Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

АДАТЫ БАГУЛАЛ



Мусалова Заира

РОССИЯ - это многонациональное государство, на территории которого проживает множество народов. Изучение истории каждого, даже самого малочисленного народа необходимо для создания целостной картины, целостного представления о нашей Родине. Никакое общество не будет процветать материально и духовно, если не будет знать своих истоков, своей истории. В России 89 субъектов, народов гораздо больше, но мы должны приложить все усилия, чтобы сохранить все существующие относы, их языки, культуру, обычаи, иначе невозможно возрождение России в целом. Дагестан занимает в этом отношении особое место. Ни в каком другом регионе России нет такого разнообразия культур, народов и особенно языков. Но в то же время нигде так остро не ставиться проблема утраты традиций, потери тесной связи человека с историей его народа. В последние годы наблюдается рост интереса к истории Дагестана, как со стороны историков, этнографов, так и со стороны населения, и это, безусловно, имеет свои плюсы.

Изучение любого дагестанского народа невозможно без изучения основного источника права, обычаев - адата. Адат издревле присутствовал в Дагестане и играл значительную роль в жизни людей, определяя их поведение. Адат - слово арабское, означающее "обычай", "привычка". В странах мусульманского мира слово обозначало немусульманское (аджамское) право. В Дагестане под словом "адат" понимали: во-первых, этнографические нормы и, во-вторых, непосредственно нормы права. Составители различных сборников адатов "вольных обществ" как право отсеивали первую категорию, выделяя для записи лишь самое важное. Но при изучении истории нельзя, конечно, отвергать что-то, а что-то оставлять. Дагестан богат самыми разнообразными и противоречивыми адатами, при их изучении перед исследователями возникают некоторые проблемы:
это, конечно, отсутствие достаточного количества письменных источников, это связано с тем, что адаты очень редко записывались, они преподавались из поколения в поколение устно, существовали в сознании людей: и даже те сборники, которые сейчас найдены, не способны достаточно полно отразить весь объем существовавших в прошлом адатов и их развитие;
вторая трудность вытекает из уже сказанного: при поверхностном взгляде кажется, что в изучении адатов нет ничего сложного, т.к. они и сейчас играют значительную роль в жизни дагестанцев, но на самом деле существующие сейчас адаты - это существенно измененные адаты прошлых времен (хотя, конечно, существует и преемственность).

Первоначально адат существовал как единственная форма регулирования поведения людей, но с развитием ислама, движением его на Северный Кавказ появился новый регулятор общественных отношений - шариат. В разное время эти две "правовые системы" по-разному соотносились. Адат, как правило, регулировал вопросы уголовного права, правила совершения тех или иных обрядов. Существуют даже письменные источники права подтверждающие, что уголовные дела изымаются из шариатского суда.

Шариат регулировал в основном вопросы гражданского, семейного права, отношение человека к религии и пр. Существование одновременно двух регуляторов общественных отношений приводило к биюридизму, к существованию двух самостоятельных правовых систем. Многие политические деятели Дагестана видели все "минусы" сложившейся ситуации. Адаты не способствовали объединению Дагестана, поскольку они не были единообразны для всех, имели различия, иногда существенные. Незнание адатов соседнего села могло привести к серьезным конфликтам. Кроме того нормы адатов иногда вступали в противоречие с нормами шариата, это подрывало авторитет ислама. Наиболее просвещенные религиозные лидеры пришли к выводу о необходимости борьбы с адатом, а образовавшуюся пустоту надо было заполнить исламскими нормами, традициями. Первым, кто не просто серьезно задумался об этой проблеме, но и начал действовать, был первый имам Дагестана Гази-Магомед. Его дело продолжили Гамзат-Бек и Шамиль. Их деятельность в этом направлении выражалась в принятии законов, которыми адаты заменялись нормами шариата, либо вообще запрещались. В начале шариат сталкивался с острым сопротивлением со стороны адатов и прежнего общественного устройства жизни горцев. Причин стойкости адатов много. В этом были заинтересованы аксакалы, чукби, карты ("хранители адатов"), старейшины - которых адатный суд обеспечивал средствами. Против искоренения адатов выступали и феодалы (ханы, беки), так как вся их жизнь - и общественная, и политическая, и экономическая, была основана на адатах. Ханы не допускали и мысли о централизации, создании в Дагестане единой государственной системы. Каждый хан имел свое владение: один в Аварии, другой - в Казикумухе, третий - в Южном Дагестане и т.д. Такая феодальная раздробленность, быт и нравы ханов, отношение их к народу основались на адатах. Кроме того, адаты позволяли ханам управлять народом, собирать подати и т.д. Ханы владели землями, домами, другим имуществом, в их распоряжении были рабы, райяты, зависимое узденство. Все это случалось согласно адатн

