Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

«Кавказская Сибирь» - бесценный труд

М.ГАЗИЕВ, Учитель истории Тиндинской СОШ, Зас­луженный учитель РД.

Вышла в свет книга Багавдина Алиева «Кавказская Сибирь», рассказывающая об истории и этнографии тиндалов- сел Акнада, Ангида и Аща. Автор на основе архи­вных и полевых материалов знакомит читателей с осо­бенностями культуры, быта, верования, традиции и обы­чаев малочисленных народов. Поэтому исследование сла­бо изученных сторон жизни малочисленных народов пред­ставляется задачей актуальной и востребованной.

Газиев Магомед Газимагомедович. Газиев Магомед Газимагомедович.
id:122392012035

Он также информирует нас об акнадинской диаспо­ре в странах Ближнего и Среднего Востока.

Автор рассказывает о возникновении селений Акнада, Ангида и Аща, о проникновении христианства, рас­пространении и укреплении ислама, оживляет преданное забвению участие тиндалов в Кавказской войне и в вос­стании 1877 г., внесшего заметный вклад в историю Да­гестана. Вместе с тем, автор рассказывает нам об учреж­дении сельских советов после революции 1917 г., о фор­мах земельной собственности, о коллективизации лик­видации «неграмотности», открытых первых школ, о со­бытиях на метеостанции «Сулак высокогорная» 1931г.

Далее автор в своей книге рассказывает об участии тиндалов в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., о принудительном переселении тиндалов на земли че­ченцев, о повторном переселении и образовании объе­диненного села Акнада в Хасавюртовском районе, о гео­графическом и природно-климатическом условии аулов Акнада, Ангида и Аща. Автор подробно останавливается о хозяйстве, материальной культуре, об общественном быте и социальном укладе обычаях и традициях, кодексе чести малочисленного этноса тиндалов. Собран огром­ный фото материал. Это историко-этнографическое ис­следование автора-бесценный научный труд. Тиндалы, да и все цумадинцы благодарны ему за этот труд.

Алиев Багавудин Расулович. Алиев Багавудин Расулович.
id:200655002106

Книга написана простым, доступным, языком и рас­считана на широкий круг читателей, особенно на тех, кто интересуется историей родного края.. Конечно, трудно, основываясь на указаниях, легендах, архивных и полевых материалов, обобщить, анализировать и изложить гран­диозный материал.

Вместе с тем, по мнению автора этих срок, Багавдином Расуловичем допущены некоторые ошибки или недо­четы. Он утверждает, что слово «тиндалы» появилось лишь в ХIХ веке. «Под современным названием в русской и да­гестанской литературе, тиндалы стали упоминаться в ходе и после Кавказской войны» стр. 30.

Если это так, почему автор книги «Общественный строй Дагестана в ХIХ веке» Х.М. Хашаев. Изд. Ан СССР 1961 г. пишет «Факты свидетельствует о том, что Казику-мухское ханство во главе с шамхалами существовало очень давно и было одним из сильнейщих. Согласно «Дербент-намэ» Шамхал казикумухский собирал подачи со всего населения Дагестана. «Народы ... ежегодно платили Шам-халу... Тиндал-20 веков». Стр. 158.

«Дербент-намэ» -Мухамад Аваби Акташи написал в ХVI веке.

Или возьмем аварскую народную песню времен на­шествия Надир-шаха в Дагестане в ХVII веке в котором говорится, как люди Андалала обратились к племенам соседним, к братьям по вере:

«Эй вы, гигатлинцы, и вы келинцы? Эй вы, телетлинцы, и какринцы? Багвалал, чамалал, каралал, и тиндал, Антратлал, хиндалал, и весь Салатау, Поспешите братья, на помощь братьям» «Борьба народов Дагестана против иноземных заво­евателей».

Отсюда можно сделать вывод о том, что тиндалы и селение Тинди упоминается в дагестанской литературе еще в ХVII веке.

