Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Народная физическая культура чамалинцев в ХIХ - начале XX вв.

Автор:Абдулбасирова Патимат Далгатовна
ученица 9 класса Агвалинской средней школы Цумадинского района Республики Дагестан


Научный Руководитель: Абдулбасиров Далгат Зиявудинович
учитель истории Агвалинской средней общеобразовательной школы Цумадинского района Республики Дагестан

Чемпионат района по легкой атлетике на приз Камилова АбдурахманаЧемпионат района по легкой атлетике на приз Камилова Абдурахмана
id:3181
  1. Введение
  2. Народная физическая культура чамалинцев в 19 - начале 20 вв.
  3. О силе и ловкости чамалинцев
  4. Цумадинцы в большом спорте
  5. Заключение
  6. Приложения
  7. Библиография

Введение

У каждого народа и этнических групп, населяющих земной шар, исторически складывается своеобразная система физического воспитания людей с самобытными формами, методами, средствами. У чамалинцев тоже существовала народная система физического воспитания.1 Чамалинцы - малоизученная этническая группа, входящая в аваро-андоцезскую языковую подгруппу. Населенные пункты их расстилались по левому берегу реки Андийского Койсу.

Данное исследование, ставит своей целью историко-этнографическое изучение народной, физической культуры чамалинцев в 19 - начале 20 вв. Актуальность данного исследования заключается в том, что впервые делается попытка раскрыть определенную систему народного воспитания чамалинцев. Также показать сходство и различие народной физической культуры чамалинцев и других народов Кавказа. Полагаю, что специальное исследование народной системы физического воспитания небольшой этнической группы чамалинцев. поможет нам показать специфику общественно- культурного развития народов западного Дагестана в целом и его роль в формировании некоторых популярных видов мирового спорта.2

Основная проблема в исследовательской работе, с которой я встретилась, заключалась в отсутствии достоверных письменных источников по данной проблеме. Поэтому при написании настоящей работы, использован историко-этнографический полевой материал, собранный мною в чамалинских селениях. Также использованы некоторые этнографические материалы из работы моего научного руководителя Абдулбасирова Д.З.3


Народная физическая культура чамалинцев в 19 - начале 20 вв.

Определенная народная система физического воспитания возникает у чамалинцев и формируется под влиянием условий жизни, которая непосредственно связана с их трудовой, бытовой и военной деятельностью. Чему и свидетельствует богатый материал, собранный в чамалинских аулах. В частности по рассказам старожилов в ауле Гигатли ежегодно в начале лета среди молодежи объявляли ходьбу по горам, т.е. преодоление горных препятствий-оврагов, скалистых мест.4

Чемпионат района по легкой атлетике на приз Камилова Абдурахмана.Чемпионат района по легкой атлетике на приз Камилова Абдурахмана.
id:3195

А лучшие из лучших награждались козой и барашкой. В ауле Гадири сильными и смелыми считались те, кто быстрее всех преодолевали трудно проходимую полосу леса, для этого каждый тухум выставлял своих представителей на соревнование. Жюри определяло старт и финиш для участников. Победитель носил звание чемпиона в течение года.5

Популярен был среди чамалинцев бег на скорость и на выносливость, так в ауле Гаквари желающие имели право участвовать в ежегодном в весеннем забеге до 20 км.6 Также имели место комические бега , так в ауле Гигих соревновались в беге с завязанными за спину руками. А в ауле Цумада существовала такая разновидность бега, при которой участнику разрешалось ставить соперникам подножки, хватать их, толкать с целью помешать впереди бегущему прийти к финишу первым.7