ым нормам, основой городской жизни. Во время войны на Кавказе борьба адата и шариата принимает политический оборот, т.к. здесь затрагиваются интересы феодалов и русской администрации. Интерес царизма выражался в стремлении не допустить объединение Дагестана. Поэтому после Кавказской войны было решено принять меры для восстановления и укрепления адатов. Наместник А. И. Барятинский отмечал, что "адат" не имея начала духовного, беспрепятственно покорится изменениям в шариате по самому его смыслу составляют уже вопрос совести и верования мусульманина". Как бы то ни было, не удалось искоренить ни адат, ни шариат. После революции Советская власть взяла курс на искоренение всяких "пережитков феодализма" (то есть и адата и шариата). Но прошло семьдесят лет, а в Дагестане так до сих пор и существует адат и шариат. Таким образом, в наши дни в Дагестане действует три регулятора общественных отношений: законодательство РФ И РД, шариат и адат (между которыми разделены сферы влияния). Именно из-за такой тройственности сейчас особенно интересно изучение адатов народов Дагестана. А поскольку адаты имеют особенности в каждом конкретном ауле, селе, то и изучать их надо в отношении конкретного аула.

Вот уже несколько сотен лет живет в одном из районов горного Дагестана одна малочисленная народность - багулалы. Их название вряд ли о чем-то скажет простому жителю России, об их существовании даже в Дагестане знают не все. Последние десятилетия багулалы были причислены к аварцам, наиболее близкой и более многочисленной нации, но, тем не менее, они сохранили свою самобытность, свои традиции и обычаи, не "растворились" полностью среди аварцев, вобрав в себя лучшие "аварские" качества, они не потеряли свое лицо. Багулалы - это гордый, мужественный народ, перенесший со всеми дагестанцами все тяготы, которые пришлось перенести Дагестану. История багулалов во многом схожа с историей многих других малочисленных народностей Дагестана, которые были слиты с более крупными, близкими по культуре, языку народами.

Багулалы живут в современных Цумадинском и Ахвахском районах Дагестана. В союз багулальских общин входят следующие села: Хуштада, Кванада, Тлондода, Гимерсо (Цумадинский район), Тлибишо и Тильси (Ахвахский район). С XIX века центром багулал (или иначе багвалинцев) было село Хуштада, а до этого с. Кванада. Все эти селения находятся на северном скате Богоского хребта на правом берегу Андийского койсу. Вокруг находятся аналогические союзы сельских общин: на левом берегу Андийского койсу - чамали, на северо-востоке от багулалов - ахвахцы и каратинцы, и др.

Союзами сельских общин или вольными обществами в Дагестане назывались объединения нескольких сельских общин и отселков в один союз. Изначально это не были поселения одной народности, но постепенно они все настолько ассимилировались друг в друге, что это уже был один народ, со своим языком, культурой, обычаями (хотя, конечно, нужно отменить, что в союзы объединялись лишь "родственные" по традициям, языку села).

