Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Осмысление Дагестана

Абдулхабиров Магомед Абдулхабирович. Абдулхабиров Магомед Абдулхабирович.
id:000010009175
Одичание души начинается с возжелания зла другому, а преступление рождается сначала в мыслях, а затем реализуется руками. Вряд ли существуют святые, хотя и есть список святых в каждой религии. Неужто даже слово худого они не промолвили за всю жизнь? Других не осуждали? Себя не считали лучше других? И на зло отвечали молчанием или только добром? Непостижимо! Я не встречал таких, хотя общение с ними было бы весьма поучительным.

Абсолютные понятия скорее применимы к физике, а не к человеку. Потому что отсутствуют параметры измерения человеческих помыслов и поступков. И сам я, не претендуя на изложение истин последних или даже первых ступеней, давно ощущаю в себе не только тревогу за Дагестан, но еще и физически осязаемую, щемящую любовь к Дагестану. Это дает мне моральное право замечать не только восхождение, но и падение Дагестана, не только плюсы, но и минусы моей возлюбленной родины.

Всё это и побудило меня к раздумьям о внутренней архитектуре Дагестана и внешнем его лике, духовном здоровье и физическом самочувствии республики. Это не историографическая работа и всеохватная хроника событий. Это изложение моей боли о Дагестане. Это начало большой беседы о Дагестане...

Прежде всего я хочу поклониться каждому, кто служил славе, благополучию, могуществу, высоте и достоинству Дагестана во все времена. Они - наши звезды, наши вершины, наши высоты! Это они завещали нам достоинство и единство Дагестана. Жму руку каждому, кто сегодня чуточку больше служит Дагестану, нежели собственному карману. Это моя неизменная позиция. С этим прожил и с этим уйду. Мне противны воры во власти, ибо многие, а может быть даже и все, социальные катастрофы, разломанные судьбы и растоптанное достоинство исходят от них и случаются от эгоизма, ненасытности и бессовестности властвующих воров.

Каждый нормальный человек несет в себе любовь к своей семье, своему аулу, району, республики и стране. Каждый воспевает свой народ, его историю, традиции, красоту. И это понятно. Каждому дороги мелодии, песни, танцы, кулинария, вообще культура и язык своего народа. И это принимается всеми с пониманием. Порочно, когда с порога отвергается иное, когда начинают возглашать себя и превозносить свое, принижая другого и унижая других. Это как минимум мальчишество.

Идеология кичливости - самая короткая дорога к взращиванию воинствующих шовинистов и невежественных националистов. Это дорога порочных и опороченных. На этой стезе сеяли вражду, политизировали религию, возносили нацию и оболванивали легковерных, чтобы оправдать все свои гнусности. Такие фюреры и начинали войны. Когда аплодируют дьяволу, о разуме забывают.

Пытаюсь постичь душу родного Дагестана... Главное и самое волнующее для меня - это понять, как разноязычные народы Дагестана (их более 36) смогли, пройдя через гигантские социальные катаклизмы и большие исторические бури, сберечь дружбу, взаимоуважение и братство. Это уникальный феномен человеческого бытия. Никогда (НИКОГДА) народы Дагестана не воевали друг против друга. В годы лихолетья, когда в Дагестан приходили непрошеные варвары, народы Дагестана всегда (ВСЕГДА) собирались вместе, очищали землю от вооруженных мерзавцев, отстаивали достоинство и свободу Дагестана. Никогда (НИКОГДА) и никому (НИКОМУ) в истории не удалось расшатать прочность и устойчивость этого восхитительного и священного феномена. Помолимся за это! И потрудимся во имя этого! И тогда никакие политические бури и природные катаклизмы не будут страшны Дагестану!

В чем же сущность этого радующего нас всех феномена? В чем его анатомия, физиология и психология?

