Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Мусульманское литературное развитие Дагестана в XVIII в.



Ключевые слова:
  • Чеэрилав из Гаквари (ум.1720)
  • Мухаммад-Али из Тинди
  • Мусалав из Хуштада


  • Политические образования сложились на территории Дагестана задолго до  его исламизации, в раннем средневековье, - это были Серир, Лакз, Гумик, Кайтаг и др . С XII по начало XVIII в. здесь образуются относительно крупные политические образования – ханства: Аварское, Мехтулинское и Казикумухское, шамхальство Тарковское, уцмийство Кайтагское, майсумство Табасаранское, султанство Цахур и др. Всего накануне вхождения в состав России в Дагестане насчитывалось десять феодальных владений и более шестидесяти союзов сельских  обществ, более половины, из которых у аварцев .

    В XVIII в. вокруг Дагестана загорелись захватнические страсти соседних государств; Ирана и России. Эти две страны соперничали между собой за овладение этим важным уголком - местом связи Азии и Европы. Россия все больше и больше вытесняет иранцев из Дагестана. Феодалы Дагестана в зависимости от количества даров, своих личных интересов, изъявляли покорности сегодня одним, завтра другим из этих государств.

    В Дагестане все более усиливается антииранское настроение, впоследствии вылившееся в восстание. Восстание 1707-12 гг. ликвидировало иранское иго в Дагестане .

    После ликвидации иранского господства появилась возможность вхождения Дагестана в состав Халифата (Османская Империя). Этому помешал персидский поход Петра I 1722г. Русское правительство предприняло меры, направленные на расширение торговых и политических  связей России на Кавказе.

    Конечной целью военных действий России, начатых персидским походом, было покончить с господством Ирана, Османской Империи на значительной части Кавказа и присоединить его к России.

    Тем временем, обострение русско-османских отношений привело к войне 1735-39 гг. Готовясь к войне с Халифатом на Азово-Черноморском побережье, Россия заключила Гянджинский договор 1735г., по которому она уступала Ирану все завоеванные Петром I земли на Кавказе и отводило войска за реку Сулак.

    В 1734-45 гг. Дагестан подвергся нашествию иранских войск во главе с Надир-Шахом. Политическая раздробленность и соперничество феодалов друг с другом мешали объединению дагестанцев в их борьбе против завоевателей. Пользуясь этим и превосходством в силах, Надир-Шах взял под контроль значительную часть Дагестана.

    Значительную роль в мобилизации сил народа в борьбе с рафидитами сыграли алимы; Мухаммад ибн Салман из Кудали - автор фетвы, призывающей борьбе горцев против войск шаха, Ибрахим-хаджи Гидатлинский, Абубакар-хаджи из Аймаки и др.

    В 1742 г. войска Надира потерпели поражение от дагестанцев на территории Андалала и в Аймакинском ущелье, шахские войска отступили обратно в Иран.

    Россия, с началом царствования Екатерины II, вновь вплотную занялась Кавказом. Особенно резко изменилась ситуация в пользу России после ее победы в русско-османской войне 1768-74 гг.

    В 1783 г. значительно усилились позиции России в Закавказье, что и всполошило правящие круги Османской Империи и Ирана. Весной 1785 г. султан Халифата наметил обширный план нашествия на Грузию и другие районы Закавказья с помощью Умахана Аварского, но данный план не увенчался успехом. Получив от императрицы разрешение, Потемкин назначил Умахану жалованье в 6 тыс. рублей в год, чтобы он не совершал набегов на Грузию. 

    После смерти Екатерины II, царь России Павел I в 1797 г. стал отходить от активной политики на Кавказе. Павел I поручил генералу И.В. Гудовичу составить из северокавказских народов федеративное государство под покровительством России. При таких условиях народы Кавказа потянулись к России. В 1799 г. шамхал Тарковский Мехти присягнул России.

    В исследуемый период в Дагестане наблюдается повышенный интерес к мусульманской литературе. Сохранившиеся на сегодняшний день отдельные образцы из сочинений наших соотечественников, писавших в период XVII-XVIII вв., имена и названия их произведений свидетельствуют о значительном росте культуры дагестанского народа.

