НазадГлава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УНКРАТЛЕ
(Часть I)
Союз сельских обществ Ункратль состоял из селений Саситли, Кеди, Сильди, Гакко, Митрада, Н. Хваршины, В. Хваршины и Цихалах, расположенных на территории современного Цумадинского района. Население его по языку и по материальной и духовной культуре практически идентично собственно аварцам ("маарулал"). Любопытен тот факт, что ункратлинцы, проживающие в компактно расположенных селениях и говорящие на аварском языке, находятся в иноэтническом окружении другими народностями (чамалалы, багулалы, хваршины, цезы, тушинцы, чеченцы).
Само название Ункратль в переводе с аварского означает "Четырехземелье". И действительно территорию союза Ункратль ущелья делят на четыре части. Мы склонны относить возникновение названия Ункратль к позднему периоду - к периоду национально-освободительного движения горцев под руководством Шамиля, т. к. в ранних источниках это название не обнаруживается. По сообщению Мочульского, эта территория в 40-х годах XIX в. носила название: "...Сильди или Сильдия (по-лезгински), Хушеталь или Хушетель (по-тилински), известное в Грузии под названием деревень Алдамашвили. Жители сей страны частью кистинского происхождения"1. В других источниках эту территорию называют "Мусуки, люди обитающие в черных горах"2.
Селения ункратлинцев расположены на притоках Андийского Койсу в складках Главного Кавказского хребта. Через Ункратль пролегает древний и имевший общедагестанское значение торговый путь в Грузию (Хунзах - Ботлих - Цумада - Н. Хваршины - Хушет - уроч. Чере - Диклоаул - Чиглатура - Сабус - перевал Сабкинос геле - Ахмета). Владея торговой дорогой стратегического значения, союз Ункратль находился на особом положении в этом регионе.
Проживание ункратлинцев на относительно географически замкнутой территории, среди вышеперечисленных народностей, вдали от основного ареала обитания аварцев недвусмысленно указывает на то, что они являются переселенцами. В дагестанской историографии общепринятым является мнение, что Ункратль был одним из "форпостов" Аварского нуцальства3. Его история своими корнями уходит в глубокую древность и неразрывно связана с политической историей Аварии.
Представляется целесообразным в связи с вышеизложенным обратиться к вопросу о возможном происхождении термина "аварцы". Еще в начале прошлого столетия среди ученых, знакомых с кочевыми аварами и Аварским государством, просуществовавшим в Европе на протяжении примерно трехсот лет, возникла дискуссия о возможном родстве дагестанских аварцев и "исчезнувших" авар. Они предполагали, что в VI в. часть кочевых авар проникла в горный Дагестан, на Хунзахское плато. Как обладатели более высокой, чем у местного "лекского" населения, военной и государственной организации авары, по их мнению, составили политическую и военную элиту горского государства - Серир. По сведениям арабских авторов, среди владетелей Серира был правитель по имени Авар4.
Некоторые современные ученые предполагают, что часть авар, продвигаясь на запад, временно пребывая в степях Северного Дагестана, политически подчинила или сделала своим союзником Серир, столица которого в IX в. находилась в с. Тануси (недалеко от Хунзаха)5.
В своде грузинских летописей "Картлис Цховреба" (XII в.) сказано, что во время правления в Восточной Грузии, в Картли, куропалата Гуарама (конец VI в.) на Северный Кавказ переселились с Востока авары, которые подчинили себе население региона. У этих аваров-кочевников возникла война с куропалатом Гуарамом, в ходе которой посредником между двумя враждующими сторонами выступил император Византии Юстиниан (527-565 гг.). После этого они "помирились", и тогда куропалат Гуарам "расселил их в горных ущельях Кавказа, а также в Хунзахе, где они и ныне называются аварами". Самые же знатные из тех кочевых аваров, по "Картлис Цховреба", были поселены на княжеских правах в Грузии и именно от них происходят ксанские эриставы - "воеводы" домонгольского времени и иные представители картлийской знати6.