Да, не раз случались конфликты между дагестанскими аулами из-за пастбищ и прочих разных причин, но всегда старейшины (джамаат) аулов, в том числе и соседских, собирались оперативно и способствовали миру и согласию (маслаату) между конфликтующими сторонами.

Преклоняясь перед мудростью и мужеством предков, попробуем осмыслить обряд миросбережения в Дагестане, который может послужить другим народам как предмет для изучения и образец для подражания.

Дагестан - это ведь ООН в миниатюре. Почти у каждого аула Дагестана есть свои традиции. Есть аулы канатоходцев, златокузнецов и оружейников, бурочников и ковровщиц, виноделов и каменщиков, лудильщиков и наездников, героев и гончаров, поэтов и певцов, больших алимов (ученых) и красивых женщин, есть даже село юмористов. А сколько здорового и беззлобного подтрунивания и шуток в Дагестане друг над другом!

Издревле в мире, согласии и взаимном уважении сосуществовали в Дагестане три мировые религии - буддизм, христианство и ислам - вместе с элементами язычества. Это имеет место и сегодня. От этого кому-то плохо? Нет. А потому не следует навязывать извне новые правила общения. И не следует ортодоксам сыпать угрозами в адрес «неверных», ибо каждый в ответе перед Всевышним и собственной совестью, но не перед людьми, какого бы религиозного статуса они ни были. Не пристало навязывать другим свою ритуальность. Настырность конфессиональных «чистильщиков» становится агрессивной, пугающей, воинствующей, чрезмерной, диктаторской, кровавой и смертоносной. Иные проповедники стали религию превращать в политику, брать на себя государственные функции и даже продавать за деньги голоса верующих. Их надо остановить! Никто на Земле не может брать на себя миссию Бога, Пророка, Судьи и Палача.

Каждый выстраивает свою судьбу, но при этом никто не вправе посягать на судьбу другого. Есть только ответственность родителей и ответственность детей, а также ответственность в семье. Это незыблемо и не обсуждается.

Кровавые беды еще в недавнем прошлом и многие конфликты сегодня подогреваются заморскими долларами и чужеземными возжеланиями. Все это и сегодня актуально, ибо многими державами Кавказ обозначен как зона своих национальных интересов. Это подталкивает Кавказ к братоубийственным войнам. И Дагестан тоже подвергся и подвергается по сей день опасным испытаниям на прочность последователями «чистого ислама», посягателями на дагестанскую нефть и сторонниками расчлененной и разваленной России.

Дагестанцы никогда не потерпят глумления над своим историческим выбором. На этом пути немало ухабов, но никто не мешает нам выравнивать эти шероховатости.

В не меньшей степени меня волнуют также убогие мысли и коварные поступки политиков и политиканов, властолюбцев и власть предержащих, государственных карманников, продажных правоохранителей и новоявленных академиков с купленными дипломами. Деяния этой так называемой новейшей элиты Дагестана стали воистину угрожающими для самочувствия, состоятельности и целостности края.

До сих пор в Дагестане можно получить хорошие административные и финансовые дивиденды, когда начинаешь кричать от имени своего народа. При этом истинные народные нужды этого охрипшего оратора не волнуют. Он же о себе печется. Помню, один маститый «оппозиционер» быстренько стал «позиционером», когда его сыну подарили пивзавод.

Тем не менее... Я объездил весь Дагестан и смею утверждать, что не только природа здесь неповторима, но и человеческая щедрость дагестанцев удивительна, вне зависимости от их национальной и социальной принадлежности.

Правда, замечаю, что дагестанцы редко бывают в гостях друг у друга. Я не имею в виду горожан и смешанные свадьбы. Я встречал земляков из Южного Дагестана, которые никогда не бывали в районах Северного Дагестана и наоборот. И редко кто из равнинных дагестанцев ездит в горы, а горца не тянет на равнину. Получается, что мы живем в едином Дагестане, не бывая друг у друга и не зная друг друга.