Села, входившие в один союз располагались близко друг к другу, что позволяло в минуты опасности оперативно и эффективно вести оборону. Когда опасность была особенно сильной создавались союзы вольных обществ ("союзы союзов"), например, союз вольных обществ мог включать в свой состав багулалов, ахвахцев, каратинцев, тиндалов. В частности такие союзы образовывались для борьбы с внешними завоевателями вместе с народами Дагестана (разгром войск Надир-Шаха), или даже для борьбы против аварских нуцалов, пытавщихся подчинить своему влиянию эту часть Дагестана.

Но в каждом селе, входившем в союз сельских общин было свое управление. Итак, в организации жизни багулал можно выделить два уровня:

  • 1. Сельская община, на этом уровне управление осуществлял сельский джамаат (собрание, сходка сельчан - либо всех вместе, либо лишь наиболее уважаемых, старейшин.
  • 2. Объединение нескольких сел - союз сельских общин - багулалы - этот союз имел общее руководство и дружину на случай войны или набегов, подчиняющиеся выбранному главе общества.
  • Наиболее важные вопросы решались на собрании выборных представителей всего багулалского общества, которое называлось - Багъа (совет сельских правителей - гIадилов), обсуждение происходило в "багъалъ сьащ" (поляна схода представителей сельских общин). Нередко на багулальском сходе приходилось принимать решение о выступлениях против "соседей".

    Суровый климат, постоянная угроза нападения отложили отпечаток на жизнь багулал. Природа здесь величава, горда, холодна и сурова с людьми, живущими на отвесных склонах, красота и величие гор полностью отражает название Дагестана - "Страна гор". Тяжелый, почти каторжный труд, суровая природа сделали из горцев людей, упорных, терпеливых, трудолюбивых, гордых. Багулалы именно такие.

    Все села, входящие в союз багулал, во многом схожи. Поэтому для того, чтобы охарактеризовать их в целом, их обычаи, традиции, остановимся на одном из этих сел - с.Хуштада. Существует легенда о возникновении села. Приблизительно 500 - 600 лет назад на территории современного с. Хуштада существовало несколько отдельных поселений (образовавших в последствии тухумы) - каждое поселение состояло из 30 - 40 дворов, все они были одноязычны. Старейшины на общем собрании приняли решение объединиться. Главной причиной объединения была необходимость обороны от набегов соседей. Но Чало - глава одного из наиболее многочисленных и важных в стратегической точки зрения поселений, без которого смысл объединения терялся, категорически отказывался присоединиться к остальным. Ничто не могло переубедить упрямого старика, (он был тверд, своенравен, не соглашался ни на какие уступки) тогда его сын пошел на крайность - он сам убил своего отца, после чего возникло Хуштада.

    Этимология названия села произошло по одной версии от аварского хош - "дорожный знак", а по другой, от аварского хъуштIи - "оползень".

    Интересным представляется социальное расслоение у хуштадинцев. Население села составляли свободные общинники - уздеки, делившиеся на тухумы. В Дагестане тухумом принято называть узкую группу людей связанных между собой или кровным родством или местом происхождения. Для обозначения круга более дальних родственников в аварском языке существует специальный термин "тлибиль" (кьибиль), что на багулалском звучит как "гьай". В тлибиль входит два, три и более тухумов. В Хуштада всего три тлибиля, восходящие к тем трем поселениям, из которых и образовалось село. Это во-первых, Элли гьай (багул.- "род в верховьях") - включающие в себя следующие тухумы: гIумарахIажухIумдари, щундалари, гьанжиквари, махIатолари, будунари, чанкурари, инхулъари, хIажарари. Во- вторых, это Шамхал гьай ( багул. "род шамхала, князя"), включающий в себя къунчарари, гентела дибирари, къорухIундари, хIажилари, алихIари, хIажиямукIундари, пирихIундари. И, наконец, третий тлибиль - Исси гьай (багул. - "род у родника") в который входили: солманари, аисахIажари, хIажарари,мукIумахIадари, чIикIасари, исамахIадари, никIухIундари, юсупари.