    Культура дагестанских народов развивалось не изолированно от других народов. Ввиду того, что в подавляющем большинстве мусульманских стран научным языком являлся арабский, существовала возможность для всех этих стран поддерживать друг с другом самые близкие культурные контакты. Там в оригинале знакомились с научными трудами и литературными произведениями, написанными в любой из этих стран.


    Эпиграфика на стене дома прилегающего к нижнему годекану в селении Тинди.Эпиграфика на стене дома прилегающего к нижнему годекану в селении Тинди.
    id:3271

    Назир из Доргели пишет: «Исламская культура дошла на территорию  Дагестана, благодаря муджахедам, переселенцам в период аббасидского правления. Далее, дагестанцы начали странствовать в поисках знаний в Багдад, где получали знания по различным дисциплинам арабоязычных наук. Среди самых усидчивых и старательных были выходцы из территории  Аварии  и те, которые относятся к ней».

    Культурное общение Дагестана с другими странами обогащало его самобытную национальную культуру и способствовало ее всестороннему расцвету. Большое значение в развитии и становлении научной литературы рассматриваемого периода в Дагестане имело творческое наследие ученых XVII в., а также появление арабо-мусульманских школ. Считали бы целесообразным указать ряд представителей арабо-мусульманской литературы  этого периода.

    Так, большую известность получили выходцы из Дагестана:
    шейх Давуд из Кудали,
    Али б. Хаджи б. Абдулкарим из Чоха,
    Иса из Шангода,
    Шабан из Обода (ум.1667),
    Маламухаммад из Голода,
    Али Келебский (ум.1698) Хасан из Кудали (ум.1700),
    Мухаммад б. Муса из Кудутля (ум.1717) и др. 

    Большинство из названых ученых снискали популярность на поприще теологии и мусульманской юриспруденции. Сам факт наличия среди дагестанцев столь значительного количества образованных людей свидетельствует о высоком культурном уровне горского общества И.Ю. Крачковский указывает на ренессанс средневековой культуры в Дагестане в XVII в. 

    Ислам в Дагестане выступает как фактор многовекового влияния на культурную жизнь народов Дагестана. Арабский язык был языком науки, литературы, переписки, более того, он лег в основу письменности дагестанских народов, на нем составлялись договоры и писались письма. Расширение влияния ислама и проникновение его во все сферы жизнедеятельности дагестанского общества в целом и каждой общины в отдельности обусловили широкое распространение и развитие системы мусульманского образования в Дагестане.

    В изучаемый период образование в Дагестане получило широкое распространение, мактабы при мечетях и мадраса становятся очагом воспитания и обучения подрастающего поколения, также было распространено дальнейшее получение знаний у известных ученых, как в Дагестане, так и за его пределами. 

    Можно с уверенностью сказать, что дагестанская арабоязычная школа является одним из очагов культуры Кавказа и характеризуется своеобразной преемственностью, которая проявляется в сохранении здесь высокого научного потенциала.

    Дагестанские ученые того времени, – пишет И.Ю. Крачковский – «владели уже всей полнотой общеарабского наследия своих веков, в равной степени их интересовали и науки грамматические, и математические, и астрономические. Дагестанцы создавали, - пишет он  далее,- оригинальные произведения, правовые, исторические, философские» .

    Посмотрим теперь, какими же мусульманскими литературными произведениями больше всего интересовались в Дагестане?  

    Наиболее популярными были:
    диваны Абу-Нуваса (ум.813),
    Абу-Таммама (ум.845),
    ал-Бухтури (ум.897),
    ал-Мутанабби (ум.965),
    ал-Маарри (1058).

    «Без труда находили себе доступ в эту страну и поэзия: с большим интересом заучивались арабские стихотворения полулегендарного Маджнуна, популярностью пользовались и знаменитая антология классической эпохи «аль-Хамаса», произведениям которой дагестанцы усиленно подражали».

    Характерной особенностью дагестанской арабоязычной литературы XVIIIв. является появление исторических (в жанре сира), грамматических, поэтических, правовых сочинений.

    Большое место в культурной жизни Дагестана занимает «Турки» (нравоучительная поэзия на аджаме). Арабская литература была доступна ограниченному кругу людей и не имела массового читателя, но с созданием дагестанской письменности эта культура значительно расширила сферы своего влияния.

