Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Назад

Незаслуженно забытые герои Кавказской войны

(Народ, не помнящий свою историю, не имеет будущего)

10 октября этого года в Цумадинском районе, в с. Тинди состоялась научно-практическая конференция, посвященная 200-летию Аличул Магомеда Тиндинского, активного участника газавата и ближайшего сподвижника имама Шамиля. Несмотря на то, что Аличул Магомед входил в ближайшее окружение имама Шамиля, в дагестанской исторической литературе его деятельность очень мало освещена. Из многочисленных выступлений участников данной конференции выяснилось, что Аличул Магомед Тиндинский был инициатором нескольких успешных операций по захвату опорных пунктов царских войск в нагорном Дагестане, Джаро-Белоканской области и Западной Грузии. Так он успешно воевал против аварского хана и внезапным нападением перебил его ставленников в селении Карата и своими активными действиями привлек на сторону Шамиля многие андо-дидойские народы. Он также молниеносным ударом завладел г. Белокани, что повлияло на активное участие горцев, проживающих в этой области, на стороне Шамиля. Оказывается, имам Шамиль высоко ценил его личную храбрость и преданность делу газавата.

По рассказам участников тех событий, Аличул Магомед пользовался огромным авторитетом среди андо-дидойских народов. И неудивительно, что он не всегда соглашался с мнением имама Шамиля по методике ведения боевых действий против царских войск, поскольку считал, что изнурительная оборонительная тактика ведения войны с хорошо вооруженным и многократно превосходящим в живой силе противником является бесперспективным делом.

Демонстрация  предметов быта XIXв. народов бассейна Андийского койсу.Демонстрация предметов быта XIXв. народов бассейна Андийского койсу.
id:4054

На этой конференции говорилось не только о личности Аличул Магомеда Тиндинского, поскольку тема конференции была обозначена несколько шире, а именно: "Народы верховья Андийского Койсу в Кавказской войне XIX века". Надо сказать, что в этой конференции принимали участие как светские ученые (Тимур Айтберов, Абдурахман Магомедов, Салман Магомедов, Шамхалдбир Исаев, Магомед Гасаналиев и другие), так и известные алимы (шейх шазалийского тариката Гамбулат-хаджи, имам центральной мечети г. Хасавюрта Яхъя-хаджи, Хусейн-хаджи Халилуллаев, имам с. Тинди и другие), а также активисты различных общественных организаций и представители местных органов власти. К сожалению, не принимали участия в работе этой конференции официальные представители республиканского руководства и Духовного управления мусульман Дагестана. Отличалось данное мероприятие не только этим, но и тем, что оно проходило в одном из самых отдаленных районов республики. Как выяснилось позже, подобного рода мероприятие здесь проводилось впервые. И тем не менее, оно прошло на очень высоком уровне. Видимо, на успешное проведение конференции положительно повлияло и активное участие в ее проведении самого главы администрации района Магомеда Камилова и главы администрации села Магомеда Коратова. Отрадно также отметить, что инициаторами проведения этой конференции стали сами выходцы села Тинди: Гусейн Халилуллаев, зам. директора научной библиотеки ДГУ, Магомед Абдурахманов, преподаватель финансо-экономического факультета ДГУ, предприниматель Магомед Кадиев и другие лица, которые занимаются изучением истории, культуры, традиций и обычаев народов, проживающих на территории Цумадинского района.

Мое участие на этом мажлисе было продиктовано несколькими причинами. И в первую очередь тем, что редакция газеты "Ашвадо" в следующем году тоже планирует провести научно-практическую конференцию, посвященную общественно-политической и духовно-религиозной деятельности Хусейндибира-хаджи Ахвахского, принимавшего активное участие в национально-освободительной войне против царизма.

Демонстрация одежды XIXв. народов бассейна Андийского койсу.Демонстрация одежды XIXв. народов бассейна Андийского койсу.
id:4055

К сожалению, мы мало знаем о своих достойных героях Кавказской войны. Многие из них незаслуженно забыты. Нам предстоит ещё многое сделать и совершить немало открытий. Знаю, как это нелегко организовать такого рода мероприятия, сколько сил, энергии, времени, терпения это требует. Хорошо, что и среди цумадинской интеллигенции находятся настоящие патриоты своей малой Родины, болеющие за возрождение и дальнейшее развитие своей истории, культуры, традиций и обычаев малых народов, проживающих на территории Цумадинского района. Мы знаем, что к проведению этого мероприятия приложили руку достойные люди, настоящие патриоты и интернационалисты. Следует отметить, что они проводят эту работу не ради галочки, не по долгу службы, не по должности, а по зову сердца и души. В двойне приятно, что такие мероприятия находят поддержку и у местного руководства, имамов и алимов Цумадинского района. Это достойный пример, хороший почин и для других районов нашей многонациональной и многоконфессиональной республики. Такими просветительскими мероприятиями, пропагандирующими гуманистические исламские идеалы, мы можем оградить нашу молодежь от экстремистских, псевдорелигиозных и прочих прозападных течений. Безусловно, такие личности, как Аличул Магомед Тиндинский, должны стать примером подражания для подрастающего поколения наших народов, тем более сейчас, когда ислам ассоциируется в массовом сознании людей с экстремизмом, терроризмом и другими негативными явлениями.