    Общинники внутри этих тухумов были не равноправны. Среди представителей каждого гьая выделялись более знатные, менее знатные и особая категория -хъазахъи - потомки грузинских пленников. В далеком прошлом многие хуштадинцы зарабатывали на жизнь тем, что "воровали" в соседней Грузии людей, возвращая их за выкуп. Но иногда по разным причинам пленных не выкупали и они оставались в Хуштада. Хъазахъи относились (и относятся до сих пор ) к тому роду, гьаю, представитель которого когда-то украл их предка. Больше всего хъазахъов в роде Элли гьай. Хазахьи не были рабами, какое-то время жили в доме своего "похитителя" не правах слуг, потом отделялись, становились полноправными членами джамаата. Но все же существовали некоторые моменты, не позволяющие говорить об их абсолютно равном положении. Например, представители более знатных семей старались не отдавать свою дочь за къазахъа, такое положение существует и сейчас в некоторых хуштадинских семьях.

    В жизни багулал очень важное место занимает религия - ислам. В с.Хуштада принятие ислама совпадает по времени с моментом возникновения села. Если сравнивать багулал с другими народностями Дагестана, то можно сказать, что это один из самых стойких в своей вере народов республики. Веру багулал не сломили ни антиисламская деятельность царской России, ни семьдесят безбожных лет Советской власти. Доказательством этому может служить то, что в с.Хуштада даже в Советское время действовала мечеть. Среди багулал были и известные всему Дагестану и даже мусульманам за его пределами ученые - арабисты. Из с.Хуштада, в частности, "вышли" такие арабисты, как Пирмагомед-Х1ажи, Газимагомед-Х1ажи, Мусалав-Х1ажи, наиб Шамиля - Закария - Х1ажи.

    Что же касается багулалов в целом, то по данным переписи 1926 г. их насчитывалось 3301 человек, сейчас же их число, с учетом багвалинцев, проживающих в России и за рубежом, достигнет 8-10 тыс человек.

    Конечно же, для полной характеристики багулал необходимо рассказать об адатах. Подавляющее число адатов не фиксировались в письменных источниках и передавались из поколения в поколение устно. Но некоторые письменные источники, содержащие адаты багулал сохранились, это, например, "Протокол схода жителей села Хуштада" (1904 г.), существуют сборники адатов, в которых затронуты и адаты некоторых сел багулальского вольного общества.

    Адаты определяли поведение человека во всех его проявлениях, во всех сферах его жизни. Условно можно выделить следующие сферы действия адатов:

  • 1) адаты, регулирующие вопросы брака и семьи;
  • 2) адаты, направленные на разрешение земельных споров;
  • 3) адаты, определяющие оказания за правонарушения.

  • 1. Адаты, регулирующие вопросы брака и семьи.

    Эту категорию адатов составляют обрядовые адаты, регулировавшие сватовства, некоторые свадебные обычаи, а так же вопросы супружеских взаимоотношений, отношений между родственниками.

    Все обычаи, связанные со сватовством, а затем и со свадьбой очень скрупулезно регулируют те или иные моменты, которые могут возникнуть, что зачастую позволяет избежать многих неприятностей. Раньше молодые люди разных полов не общались друг с другом, поэтому возможности ближе узнать возможных претендентов (претенденток) на роль спутника (спутницы) жизни не было. Как правило, будущего жениха или невесту выбирали родители, хотя согласие молодых было обязательно (конечно, были и случаи, когда парня или девушку заставляли выйти замуж или жениться). Критериями выбора были: во-первых, знатность, т.е. родители смотрели на род, на его предков, на статус родственников (отношение односельчан к ним), во-вторых, имущественное положение, в-третьих, личные качества (невесты), в четвертых, внешние данные.