Далее автор отмечает интересную деталь относитель­но названия селения Акнада. Такой же топоним встреча­ется» ... и на территории Аргвани Гумбетовского района имеется местность под названием «Акнадисезул харибакI» (сенокос акнадинцев)-стр 23. Автор написал этот абзац со слов Абдулы Гасанова Автора книги «Тиндалы» вот что я обнаружил. «Есть еще одна Акнада в Хиндахском и Кособском сельсоветах Гунибского района и развалины крепости с тем же наименованием в Хунзахском районе» стр 5.

Значит в книге Абдулы Гасанова «Тиндалы» об этом ничего не сказано. Не знаю откуда автор Багавудин Алиев взял эти слова.

Гасанов Абдулла Яхъяевич. Гасанов Абдулла Яхъяевич.
id:000030002100

Наоборот, старожилы селения Аргвани Гумбетовско-го района говорят о местности под названием ТIиндисезул харибакI (сенокос тиндинцев). Почему так говорят, пока никто не знает.

По преданиям сохранившимся среди тиндалов -ста­рожилов выселенные за убийство и другие поступки в прошлые времена аульского общества, обосновывались в других районах Дагестана. Так, Магомед Исаков из сел. Тагада Хунзахского района утверждает, что гоцатлинцы являются потомками акнадинцев. «В нашем селе Гоцатль по сей день сохранился грот (нохъо), носящий акнадинское название «чIинав» (избей)»- стр.41.

«Основываясь на преданиях, ангидинцы также наста­ивают на том, что одним из родоначальником аула Гоцатль (ГьоцIалъ) Хунзахского района являлись выходцы из их аула по имени Зарко, Марко, Тарко, которые по при­чинам мести в незапамятные времена были вынуждены покинуть ангидинский джамаат- стр. 42. Информатор Гаджимагомедов Рашид Газиевич.

Далее читаем, что пишет Багавудин Алиев. Некоторые тиндинцы ставят эту легенду под сомне­ния утверждая, что Зорко, Марко и Тарко были именно их соплеменниками- выходцами из аула «Тинди»- стр.43.

Он взял эти высказывания из книги автора этих строк «История селения Тинди», хотя автор указал в своей кни­ге откуда он взял эти высказывания и Багавдин исполь­зовал эту книгу. Почему-то Багавдин пишет, что «некото­рые тиндинцы ставят эту легенду под сомнение». На ка­ком основании он так пишет, я не понимаю.

Уроженец села Гоцатль Магомед Османов в своей поэме «Село трех богатырей» пишет что именно жители села Тинди основали село Гоцатль:

«ТIинди росу букIараб некIосел къарнабазда Къваридал гIадатаца тухумазде бикьараб. КIиго кьибил букIараб-ханабги узденабги Умумулъанго жидер рагIи данде кколарел»-стр.3. или

«КIиго вац сардилъ рахъун рахъ-рахъалъ ун тIагIула

ТIинди тараб боцIи аз цIогьахъего хъамула»-стр.12.

А теперь, уважаемые читатели, сами делайте вы­вод: жители какого аула основали селение Гоцатль?

Далее Багавдин Алиев приводит предание из книги Магомедхана Магомедханова о том, что правитель (хан) тиндалов находился в Акнаде и каждая тиндинская семья приносила ему по ягненку и он сам же утверждает обрат­ное о том, что у тиндалов не было ханов. Действительно, у тиндалов не было ханов, ханства и золотого катка, симво­лизирующего символа власти среди тиндалов. То, что отмечает автор проекта и руководитель независимого агенства «Цумада.Ру» Гусен Халилулаев, ссылаясь на рас­сказы своих предков это ошибка. «Тогда тиндинцы при­думали некий хитрый ход - сняв для видимости осаду села и расставив в засадах людей, одного тиндинца оде­того в шкуру медведя отправили имитировать уничтоже­ния урожая на пшеничном поле. Как только всем селом акнадинцы выбежали из крепости в направлении « нагло­го и дерзкого медведя», тиндинцы якобы захватили Акнаду и завладели золотым катком. Таким образом власть над тиндалами переместилась из Акнады в Тинди» - стр.