В республиканской больнице Махачкалы мой друг знакомит меня с коллегой со словами: «Он - аварец». Я возмутился: «Это что, достоинство или порок?». Оказалось, что ныне в Дагестане даже в культурной среде национальность выпячивают на первый план во всех сферах жизни.

В последние годы в Дагестане произошла (этот процесс еще продолжается) очень опасная поляризация дагестанцев на богатых и нищих, на «чистых» и «нечистых» мусульман. Ректорские, министерские, депутатские и прочие должности стали национально квотированными. Бизнес, дипломы, премии, фонды, концерты, фестивали, кредиты становятся национально окрашенными. И самое грустное то, что многие мечети в городах стали мононациональными. В проповедях вновь и вновь говорится о грехе и аде, но нет ответов на политические, социальные, научные и житейские вызовы современности. Я в тревоге. Куда мы идем? Какие дьяволы нас подталкивают в пропасть? Куда мы придем и не приведет ли это к вседагестанской беде? Задуматься бы всем...

Лично для меня слово «дагестанец» ценнее, выше, больше, шире и дороже, чем слово «аварец». И дагестанскую историю и славу создавали все народы Дагестана, а не отдельные народы, как изображают иные писаки, называющие себя историками. В Дагестане нет пришлых и тех, кто древнее. В Дагестане все в ответе за все, что происходит в республике. И мы, дагестанцы, не хуже и не лучше других. Мы не ниже и не выше соседних народов.

Нам всем, дагестанцам, вне зависимости от верований и взглядов на мироустройство, выпала великая честь и долг беречь единство и достоинство Дагестана! Высочайшая миссия! Отступничество от этой миссии смертельно для Дагестана.

В Георгиевском зале Кремля имена великих россиян высечены золотом на мраморе. И этот список славы завершается именем генерал-губернатора, писателя, дипломата, разведчика и художника Али-Хана Мансудова Аварского, который верой и правдой служил России. В Великую Отечественную Дагестан подарил стране 57 Героев Советского Союза. И в августе-сентябре 1999-го дагестанцы показали не только героизм, но и любовь к России и ее армии.

Тогда в Ботлихе матери и жены запретили всем мужчинам старше 14 лет обедать и даже ночевать дома, пока не очистят они родные аулы от озверевших захватчиков и подлых предателей. И дагестанские мужчины и юноши ели из одного котла вместе с солдатами России, а невоюющие дагестанцы обеспечивали воинов едой и одеждой. Восхищению Владимира Путина не было предела, он дважды прилетал в Ботлих! И публично на всю страну благодарно признавался в любви к Дагестану.

А вот приглашать на мирную работу в правительство России дагестанцев забывают. Выходит, не доверяют нам в мирное время? Или не догадываются о способностях дагестанцев на мирном поприще? Да и московская милиция пристает к дагестанцам и свой личный бюджет пополняет за их счет. Умом Россию не всегда понять можно, но и другой России у нас нет. Не будем строгими к России, ибо и там взяточничество давно стало подменой закону, а в продажном доме справедливости не бывает и государственную мудрость искать бесполезно. Как замечено давно, в Россию нужно продолжать верить. А вдруг наступят времена еще при нашей жизни, когда власти начнут доверять не только петербуржцам, но и дагестанцам тоже? Мы тоже государствообразующий народ! Или я ошибаюсь? Может, в Москве так не считают? И тем не менее, дагестанцы Россию в обиду не дадут, и знамена Российской Федерации всюду реют в Дагестане.

Да, у нас много скверного, болезненного, несправедливого. Но это не дает никому права еще более усугублять боль Дагестана. Попробуем быть прозорливыми, мудрыми и просвещенными. Взываю ко всем - берегите и возвышайте Дагестан! И перед молитвой спрашивайте себя каждый раз: а что я сделал доброго для Дагестана? Дагестан у нас один. Другого нет и другого не будет.



© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.