    Широкой известностью среди местного населения пользовались поэтические произведения Абубакара-хаджи из Аймаки (ум.1791) «тринадцать поэм разнообразного тематического содержания»,  и Хасана из Кудали (ум.1795) «Назидания».

    Наиболее популярными грамматическими сочинениями в Дагестане пользовались:
    «Шарх Тасриф ал-Иззи» («комментарий на Изаддина аз-Занджани») Мас’уда ат-Тафтазани (ум.1390),
    «аш-Шафийа»- по морфологии араб. яз. Ибн ал-Хаджиба (ум.1248),
    «ал-Фаваид аз-Дийаийа» («Наставления Зийадина») - Абдурахмана Джами (ум.1492),
    «Хашийа ала шарх Талхис Ал-мифтах» (субкомментарии на «Ключ сокращения») Хасана из Кудали (ум.1700г.),
    «Хашийат Давуд» («Субкомментарии Давуда на ал-Чарпарди») Давуда из Усиша (ум.1757)  и др.

    Широкое развитие получило в изучаемый период мусульманское право (Фикх). Почти все ученые того времени занимались фикхом. Фикх преподавался во всех медресе Дагестана .


    Селение Хварши.Селение Хварши.
    id:1268

    В фикхе разрабатывается примерно одинаковый круг вопросов: ритуал и молитва, налог и милостыня, пост, война, торговля, взаимоотношение мусульман с неверными и т.д. По числу копий сочинениям по фикху всегда принадлежало одно из первых мест.

    Наибольшей популярностью в Дагестане пользовались следующие правовые произведения:
    «Минхадж ат-Талибин» («Путь требующих») Мухуддина ан-Навави (ум.1277),
    «Канз ар-рагибин» («Сокровища стремящихся») Джамалудина ал-Махалли (ум.1459),
    «Тухфат ал-Мухтадж фи шарх ал-Минхадж» («Необходимый подарок для комментирования Минхаджа») Ибн Хаджара ал-Хайтами (ум.1567),
    «Ал-анвар ли а‘мал ал-абрар» («Лучи деяний праведников») Йусуфа ал-Ардабили (ум. 1396).
    «Минхадж ал-касидин ала шарх «Минхадж ал-абидин» - Шабана из Обода (ум.1667),
    «Примечания, глоссы, ответы на вопросы - сохранились в виде заметок, цитат на полях произведений права» Мухаммада из Кудутля (ум.1717),
    «Базл ал-Фатави» («Подарок разъяснений»)  Абубакара-хаджи из Аймаки и  др.

    Также большое значение придавали изучению Корана и хадисам. Самым востребованным в Дагестане оказался комментарий к Корану, начатый Джалаладдином ал-Махалли (ум.1459) и продолженный его знаменитым учеником и тезкой Джалаладдином ас-Суйути (ум.1505), по именам коих этот двухтомный тафсир и получил название «Джалалайн».   

    Произведения по хадисам – здесь наиболее популярными являлись: известный сборник «40 хадисов» ан-Навави (ум.1277), «Фатх ал-мубин» («Ясное открытие») Ибн Хаджар ал-Хайтами (ум.1567), «Танбих фи шарх ал-масабих» («Обращение внимания на комментирования светильников»)  Шабана из Обода  и др. 

    Среди исторических трудов, получивших развитие в рассматриваемое время, наиболее популярными были произведения жанра сира, составленные как дагестанскими учеными, так и авторами из разных регионов Халифата: «ас-Сира ан-Набавия» («Биография Пророка») Ибн Хишам (ум.828), «Джавамии Сийар» («Сборник Биографий») Ибн Хазм (ум. 454 х), «Мавахиб ал-Ладуния» («Таинственный дар») Шихабудин б. Мухаммад Аскалани (ум. 1517),  «Васаил ал-лабиб ала фадаил ал-Хабиб» («Средства проницательного на достоинства Любимого») Абубакар-хаджи из Аймаки, «Мунхул ал-Магази» («Походы Пророка»)  Хасан ал-Кудали (ум.1795)  и др.

