Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

Осмысление Дагестана

Абдулхабиров Магомед Абдулхабирович. Абдулхабиров Магомед Абдулхабирович.
id:000010009175
Одичание души начинается с возжелания зла другому, а преступление рождается сначала в мыслях, а затем реализуется руками. Вряд ли существуют святые, хотя и есть список святых в каждой религии. Неужто даже слово худого они не промолвили за всю жизнь? Других не осуждали? Себя не считали лучше других? И на зло отвечали молчанием или только добром? Непостижимо! Я не встречал таких, хотя общение с ними было бы весьма поучительным.

Абсолютные понятия скорее применимы к физике, а не к человеку. Потому что отсутствуют параметры измерения человеческих помыслов и поступков. И сам я, не претендуя на изложение истин последних или даже первых ступеней, давно ощущаю в себе не только тревогу за Дагестан, но еще и физически осязаемую, щемящую любовь к Дагестану. Это дает мне моральное право замечать не только восхождение, но и падение Дагестана, не только плюсы, но и минусы моей возлюбленной родины.

Всё это и побудило меня к раздумьям о внутренней архитектуре Дагестана и внешнем его лике, духовном здоровье и физическом самочувствии республики. Это не историографическая работа и всеохватная хроника событий. Это изложение моей боли о Дагестане. Это начало большой беседы о Дагестане...

Прежде всего я хочу поклониться каждому, кто служил славе, благополучию, могуществу, высоте и достоинству Дагестана во все времена. Они - наши звезды, наши вершины, наши высоты! Это они завещали нам достоинство и единство Дагестана. Жму руку каждому, кто сегодня чуточку больше служит Дагестану, нежели собственному карману. Это моя неизменная позиция. С этим прожил и с этим уйду. Мне противны воры во власти, ибо многие, а может быть даже и все, социальные катастрофы, разломанные судьбы и растоптанное достоинство исходят от них и случаются от эгоизма, ненасытности и бессовестности властвующих воров.

Каждый нормальный человек несет в себе любовь к своей семье, своему аулу, району, республики и стране. Каждый воспевает свой народ, его историю, традиции, красоту. И это понятно. Каждому дороги мелодии, песни, танцы, кулинария, вообще культура и язык своего народа. И это принимается всеми с пониманием. Порочно, когда с порога отвергается иное, когда начинают возглашать себя и превозносить свое, принижая другого и унижая других. Это как минимум мальчишество.

Идеология кичливости - самая короткая дорога к взращиванию воинствующих шовинистов и невежественных националистов. Это дорога порочных и опороченных. На этой стезе сеяли вражду, политизировали религию, возносили нацию и оболванивали легковерных, чтобы оправдать все свои гнусности. Такие фюреры и начинали войны. Когда аплодируют дьяволу, о разуме забывают.

Пытаюсь постичь душу родного Дагестана... Главное и самое волнующее для меня - это понять, как разноязычные народы Дагестана (их более 36) смогли, пройдя через гигантские социальные катаклизмы и большие исторические бури, сберечь дружбу, взаимоуважение и братство. Это уникальный феномен человеческого бытия. Никогда (НИКОГДА) народы Дагестана не воевали друг против друга. В годы лихолетья, когда в Дагестан приходили непрошеные варвары, народы Дагестана всегда (ВСЕГДА) собирались вместе, очищали землю от вооруженных мерзавцев, отстаивали достоинство и свободу Дагестана. Никогда (НИКОГДА) и никому (НИКОМУ) в истории не удалось расшатать прочность и устойчивость этого восхитительного и священного феномена. Помолимся за это! И потрудимся во имя этого! И тогда никакие политические бури и природные катаклизмы не будут страшны Дагестану!

В чем же сущность этого радующего нас всех феномена? В чем его анатомия, физиология и психология?