По рассказу Зубаирова М.З. , в ауле Ричаганих в то время был известный бегун по имени Асадула из бедной семьи, прозванный в народе "Г Iаса", который всегда выигрывал весенний забег до 3 км. Однажды представитель знатной семьи из аула Гаквари решил состязаться с Асадулой из Ричаганиха. С этой целью он поселился задень раньше до соревнования у такой же знатной семьи в ауле Ричаганих. Зная талант своего бегуна местная знать предложила гакваринцу расставить волчьи капканы по тому маршруту, по которому обычно бежал Асадула. И вот настал день состязания. Асадула бежал впереди всех, однако наткнулся на волчий капкан и с капканом на правой ноге продолжал бежать. Несмотря на страшную боль, отважный бегун в нелегкой борьбе финишировал первым и его прозвали непобедимым. Говорят, что во время забега он держал во рту пулю. Делалось это из-за поверья, что пуля оберегает бегуна от сглаза и ее скорость передается ему.8

Полагаю, что эти и им подобные действия были направлены на приобретение качеств, присущих отдельным предметам и животным. " Борцы иногда пили кровь быка, чтобы перенять его силу" - рассказывает старожил Ханту-Магомед. 9 Надо полагать, что в условиях гор предкам чамалинцев довольно часто приходилось защищаться от врагов и диких зверей. В боевых действиях жизнь каждого горца зачастую зависела не только от его физической и морально- волевой подготовки, но и от того, насколько хорошо он владел техникой и тактикой единоборства, что и способствовало становлению народной спортивной борьбы, в последствии и вольной борьбы, основными видам спорта чамалинцев и всех цумадинцев. 10 По словам старожила Гамзатгаджиева М.Г. у чамалинцев существовала еще одна из разновидностей народной борьбы, которая называлась "Нику цlабалир " в переводе с чамалинского, что значит прикасаться коленкой, вроде национальной борьбы на поясах с обязательным, предварительным захватом накрест.

Джамалудин из Агвали известен был своим борцовским авторитетом среди чамалинцев. В жизни чамалинских детей в особенности гигатлинцев, большое место занимала игра в " войну". Мальчики аула делились на две партии и метали друг в друга оружие, т.е. палочки, приготовленные из стеблей растения, гак называемые " Ч1алха ". Травмы и ранения одобрялись взрослыми, как способствующие развитию боевых навыков. Подобные игры известны у многих народов земного шара в частности у австралийцев - пишет Абдулбасиров Д.З. Также Н.И. Миклухо - Маклай пишет, как гвинейские дети, играя в войну, бросали друг в друга легкие палки. Все это напоминает гигатлинскую детскую игру в " войну ". Почти во всех чамалинских аулах широкой популярностью пользуются прыжки с места и с разбега в высоту. К примеру, в ауле Гигатли во время весеннего отгона крупного рогатого скота на горные пастбища, молодежь села соревновалась по прыжкам через живого коня с опорой одной руки.

Обыденным делом было для чамалинских годеканов метание камня на дальность, способом метания диска без поворота, также поднимание различных тяжестей на спор.11 Большой интерес представляют также игры и состязания, проводимые на чамалинских свадьбах. Весьма интересным был момент переезда невесты из отцовского дома в дом жениха. Всю дорогу свита жениха, посланная за невестой, и свита невесты, сопровождающая ее, стреляли из ружей, джигитовали, инсценировали борьбу, различные игры ит.д. Старожилы рассказывают, что обе стороны должны были состязаться в свадебной игре " Сапа ", куда входил целый ряд архаичных и оригинальных физических упражнений и движений. По словам Абдулбасирова 3. во время свадьбы в доме жениха у гигатлинцев устраивалась игра-борьба за "Джарлъал " в переводе с чамалинского, что значит "шейный позвонок".

Один из представителей со стороны жениха должен был высоко над своей головой поднять шейный позвонок зарезанного барана. При этом его окружали несколько мужчин и тоже клали руки на шейный позвонок и по сигналу должны были его отнять друг у друга пройти через всю остальную толпу и фиксировать свою победу на определенном месте. Это напоминает спортивную игру регби. Когда новобрачные обычно на второй или третий день посещали родителей невесты между сторонами жениха и невесты проводились состязания в силе и в ловкости. У чамалинцев этот обычай назывался "Гъасалу" т.е. за шкурой.

