![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
Мусульманское литературное развитие Дагестана в XVIII в.Ключевые слова: Политические образования сложились на территории Дагестана задолго до его исламизации, в раннем средневековье, - это были Серир, Лакз, Гумик, Кайтаг и др . С XII по начало XVIII в. здесь образуются относительно крупные политические образования – ханства: Аварское, Мехтулинское и Казикумухское, шамхальство Тарковское, уцмийство Кайтагское, майсумство Табасаранское, султанство Цахур и др. Всего накануне вхождения в состав России в Дагестане насчитывалось десять феодальных владений и более шестидесяти союзов сельских обществ, более половины, из которых у аварцев . В XVIII в. вокруг Дагестана загорелись захватнические страсти соседних государств; Ирана и России. Эти две страны соперничали между собой за овладение этим важным уголком - местом связи Азии и Европы. Россия все больше и больше вытесняет иранцев из Дагестана. Феодалы Дагестана в зависимости от количества даров, своих личных интересов, изъявляли покорности сегодня одним, завтра другим из этих государств. В Дагестане все более усиливается антииранское настроение, впоследствии вылившееся в восстание. Восстание 1707-12 гг. ликвидировало иранское иго в Дагестане . После ликвидации иранского господства появилась возможность вхождения Дагестана в состав Халифата (Османская Империя). Этому помешал персидский поход Петра I 1722г. Русское правительство предприняло меры, направленные на расширение торговых и политических связей России на Кавказе. Конечной целью военных действий России, начатых персидским походом, было покончить с господством Ирана, Османской Империи на значительной части Кавказа и присоединить его к России. Тем временем, обострение русско-османских отношений привело к войне 1735-39 гг. Готовясь к войне с Халифатом на Азово-Черноморском побережье, Россия заключила Гянджинский договор 1735г., по которому она уступала Ирану все завоеванные Петром I земли на Кавказе и отводило войска за реку Сулак. В 1734-45 гг. Дагестан подвергся нашествию иранских войск во главе с Надир-Шахом. Политическая раздробленность и соперничество феодалов друг с другом мешали объединению дагестанцев в их борьбе против завоевателей. Пользуясь этим и превосходством в силах, Надир-Шах взял под контроль значительную часть Дагестана. Значительную роль в мобилизации сил народа в борьбе с рафидитами сыграли алимы; Мухаммад ибн Салман из Кудали - автор фетвы, призывающей борьбе горцев против войск шаха, Ибрахим-хаджи Гидатлинский, Абубакар-хаджи из Аймаки и др. В 1742 г. войска Надира потерпели поражение от дагестанцев на территории Андалала и в Аймакинском ущелье, шахские войска отступили обратно в Иран. Россия, с началом царствования Екатерины II, вновь вплотную занялась Кавказом. Особенно резко изменилась ситуация в пользу России после ее победы в русско-османской войне 1768-74 гг. В 1783 г. значительно усилились позиции России в Закавказье, что и всполошило правящие круги Османской Империи и Ирана. Весной 1785 г. султан Халифата наметил обширный план нашествия на Грузию и другие районы Закавказья с помощью Умахана Аварского, но данный план не увенчался успехом. Получив от императрицы разрешение, Потемкин назначил Умахану жалованье в 6 тыс. рублей в год, чтобы он не совершал набегов на Грузию. После смерти Екатерины II, царь России Павел I в 1797 г. стал отходить от активной политики на Кавказе. Павел I поручил генералу И.В. Гудовичу составить из северокавказских народов федеративное государство под покровительством России. При таких условиях народы Кавказа потянулись к России. В 1799 г. шамхал Тарковский Мехти присягнул России. В исследуемый период в Дагестане наблюдается повышенный интерес к мусульманской литературе. Сохранившиеся на сегодняшний день отдельные образцы из сочинений наших соотечественников, писавших в период XVII-XVIII вв., имена и названия их произведений свидетельствуют о значительном росте культуры дагестанского народа. Культура дагестанских народов развивалось не изолированно от других народов. Ввиду того, что