Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Где моя папаха?


Источник: Дагправда. Автор: Багавудин Алиев, кандидат исторических наук

«Где моя черкеска?» - восклицает многоопытный дагправдинец Абдурахман Магомедов в своих одноименных публикациях в «Колонке редактора отдела» в одном из последних номеров «ДП». Абдурахман с присущим ему красноречием, пристальным вниманием и болью за безвозвратно уходящее наследие предков регулярно пишет на страницах «ДП».

 Расул . Расул .
id:254440895460

Меня до глубины души затрагивают его статьи, слова и мысли о прошлом, настоящем и будущем дагестанских традиций и обычаев, многие из которых уже утеряны безвозвратно. Причем они теряются и уходят в небытие не столько под влиянием времени или воздействием цивилизационных и глобализационных процессов, сколько по нашей с вами беспринципности, безответственности и нашего беспамятства в отношении прошлого и будущего нашего народа. И слова главы республики Р.Г.Абдулатипова «давайте хотя бы один день оденем нашу национальную одежду», равно как и многие отчаянные его призывы по приведению в чувство всего Дагестана, родились не на пустом месте, а, видимо, являются выстраданными в долгих мучительных размышлениях. И на фоне всего происходящего в последнее время, как говорится, «не могу молчать», так как за будущие поколения нашего народа обидно, что многое из того, что было в недавнем прошлом и осталось сегодня, завтра наши дети и внуки могут не увидеть. В контексте ведущихся в нашем обществе разговоров о национальной одежде вообще я хотел бы поговорить сегодня лишь о горской папахе, каракулевой, парадно-выходной.

Несмотря на то, что по воле Всевышнего мой отец – глава тухума, нареченный именем Расул, покинул «мир грешной», когда мне едва исполнилось 12 лет, вспоминаю каждый шаг, каждое его движение, связанное с папахой и его отношением к ней.

Папаха для отца была символом чести и благородства, мужества и личного достоинства. Он лелеял и обласкивал ее больше родного дитя. Помню, как мои дорогие односельчане-акнадинцы, и стар и млад, определяли настроение Большого Расула (КIудияв Расул), как они уважительно называли его смолоду, по тому, как он носил в данный момент папаху: на затылке – в его роду или лично у него произошло радостное событие, за которое он гордится; папаха на макушке – деловое настроение и готовность решать любые вопросы; припущенная на лоб папаха –лучше к нему не приближаться, в роду произошло нечто нехорошее.

Если он хоть чуточку попадал в дождь, то нежно и искусно стряхивал папаху и предельно аккуратно выставлял ее стоя на комод для просушки. И не дай бог, чтобы кто-то дотрагивался до нее! Единственное, в чем отец не отказывал себе при любом расположении духа, – это величаво и горделиво надевать на сыновей свою папаху, сопровождая словами «настоящий мужчина!». Эта процедура у малышей вызывала неописуемый восторг и сопричастность к чему-то героическому и мужественному, словно вручали им Звезду Героя.

Без папахи отца можно было видеть лишь в пределах двора. На улицу он никогда не выходил без нее, она была вечным и самым преданным его спутником – и в жару, и в стужу. Сам он – стройный, высокий, атлетического телосложения, всегда с гордо поднятой головой, являлся олицетворением человека с чувствами высочайшего уважения и достоинства, а папаха, являясь логическим его продолжением, еще более украшала его, придавая ему монументальный облик и неотразимый блеск кавказского горца. Они – Папаха и КIудияв Расул - были составной частью единого целого божественного творения, это было нечто сказочное. Черкеска тоже была частью отцовского гардероба, она почему-то занимала место в «музее» - в сундуке вместе с отрезами ткани. Он почему-то предпочитал «припарадиться» в коричневую «сталинку» с тужуркой такого же цвета (на фото). Естественно, на ногах в своем блеске сверкали вычищенные и «выглаженные» хромовые сапоги. Феноменальная была форма одежды, при виде которой казалось, что идет человек безукоризненной чести, мужества, благородства и самоуважения. Точно такая же парадная форма одежды всегда была в гардеробах неутомимого в старинных танцах, ныне здравствующего аксакала Магомеда Хантуева, признанного строительного мастера Магомеда Алиева, ветерана-орденоносца Али Махаева, общественного деятеля Магомеда Нурмагомедова (Политкияв), Абдулы Ахмедгаджиева (КIудияв Абдула) и других. Это были люди, как принято говорить, «движителями общественного прогресса» и «цветом села».

Несомненно, в селе были и другие подобные мужчины, да и абсолютное большинство дагестанских селений особо не страдали еще в недавнем прошлом дефицитом таких «форменных» джигитов.А сегодня…хочется, чтобы не только в каждом селе или ауле были такого внешнего вида мужчины, слившиеся с папахой в монументальное единство, в облик настоящего кавказского горца, но и в каждой семье, хотя бы ее глава носил такую традиционную форму... и не только по государственным праздникам (хотя для начала это тоже хорошо), но и на многочисленных семейно-родовых торжествах и общественных (джамаатских) мероприятиях. Не думаю, что в мире много народов, которые в таком массовом порядке, как дагестанцы, забыли свою национальную одежду, что не одевают даже в дни национальных праздников. А пока остается лишь позавидовать другим - арабам (22 государства), узбекам, украинцам, латышам, литовцам, туркам, иранцам, китайцам, корейцам (по обе стороны 38-й параллели), мексиканцам, японцам, африканцам… да и ближайшим нашим соседям – чеченцам, ингушам, осетинам, казакам…



© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.