![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
С ГОРДОСТЬЮ О БЫЛОМ, С БОЛЬЮ О НАСТОЯЩЕМ И С ТРЕВОГОЙ О БУДУЩЕМВступительная речь Али Магомедова, кандидата экономических наук ДГУ, 10 октября этого года в Цумадинском районе, на научно-практической конференции, посвященной 200-летию Аличул Магомеда. Уважаемые гости, разрешите от имени цумадинцев приветствовать и поблагодарить Вас за принятие приглашения участвовать в работе данной конференции. Если даже больше ничего и не будет, приезд стольких дорогих гостей - это знаменательное событие для нас. Конференция посвящена изучению роли народов верховья Андийского койсу в Кавказской войне XIX века и приурочена к 200 летию знаменитого предводителя войск горцев Аличул МухIаммада из Тинди. Впервые о нем я узнал из письма ШейхмухIаммада, которого нам оставил после беседы с имамом Шамилем. Делегация тиндинцев в составе ШейхмухIаммада, Усаил МухIаммада и Дибирусулава посетила лагерь имама, который был разбит перед селом. Имам провожал летом 1853 г. в поход на Грузию свое войско. В беседе с тиндинцами он упомянул о храбрецах тиндинцах: Усаилаве, Аличул МухIаммаде и Дингал МухIаммаде. Имам также дал наказ нашим юношам брать пример с Усаилава – героя Кавказской войны. ![]() id:4011 Мы, к сожалению, не располагаем портретами наших героев, но можем хорошо представить их. Хотите знать, как они шли на смерть, защищая свою Родину? Слушайте слова муэдзина: "Аллагьу акбар". Вот с этими словами на устах они встречали врага. Хотите увидеть их отвагу и доблесть в сражениях? Смотрите на наших олимпийских чемпионов, блеск их медалей - это блеск сабель наших предков? Хотитете увидеть как трудились наши герои? Смотрите на возведенные башни на скалах и цветущие сады на террасах. Мозолистые руки наших матерей и отцов, это руки наших героев. Хотите услышать речи наших героев? Слушайте мудрые слова наших аксакалов, наставления наших алимов и шейхов – это речи наших предков. Всевышный Аллагь в своем Къуръане говорит: "Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: "Мертвецы!" Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого". Мы должны помнить и знать о наших предках, мы должны знать свою историю. И это нужно нам, сегодня живущим на этой земле, это нужно будет нашим будущим потомкам. Мы не должны превращаться в "Ивана, не помнящего родства". По сунне пророка (с.а. в.) каждый мусульманин должен знать минимум семь своих отцов. А сколько сегодня среди нас есть таких? Мы с Гусейном Халилулаевым собрали сведения об односельчанах и составили генеологическре древо тиндинцев. Каждый из вас может уточнить свои данные и добавить недостающую информацию. ![]() id:3993 К сожалению, многие архивы уничтожены. По крупицам приходится собирать материалы про историю и культуру нашего края. За ту огромную работу в этом направлении, которую проводит Гусейн Халилуллаев на своем сайте "Цумада ру", мы должны быть ему благодарны. Поистинне он один работает за всех нас. Историю делают народы, его герои и предатели, но пишут все-таки историки. Порою одна буква решает многое. К примеру, в документах говорится, что предки имама Шамиля были из Гигатли, а историки поняли при переводе это как "Гидатли" и Кахибский (Советский) район переименовали в Шамильский. Умалчивание факта ничем не лучше неправды. До сих пор единственным, известным науке, местным источником по истории борьбы горцев Дагестана за независимость в XIX в. являлся книга Мухаммеда Тахира ал-Карахи "Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах". Эта книга была подвергнута сильнейшей царской цензуре, а при переводе с арабского языка были допущены ошибки. Возможно по этим или по другим причинам многие факты, имеющие отношение к истории наших обществ верховья Андийского Койсу в данной книге не нашли должного отражения. Сегодня мы располагаем чудом уцелевшим документом – хроникой Иманмухаммада Гигатлинского, наиба