в подавляющем большинстве мусульманских стран научным языком являлся арабский, существовала возможность для всех этих стран поддерживать друг с другом самые близкие культурные контакты. Там в оригинале знакомились с научными трудами и литературными произведениями, написанными в любой из этих стран. ![]() id:3271 Назир из Доргели пишет: «Исламская культура дошла на территорию Дагестана, благодаря муджахедам, переселенцам в период аббасидского правления. Далее, дагестанцы начали странствовать в поисках знаний в Багдад, где получали знания по различным дисциплинам арабоязычных наук. Среди самых усидчивых и старательных были выходцы из территории Аварии и те, которые относятся к ней». Культурное общение Дагестана с другими странами обогащало его самобытную национальную культуру и способствовало ее всестороннему расцвету. Большое значение в развитии и становлении научной литературы рассматриваемого периода в Дагестане имело творческое наследие ученых XVII в., а также появление арабо-мусульманских школ. Считали бы целесообразным указать ряд представителей арабо-мусульманской литературы этого периода. Так, большую известность получили выходцы из Дагестана:
Большинство из названых ученых снискали популярность на поприще теологии и мусульманской юриспруденции. Сам факт наличия среди дагестанцев столь значительного количества образованных людей свидетельствует о высоком культурном уровне горского общества И.Ю. Крачковский указывает на ренессанс средневековой культуры в Дагестане в XVII в. Ислам в Дагестане выступает как фактор многовекового влияния на культурную жизнь народов Дагестана. Арабский язык был языком науки, литературы, переписки, более того, он лег в основу письменности дагестанских народов, на нем составлялись договоры и писались письма. Расширение влияния ислама и проникновение его во все сферы жизнедеятельности дагестанского общества в целом и каждой общины в отдельности обусловили широкое распространение и развитие системы мусульманского образования в Дагестане. В изучаемый период образование в Дагестане получило широкое распространение, мактабы при мечетях и мадраса становятся очагом воспитания и обучения подрастающего поколения, также было распространено дальнейшее получение знаний у известных ученых, как в Дагестане, так и за его пределами. Можно с уверенностью сказать, что дагестанская арабоязычная школа является одним из очагов культуры Кавказа и характеризуется своеобразной преемственностью, которая проявляется в сохранении здесь высокого научного потенциала. Дагестанские ученые того времени, – пишет И.Ю. Крачковский – «владели уже всей полнотой общеарабского наследия своих веков, в равной степени их интересовали и науки грамматические, и математические, и астрономические. Дагестанцы создавали, - пишет он далее,- оригинальные произведения, правовые, исторические, философские» . Посмотрим теперь, какими же мусульманскими литературными произведениями больше всего интересовались в Дагестане? Наиболее популярными были:
«Без труда находили себе доступ в эту страну и поэзия: с большим интересом заучивались арабские стихотворения полулегендарного Маджнуна, популярностью пользовались и знаменитая антология классической эпохи «аль-Хамаса», произведениям которой дагестанцы усиленно подражали». Характерной особенностью дагестанской арабоязычной литературы XVIIIв. является появление исторических (в жанре сира), грамматических, поэтических, правовых сочинений. Большое место в культурной жизни Дагестана занимает «Турки» (нравоучительная поэзия на аджаме). Арабская литература была доступна ограниченному кругу людей и не имела массового читателя, но с созданием дагестанской письменности эта культура значительно расширила сферы своего влияния. Широкой известностью среди местного населения пользовались поэтические произведения Абубакара-хаджи из Аймаки (ум.1791) «тринадцать поэм разнообразного тематического содержания», и Хасана из Кудали (ум.1795) «Назидания». Наиболее популярными грамматическими сочинениями в Дагестане пользовались:
Широкое развитие получило в изучаемый период мусульманское право (Фикх). Почти все ученые того времени занимались фикхом. Фикх преподавался во всех медресе Дагестана . ![]() id:1268 В фикхе разрабатывается примерно одинаковый круг вопросов: ритуал и молитва, налог и милостыня, пост, война, торговля, взаимоотношение мусульман с неверными и т.д. По числу копий сочинениям по фикху всегда принадлежало одно из первых мест. Наибольшей популярностью в Дагестане пользовались следующие правовые произведения:
Также большое значение придавали изучению Корана и хадисам. Самым востребованным в Дагестане оказался комментарий к Корану, начатый Джалаладдином ал-Махалли (ум.1459) и продолженный его знаменитым учеником и тезкой Джалаладдином ас-Суйути (ум.1505), по именам коих этот двухтомный тафсир и получил название «Джалалайн». Произведения по хадисам – здесь наиболее популярными являлись: известный сборник «40 хадисов» ан-Навави (ум.1277), «Фатх ал-мубин» («Ясное открытие») Ибн Хаджар ал-Хайтами (ум.1567), «Танбих фи шарх ал-масабих» («Обращение внимания на комментирования светильников») Шабана из Обода и др. Среди исторических трудов, получивших развитие в рассматриваемое время, наиболее популярными были произведения жанра сира, составленные как дагестанскими учеными, так и авторами из разных регионов Халифата: «ас-Сира ан-Набавия» («Биография Пророка») Ибн Хишам (ум.828), «Джавамии Сийар» («Сборник Биографий») Ибн Хазм (ум. 454 х), «Мавахиб ал-Ладуния» («Таинственный дар») Шихабудин б. Мухаммад Аскалани (ум. 1517), «Васаил ал-лабиб ала фадаил ал-Хабиб» («Средства проницательного на достоинства Любимого») Абубакар-хаджи из Аймаки, «Мунхул ал-Магази» («Походы Пророка») Хасан ал-Кудали (ум.1795) и др. Также в дальнейшем получили развитие логика и риторика, наука сложная, доступная далеко не каждому, требующая основательной предварительной подготовки. Распространенные произведения по логике и риторике в Дагестане: «Шарх ал-Исагуджи ли-ль-Фанари» - комментарий Шамсаддина ал-Фанари на Исагуджи, «Фатх ал-Галиб» («Победа открывателя») Умарджана из Кудали (ум.1800) «ал-Мутаввал»(Удлиненный) ат-Тафтазани (ум.1370) . Изучались и супракомментарии на ат-Тафтазани дагестанского автора Хасана из Кудали (ум.1795) «Шарх ал-Мутаввал» , его же «Шарх Ал-мухтасар» и др. Следует отметить, что мусульманское образование не ограничивалось изучением вышеперечисленных произведений и дисциплин. Круг изучавшихся сочинений и дисциплин был значительно шире. Абдурахман из Газикумуха в своих «Воспоминаниях», которые охватывают и интересующий нас период, отмечая науки, которые были распространены в Дагестане, указывает следующие: ас-Сарф – морфология, ан-Нахв - синтаксис, ал-Аруд - метрика, ал-Мантик - логика, ал-Муназара- теория диспута, ал-Фикх – законоведение, ат-Тафсир - толкование Корана, ас-Сийар - жизнеописание Пророка, ат-Тасаввуф - суфизм, Илм ал-маан ва-л-байан ва-л-бади, ав ал-мухадарат ва-л-хуласа - риторика . Мы указали выборочно ряд произведений и научных дисциплин, чтобы показать тематическое многообразие арабоязычной литературы Дагестана. Как, мы уже отметили выше, в это время в Дагестане происходит дальнейшее развитие арабо-мусульманской культуры. Дагестанские ученые овладели мусульманским научным наследием, как в гуманитарных, так и в естественных науках. Это стало возможным благодаря двум обстоятельствам: во-первых, дагестанские ученые бывали в основных центрах мусульманской культуры (Каир, Йемен, Хиджаз, Багдад, Дамаск, Иран и Ширван) и поддерживали связи со многими учеными этих центров, во-вторых, в Дагестане мусульманская литература имела исключительно широкое распространение. Дагестан в XVIII веке характеризуется неповторимым многообразием ученых теолого-гуманитарных и естественных наук, становлением центров культуры и науки, своеобразных средоточий образованности. В качестве примера можно сослаться на аварское селение Кудали. В нем преподавали в изучаемое время пропагандисты арабоязычной литературы Дагестана: Хасан (Старший) (ум.1795) - теолог, поэт, астроном, логист; Мухаммад б. Салман (Младший) - авторитетный правовед, автор фетвы «О дозволенности и необходимости борьбы горцев против войск Надир-Шаха»; Мухаммад-хаджи - теолог, логист, филолог. Вспомним для сравнения утверждение М. Гайдарбекова: «Кудали известен выдвижением ученых семей» . Здесь накапливались значительные по тому времени собрания средневековых книг и рукописей. М.