    Сватать девушку посылали наиболее уважаемых родственников жениха. Обычно сватовству предшествовало неофициальное получение согласия невесты и ее матери. Это делалось, что бы сваты не оказались в глупом и неприятном положении в случаи отказа. Предварительное согласие получали близкие родственницы жениха. Они либо спрашивали у самой девушки, либо у ее родителей, которые затем спрашивали согласия у дочери. Чаще люди предпочитали второй вариант, поскольку он позволял родителям "отсеивать" неподходящих женихов. Сваты - приходили в дом невесты, чтобы спросить согласия отца невесты. Это все проходило в соответствии с определенным ритуалом. Родители невесты, прежде чем дать окончательное согласие, как правило, советовались со своими близкими родственниками. Следующим этапом сватовства был приезд родственниц жениха, это происходило только после получения согласия. Гости и хозяева дарили друг другу подарки, особо регулировались подарки невесте, которые в разные времена были различны. Примерно через неделю после этого к невесте приезжал жених с друзьями. После этого посещения между семьями жениха и невесты складывались тесные связи. Они вместе праздновали праздники, помогали друг другу в сельхозработах, в других ситуациях. Промежуток времени между сватовством и свадьбой мог быть каким угодно, по соглашению сторон.

    Свадьба длится два и более дней. Первый день у невесты, остальные у жениха. В первый день за невестой едут две женщины и один мужчина в сопровождении множества родственников и охраны со стороны жениха. Это происходит ближе к вечеру. До этого в дом невесты приходит жених для регистрации брака по шариату, после чего он уходит. Невесту отводят в дом жениха, все это сопровождается шутками, весельем, песнями, взаимным дарением подарков. Невесту отводят в отдельную комнату. С этого момента все организационно-распорядительные функции выполняет друг жениха, он обеспечивает охрану, доступ к молодым. Жених должен подчиняться другу. До поступления ночной молитвы жених не может зайти к невесте.

    На следующий день жених должен выйти из комнаты до наступления утренней молитвы, а с невестой остается ее подруга. Рано утром дети собираются с восходом солнца у дома жениха, родителей невесты и кричат: "Яри-яри-яри" им кидают сладости. Этот обряд называется "яшишо", в нем участвует только несовершеннолетние мальчики. После получения сладостей дети желают что-нибудь молодым.

    Во время свадьбы невеста не может выходить за стол; вообще до того момента, когда родители жениха пригласят к себе молодых, она не может никуда уходить - обычно это происходило после третьего дня. Следующими приглашают молодых родители невесты, затем друг жениха, подруга невесты, другие близкие родственники. Каждое это приглашение своего рода "микросвадьба". Приблизительно на 7-ой день происходит обряд выхода невесты за водой. Невеста со своими подругами - молодыми девушками (все одеты нарядно) идет за водой. На это событие собираются молодые парни. Этот обряд имеет двойное значение:

    1) невеста "превращается" в полноценную жену и хозяйку дома, освобождается от опеки своей подруги;

    2) молодые парни присматривали себе невест.

    Дальнейшие супружеские отношения регулировались в основном шариатом; в случаи возникновения каких-либо конфликтов, спор сначала разрешается между родственниками, а затем имам мечети. Адатами регулировалась ответственность за внебрачные половые связи - обычно эти мужчина и женщина должны были выплатить какую-то сумму в пользу общины. Если мужчина и женщина будут убиты в тот момент, когда они будут наедине, то убийца не отвечает ничем и они остаются без отмщения. За изнасилование или попытку изнасилования виновный должен выплатить определенную сумму, а в случаи, если преступление было совершено в отношении несовершеннолетней с ее согласия, то он должен жениться на ней.

    2. Адаты, направленные на разрешение земельных споров.

    Земля делилась на частную (мульк), мечетскую (вакуф) и общинную (харим). Споры, возникающие между частными лицами обычно решаются по шариату, адатом же регулируется статус общинных земель. В отношении земельных отношений необходимо заметить, что после прихода Советской власти все земли стали государственной собственностью, собственностью колхозов. Колхозы же представляли земельные участки для посевов, для строительства и пр. Сейчас происходит передел собственности. Многие рода, которым в прошлом принадлежали какие-либо земли претендуют на них, возникают конфликты. Довольно подробно рассматриваются земельные споры в "Протоколе схода жителей Хуштада". Этот документ был обнаружен дагестанской экспедицией ИВ РАН в сентябре 1992 г. в частных архивах хуштадинцев.