Селение Нижнее Хваршини
id:1570
Это предположение отвергается другими учеными на основании того довода, что язык дунайских авар был, по всей вероятности, тюркским, а язык дагестанских аварцев является восточно-кавказским и этноним аварцев - "маарулал" (дословно "горцы") имеет автохтонное происхождение, как и этноним "аварец", очевидно, от этнонима Авар, Название этого дагестанского народа в форме "авар" встречается у турецкого путешественника Эвлия Челеби, посетившего в 1647 г. Дагестан и в том числе "страну аваров" и "город Сериралла"7. В XVI-XVIII вв. аварцы-маарулал в форме увары, авары известны и по русским документам8. В 1621 г. служилый кабардинский князь Сунгалей Янглычевич Черкасский и сын его князь Шолох в челобитных ссылались на свое участие в походе терских ратных людей в горы, состоявшемся в 1618 г. по просьбе "уварского князя Нуцала и брата его Сулемана мурзы и черново князя сына Турлова мурзы", когда были повоеваны "шибуцткие, и калканские, и ероханские, и мичкиские люди… вину свою принесли"9.
Зависимость некоторых чеченских и ингушских обществ от соседей с востока - дагестанских феодалов - установилась очень давно. В перечне доходов аварского нуцала (памятнике древнем) упоминается дань с деревни Варанды (общества Шубут) - ежегодно пять лисиц, одна из которых должна быть черная, а остальные четыре - красные10.
По поводу этнонима "аварцы" П. К. Услар писал, что "название аварцы чуждо туземцам, оно преимущественно употребляется русскими, кумыками и даргинцами. Это есть слово тюркское, означающее вообще: беспокойный, бродяга, сварливый. У русских под этим названием подразумеваются исключительно жители бывшего так называемого Аварского ханства, средоточением которого был Хунзах"11.
По мнению Айдемира Чиркеевского, в аварском языке находятся некоторые указания на прежний кочевой быт его, невозможный в горах, из чего можно заключить, что аварцы некогда были кочевым народом.
Аварское выражение "рукъ базе" - значит построить дом; буквальный же смысл этой фразы - повесить дом, дающий намек на прежний кочевой быт народа. Сшитые вместе несколько кож или войлок и навешанные на колья составляли жилище номада. "Рукъ бичизе" - разобрать дом, "къед бикчизе" - разобрать стену. Понятно, что оседлое жилище не может быть развязано. Аварские слова "къазе" - навьючить, увязать что-нибудь на лошадь или повозку; "къай" - означает домашний скарб, т. е. то, что увязывается или вьючится на что-нибудь, как-то: постели, мешки, горшки, котлы, кувшины и все вообще предметы, необходимые в домашнем быту; "боцIи" - скот и имущество и т. д.12.
Аварцами назывались те горцы, которые несли феодальные повинности хунзахскому хану, а в отличие от остальных, именовавшихся койсубулинцами, карахцами, андалал, гумбетовцами, андийцами и т. д. Можно осторожно предполагать, что раннесредпевековые авары, поселенные на территории Хунзаха (Хозонихети), восприняли язык и культуру местного населения, были ассимилированы, распространив на определенную часть аборигенов свое этническое имя. Подобные этнонимические прецеденты в истории не редкость. Возможно, в закреплении названия "аварцы" за "маарулал" в Дагестане какую-то роль сыграла громкая слава аваров. Сказанное остается, конечно, не более чем научной догадкой, которая в будущем, возможно, получит подтверждение археологическими и иными материалами.
Первое государственное образование, которое можно увязывать с историей аварского народа (ункратлинцы идентичны насельникам современной Аварии), это средневековое государство Серир. Оно в определенные периоды охватывало территорию современных горного Аваристана, Лакии с Кумухом и верховья Самура, населенные цахура13. К X в. относится сообщение Ибн Русте о Серире: "Владыка имеет трон из золота и еще трон из серебра. Вся масса обитателей (ахл) крепости - христиане, а остальные все обитатели его государства (мамлака) - неверующие (кафир). В его владении (мулк) двадцать тысяч ущелий, в которых имеются различные виды людей, имеющих там хутора (дайа), и селений (карйа), и все они поклоняются сухой голове"14.
Это сообщение источника небезынтересно сопоставить с рядом находок ункратлинцев. Так, в 1970 г, в селении Сагада во время строительства здания школы и проведения хозяйственных работ было обнаружено четыре скульптурных изображения человеческих голов, выполненных из камня твердой породы15. В 1982 г. аналогичную находку обнаружили в селении Сильди16.
Вероятную интерпретацию каменных изваяний из Сагады и Сильди можно наметить, опираясь на вышеприведенное свидетельство арабского автора. Не исключено, что найденные скульптуры представляют собой материальное воплощение сообщения Ибн Русте о языческих представлениях населения Серира - о поклонении "сухой голове".