Обычно в это время, сторона жениха брала все, что попадало под руку, а сторона невесты старалась отбить или защитить все это, оттуда и название " Гъасалу", что значит содрать шкуру.12

Как пишет Абдулбасыров Д.З., общеизвестно, что народные праздники, обряды, семейный быт почти у всех народов, получили религиозную окраску.3 Не было исключением и народная физическая культура. На чамалинских религиозных праздниках, в частности "Мусса хъоралир ", т.е. День первой борозды, обычно соревновались по бегу, прыжкам и борьбе, где принимали участие и спортсмены соседних аулов.

Чемпионат района по легкой атлетике на приз Камилова Абдурахмана.Чемпионат района по легкой атлетике на приз Камилова Абдурахмана.
id:3189

О силе и ловкости чамалинцев

По словам старожила Шахрудинова Ахмеда на хуторе Милъури, его родственник по имени Лабазан приподнял и поддержал на своих плечах плоскую крышу домика до тех пор пока остальные не сменили сломавшийся столб посередине домика, который держал на себе деревянные балки и плоские деревянные плиты, засыпанные сверху землей. Видимо, в то время не знали о законе Архимеда, который говорил: "Дайте мне точку опоры, я подниму весь мир". Ну а в последующем для таких работ использовался именно этот закон у чамалинцев известный под названием "билъалаб хlуби". Магомед из Агвали, прозванный "большим кулаком", приготовил и перенес на руках каменный каток для крыш от речки до своего дома, а Мажид поднял до уровня плеч каменный круг, приготовленный для мельницы.

Джамалудин изобрел своего рода ручную пилораму, с этой целью он привязал большой камень на нижний конец пилы, а сам тянул вверх и пилил для всего аула. По рассказу старожила Саадулаева Имангазали в ауле Гигатли был самый сильный костолом по имени Чеэро. Обычно на спор руками ломали берцовую кость баран или козы. Однажды в соседнем ауле Гадири, зная силу и талант Чеэро, вместо берцовой кости козы подсунули берцовую кость молодого бычка, уверяя, что это козлиная кость. Чеэро настроился и с выкриком руками сломал эту кость, в результате чего у него треснулась щека и пошла кровь. По словам Дибирасулаева Магомеда, однажды на гигатлинском годекане Микаил без помощи рук зубами поднял большой кувшин полный воды и слил на себя до дна.


Цумадинцы в большом спорте

Может быть, заняться исследовательской работой по народной физической культуре чамалинцев меня побудил и тот факт, что с малых лет я росла в окружении спортсменов, свидетельством тому служит моя фотография с ними в раннем детстве. Мой отец и научный руководитель Абдулбасиров Д.З. не только занимается историческим прошлым чамалинцев, но и тренирует вольных борцов. Он является "Заслуженным работником физической культуры Республики Дагестан" и "Заслуженным тренером России". Я знаю, в селение Агвали с малых лет через его руки прошли десятки талантливых спортсменов. Из них Сажид Сажидов достиг больших высот в мировом спорте. Я помню, как несколько ребят, обычно с ними и Сажид, по утрам с отцом бегали вверх по склону до поляны, а там проходила нетрадиционная тренировка, закаливание, обливание холодной водой зимой и.т.д. В то время эта команда была одна из лучших в Дагестане.

Особые надежды Далгат Зиявдинович возлагал на Сажида Сажидова и надежды оправдались. Для нашего района и для горного Дагестана впервые в истории воспитанник горской школы вольной борьбы, учащийся 10 кл. Агвалинской СШ становится чемпионом мира по вольной борьбе среди юношей в г. Будапеште. На сегодняшний день Сажид Сажидов не только гордость чамалинцев, цумадинцев, дагестанцев, но и всей России, так как своей порядочностью, характером и силой он прославлен во всем мире. Он является неоднократным чемпионом международных турниров, неоднократным чемпионом Европы, чемпионом мира и бронзовым призером Олимпийских игр по вольной борьбе в Афинах.