    Также в дальнейшем получили развитие логика и риторика, наука сложная, доступная далеко не каждому, требующая основательной предварительной подготовки. Распространенные произведения по логике и риторике в Дагестане: «Шарх ал-Исагуджи ли-ль-Фанари» - комментарий Шамсаддина ал-Фанари на Исагуджи, «Фатх ал-Галиб» («Победа открывателя») Умарджана из Кудали (ум.1800)  «ал-Мутаввал»(Удлиненный) ат-Тафтазани (ум.1370) . Изучались и супракомментарии на ат-Тафтазани дагестанского автора Хасана из Кудали (ум.1795) «Шарх ал-Мутаввал» , его же «Шарх Ал-мухтасар»  и др.

    Следует отметить, что мусульманское образование не ограничивалось изучением вышеперечисленных произведений и дисциплин. Круг изучавшихся сочинений и дисциплин был значительно шире.

    Абдурахман из Газикумуха в своих «Воспоминаниях», которые охватывают и интересующий нас период, отмечая науки, которые были распространены в Дагестане,  указывает следующие: ас-Сарф – морфология, ан-Нахв - синтаксис, ал-Аруд - метрика, ал-Мантик - логика, ал-Муназара- теория диспута, ал-Фикх – законоведение, ат-Тафсир - толкование Корана, ас-Сийар - жизнеописание Пророка, ат-Тасаввуф - суфизм, Илм ал-маан ва-л-байан  ва-л-бади, ав ал-мухадарат ва-л-хуласа - риторика  .  

    Мы указали выборочно ряд произведений и научных дисциплин, чтобы показать тематическое многообразие арабоязычной литературы Дагестана.    

    Как, мы уже отметили выше, в это время в Дагестане происходит дальнейшее развитие арабо-мусульманской культуры. Дагестанские ученые овладели мусульманским научным наследием, как в гуманитарных, так и в естественных науках. Это стало возможным благодаря двум обстоятельствам: во-первых, дагестанские ученые бывали в основных центрах мусульманской культуры (Каир, Йемен, Хиджаз, Багдад, Дамаск, Иран и Ширван) и поддерживали связи со многими учеными этих центров, во-вторых, в Дагестане мусульманская литература имела исключительно широкое распространение.         

    Дагестан в XVIII веке характеризуется неповторимым многообразием ученых теолого-гуманитарных и естественных наук, становлением центров культуры и науки, своеобразных средоточий образованности.

    В качестве примера можно сослаться на аварское селение Кудали. В нем преподавали в изучаемое время пропагандисты арабоязычной литературы Дагестана: Хасан (Старший) (ум.1795) - теолог, поэт, астроном, логист; Мухаммад б. Салман (Младший) - авторитетный правовед, автор фетвы «О дозволенности и необходимости борьбы горцев против войск Надир-Шаха»; Мухаммад-хаджи - теолог, логист, филолог.  Вспомним для сравнения утверждение М. Гайдарбекова: «Кудали известен выдвижением ученых семей» .  Здесь накапливались значительные по тому времени собрания средневековых книг и рукописей.

    М.-С. Саидов пишет, что «ученые Дагестана выступали не только как потребители и пропагандисты исламского научного наследия, но и как исследователи, уточняя и дополняя отдельные толкования, положения и выводы, а порой и приводя результаты научных изысканий в соответствие с местными условиями политико-экономической и социально-культурной жизни».

    В биографических трудах о дагестанских ученых М.Гайдарбекова «Хронология истории Дагестана из переводов арабских документов» , и М.Нурмагомедова «Ученые Дагестана»  приводятся сотни имен дагестанских ученых-алимов с XVI-до начало XX вв.

    Так, большую известность в XVIII в. получили выходцы из Дагестана - теологи, медики, поэты, логисты, юристы, филологи, астрономы и математики:
    Казакилав из Рочи (ум.1712-14),
    Муртазаали б. Амма из Ичали (ум.1713),
    Чеэрилав из Гаквари (ум.1720),
    Нурмухаммад б. Шабан из Обода (ум.1720),
    Рахмат Кули из Ахты,
    Дамадан из Мегеба (ум.1721),
    Салман б. Али из Тлоха (ум.1731),
    Салман из Кудали (ум.1733),
    Махад из Хури (ум.1734),
    Муса Дибир из Тидиба (ум.1744),
    Муртазали из Джара (ум.1745),
    Махад из Чоха (ум.1755),
    Айуб Кади из Акуша (ум.1757),
    Мухаммад б.Али из Убра,
    Давуд из Усиша (ум.1757),
    Хадис из Мачада (ум.1759),
    Умар из Ахалчи (ум.1765),
    Умар из Ансалта,
    Хаджи-Али из Аргвани (ум. 1769),
    Ибрахим-хаджи из Урада (ум.1770),
    Мухаммад-Али из Тинди (прим. возможно это Мухаммад-хаджи суфий, теолог и астроном),
    Манилав-Мухаммад из Караха (ум.1770),
    Абу-Бакар б. Мухаммад из Ругуджа,
    Мухаммад Ал-Хихали из Казикумуха,
    Мухаммад-Амин из Мачада,
    Мухаррам из Ахты,
    Абдул Халим из Согратля,
    Садык б. Мухаммад из Убра,
    Титалав из Караты,
    Юсуф из Салта,

