выделением в ункратлииском обществе крупных ба-рановодов, диктовавших свои условия несостоятельным общинникам. Таких крупных владельцев в союзе Ункратль было: в с. Саситли - 5 чел., в с. Кеды и Сильди - по 6 чел., в с. Гакко - 4, в с. Митрада, Н. Хваршины, В. Хваршины, Сиха-лах - по одному116. Подводя итог всему вышеизложенному, можно сказать, что скотоводство наряду с земледелием на протяжении всего исторического развития ункратлинцев составляло основу их хозяйства. В союзе Ункратль не было ни чисто земледельческих, ни чисто скотоводческих сел. Каждое хозяйство сочетало земледелие и скотоводство, в особенности разведение мелкого рогатого скота. 100 ЦГА РД. Ф. 21, оп. 5, ед. хр. III. Л. 94, 120, 150, 198. 101 Обзор Дагестанской области за 1895 г. С. 9. 102 ЦГАРД.Ф.21,оп. 5, ед. хр. III. Л. 149, 184, 205. 103 Материальная культура аварцев. С. 58. 106 ЦГА РД. Ф. 21, оп. 5, ед. хр. III. Л. 205-207. 108 ЦГА РД. Ф. 21, оп. 5, ед. хр. III. Л. 4-350. 111 ЦГВИА. Ф. 400, д. 45. Л. 512. 112 ЦГА РД. Ф. 2, оп. 3, ед. хр. 132 б. Л. 4-6. 113 АКАК. Тифлис, 1882. Т. 12. С 1401. 114 ЦГАРД.Ф. 171, оп. 1.Л. 12-18. 115 ЦГА РД. Ф. 2, он. 3, д. 1436. Л. 4-6. 116 ЦГАРД. Ф.21,оп.5,д. 111. Л. 12-145. |
|
||||||||||
|