Эти находки целесообразно сопоставить и с захоронениями отдельно от тел человеческих голов (черепов), встреченных в ряде могильников предгорных районов Дагестана, датируемых последними веками до нашей эры - первыми веками нашей эры, и в том числе на территории Серира17.
Селение Сильди.
id:907
Датировать эти случайные находки, обнаруженные вне археологических комплексов, крайне затруднительно, но однозначно можно заключить, что они относятся к доисламской эпохе в истории Аварии. Это следует из того факта, что ислам категорически запрещал воспроизводить изображения лица человека и, тем более, скульптурные фигуры.
Представляется целесообразным остановиться на вопросе генезиса правящей династии Серира. Ряд данных указывает на возможное "внешнее" ее происхождение. В частности, в 1834 году произошло совещание между главными русскими начальниками, местными ханами, учеными и почетными лицами относительно назначения временного хана в Аварию и приведения народа к присяге на верность русскому императору. Все местные владетели желали получить управление Аварским ханством. Тогда встал ученый-алим Аслан-хан Газикумухский и сказал: "Знайте, что престол Аварии есть престол русского (уруского) князя Сурака, - так не простирайте ваших видов на него, потому что вы не из его рода, В случае же прекращения этого рода как в мужском, так и в женском колене, я самый ближайший наследник аварского престола (мать Аслан-хана была родная сестра Умма-хана Аварского. - М.Г.). Так где же вам получить трон Аварскнй"18. Имам Шамиль также утверждал, что "Авария принадлежит потомкам русского (уруского) князя Сураката и это ничего не значит, если русские завладеют ею, потому что они и прежде ею владели, лишь бы только те общества остались в нашей власти, тогда они придут и помогут нам"19.
Несмотря на явно легендарный характер "русского" (уруского) происхождения нуцалов; эта версия говорит в пользу гипотезы о возможном "иноземном", а не местном происхождении правящей хунзахской династии. И в этом случае не исключена "аварская" версия.
Другим доводом, подтверждающим данное предположение, являются общеизвестные факты из обычного права Дагестана. В течение длительного периода, отстаивая свою независимость и веками сложившиеся устои общественного быта и управления, общины ("вольные общества") выработали свои адаты (обычное право), имеющие яркую антифеодальную направленность. Обычное право определяло нормы поведения в обществе, регулировало внутреннюю жизнь общин и их взаимоотношения, определяло круг деятельности сельской общины, джамаата независимо от феодалов. Основными мерами наказания по обычному праву за продажу или завещание кем-либо своего имущества или земли в пользу феодала (нуцала, бека) являлось изгнание из владения или из общины. Все эти ограничения, запреты, направленные против феодалов, на наш взгляд, косвенно подтверждают предположение, что аварские ханы, как и некоторые другие дагестанские феодалы, являются пришлыми. Принимая в целом господствующее в дагестанской историографии мнение о том, что эти "антифеодальные" правовые нормы адата направлены против усиливавшейся феодализации20, мы считаем, что эти нормы могут свидетельствовать о "внешнем" происхождении ряда правящих дагестанских династий, в том числе и хунзахской, что нашло отражение также в их генеалогических преданиях. Для нашей темы весьма важно сообщение Псевдо-Джуаншера о вхождении Тушетии и Хунзаха в состав одного горского государства, которое подтверждается также дагестанской хроникой "Тарих Дагестан", где засвидетельствовано, что в доисламскую эпоху истории Аварии тушины были поданными - рантами князей, сидевших в Хун-захе21.
И еще во второй половине XVIII в. Тушетия, которая хотя и входила в состав Грузии, ежегодную дань натурой платила лишь аварским ханам, чьей столицей был Хунзах22. Союз обществ Ункратль, расположенный на границе с Тушетией, являлся территорией, где находился наиболее удобный перевальный путь из Аварии в Тушетию, и приведенные сообщения позволяют говорить о вхождении Ункратля в состав средневекового государственного образования Серир, а позднее - в состав Аварского нуцальства.
В местных сочинениях "Тарих Дагестан" и "Основание Аргвани" сообщается об исламизации Аварии войском газиев под руководством шейхов Ахмеда, Абдуллы Абу-Муслима, которое направилось из Кара-Хайдаха в Аварию. В этот период правителем Аварии являлся неверный нуцал Сурака и жители этого владения "поклонялись крестам"23.