    Редкая фотография селения Хуштада, автор неизвестенРедкая фотография селения Хуштада, автор неизвестен
    id:2774



    Мусалав из Хуштада,
    Махад ал-Фулаки из Чоха (ум.1789),
    Мухаммад б. Муса из Акуша (ум. 1790),
    Муртазаали из Тарки,
    Дибир-Кади из Хунзаха,
    Хаджияв б. Муртазаали хаджи из Кудали
    и др.

    Такая большая плеяда ученых из различных народностей Дагестана, работавших в различных областях науки, разрывали замкнутость отдельных народов, способствовали развитию единой научной мысли Дагестана, его культуры и поэтому достижения одного народа становились достижениями других народов.

    Географическое положение, природная любознательность ученых и жажда познания, укоренившаяся исламская ориентация, возможность жизнеобеспечения, наличие традиций и сложившихся духовно-просветительских школ и центров определили место Дагестана как мусульманского идеологического лидера на Кавказе, а его жителей - как самое образованное в указанный  период общество в регионе.

    Наука в Дагестане развивалась и обогащалась в тесном взаимодействии между жителями Дагестана, а также с мусульманским миром. Определенную роль в ознакомлении дагестанцев с культурой и наукой сыграло паломничество-хадж. «В процессе хаджа паломники знакомились с теми странами, языком, жизнью народов, о которых они знали по книжным источникам» .

    Хотя, как пишет М.-С. Саидов, «произведения дагестанских авторов …не вошли в сокровищницу мировой литературы, они были довольно значительными, в них ярко выражен местный колорит, оригинальны приемы, язык зачастую сжат и выразителен, они написаны - по отзыву И.Ю. Крачковского - «нередко с большой резкостью и силой, которая напоминает нам лучшие образцы классической эпохи арабской литературы» .

    Дагестанским ученым арабистам была присуща характерная черта, когда в лице одного и того же деятеля культуры одновременно обнаруживается и теолог, и ученый, и поэт, и математик, и астроном, и медик, а отдельно взятое их произведение предстает как сложный комплекс исторических сведений и философско-теологических воззрений.

    Как известно, «решающее условие возникновения однотипных литератур - вступление разных народов на одну и ту же ступень общественно-исторического и культурного развития и близость форм, в которых это развитие проявляется»

    Передовая мусульманская культура оказала определяющее влияние на развитие наук и образования в Дагестане, которое невозможно переоценить. Дагестанцы в арабском языке получили совершенный инструмент в постижении передовых для человечества знаний .

    Таким образом, приведенный выше материал дает общее представление о политическом и культурном развитии Дагестана в XVIII в, в котором происходило становление многих ученых, пропаганда и изучение арабоязычной литературы, в обстановке борьбы народов Дагестана против иноземных захватчиков, но самое главное - расцвета науки и литературы. В результате приобщения к миру мусульманской учености в Дагестане сложилась мощная когорта ученых, чьи имена были известны далеко за пределами Дагестана. Страны Халифата сыграли важнейшую роль в истории многих народов, оказавшихся в сфере его влияния.


    Андаласул Мухаммад,
    кандидат исторических наук.
    01.15.2007


    Смотрите также:
  • Перечень податей, взимаемых Ума-Ханом с жителей селений аварского ханства
  • О ДВУХ ПИСЬМАХ ОТ ИРАКЛИЯ II ДАГЕСТАНСКИМ ОБЩЕСТВАМ ЧАМАЛАЛ И ТИНДИ




  • © 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
    Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
    e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
    Вариант для печати вернуться в начало сайта
    Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.