![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
§ 3. Домашние промыслы и ремеслаНа территории союза Ункратлъ, как и в других местах, издавна было развито изготовление орудий труда и предметов быта как для собственного потребления, то есть домашнее производство, так и на заказ, то есть ремесло. Домашние промыслы и ремесло в условиях недостатка земли и средств, получаемых от основных отраслей экономики - земледелия и животноводства, играли немаловажную роль в хозяйстве ункратлинцев. С этим связано значительное развитие у них различных промыслов и ремесел. Некоторые виды ремесла у ункратлинцев достигли высокой степени развития. Оно было также обусловлено полунатуральным ведением хозяйства и наличием разнообразного сырья: шерсти, камня, дерева, металла и т. д. "Кустарные изделия, - отмечает Х.-М. Хашаев, - не только обеспечивали нужды горцев в одежде, обуви, предметах домашнего обихода, сельскохозяйственном инвентаре, холодном и даже огнестрельном оружии, но и приносили значительные доходы, коими горцы в известной мере покрывали расходы на приобретение питания, главным образом, хлеба"117. Основными видами кустарных промыслов в обществах Ункратля являлись: обработка шерсти, кожи, дерева, металла, камня и конопли. Но ни один из этих видов производства вплоть до XX в. не отделился от земледелия и животноводства и не превратился в самостоятельную отрасль производства. Промыслами занимались все хозяйства, которые владели своими собственными средствами и удовлетворяли свои собственные потребности. Каждое хозяйство вплоть до выделения промыслов в самостоятельные отрасли хозяйственной деятельности изготовляло все необходимое, начиная от сельскохозяйственного инвентаря и кончая одеждой и изделиями домашнего обихода. Процесс развития домашних промыслов находился в прямой зависимости от общего уровня развития отраслей сельского хозяйства. В промыслах были заняты как мужчины, так и женщины. Обработкой шерсти, овчин, ткачеством, прядением, шитьем, обработкой конопли занимались женщины. Обработка металлов, дерева, камня, выделка кожи, шитье верхней одежды из овчин считались мужской работой. Во многих ункратлинских селениях изготовляли хозяйственный инвентарь самого различного назначения: сохи, молотильные доски, лопаты, вилы, мерки, ложки, тарелки и др. Анализ названий орудий труда вносит определенный вклад в изучение их материальной культуры, показывая ее эволюцию. Все орудия труда с их принадлежностями в аварском языке называют "тIагIел". Особенно интенсивное развитие ремесел в Аварии отмечается со второй половины XIX в. Они приобретают важное товарное значение. С расширением товарно-денежных отношений и появлением в жизни аварцев элементов капиталистических отношений продукты ремесла здесь стали все больше приобретать товарный характер. Наиболее распространенным среди промыслов в Ункрат-ле, как и в других аварских обществах, являлась обработка шерсти, где в животноводстве преобладающее место занимало овцеводство. Обработкой шерсти в свободное от сельхоз-работ время занимались в основном женщины. После стрижки овец полученную шерсть тщательно промывали, затем сушили и расчесывали. Для чесания шерсти использовали деревянное приспособление "гьокьо". Из шерсти и конопли производили полотно и паласы (цIаха, турут). Ткали сукно и паласы на самодельных деревянных станках. Также из шерсти изготовляли платки, носки, войлоки, веревки, мешки, буртина. Техника их производства, методы обработки шерсти, прядения, пряжения и крашения пряжи почти одинаковы с другими народами Дагестана. С животноводством была связана также и обработка кож и овчин. Как и другие горцы Дагестана, жители Упкратля сами шили из овчин шубы, брюки, папахи, куртки. Одежду изготовляли ручным способом в каждом хозяйстве. Из кожи, которая выделывалась из шкур крупного рогатого скота, горцы шили себе обувь, делали ремни, кожаные части сельскохозяйственного инвентаря и т. д. Из козьих шкур изготовляли небольшие мешки, сумки, шнуры. Овечьи шкуры обрабатывались для шуб и головных уборов, козьи и бычьи - для обуви и шорных изделий. Овчину обрабатывали следующим образом. Как только с овцы снимали шкуру, ее со стороны мездры посыпали солью и просушивали в тени досуха. В таком виде ее сохраняли до употребления. Перед использованием овчину замачивали в воде в специальных тазах и оставляли на 2-3 дня, затем промывали. После этого овчину расстилали на землю и мездру поливали специально изготовленным раствором. Намоченную в этом растворе овчину оставляли на 5-6 дней и потом также досуха просушивали в тени. Затем шел