Да, не раз случались конфликты между дагестанскими аулами из-за пастбищ и прочих разных причин, но всегда старейшины (джамаат) аулов, в том числе и соседских, собирались оперативно и способствовали миру и согласию (маслаату) между конфликтующими сторонами.

Преклоняясь перед мудростью и мужеством предков, попробуем осмыслить обряд миросбережения в Дагестане, который может послужить другим народам как предмет для изучения и образец для подражания.

Дагестан - это ведь ООН в миниатюре. Почти у каждого аула Дагестана есть свои традиции. Есть аулы канатоходцев, златокузнецов и оружейников, бурочников и ковровщиц, виноделов и каменщиков, лудильщиков и наездников, героев и гончаров, поэтов и певцов, больших алимов (ученых) и красивых женщин, есть даже село юмористов. А сколько здорового и беззлобного подтрунивания и шуток в Дагестане друг над другом!

Издревле в мире, согласии и взаимном уважении сосуществовали в Дагестане три мировые религии - буддизм, христианство и ислам - вместе с элементами язычества. Это имеет место и сегодня. От этого кому-то плохо? Нет. А потому не следует навязывать извне новые правила общения. И не следует ортодоксам сыпать угрозами в адрес «неверных», ибо каждый в ответе перед Всевышним и собственной совестью, но не перед людьми, какого бы религиозного статуса они ни были. Не пристало навязывать другим свою ритуальность. Настырность конфессиональных «чистильщиков» становится агрессивной, пугающей, воинствующей, чрезмерной, диктаторской, кровавой и смертоносной. Иные проповедники стали религию превращать в политику, брать на себя государственные функции и даже продавать за деньги голоса верующих. Их надо остановить! Никто на Земле не может брать на себя миссию Бога, Пророка, Судьи и Палача.

Каждый выстраивает свою судьбу, но при этом никто не вправе посягать на судьбу другого. Есть только ответственность родителей и ответственность детей, а также ответственность в семье. Это незыблемо и не обсуждается.

Кровавые беды еще в недавнем прошлом и многие конфликты сегодня подогреваются заморскими долларами и чужеземными возжеланиями. Все это и сегодня актуально, ибо многими державами Кавказ обозначен как зона своих национальных интересов. Это подталкивает Кавказ к братоубийственным войнам. И Дагестан тоже подвергся и подвергается по сей день опасным испытаниям на прочность последователями «чистого ислама», посягателями на дагестанскую нефть и сторонниками расчлененной и разваленной России.

Дагестанцы никогда не потерпят глумления над своим историческим выбором. На этом пути немало ухабов, но никто не мешает нам выравнивать эти шероховатости.

В не меньшей степени меня волнуют также убогие мысли и коварные поступки политиков и политиканов, властолюбцев и власть предержащих, государственных карманников, продажных правоохранителей и новоявленных академиков с купленными дипломами. Деяния этой так называемой новейшей элиты Дагестана стали воистину угрожающими для самочувствия, состоятельности и целостности края.

До сих пор в Дагестане можно получить хорошие административные и финансовые дивиденды, когда начинаешь кричать от имени своего народа. При этом истинные народные нужды этого охрипшего оратора не волнуют. Он же о себе печется. Помню, один маститый «оппозиционер» быстренько стал «позиционером», когда его сыну подарили пивзавод.

Тем не менее... Я объездил весь Дагестан и смею утверждать, что не только природа здесь неповторима, но и человеческая щедрость дагестанцев удивительна, вне зависимости от их национальной и социальной принадлежности.

Правда, замечаю, что дагестанцы редко бывают в гостях друг у друга. Я не имею в виду горожан и смешанные свадьбы. Я встречал земляков из Южного Дагестана, которые никогда не бывали в районах Северного Дагестана и наоборот. И редко кто из равнинных дагестанцев ездит в горы, а горца не тянет на равнину. Получается, что мы живем в едином Дагестане, не бывая друг у друга и не зная друг друга.