Сначала отряды газиев одолевают в Чирюрте брата нуцала - Кахру, затем был взят и Хунзах. Правление нуцала Сураки было прекращено насильственно, а его сын Байар, не вступив на престол, умер в эмиграции в Тушетии.
В Хунзахе устанавливается продолжительное правление Абу-Муслима. В "Хунзах намэ" сообщается, что после завоевания и исламизации Аваристана шейх Абу-Муслим двинулся в Тушетию, но на подходе к ней заболел, а затем умер и был погребен в Хунзахе. На основании свидетельства этого источника можно предполагать, что Абу-Муслим ставил целью не только исламизировать Ункратль (находившийся на пути в Тушетию) и Тушетию, но и подчинить эти ранние, политически зависимые от Хунзаха, территории новой мусульманской династии Аварии.
Горская историческая традиция, донесенная до нас "Тарих Дагестан" и "Хунзах намэ", свидетельствует, что исламизация обитателей Хунзаха и всего плато произошла в два акта. Внук Сураки по имени Амирсултан, находившийся в Тушетии, намеревался "занять престол своих предков" и с этой целью сначала заимел сторонников в Хунзахе. Затем, согласно "Тарих Дагестан", он собрал войско в верхней части бассейна Андийского Койсу и в горной Чечне - "начиная от цумтал", т. е. цунтинцев, и кончая "Аришти", т. е. арштхойцами - кара-булаками. С этим отрядом он "темной ночью" пробрался на Хунзахское плато и тайно разместил своих воинов в различных селах последнего, в "домах тех жителей, которые оставались среди мусульман, ложно приняв ислам". Пока они выжидали удобного момента для захвата хунзахской крепости, Абу-Муслим перебрался в Кумух, где он во сне увидел, как "неверные победили мусульман в городе Хунзахе". И действительно, как сообщает хроника, "храбрецы пробрались в крепость, убили амира Ахмада, отрубив ему голову, и выставили ее над крепостью"24. Смерти были преданы и мусульмане, жившие здесь. После этого внук Сураката "занял престол предков", и при этом хунзахцы открыто отказались от ислама. Государственной религией было объявлено христианство православного, грузинского толка. Усиление позиции православия легко объясняется экономическим и политическим расцветом Грузинского царства в XII - нач. XIII вв.25. Распространение христианства сопровождалось строительством церквей, развалины которых сохранились до недавнего времени. Согласно устной традиции в с. Сильди (союз Ункратль) сохранилось название местности "ГьатIанлъи гох", где была расположена церковь26. Среди подъемного материала, найденного на территории Ункратля, имеются каменные кресты, и древнегрузинско-аварский алфавит27. Учитывая географическое положение Ункратля, является несомненным, что его территория была одной из наиболее доступных для мощного политического и идеологического влияния Грузии.
В "Тарих Дагестан" сообщается, что к 1318-1319 гг. хунзахцы и их правители были уже мусульманами. Они приняли ислам через 24 года после убийства эмира Ахмада28. В последующий период аварские нуцалы под флагом "борьбы за веру" стремились расширить границы своего владения и вели наступления в первую очередь на соседние языческие аварские и андо-цезские союзы сельских общин, которые упорно отстаивали свою независимость.
Согласно "Тарих Дагестан", газии контролировали лишь "вилайат" Хунзах, превратив его в базу исламских походов на другие части Внутреннего Дагестана. "Таким образом, мусульмане подчинили все области жителей гор, т. е. Дагестан: частью - силой, сражением, разрушением, частью - исламом и хорошим обращением. Затем они обосновались во всех частях страны. У них был обычай назначать в каждое селение или город, которыми овладели, своего эмира или правителя (вали) и поселять часть мусульман среди тех, чтобы превзойти (числом) местных жителей"29. Это влияло на культурные процессы в Аварии. Важным следствием арабских завоеваний была исламизация населения в покоренных вилайатах. Походы арабов приводили также к вытеснению некоторых групп населения из мест их обитания, что приводило к складыванию новых поселений.
Политическая обстановка на Северном Кавказе к началу XIV в. во многом определила победу ислама в Аварии. Волна исламизации Западного Дагестана, по сути дела, была лишь идеологическим выражением распространения феодализма.
