Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

ИСТОРИЯ РОДА - ИСТОРИЯ НАРОДА

Дибирасулаев Магомед Магомеднабиевич, учитель истории с. Гигатли, "Заслуженный учитель ДАССР".

Каждый человеческий род, тухум, тейпы имеют свои традиции, обычаи, свой культурно-психологический уклад, одним словом, свою историю. Богата история моего рода. Корни ее уходят в глубину истории. По утверждению исламских ученых Дагестана и по некоторым научным источникам вместе с Абдулмуслимом шейхом в Дагестан пришли более двух тысяч алимов - миссионеров с целью распространения ислама среди горцев - жителей Дагестана. Одним из этих алимов был Гьанжук Мисрижун, (то есть Гьанжук из Египта). Он остановился в селении Гигатли. Жители селения Гигатли приняли ислам. Одновременно с помощью Гьанжука Мисрижуна ислам принимали и другие чамалинские села. Ислам утвердился в Агвали, Гадири, Гаквари, Цумада, Кенхи. Гьанжук Мисрижун был первым, кто распространил ислам среди жителей чамалинских сел. Гьанжук Мисрижун - родоначальник нашего рода. Поэтому наш тухум (род) называется Гьанжукил тайпа. В нашем роду был и другой Гьанжук. Это праправнук Гьанжука Мисрижуна. Праправнук - Гьанжук стал шейхом. Похоронен он в селении Годобери Ботлихского района. Мусульмане Дагестана совершают зиярат на могиле Гьанжука шейха.

Дибирасулаев Магомед Магомеднабиевич. Дибирасулаев Магомед Магомеднабиевич.
id:180236017140

Наш род активно участвовал в защите дагестанских народов от внешних врагов. Когда коварный и кровавый завоеватель Надир шах напал на Дагестан в первой половине XVIII в., один из моих предков Али организовал крупный отряд из жителей чамалинских сел и пришел на помощь андалалцам аварцам. Многие воины - чамалинцы во главе с бесстрашным Али сражались против завоевателя Надир шаха. Сам Али и много воинов погибли в этой освободительной войне.

История нашего рода тесно связана с историей борьбы горцев Северо - Восточного Кавказа под руководством Имама Шамиля против царских колонизаторов. В 1834 году после гибели Имама Гамзатбека в сел. Чирката собрались алимы Дагестана, чтобы избрать нового имама. На съезде собрались всего 15 алимов со всего Дагестана. В числе делегатов двое были из моего рода -это мой прапрапрадед Хажар - наиб и прапрапрапрадед Кадиласул Магомед. Немаловажен тот факт, что известный шейх Загалавдибир из Хварши предложил делегатам обратиться за советом по поводу избрания Имама к мудрости к Кадиласул Магомеда наиба. Это свидетельство тому, что Кадиласул Магомед был одним из почитаемых наибов Дагестана.В освободительной борьбе горцев под руководством Шамиля против царских колонизаторов из моего рода вышло 7 наибов.

  1. Кадиласул Магомед
  2. Хажар - наиб
  3. Кадилав - наиб
  4. Абдулкадыр - наиб
  5. Малач - наиб
  6. Иманмухамед - наиб
  7. Кади - наиб

В молодые годы Кадиласул Магомед учился у разных алимов Дагестана. Одновременно хотел стать оружейным мастером. Он учился оружейному мастерству у цудахарских и акушинских мастеров. От начала до конца войны был вместе с Шамилем. Он был не только бесстрашным наибом, воином, но и интернационалистом. Подтверждением этому является то, что в 1848 году, когда началась битва за Гергебиль, Кадий Акуши прислал как доверенного покорного человека Кадиласул Магомеда на помощь осажденному Гергебилю. (М.Мухаммед -Тахир аль Карахи "Блеск Дагестанских сабель в некоторых Шамилевских битвах", стр 11). 3а храбрость и мужество Шамиль наградил Кадиласул Магомеда орденом с надписью: "Герой не тот, кто думает о последствиях". Алим Чупалав из Игали в своем стихотворении пишет:

"Къадиласул МухIамад,
Салих1ил Х1осенанищ
Ражабил Мух1амадгун
Ах1улгох1да рагъизе"
( "Поэзия газавата" стр. 177)

Известным ученым и бесстрашным наибом Шамиля был мой прапрапрадед Х1ажар наиб. У алима из Харакуни в стихотворении "Взятие Гуниба" есть такие строки:

"Лачен Х1ажимурадгун Гьигьалъа Х1ажардибир,
Ансухъдерил Тадалав, Сугъралъа Макъмух1амад,
Нахъ бакIалъа Гъайирбег, нужер хвалчен бекидал,
Чехь кIудиял гIулбуца кун анин Имам Шамиль".
("Поэзия Газавата" стр.66)

Погиб Хажар - наиб в 1848 году в битве за Гергебиль. Вот, что пишет Мухаммед - Тагир аль Карахи: "В этой схватке пали смертью праведников ученый (довольный милостью Аллаха ) наш брат Абу Бекр из Чиркави, наиб и ученый .Хаджар из Гигатли". (М.Мухаммед - Тахир аль Карахи "Блеск дагестанских сабель в некоторых Шамилевских битвах" стр. 44).Ученый из Игали Чупалав пишет:

"Гьаквариса МикагIил,
Гьигьалъа Х1ажар - наиб
ЛахIтуялъул рукъидал
Къана диналъул талихI"
("Поэзия Газавата").