    Сельская община строго регулировала время сбора урожая, время начала сенокоса. Это было связано с тем, что в случае если какой-либо сельчанин начнет сбор раньше других, то его могут обвинить в воровстве, кроме того, время сбора влияет на качество урожая, поэтому на общем сходе с учетом мнения "специалистов" определялся момент, с которого можно было начинать собирать виноград, абрикосы, косить траву и т. д. Община следила и за тем, чтобы не растаскивали лес.

    Древесина - это богатство и достаток в доме. Некоторые близлежащие села из-за отсутствия леса вынуждены собирать дрова на зиму в реке Андийское Койсу (которая приносит их течением), а затем их высушивать. В этом смысле с. Хуштада находится в выгодном положении - ведь рядом находится сосновый лес, но старейшины понимали, что для того чтобы сохранить это богатство надо бережно к нему относиться. Вот почему в Протоколе есть несколько норм относительно нарушенных правил пользования лесом (рощей). Из Протокола виден особый статус общинных земель (харим). На них нельзя было строить, пасти скот, сеять, пахать без разрешения общины. Эти земли были землями общего пользования.

    Несмотря на формальное обобществление частных участков-мих, реально многие из них до сих пор остаются в распоряжении семей прежних владельцев. Но годы советской власти обложили свой отпечаток на облик с.Хуштада. Санкционированное советскими законами варварское использование земли привело к тому? что с.Хуштада, снабжавшая хлебом все окрестные села, живет сейчас на привозном продовольствии из России.

    Относительно адатов, регулирующих земельные, сельскохозяйственные вопросы необходимо сказать, что эта категория сохранилась до наших дней почти в неизменном виде.

    Адаты, определяющие наказания за правонарушения.

    Основным видом наказания по багулальским адатам является штраф. Он может быть выражен либо в денежной форме, либо в натуральной форме. В хождении были русские, турецкие. 'Иранские денежные знаки. В конце XIX начале XX века чаще штраф платили русскими рублями. В натуральной форме штраф платился зерном, мукой, быками, овцами, т. п. В некоторых случаях в качестве наказания применялась "конфискация имущества" - разорение. За некоторые преступления виновный мог быть выгнан из деревни. Это было довольно серьезным наказанием, поскольку человек был очень сильно связан с общиной, большинство людей ни разу в жизни не выезжало за пределы села. Незнание чужого языка, чужих адатов и пр. Делало жизнь на чужбине невыносимой. Значительное место в адатах занимали нормы, регулирующие кровную месть. В большинстве случаев потерпевший имел право на отмщение, за редким исключением.

    В адатах закрепленных в письменной форме имеется прямое указание лишь на право кровомщения в случаи убийства. В некоторых случаях адаты прямо указывают об отсутствии права на мщение в определенных случаях.

    Из вышеизложенного следует, что основной целью наказания являлось возмещение причиненного" ущерба и устранение, посредством кровной мести. В связи с тем, что встречается , хотя и редко, такой вид наказания как лишение свободы, то можно сказать, что целью наказания была и изоляция виновного (хотя, как правило, применение этого наказания не было связано с опасностью виновного). Говоря в общем о наказании, необходимо отметить, что адаты не определяли конкретные наказания за конкретные преступления, в каждом отдельном случаи могли применять самые разнообразные формы ответственности (например, вылечить потерпевшего, оплатить саван для убитого и др. В отношении штрафов следует сказать. Что часть из них выплачивалась в пользу общины, а другая - в пользу потерпевшего. За счет средств от штрафов жили некоторые "должностные лица" села (кадий, дебир).

    В адатах понятие преступления и проступка не разделялось. Все правонарушения можно условно разделить на следующие категории в зависимости от объекта посягательства:

  • - правонарушения против собственности;
  • - правонарушения против нравственности;
  • - правонарушения против общественного порядка.
  • В адатах фиксируется институт неоконченного преступления и ответственность за него.