Такие яркие личности, как Аличул Магомед, доказывают, что у нас есть свои герои, которые сражались за свободу и независимость своей родины. Тиндинский джамаат, тиндинский народ может гордиться, что их славные предки оставили достойный след в истории Дагестана и России. Такие яркие личности появляются там, где имеется соответствующая питательная среда, соответствующие социально-экономические и общественно-политические условия. Здесь на тиндинской земле эти условия были. Тиндинское общество издавна считалось довольно крупным вольным обществом со своими устоявшими традициями и обычаями, где была развита горская демократия, основанная на исламских ценностях, где соблюдались законы дагестанского гостеприимства, добрососедства и взаимопомощи. В этой связи хочу напомнить вам, уважаемые читатели, что Тиндинский джамаат в свое время предоставил, как теперь принято говорить, политическое убежище опальному сыну ахвахского хана Гамбулату, который вынужден был скрываться от преследования со стороны хунзахского хана и Гидатлинского общества.

Демонстрация  предметов быта XIXв. народов бассейна Андийского койсу.Демонстрация предметов быта XIXв. народов бассейна Андийского койсу.
id:4052

Мы, ахвахцы, испытываем особые чувства благодарности тиндинскому обществу за этот благородный жест сочувствия и сострадания к ахвахскому народу. Сами понимаете, что предоставить политическое убежище уже не обладающему реальной властью ахвахскому хану и его семье дорогого стоит. Это исторический факт, который описан в книге Ибрагима-хаджи Инковасова "История села Ратлуб-Ахвах". Прочитав эту книгу, я испытал не только чувство гордости за свой ахвахский народ и за его богатую историю, но и испытал чувства искренней благодарности тиндинскому обществу, тиндинскому джамаату и тиндинскому народу в целом. И я рад, что сегодня имею возможность высказать слова искренней благодарности братскому тиндинскому народу. До недавнего времени многие за пределами села Тинди и Цумадинского района не знали о существовании тиндинского народа, тиндинского языка, тиндинской культуры и её богатой истории. Расистская политика слияния, укрупнения дагестанских народов, проводимая как в республике, так и в центре, не позволяла нам говорить о таких ярких представителях андо-дидойских народов. Но хвала Всевышнему, теперь мы живем в свободной стране, что мы теперь открыто можем говорить и писать о проблемах и достижениях малочисленных бесписьменных народов Дагестана. Мои представления о тиндинцах и других народах, населяющих Цумадинский район, ещё более расширились благодаря книге известного общественного деятеля общероссийского масштаба Магомеда Абдулхабирова "Цумада, Цумадистан и цумадинские уроки", а также газете "Цумада ру", которая выходит на русском языке благодаря высоко интеллектуальному тиндинцу Гусейну Халилуллаеву.

Девочки из Тинди в старинной одежде, будущие хранительницы домашнего очага, культуры и быта тиндинцев.Девочки из Тинди в старинной одежде, будущие хранительницы домашнего очага, культуры и быта тиндинцев.
id:3989