Великий Шамиль высоко ценил благородство, ум и мужественные качества моих предков - Кадиласул Магомеда и Хажара.

В одной из битв против колонизаторских войск в долине Зунух, расположенной между селами Тукита и Карата, Шамиль потерпел поражение. После поражения Шамиль всю ночь думал о результатах своей деятельности, и следующим утром он собрал всех военачальников и сел вместе с ними, как один из них, и процитировал поэта Хабиба аль Сафади:

"И если не найдешь кого - ни будь
Помощником себе для поиска истины,
То оставь это Всевышнему
Держателю свода небесного.
Кто придерживается веры,
Подобен держателю палящих углей.
И где же вы, львы и те, у коих благородные порывы"
(" Яркие мгновения из жизни Имама Шамиля" стр. 28)

На этом совещании Шамиль дал возможность каждому высказаться. Кто то считал необходимым заключить мир с русскими, кто то проявил полную покорность Шамилю. Затем Шамиль обратился к Кадиласул Магомеду аль Гигатли с предложением высказать свое мнение по этому поводу. Он ответил: "Что я могу сказать перед этими крупными учеными и предводителями .... Я слышал от ученых, что нить ислама никогда не порвется, если даже станет очень тонкой. Война - это отступление и нападение. Если мы вновь вернемся, то возвращение после поражения - лучше и похвальней. Если это не так, то лучше последовать тому, что говорят ученые, так как они более умны и образованы". ("Яркие мгновения из жизни Имама Шамиля" Гани Мухаммед аль Махуи аль Мисри, стр.28). Сидящий на этом совещании Хажар - наиб сказал, поддерживая Кадиласул Магомеда: "И если в делах твоих трудности, то уповай на господа Всевышнего, держись за путь пророка, и все твои невзгоды позади".Затем громко процитировал Высказывание Всевышнего Аллаха: "Вспомни (Мухаммед) как исхитрялись неверующие связать тебя, или убить, или изгнать. Они устраивали казни, Аллах же расстраивал их". Выступление Хажар - наиба поддержал ученый и воин Галбац аль Карати, продекламировав "Мир изменчив. Он переходит из одного состояния в другое в один миг". Затем зачитал высказывание Аллаха: "Не падайте духом, не огорчайтесь. Ибо вы выше других, если веруете". И они, то есть Хажар - наиб и Галбац сказали вместе "Неверные и лицемерные получат только эти мечи и вкусят эти муки смерти" Имам Шамиль улыбнулся и сказал: "Как вы похожи на двух Саадов в битве за Хайдак". ( Гани Мухаммед аль Махуи аль Мисри. "Яркие мгновения из жизни Шамиля".). Шамиль имел в виду позицию двух славных сподвижников ансаров пророка (с.т.а.в.) Саада ибн Муада Саада ибн Абада при завоевании Хайдака. Надо подчеркнуть, что имам поддержал и поблагодарил двух славных ученых за их благородную позицию.

Шамиль вновь решился на борьбу с колонизаторами. Мужественным наибом имама Шамиля был Абдулкадыр - наиб, он был сыном Кадиласул Магомеда. Под предводительством Абдулкадыра -- наиба было 400 воинов (150 кавалеристов и 250 пеших воинов).

В 1858 году Абдулкадыр наиб был смертельно ранен и похоронен в сел. Гигатли. Вторым сыном Кадиласул Магомеда был Малач - наиб. Наибом он был в горной части Чечни. По высказыванию ученого арабиста Нурмагомедова Магомеда из Харакуни, в 1859 году Шамиль назначает наибами Шамхала из Аргвани и Иманмагомеда из Гигатли. Когда Шамиль назначил Иманмагомеда наибом, то ему еще не было 22 лет. Иманмагомед был всесторонне развитым ученым - - арабистом. После пленения Шамиля он работал в канцелярии генерал -губернатора Дагестана, был начальником наибом Баклух округа. Им было написано несколько книг на разные темы. Нам известны только две его книги. "Гъаранбул гьимиян" и "Кощофул гьумум". Все книги написаны на арабском языке. Похоронен он в сел. Гигатли. Более известным моим предком является Дибирасулав -- старший, мой прапрадед. Он является сыном Хажар наиба.Дибирасулав был ученым и одним из руководителей восстания горцев против царских колонизаторов 1877 году. Когда началось восстание горцев против царизма, Дибирасулав организовал отряд повстанцев из чамалинцев и участвовал в битве с царскими войсками в местечке Зоноб Ахвахского района. По этому поводу ученый из Тукита Исалдибир пишет: "В этой битве (в битве в Зоноб) участвовали 74 человека из Юудияб росо и Изано, из Карата Хромой Карабилав, из Гигатли - Дибирасулав и его брат Халакавдибир". (газета "Истина" от 28-Х11 2002 г.). Сохранился интересный документ, подтверждающий участие моих предков в восстании 1877 г. "Письмо от Каратинского наиба Хромого Карабилава, Аджия, который переселился в Ахвах в Мукаджирам к Согратлинскому имаму, Гаджи Магомеду - четвертому имаму Дагестана". "Податели сей записи гигатлинцы Дибирасулав и его брат Халакав -- сыновья Хаджара, убитого неверными они были честные, проповедующие ислам на этой земле. Нет человека, который бы больше любил ислам, чем они. О чем имею честь сообщить вам". (Журнал "Советский Дагестан" № 2, 1990 год).



© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.