Процесс распространения ислама в Дагестане имел свои подъемы и спады, которые обнаруживают обратное соотношение с периодами подъема и упадка Грузинского государства. Так, первая волна газийской активизации затухает в конце первой четверти XV века в связи с временным усилением Грузии в период правления Александра I Великого30. Возобновление феодальных междоусобиц в Грузии сопоставимо с частным успехом исламизации в Западном Дагестане - обращением в ислам карахских обществ около 1436 г. За распадом единого Грузинского государства в 1466 г. последовал очередной подъем газийской активности: к 1475 г. гидатлинцы вынуждены согласиться на принятие ислама, несколько позже кумухские газии подчиняют Тинди31. К этому времени исламизация Дагестана в основном была уже завершена32.
Во второй половине XIV в. (до нашествия Тимура) аварское нуцальство с центром в Хунзахе оставалось самой значительной во Внутреннем Дагестане политической единицей, хотя власть нуцалов была далеко не абсолютной, имелись уделы. На это косвенно указывает эпитафия Сафилава б. Алигилиджи (ум. 791/1389 г.), найденная рядом с надгробием Дугри-нуцала на кладбище Лъарахъан в Хунзахе. Имя отца покойного в надписи сопоставляется с "Алигиличилал", упоминаемыми в "Завещании Андуника" в качестве владетелей "первых ворот Аварии" и, возможно, что отец Сафилава - Алигилич был родоначальником этого тухума33. В этом случае можно констатировать выделение в середине XIV в. одного из влиятельных родов - "Аликличевичей", имя которых имеет ясную тюркскую этимологию (килич - древнетюрк. "меч")34. Вместе с тем, небезынтересно отметить, что по источникам известно владение Аликличевичей в Ункратле. Именно с родом Аликличевичей связаны предания о вхождении Ункратля как автономной политической единицы в состав Аварского нуцальства (в орбиту государственного влияния Аварского нуцальства). В "Записи о разделе земель между повелителями Хунзаха и Газикумуха"35, граница между владениями определена по бесспорным ориентирам - по рекам и горам. Традиция обозначения границ по водоразделам рек восходит в Аварии к глубокому прошлому. Само слово "граница" (авар. "гIорхъи") этимологически связано с аварской лексемой "гIор" - река36.
Указанный источник гласит: "Эмиру хунзахцев (хунз) он отдал людей, живущих между рекой гидатлинцев (гьид) и горой андийцев (гIандал), техкиялальцев (киталал), которые обитают позади Шибутцев (ахл Шубут), Ункратль и других горцев, живущих вплоть до Галгая (Гулга). Эмиру Гази-Гумука он отдал людей, проживающих между рекой гидатлинцев и рекой Самур"37. Согласно вышеприведенному источнику, раздел производился одним из завоевателей, имя которого не указано в источнике (возможно, Тимуром?). По источнику, эмиру хунзахцев подчинялось население, проживавшее на территории между средним течением Аварского Койсу и Западной частью Андийского хребта: горные чеченцы, соседи шароевцев, а также население союза сельских обществ Ункратль (союза восьми обществ - саситлинского, кединского, сильдинского, гаккоевского, митрадинского, н. хваршинского, в. хваршинского и сихалахского) и горцы, жившие вплоть до земель Ингушетии (Гулга, Галгай)38.
"Завещание Андуник-нуцала" и "Компиляция Гебека" подтверждают в основном вышеуказанные границы (1485 г.). Границы "вилайята Авар" перечисляются в "Завещании Андуника"39. Согласно этому документу на территории Аварского нуцальства располагались владения знатного рода Аликличевичей, два княжества - владения эмиров Дженгутаевских и Баклулальских (Гумбетовских), два союза сельских общин - Анди и Хири и два отдельных селения - Хуштада и Батлух. В источнике все эти владения названы "ключами от семи ворот (баб) в Авар". "Это завещание эмира вилайята Авар, высокочтимого, великого, могучего, победоносного и удачливого в бою Андуник-нуцала сыну своего брата Булая-нуцалу. О, сын моего брата! Прими ключи от семи ворот (баб) в Авар: первый - Алихиличилал, второй - эмиры Джунгуты, третий - эмиры Баклула, четвертый - Андал, пятый - Ккириссел, шестой - Худждадиссел и седьмой - Баклал. Если ты удержишь эти ключи, то тебе будут поступать соль, мед, виноград, железо, рыба и все другое, что нужно человеку, а если же нет, то ты и твое войско лишитесь всего этого. Затем помни четыре границы, которыми овладели наши могучие предки: первая на западе - Майсухатан (Миарсу?), на востоке - (проходит) по середине селения (карйат/Хусс/х/Гоцатль?), третья со стороны кибли - от Худждасса (Хучада?) до арочного? моста в Хулуке (Голотль), четвертая - на юге - от Сала-маэр (вершина хребта Салатау)..."40.