процесс мягчения. Мягчение производили как руками, так и специальным инструментом, имеющим форму деревянного крюка с железной скобкой и кожаной петлей. Наличие собственных названий различных сортов кожи, овчины и изделий из них свидетельствует как о степени развития данного промысла, так и о древности этого производства. Большое место в хозяйстве населения ункратлинского союза занимала также деревообработка. В основном из дерева изготовляли сельскохозяйственный инвентарь и домашнюю утварь. В обществах Гакко, Сильди, Саситли, Кеди, Митрада и др. имелись мастера по изготовлению земледельческих орудий: сох - пуруц; молотильных досок - лулби; деревянных лопат для веяния зерна - бугьби; вил - лъундул. Из дерева изготовлялась также домашняя посуда и утварь: миски (гьудрул), подносы (расаби), вилки (гIучIал), ложки (бугьун), детские люльки (кини), кровати (манги), станки для обработки шерсти, паласов и сукна (сугьрул), меры сыпучих тел (якъия, шигат, сахI, къали); лари (санкIут) для хранения зерна и муки и другие изделия. Детальное и глубокое описание деревообрабатывающего инструментария имеет огромное историко-этнографическое значение. Его изучение показывает не только процесс производства, но и развитие производства и производительных сил. В домашнем хозяйстве ункратлинцев широко применялись такие инструменты, как лучковое сверло с маховиком, разновидности ремесленных топоров (гIаштIи), деревянные молотки, стамески, пилы (хухъадиро) и т. д. Имелись и станки собственного изготовления, например, "харантI" - токарный станок, приводимый в движение ногой. На этих станках вытачивали деревянную посуду и другие предметы быта. Своеобразием и оригинальностью отличалась и старинная ручная мельница, которой ункратлинцы пользовались издавна для помола муки, особенно при замерзании речек. Она представляла собой устройство, состоящее из двух плоских круглых камней диаметром 50-70 см, которые клали друг на друга. В середину нижнего камня монтировался деревянный стержень, на который насаживался верхний камень, имеющий отверстие больше стержня. В край верхнего колеса монтировалась деревянная или железная ручка для вращения верхнего колеса. Такую мельницу клали на пол, в отверстие верхнего камня сыпали зерно и вращением приводили его в движение. Смолотая мука использовалась для приготовления лепешек и хинкалов. Издавна жители союза Ункратль занимались металлообработкой. Однако этот промысел был развит не повсеместно, а только в отдельных обществах союза. По сведениям Кавказского статистического комитета, в 80-е годы XIX века в Са-ситлинском обществе было 2 кузнеца, в Кединском - 3, в Сильдинском - 2, в Гаккойском, Митрадинском и Н. Хваршины - по одному118. В промысле по обработке металла основное место занимало изготовление сельскохозяйственного инвентаря. Местные кузнецы ("маххул къебед") производили сошники (махх), серпы (нилъ), косы (цел), мотыги (газа), топоры (гIаштIал), лопаты (бел), ножницы для стрижки овец (кIвекьмахх), подковы (чол тIукъби), гвозди (матIал), щипцы (гъецI). Кузнецы за свой труд плату получали в основном натурой (зерном). Они работали, главным образом на заказ местных потребителей. В обществах союза Ункратль был развит промысел по обработке камня. В таких крупных селениях, как Кеди, Саситли, Сильди, Гакко, Митрада, Н. Хваршины и др., было много мастеров - известных строителей. Они строили жилые дома, общественные здания и т. д. не только в своих селениях, но их приглашали и в другие общества, где не было своих мастеров. В 80-е годы XIX в. в селении Кеды было 15 каменщиков, в Саситли - 8, Сильди - 13, Гакко - 6, Митрада - 4. В остальных обществах союза их было мало: в Н. Хваршины, В. Хваршины и Сихалах - по одному119. Резьба по камню в обществах Ункратля особого развития не получила, так как местный камень (сланец) является трудным материалом для художественной обработки. Приведенный выше историко-этнографически и материал показывает, что ункратлинцы в рамках натурального хозяйства занимались разнообразными ремеслами и промыслами и в исследуемое время они тесно были связаны с земледелием и животноводством. 108 ЦГА РД. Ф. 21, оп. 5, ед. хр. III. Л. 4-350. 111 ЦГВИА. Ф. 400, д. 45. Л. 512. 112 ЦГА РД. Ф. 2, оп. 3, ед. хр. 132 б. Л. 4-6. 113 АКАК. Тифлис, 1882. Т. 12. С 1401. 114 ЦГАРД.Ф. 171, оп. 1.Л. 12-18. 115 ЦГА РД. Ф. 2, он. 3, д. 1436. Л. 4-6. 116 ЦГАРД. Ф.21,оп.5,д. 111. Л. 12-145. 117 Хашаев Х.-М. Занятия населения Дагестана в XIX в. Махачкала, 1959. С. 135. 118 ЦГАРД. Ф.21,оп.5,Д.1П.Л. 121-210. 119 ЦГА РД. Ф. 21, оп. 3, д. 15. Л. 335. |
|
||||||||||
|