Отрадно отметить, что эта конференция также в основном проходила на русском языке. Это была инициатива главы администрации Цумадинского района, который предложил вести работу конференции на русском языке, поскольку на её территории в основном проживают представители андо-дидойских народов. К тому же работу этой конференции освещали и представители русскоязычных республиканских СМИ и ТВ, которые не владели аварским языком. К сожалению, отдельным высокопоставленным госчиновникам аварской национальности не нравится, что русский язык для андо-дидойских народов становится языком межнационального общения. Несмотря на неоднократные замечания ведущего конференции, отдельные выступления были и на аварском языке. Тимур Айтберов тоже начал свое выступление на аварском языке, но после деликатного замечания ведущего конференции он перешел на русский язык. А сотрудник Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН Магомед Магомедов начал свое выступление с того, что он будет говорить только на аварском языке. Более того, он позволил себе сделать политическое заявление, сказав, что имеется установка руководства республики, чтобы представители андо-дидойских народов записались аварцами в предстоящей переписи. Поймите меня правильно, я не противник аварского народа и аварского языка. Но я против абсурдных, националистических идей и заявлений, от кого бы они ни исходили. Но зачем надо было говорить, что даргинцы не имеют литературного языка в отличие от аварцев? У каждого языка свои этапы развития. Например, не все андо-дидойские народности обладают письменностью, но это вовсе не значит, что надо препятствовать её появлению или ставить им это в упрек. А это делается по указке Главного махрового националиста и его ближайшего окружения руками такого рода ученых. К сожалению, это не первый случай, когда придворных ученых используют для этих целей. Разве это нормально, когда такие слова звучат из уст представителей, претендующих на главенствующие позиции в руководстве республики? Любая научная конференция предполагает определенные рамки, которые должны соблюдать все её участники. На таких мероприятиях все должны руководствоваться гуманистическими принципами. И некрасиво, нетактично, когда трибуну научной конференции используют для политических заявлений и сведения личных счетов. Приведу ещё один поучительный пример. Когда глава администрации Цунтинского района Магомед Магомедов начал своё выступление с того, что руководитель республики оказывает поддержку его противникам и это будоражит население района, то ведущий конференции в очень тактичной форме дал понять своему коллеге, что эта конференция не должна стать трибуной для политических заявлений. К чести главы администрации Цунтинского района он вовремя спохватился и стал говорить только по обсуждаемой теме и призвал ученых к изучению богатого исторического наследия андо-дидойских народов. Очень грамотные, толковые выступления сделали на этой конференции историки, а также общественные и религиозные деятели, алимы, прекрасно владеющие аварским и арабским языками. Действительно, случаи бывают разные. И глупо от малограмотных людей требовать, чтобы они выступали на русском языке, тем более если они им не владеют. Ради Бога, пусть говорят на своем родном языке. И совершенно другое дело, когда нас представителей андо-дидойских народов заставляют, принуждают говорить на аварском языке. Конечно, это делается по указке высокопоставленных лиц, в своих корыстных, далекоидущих политических целях. Недопустимо, чтобы ученый спекулировал на патриотических чувствах населения того или иного региона. Здесь надо сразу дать по рукам, чтобы он одумался. Этого не было сделано на конференции. Видимо, подействовали магические слова ученого, который сослался на высшее руководство республики, что имеется установка записаться аварцами представителей андо-дидойских народностей в предстоящей переписи. Как ни старались отдельные руководители республики скрывать от широкой общественности итоги переписи 2002 года, мы точно знаем, что тогда большинство андийцев записались андийцами. Половина дидойцев записались дидойцами, бежтинцев - бежтинцами. Одна треть ахвахцев записались ахвахцами, каратинцев - каратинцами, меньше одной трети чамалинцев записались чамалинцами, багулалцев - багулалцами и т. д. Видимо, определенным деструктивным силам аварской национальности пришлась не по душе такая тенденция. И теперь они решили отыграть эту ситуацию назад, используя административные рычаги президента республики. Не получится, господа, на дворе XXI век. И у нас в стране теперь, слава Богу, не большевистская диктатура. И в Дагестане пока что действует Конституция РФ. Поэтому такого рода установки не имеют законной силы. А если на местах кто - то станет выполнять такого рода указания высшего руководства, народ потребует их немедленной отставки. Нельзя бесконечно долго пренебрегать интересами так называемых бесписьменных андо-дидойских народов. Надо не на словах, а на деле становиться интернационалистами, и проповедовать гуманистические идеалы, а не махровые националистические идеи по аваризации андо-дидойских народов. Хотим мы этого или нет, но реалии сегодняшнего дня таковы, что в нашей республике проживают наряду с аварцами и андийцы, и кумыки, и ахвахцы, и дидойцы, и даргинцы, и лезгины, и рутульцы, и бежтинцы, и лакцы и десятки других братских народов, и русский язык стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Об этом говорил на конференции донской казак Сулейман-хаджи Мягков, принявший ислам. В нашей многонациональной республике русский язык играет ещё и консолидирующую и просветительскую, а также научно-образовательную роль. И это хорошо. Вместе с тем нам не следует забывать свои родные языки и своё историческое прошлое. Радует, что мы, представители так называемых бесписьменных андо-дидойских народов, стали интересоваться своей богатой историей, самобытной культурой, традициями и обычаями своих народов. Кто не любит свой народ, кто не воспитан на традициях и обычаях своего народа не может полюбить и представителей других народов, не может быть толерантным, терпимым к чужой культуре. У нас, у андо-дидойских народов, много общего, схожего как в языке, так и в менталитете. Видимо, это объясняется тем, что в старину мы имели одно государственное образование, которое называлось Дидостан. Под натиском воинственных кочевников оно распалось на мелкие вольные общества. Теперь андо-дидойские народности разобщены и живут в разных районах. Хвала Всевышнему, что мы, мусульмане, и живем в одной республике и в составе Российской Федерации, высший закон страны (Конституция РФ) которой гарантирует нам равные права. Поэтому мы одинаково любим и свою малую родину, и Дагестан, и Россию. Нам сегодня надо не воевать, а сотрудничать. Созидать, а не разрушать. Да будет так! ИншаАллагь РахIман.

Гаджиев Максуд , гл. редактор ахвахской газеты "Ашвадо-Ахвахцы".
Назад


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.