В. Г. Гаджиев понимает под "семью воротами в Авар" составные части нуцальства41, Т. М. Айтберов - пограничные марки42 население которых несло повинности. Другой точки зрения придерживается М. А. Агларов. По его мнению, - это независимые владения, на которые особо претендовали правители Аварии43. Мы же склонны видеть в "семи воротах" административные единицы, в центрах которых находились представители нуцальской власти или местной знати, находившейся в родственных и союзнических отношениях с нуцалами. Термин "албаб" (доел, "ворота") употребляется в источнике традиционно в значении укрепленных горных проходов.
Можно допустить, что под "четырьмя границами", которые приводятся в "Завещании...", надо понимать земли предков нуцалов, получаемые Булач-нуцалом в наследство "от могучих предков", т. е. княжеский домен, принадлежавший местной ветви нуцалчи. Что же касается объяснения термина "семь ворот в Авар", то мы считаем, что это границы государственного образования - Аварского нуцальства. Об этом, на наш взгляд, недвусмысленно свидетельствует эпитафия Сафилава б. Алигилиджи в Хунзахе. Мотивами для создания нуцальского удела на территории Ункратля могли служить следующие причины:
Ункратль мог служить центром политического влияния Хунзаха в Западном Дагестане, базой для дальнейшей экспансии нуцалов;
благодаря своим позициям в Ункратле, Аварское нуцальство контролировало торговлю на наиболее удобном да дагестано-грузинском горном пути. В этом аспекте находит на и более приемлемое объяснение факт проживания аварцев - ункратлинцев в иноэтническом окружении как результат их переселение в бассейн Андийского Койсу с целью закрепления там позиций нуцалов;
3) владение Ункратлем гарантировал нуцалам доходы от возможной разработки имеющегося на его территории месторождения свинцово-серебряных руд.
В отличие от большинства историков, которые искали этимологию титула нуцал в аварском языке, Б. Малачиханов считал, что "нуцал" - это позднейшее арабизированнос видоизменение еврейского термина. По его мнению, "нуци" или "нуси" есть не что иное, как еврейское "наси" ("старейшина", "князь"), и для сугубо почетного обозначения своего положения владетель Аварии принял в качестве титула иудейский термин "нуци"44.
А. Е. Криштопа предложил еще одно возможное толкование термина "нуцал". Он предполагает, что на фоне политического ослабления Серира, начавшегося со второй половины XI в., его правители попали под влияние феодальной Грузии, получив соответствующий грузинский феодальный титул "нацвал", позже несколько видоизменившийся под влиянием аварского языка45. Встречающийся в документах XI в. термин "нацвал" С. С. Какабидзе толкует как "местное административное лицо" а относительно к XIV в. - определяет его как "помощник старейшины общины, подчиненного эриставу"46. Представляется, что точка зрения А. Е. Криштопы на происхождение титула "нуцал" наиболее обоснована и приемлема как с лингвистической, так и с исторической позиций.
В своих военных походах аварские правители опирались на ополчения, которые выставляли не только общества, включенные в состав нуцальства, но и общества, находившиеся с нуцалами в союзнических отношениях и сохранявшие самоуправление. Подтверждением этому является самое раннее письменное свидетельство о событиях на территории союза Ункратль, относящееся к 1570 г.47, и сообщающее о битве в Мусуки (Мосок) между тушами-картвелами и аварским войском, возглавляемым Андуник-нуцалом, который погиб в сражении. По мнению Т. М. Айтберова, поход на Мосокиб, жители которого считались "неверными", был предпринят с целью распространения там ислама. На помощь его обитателям прибыл, однако, правитель Кахети Леван (1520-1575 гг.) и при его участии мусульманское войско, сформированное в Хунзахе, было разбито. Это событие находит подтверждение и в народной песне об этом сражении48. По нашему мнению, возможно толкование термина "Мусуки" не только и не столько как этноним вайнахов-бацбийцев, (интерпретация Т. М. Айт-берова49), но и как гидронима, существовавшего в Ункратле.