В республиканской больнице Махачкалы мой друг знакомит меня с коллегой со словами: «Он - аварец». Я возмутился: «Это что, достоинство или порок?». Оказалось, что ныне в Дагестане даже в культурной среде национальность выпячивают на первый план во всех сферах жизни.

В последние годы в Дагестане произошла (этот процесс еще продолжается) очень опасная поляризация дагестанцев на богатых и нищих, на «чистых» и «нечистых» мусульман. Ректорские, министерские, депутатские и прочие должности стали национально квотированными. Бизнес, дипломы, премии, фонды, концерты, фестивали, кредиты становятся национально окрашенными. И самое грустное то, что многие мечети в городах стали мононациональными. В проповедях вновь и вновь говорится о грехе и аде, но нет ответов на политические, социальные, научные и житейские вызовы современности. Я в тревоге. Куда мы идем? Какие дьяволы нас подталкивают в пропасть? Куда мы придем и не приведет ли это к вседагестанской беде? Задуматься бы всем...

Лично для меня слово «дагестанец» ценнее, выше, больше, шире и дороже, чем слово «аварец». И дагестанскую историю и славу создавали все народы Дагестана, а не отдельные народы, как изображают иные писаки, называющие себя историками. В Дагестане нет пришлых и тех, кто древнее. В Дагестане все в ответе за все, что происходит в республике. И мы, дагестанцы, не хуже и не лучше других. Мы не ниже и не выше соседних народов.

Нам всем, дагестанцам, вне зависимости от верований и взглядов на мироустройство, выпала великая честь и долг беречь единство и достоинство Дагестана! Высочайшая миссия! Отступничество от этой миссии смертельно для Дагестана.

В Георгиевском зале Кремля имена великих россиян высечены золотом на мраморе. И этот список славы завершается именем генерал-губернатора, писателя, дипломата, разведчика и художника Али-Хана Мансудова Аварского, который верой и правдой служил России. В Великую Отечественную Дагестан подарил стране 57 Героев Советского Союза. И в августе-сентябре 1999-го дагестанцы показали не только героизм, но и любовь к России и ее армии.

Тогда в Ботлихе матери и жены запретили всем мужчинам старше 14 лет обедать и даже ночевать дома, пока не очистят они родные аулы от озверевших захватчиков и подлых предателей. И дагестанские мужчины и юноши ели из одного котла вместе с солдатами России, а невоюющие дагестанцы обеспечивали воинов едой и одеждой. Восхищению Владимира Путина не было предела, он дважды прилетал в Ботлих! И публично на всю страну благодарно признавался в любви к Дагестану.

А вот приглашать на мирную работу в правительство России дагестанцев забывают. Выходит, не доверяют нам в мирное время? Или не догадываются о способностях дагестанцев на мирном поприще? Да и московская милиция пристает к дагестанцам и свой личный бюджет пополняет за их счет. Умом Россию не всегда понять можно, но и другой России у нас нет. Не будем строгими к России, ибо и там взяточничество давно стало подменой закону, а в продажном доме справедливости не бывает и государственную мудрость искать бесполезно. Как замечено давно, в Россию нужно продолжать верить. А вдруг наступят времена еще при нашей жизни, когда власти начнут доверять не только петербуржцам, но и дагестанцам тоже? Мы тоже государствообразующий народ! Или я ошибаюсь? Может, в Москве так не считают? И тем не менее, дагестанцы Россию в обиду не дадут, и знамена Российской Федерации всюду реют в Дагестане.

Да, у нас много скверного, болезненного, несправедливого. Но это не дает никому права еще более усугублять боль Дагестана. Попробуем быть прозорливыми, мудрыми и просвещенными. Взываю ко всем - берегите и возвышайте Дагестан! И перед молитвой спрашивайте себя каждый раз: а что я сделал доброго для Дагестана? Дагестан у нас один. Другого нет и другого не будет.



Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.