и очевидца тех событий. Профессор Т. Айтберов и его коллеги проводят огромную работу по ее переводу на русский язык. ![]() id:4051 Отдаленные, как сегодня принято говорить, наши земли находились в эпицентре событий XIX века. Это должно найти достойное отражение в истории. С подачи недоброжелатей, горцы того периода в литературе представлены как грабители, промышлявшие набегами на соседнюю Грузию. Миф о том, что горцы жили за счет набегов следует развеять. Мы всегда были экономически самодостаточны: широко развивалось земледелие, скотоводство и ремесло. В тоже время набеги в некоторой степени были ответной мерой на притеснения "соседей". Ведь те тиндинские тухумы, которые мы называем, как "гьинди", "сосейи" – это беженцы с аварских поселений с левобережья Алазани. Наши границы с Грузией должны были проходить по реке Алазани, а не по Кавказскому хребту. По вине политиков мы лишились белоканских и закатальских земель, и сегодня мало кого заботит бесправное положение этнических дагестанцев в этих районах. Одной из основных целей конференции является обращение внимания иследователей на актуальность и малоизученность этих и других проблем. Мы по праву гордимся былым величием наших предков. С нами грузинские цари старались заключать мирные договора. Но сегодня главе района приходится несколько лет ждать приема руководителем республики, а приезд последнего в район воспринмается как великая августейшая милость. Нас звали на борьбу с иноземными захватчиками и славные наши сыновья оставили в истории Дагестана заметный след. У нас была своя система управления и государственности. По численности выходцы Цумадинского района составляют более ста тысяча человек. Это не меньше чем отдельные национальности республики, но мы не имеем ни одного своего представителя в республиканских органах власти. Что же с нами случилось? Нас превратили в мелких торгашей и овощеводов. Вскоре с рынков тоже нас вытеснят, ведь на смену мелкооптовой торговли идут супермаркеты, а лук будут выращивать по новым технологиям и отпадет потребность в нас. Чем же нам тогда заняться? ![]() id:4002 Сколько выпускников школ поступают в вузы? Где наши ученые? Где наши алимы? У нас с этого села всего один хафиз - (человек который наизусть знает весь Коран). Слово Загалава хварщинского, выдающегося ученого и соратника имама Шамиля, было решающим при избрании последнего имамом. Где же сегодня наши "загалавы", наши предводители? Если бы не было нескольких выдающихся спортсменов, про нас вовсе забыли бы. Мы должны серьезно задуматься над этими вопросами. Нам следует приложить все усилия воспитании подрастающего поколения. Надо выявлять талантливых детей и всем миром оказать помощь в получении ими хорошего образования. Наука – вот стратегический путь нашего развития. Нам следует беспокоиться и о мире в нашем доме. Сегодня в Дагестане идет необъявленная война. Война идет без границ, чуть ли не в каждом доме. Из-за различных трактовок религиозных положений, брат идет против брата, а сын против отца. Кто-то умелой рукой натравливает нас друг на друга. Сделан выбор в пользу насилия и сожжены мосты для диалога в обществе. Те, кто взяли в руки оружие, в свое оправдание говорят, что они продолжают дело имама Шамиля. Видимо они сами плохо знают историю или рассчитывают на молодых людей, которые вовсе не учили историю в школе. Тогда ситуация была совершенно иной и имам Шамиль был суфием, а его учителя Мухаммад Ярагский, Джамалудин Кумухский были тарикатскими шейхами. Я надеюсь, что алимы присутствующие на конференции дадут должную оценку и этим явлениям в нашем обществе. Я не историк - просто, как и вы, патриот этих гор. Я постарался выразить в своем выступлении боль и тревогу о будущем, надеясь на понимание и совместную выработку участниками конференций путей решения насущных проблем. Али Магомедов, кандидат экономических наук, профессор ДГУ |
|
||||||||||
|