Особый интерес вызывает "Соглашение тиндинцев и калальцев (ущельцев, ункратлинцев. - М. Г.) начала XVIII в.", где говорится о договоре между ними: "...Местность Саситли будет принадлежать войску тиндинцев, если пресечется (?) потомство (наследство) султанов из Кеды и Саситля; местности же Кеди, Сильди и Гакко будут принадлежать калальцам (ушельцам), также, если они (султаны) пресекутся"50. По этому "Соглашению" ункратлинцы выделили тиндинцам не местность Саситли, а место "Эчеда майдан" где они построили село Эчеда, и население которого платило подати нуцалу в начале XIX в.51
Устные предания ункратлинцев и архивные документы подтверждают, что жители ункратлинских селений являлись выходцами из Аварии и платили кидибским бекам подати за пользование землей: "... с жителей аула Къиди, Сасикь, Сильди, Гакъо, с каждых - 20 овец, находящихся на пастбищной горе - по одному ягненку с жителей Верхнего и Нижнего Хваршины, Цихалах - 30 овец, с жителей Хушета - один бык, с жителей Митрада - 30 мерок голого ячменя"52. Земли эти, расположенные на границе с Тушетией, были захвачены принявшими мусульманство аварскими ханами с целью обеспечения безопасности своих владений. Там управлял один из членов ханского дома нуцалов - вышеназванный Аликлыч. На существование кедибских беков указывает записка из фонда генерала Клюки фон Клугенау "О некоторых обществах Дагестана", составленная в 1839 г. В ней, в частности, сообщается, что разорение трех тушинских селений в 1837 г. было учинено под руководством князей Амир-Хамзы и Молачи, которые являлись правителями Ункратля. Эти князья получали от трех тушинских селений подать. Ункратлинские же селения Кидиб, Саситль и Гакко "они считают своей собственностью, так как земля им принадлежит, и поэтому они получают с каждого двора в год по одному барану, по сабе пшеницы и по три рабочих дня"53.
Таким образом, в основном подати хунзахскому хану, вносили общества, расположенные в бассейне Андийского Койсу54. Если проследить по карте места пребывания членов нуцальского рода, то вырисовывается следующая картина: Хунзах - Тануси - Ботлих (Технуцал) - Кеди (Кедибские беки).
К началу XIX в. - после смерти Умма-хана в 1801 г. и прекращения рода аварских ханов по мужскому колену - Аварское ханство теряет свое влияние на большинство общин Нагорного Дагестана, сохраняя феодальные права только на собственно аварских землях, т. е. Хунзахское ханство. К этому времени "бывшие данники аварских ханов Анди, округа Туш и Мусук (союз Ункратль), обитающие в черных горах, отказались от платежа дани"55. Сын Умма-хана, Сурхай-Гебек, намеревался сделаться ханом, но так как он был рожден от невольницы, то ханша Килъилай, устранив его, пригласила княжить Султана Ахмед-Хана Мехтулинского. В июне 1802 г. он от имени всего народа изъявил желание вступить в подданство и покровительство Российской империи, что и было удовлетворено. Со временем хунзахский хан Нуцалхан (внук Умма-хана) как поданный обратился в прошении на имя императора о принуждении округов Туш и Мусук платить причитавшиеся с них дани (ясак): 6 мулов, 12 быков и красного бурмета с каждой деревни56.
Впоследствии имам Шамиль получал подать в три рубля серебром от тушинцев за то, что он запретил совершать аваро-андо-цезам набеги на их территорию. И аргументировал он эту подать постановлением шариата о дозволении перемирия с христианами только па четыре месяца. На этом основании прежнюю годовую подать тушинцы стали вносить каждые четыре месяца57.
К 30-м годам XIX века Авария не представляла собой единого целого в социально-экономическом и политическом отношении. Она была разделена на ряд владений, имевших самостоятельную политическую власть: собственно Хунзахское ханство, в котором насчитывалось 46 деревень, и подданные земли (164 деревни). Все они находились под непосредственным управлением хана, который решал уголовные дела, а тяжбы - кадий58. Гидатль (19 деревень), Куваль (24 деревни), Киль (8 деревень) и Каралал (18 деревень), которые имели "правление народное, не есть подданные аварцев (т. е. хунзахского хана. - М. Г.), но имеют издревле обязанность по требованиям хана доставлять войска на собственном их продовольствии"59.