Также нашу страну прославили на весь мир и другие цумадинцы - замечательные вольники-борцы: олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта Сайгид Муртазалиев, серебряный призер Олимпийских игр ЗМС Арсен Гитинов ,бронзовый призер Олимпийских игр ЗМС Махач Муртазалиев и многие мастера спорта международного класса. Исходя из вышеизложенного, есть основание твердо сказать, что Цумадинский район является кузницей мастеров вольной борьбы для нашей страны.


Заключение

Таким образом, народная физическая культура чамалинцев формируется под влиянием условий жизни и непосредственно связана с их трудовой, бытовой и военной деятельностью. Условия жизни, их трудовая деятельность способствовали воспитанию людей здоровых, закаленных, физически развитых, обладающих жизненно необходимыми трудовыми умениями и навыками.

Также сложившиеся процессы в жизнедеятельности чамалинцев из их трудовых, бытовых, боевых и обрядовых действий, народные физические упражнения, игры, спорт в целом и физическая культура чамалинцев исторически развивались не сами собой, не изолированно, а в тесной взаимосвязи с народной физической культурой других народов Дагестана и Кавказа, что и способствовало им выйти в большой мировой спорт.

Сравнительный анализ народной физической культуры чамалинцев показывает, что она имеет много общего с физической культурой народов Кавказа и с другими народами.

Думаю, прежде всего это объясняется сходством их природно-геграфических и социально-экономических условий жизни, аналогичным уровнем развития, а в некоторой степени и взаимовлиянием.

В целом народная физическая культура чамалинцев способствовала развитию их социально-экономических и культурных связей с другими народами Кавказа.

Однако, некоторые виды народной физической культуры чамалинцев были вытеснены из повседневной жизни. Думаю, это продиктовано тем, что на смену пришли новые и более совершенные виды спорта.

Считаю целесообразным восстановить отдельные исчезающие виды народных спортивных игр чамалинцев, которые могут стать важным дополнением к современной физической культуре и спорту.


Приложение

В каждом большом или малом ауле Дагестана, в том числе и у чамалинцев, бытует бесконечное множество преданий и легенд. Значения исторических преданий особенно возрастает при отсутствии или ограниченности письменных источников. Чамалинцы связывают свои предания и легенды с определенными событиями. Более того, каждый рассказчик вносит в предания что-то свое. Поэтому отдельные предания имеют несколько вариантов. К примеру: само слово и происхождение чамалинцев одни связывают со словом "ЧIама", что значит курага с чамалинского языка, а другие "плоская крыша " с багвалинского языка.


Библиография

1. Абдулбасиров Д.З. "Социально-экономическое и политическое развитие союза сельских обществ чамалинцев в конце 18 - начале 19 вв." Дипломная работа ДГПИ. г. Махачкала, 1986г.

2. Полевой материал, собранный в чамалинских селениях 2004г.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. в приложении, стр. 6.

2 См. в приложении стр. 7.

3 Абдулбасиров Д.З. Социально - экономическое и политическое развитие союза сельских обществ чамалинцев в конце 18 - начале 19 вв. Дипломная работа, ДГПИ . г.Махачкала, 1986г.

4 Полевой материал, собранный в селении Гигатли, 2004г.

5 Полевой материал, собранный в селении Гадири, 2004г.

6 Полевой материал, собранный в селении Гаквари. 2004г.

7 Полевой материал, собранный в селениях Гигих и Цумада, 2004г.

8 Полевой материал, собранный в селении Ричаганих 2004г.

9 Полевой материал, собранный в селении Гигатли 2004г.

10 См. в приложении стр. 7-8.

11 См. в приложении, стр. 6.

12 Полевой материал, собранный в селении Гигатли 2004г.


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.