-С. Саидов пишет, что «ученые Дагестана выступали не только как потребители и пропагандисты исламского научного наследия, но и как исследователи, уточняя и дополняя отдельные толкования, положения и выводы, а порой и приводя результаты научных изысканий в соответствие с местными условиями политико-экономической и социально-культурной жизни». В биографических трудах о дагестанских ученых М.Гайдарбекова «Хронология истории Дагестана из переводов арабских документов» , и М.Нурмагомедова «Ученые Дагестана» приводятся сотни имен дагестанских ученых-алимов с XVI-до начало XX вв. Так, большую известность в XVIII в. получили выходцы из Дагестана - теологи, медики, поэты, логисты, юристы, филологи, астрономы и математики:
![]() id:2774 Мусалав из Хуштада, Махад ал-Фулаки из Чоха (ум.1789), Мухаммад б. Муса из Акуша (ум. 1790), Муртазаали из Тарки, Дибир-Кади из Хунзаха, Хаджияв б. Муртазаали хаджи из Кудали и др. Такая большая плеяда ученых из различных народностей Дагестана, работавших в различных областях науки, разрывали замкнутость отдельных народов, способствовали развитию единой научной мысли Дагестана, его культуры и поэтому достижения одного народа становились достижениями других народов. Географическое положение, природная любознательность ученых и жажда познания, укоренившаяся исламская ориентация, возможность жизнеобеспечения, наличие традиций и сложившихся духовно-просветительских школ и центров определили место Дагестана как мусульманского идеологического лидера на Кавказе, а его жителей - как самое образованное в указанный период общество в регионе. Наука в Дагестане развивалась и обогащалась в тесном взаимодействии между жителями Дагестана, а также с мусульманским миром. Определенную роль в ознакомлении дагестанцев с культурой и наукой сыграло паломничество-хадж. «В процессе хаджа паломники знакомились с теми странами, языком, жизнью народов, о которых они знали по книжным источникам» . Хотя, как пишет М.-С. Саидов, «произведения дагестанских авторов …не вошли в сокровищницу мировой литературы, они были довольно значительными, в них ярко выражен местный колорит, оригинальны приемы, язык зачастую сжат и выразителен, они написаны - по отзыву И.Ю. Крачковского - «нередко с большой резкостью и силой, которая напоминает нам лучшие образцы классической эпохи арабской литературы» . Дагестанским ученым арабистам была присуща характерная черта, когда в лице одного и того же деятеля культуры одновременно обнаруживается и теолог, и ученый, и поэт, и математик, и астроном, и медик, а отдельно взятое их произведение предстает как сложный комплекс исторических сведений и философско-теологических воззрений. Как известно, «решающее условие возникновения однотипных литератур - вступление разных народов на одну и ту же ступень общественно-исторического и культурного развития и близость форм, в которых это развитие проявляется» Передовая мусульманская культура оказала определяющее влияние на развитие наук и образования в Дагестане, которое невозможно переоценить. Дагестанцы в арабском языке получили совершенный инструмент в постижении передовых для человечества знаний . Таким образом, приведенный выше материал дает общее представление о политическом и культурном развитии Дагестана в XVIII в, в котором происходило становление многих ученых, пропаганда и изучение арабоязычной литературы, в обстановке борьбы народов Дагестана против иноземных захватчиков, но самое главное - расцвета науки и литературы. В результате приобщения к миру мусульманской учености в Дагестане сложилась мощная когорта ученых, чьи имена были известны далеко за пределами Дагестана. Страны Халифата сыграли важнейшую роль в истории многих народов, оказавшихся в сфере его влияния. Андаласул Мухаммад, кандидат исторических наук. 01.15.2007 Смотрите также: |
|
||||||||||
|