Народно-освободительное движение горцев под руководством Шамиля нашло широкий отклик в Ункратле. Оно сыграло немаловажную роль в освобождении ункратлинцев от феодальной зависимости кедибских беков. Укрепляя шариат и порядки имамата в "вольных" обществах Дагестана, имам стремился к различного рода ограничениям, демонстрировал публичную силу власти. По его приказу полностью запрещалось употребление спиртных напитков, табака и вменялось обязательным ношение шароваров женщинам. Используя сложившуюся обстановку, Шамиль выставил требования: "равенство между мусульманами", "мусульманин не должен платить подати", "освобождение магометан из-под власти неверных" и "газават" ("священная война") против неверных. Призыв "не признавать власти, кроме начертанной пророком", решительно отвергал возможность установления над "вольными" обществами власти российской администрации, и ханско-бекской верхушки аварских правителей. По своей сути идеология мюридизма смогла включить в себя антифеодальные и антиколониальные призывы. Ункратлинцы, как и все общества Аварии, восприняли эти призывы к борьбе за освобождение от всякого насилия и гнета, в том числе и от кедибских беков. Были сформированы отряды мюридов из всех сел Ункратля. Шамилевский наиб Али-чула Богосский, возглавляя отряд мюридов в 1844 году, окружил крепость кедибских беков. По преданию старожилов села Саситли, Шамиль потребовал от кедибских боков выдачи имеющегося у них оружия. Старший из беков - Арсланбег ответил имаму, что он сдаст требуемое оружие, но младший Сурхай-Хан отказал. Тогда из крепости последовал выстрел, и был убит мюрид Чупалав. Мюриды бросились в атаку, однако она не увенчалась успехом. Видя, что крепостью невозможно овладеть, мюриды решили обложить ее соломой и поджечь. Защитники крепости были сожжены, но никто не сдался. Спаслись, как утверждают старожилы, две девочки, которые были тайно вывезены из Кеды. Были истреблены также родственники семьи беков и большая часть жителей - их сторонников. Пастбищные горы и пахотные земли, принадлежавшие кедибским бекам, были причислены к Байт ул Маль (собственность казны имама). После этого наибом в Ункратль был назначен Хатил Магомет. Отряд его мюридов состоял из 150 конников и 320 пеших60. Вскоре на Хатил Магомета последовал донос из села Саситли о том, что он не возглавляет отряд мюридов, а находится в середине. По указанию Шамиля возглавлявший мюридов Хатил Магомет был убит у сел. Кидеро.
Селение Сильди.
id:881
Впоследствии, после пленения Шамиля, потомок кедибских беков Алдамашвили ходатайствовал перед царским правительством о возврате ему имений предков, которые были отобраны в период Кавказской войны. Официальная справка, составленная по поводу его заявления, гласит: "Фамилия кедибских беков Алдамашеили, выходцы из Аварии, а по другим сказаниям, ведут род от грузинских князей Караловых. До 1844 г. кедибские беки не захотели признать над собой власть Шамиля и не пристали к мюридизму. Шамиль, желая наказать беков, окружил в том же году сел. Кеди, истребил всех взрослых членов семей беков и большую часть его жителей; горы и земли, принадлежавшие кедибским бекам, причислил Байт ул Маль (собственность казны имама). После покорения Дагестана земли и пастбища были взяты в казну"61.
Вплоть до 60-х годов XIX в. в аулах союза Ункратль значительная власть принадлежала наибам. Земельная реформа и освобождение крестьян от личной зависимости подорвали власть потомков кедибских беков над сельскими обществами Ункратля. Используя сложившуюся обстановку, царское правительство хотело создать соответствующие органы сельского управления, которые заменили бы власть феодальных владетелей и упрочили бы власть царской администрации.
Одной из основных проблем, вставших перед царским правительством после окончания Кавказской войны, был вопрос об организации системы управления покоренными народами. Царская Россия старалась подобрать такой вариант, который бы способствовал упрочению ее господства, подавлению любого народного движения и унификации административного деления и управления Дагестаном. Наиболее подходящей для этих целей была признана военно-народная система. Она прошла апробацию в Чечне, где действовала с 1852 г., да и для Дагестана не являлась нововведением. Прообразы ее существовали на территории Дагестана в форме военных округов - Самурского и Даргинского, которые были созданы еще в период военных действий.
5 апреля 1860 г. было утверждено "Положение об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом". В состав области вошли бывшая Дербентская губерния (за исключением Кубинского уезда) и земли, лежавшие между Андийским Койсу и Главны
Назад