    Среди преступлений против собственности в источниках содержится только хищение. Конкретные виды которого не выделяются. В отношении вора допускалось насилие: "Если вор будет убит в имении другого во время кражи, то он остается без отмщения и убийца не платит ничего". В качестве доказательств невиновности можно было использовать присягу других людей. Наказанием за хищения были штрафы и, в некоторых случаях, заключение в тюрьму. Кража чего-либо из мечети влекла более строгую ответственность. Особо регламентировались также кражи с харимных земель, кражи леса.

    К преступлениям против личности можно отнести убийство, причинение телесных повреждений. Предусматривалась ответственность за покушение на убийство: "Кто обнажит кинжал против другого, платит два рубля". В случае, если кто-то убил другого, то на убийце лежит кровомщение, если это невозможно, то все его имение разоряется. Существовал и институт убийства по неосторожности, за это деяние предусматривался штраф (в натуральной форме) и оплата савана. Если кто-то поранит другого, то он платит быка и должен вылечить пораненного. Если кто-то подерется, не нанеся никакой раны, то каждый платит штраф.

    Правонарушения против нравственности включают уже упоминавшиеся супружеские измены, изнасилования и т. п. Адаты строго следили за тем, чтобы семья была защищена от "посягательств". Честь семьи, рода стояла превыше всего, вот почему адаты допускали убийство мужчины, найденного "около женщины". Наказание за подобные преступления было довольно высоким. Своеобразным наказанием за некоторые виды правонарушений из этой категории была обязанность жениться на потерпевшей.

    Правонарушения против общественного малого места, это, например, нарушение правил сбора урожая, хулиганство (драки), нарушение правил пользования лесом, т. п.

    Несмотря на то, что в письменных источниках данная категория правонарушений широко не представлена, реально любое нарушение общественного порядка (встречавшееся нередко) разрешалось на основе адатов.

    Сейчас, в наши дни многие дела решаются на основе адатов, но что касается преступлений, то дела публичного характера в любом случае будут рассматриваться соответствующими органами на основе российского законодательства.

    Именно эта категория адатов претерпела за последние десятилетия значительные изменения, это связано с существованием одновременно трех правовых систем (российское законодательство, шариат, адат).

    Адаты, как и раньше, занимают значительное место в жизни людей. заселяющих Дагестан, особенно его горной части. В этом отношении Ахвахский, Ботлихский, Цумадинский и другие горные районы отличаются тем, что там адаты сохранились в наибольшей степени, они, как и раньше влияют на все стороны жизни человека, определяют его поведение. Конечно, сейчас чувствуется влияние законодательства и шариата, но время показало насколько "живучи" адаты. Их не смогли устранить ни усилия имамов Дагестана, ни семьдесят лет Советской власти. Судя по всему адаты будут существовать еще долго, это еще один довод в пользу их изучения. Кроме того, в связи с предоставленной субъектам федерации свободой в определении основ местного самоуправления, изучение адатов позволит построить муниципальную власть с учетом местных особенностей, традиций.

    Литература

    1 1. "Из истории права народов Дагестана" (материалы и документы. Составитель А. С. Омаров, Махачкала, 1968 г.

    2 2. "Дагестан: село Хуштада". Отв. редакторы и составители: Т. Ф. Сиверцева, М. Ю. Рощин, В. О. Бобровников, М. 1995 г.

    3 3. Памятники обычного права Дагестана (ХУП-Х1Х в. В.) (Архивные материалы). Сост-ль Х.-М. Хашаев, отв. редактор Г. - А. Даниилов, М., 1965 г.

    4 4. Имамы Дагестана. Даниялов Г.-А.Д. Мах-ла, 1996 г., 3 т.

    5 5. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX в. (уч. пособие) Магомедов М. Г., 1997 г.



    Метки персоналии, новостей и фоток!
    Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

    © 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
    Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
    e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
    Вариант для печати вернуться в начало сайта
    Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.