Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

УММА-ХАН - ПРАВИТЕЛЬ ЧЕБЕРЛОЯ

В последней четверти XVIII века часть горных районов Чечни оказалась в вассальной зависимости от Аварского ханства. Когда произошло это присоединение, неизвестно. Известно лишь, что аварский правитель Умма-хан (Омар-хан) получал налоги с целого ряда горных аулов.

Дагестанские хроники не упоминают походов этого правителя в Чечню. Возможно, что «вилаят Чабрил» (чечен. -ЧIаберлой) принял его патронаж добровольно. Хронисты писали, что авторитет Умма-хана был довольно высок и смог привлечь к нему множество новых обществ собственно Аварии. До недавнего времени память о нем, как о сильном и справедливом правителе, бытовала в горах Дагестана.

Вот что говорит о суверене Аварского ханства Хайдарбек Геничутлинский, дагестанский историк-биограф второй половины XIX века:

«Этот Умма-хан… был красивым мужчиной, преисполненным глубокого достоинства, человеком выдержанным и в то же время отважным, приветливым и благодетельным…

С людьми, находившимися в унылом состоянии, он старался перекидываться шутками, чтобы редким, интересным словцом или выражением успокоить их и даже развеселить. Из уст его никогда не исходили гнусные слова и гневные речи. Умма-хан вообще относился к людям с состраданием, был щедр по отношению к ним и оказывал помощь любому несправедливо обиженному человеку, который обращался к нему с просьбой об этом.

Умма-хан регулярно обследовал положение дел в своем войске, кормил голодных, дарил одеяния плохо одетым, выслушивал тех, что приходили к нему со своими нуждами, а также оказывал помощь беднякам с учетом, однако, их реального состояния. Он справедливо разрешал тяжбы, возникавшие между жестокими притеснителями и потерпевшими-бедняками. Сам никого не притеснял.

Этот Умма-хан был человеком чрезвычайно мягким и щедрым. Занимаясь политикой, управляя народом, он максимально избегал жестокостей. Когда одерживал победы, получал над кем-нибудь в чем-либо превосходство, соответствующих этому горделивых речей не произносил, [потомству] пленных оказывал уважение, раздавал многие богатства и в результате удостаивался наивысших похвал. Он одарил тысячи людей и, естественно, поэтому его щедрость и великодушие получили широкую известность.

К числу его похвальных качеств и особенностей характера относились отвага, выдержка и стойкость в бою, проявляемая, причем, и тогда, когда вся масса людей уже дрогнула. Он презирал страх.

Величие Умма-хана проявлялось и в том, что казнь мусульманина он считал событием экстраординарным».

Вполне возможен вариант, что чIаберлой примкнули к Умма-хану добровольно, надеясь использовать его военный потенциал в качестве защиты своих интересов перед соседями, либо как к удачливому военному предводителю.


Селение КенхиСеление Кенхи
id:2026

Как происходило присоединение горных чеченских обществ к Аварскому ханству нам неизвестно, но по сохранившемуся документу, именуемому «Подати аварскому хану», можно заключить, что в области его влияния оказались селения, выплачивавшие Умма-хану установленные подати: КIесалой — 12 овец и 4 ягненка; Цикарой — 20 овец; Кенхи — 21 овца; Кхокхада — 3 овцы и 1 коза; Макажой, Садой, ХIиндой — 20 овец в год и т.д.

Тем не менее, уже в начале XIX века горные общества Чечни избавляются от власти аварских владетелей. После смерти Умма-хана в 1801 году ханский дом в Хунзахе, столице Аварии, не смог достичь того процветания и могущества, как при предшественниках, теряя власть даже над соседними аварскими обществами.

В конце XVIII века, несмотря на провал восстания под предводительством Шейха Мансура (1785), чеченцы все явственнее ощущают свою силу. Процесс роста политического и военного влияния Чечни на окрестные народы означал уничтожение даже той мнимой зависимости отдельных чеченских обществ от соседних феодалов, на которую часто ссылались царские историки. Многие чеченские уздени конца XVIII века «по своей знатности из большинства более имеют силы, нежели князья».

Грозное восстание чеченцев и кумыков заставило царское правительство пересмотреть некоторые вопросы своей политики на Северном Кавказе. К вниманию стали приниматься жалобы горцев на несправедливости и притеснения, творимые как местными феодалами, так и царскими чиновниками, поставленными на местах. Так, например, кумыки, говоря о причинах своего выступления на стороне Мансура, называли бесчинства князей, причем, вину за это возлагали и на российских администраторов, попустительстовавшим беззаконию. Крестьяне неоднократно обращались к властям за защитой ог произвола князей. В одном из писем говорилось:

«Просили им [князьям] запретить отнимать у нас безвинно скот наш; за воровство же и шалости наложить на творящих оное штраф. Но не видя укрощения, принужденными нашлись, согласясь с другими, присягнуть имаму [Мансуру] с тем, чтобы разбирались ссоры и тяжбы по закону включая при этом и то, чтоб быть к России в верности».



Индарби БЫЗОВ © "Объединенная газета" http://www.ob-gaz.ru

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.