45.

У старожилов -тиндинцев есть анологично этому дру­гая легенда. Селение Шугъруханха, в полутора километ­рах от селения Тисси в далекие времена было сильно укреплено. Хунзахский хан напал на него, но не смог взять его. Тогда Хунзахцы отправили несколько человек пере­одетого в шкуру медведя в поле где росла морковь. Как только все село шугъруханцев выбежало из села в мор­ковное поле, чтобы убить медведей, хунзахцы в это вре­мя напали и взяли село. Село было полностью уничтоже­но возможно соженно, а хан, который сидел на крыше сво­его дворца на золотом катке, увидев, что им не одолеть врага, спустился с крыши в одну из комнат дворца и боль­ше его не видели. Вот такая есть легенда среди тиндинцев.

Далее то, что информирует Абдула Гасанов из Акнады и Абдула Гаджимагомедов из Аща о том, что селение Акнада и Аща образовались значительно раньше чем се­ление Тинди. Я думаю ошибочным. «... что ащинцы обо­сновались в этих местах задолго до расселения здесь предков тиндинцев и основания аула Тинди»- стр. 43. Информатор Гаджимагомедов Абдула. « .старожилы пе­риода его детства единогласно утверждали, что селе­ние Тинди образовалось значительно позже селения Акнада. До его превращения в полноценное село тиндинцы проживали в 8 хуторах, вследствие чего на вопрос «отку­да родом» даже редкий современный тиндинец не отве­тить «гьанлъиса» (из села); Как правило они называют хутора откуда предки родом -стр. 46. Информатор Гасанов Абдула.

Если это так, почему же уважаемый Багавудин Расулович, малочисленная этническая группа народов, кото­рая проживает в данной территории получила название «тиндалы», а не «акнадинцы» или «ащинцы».

Значит селение Тинди образовалось значительно раньше чем селение Акнада, Ангида и Аща. О происхож­дении названия села Тинди, автор этих строк приводит интересные сведения старожилов. По их мнению, «ТIинди» происходит от слов «тIил чIвай», «тIил-палка, «чIвай»-по-ставить. Приезжие охотники ставили палки на место ноч­лежки как бы занимая их и подвешивая на них свои сна­ряжения. Отсюда и произошло название. «Тинди»- стр.6.

(история селения Тинди). Следовательно, дальше от се­ления Тинди люди не проживали и не обосновались. Если бы дальше люди проживали, охотники здесь бы не оста­навливались. Значит «материнским» селением можно счи­тать селение Тинди. Автору книги «Кавказская Сибирь» Б.Алиеву, по моему мнению, следовало бы при написании истории тиндальских сел Акнада, Ангида, Аща воедино соединить историю селения Тинди, так как язык, культура, быт, обычаи, традиции схожи и самым крупным «мате­ринским» селением тиндалов является селение Тинди.

В действительности селение Тинди считалось горо­дом -шахаром. Об этом свидительствуют многие факты, Тинди имел до 200 хуторов, среди них такие крупные как: Тисси, Ханаси, Санух, Тенла, Мухорх, Гвинайчи, Гундучи, Халих, Гадайчи, Тисси-Ахитли. А на вопрос Абдулы Гасанова «откуда родом» любой тиндинец в Акнаде, Ангиде, Аще не ответит «гьанлъиса» они называют хутора откуда они, как любой цумадинец если его спросят в Агвали от­куда они скажут свое село, гадиринец, хуштадинец, гакваринец, если любого тиндинца, кванадинца, гигатлинца спросят в Махачкале то они скажут, что цумадинец, если любового аварца, кумыка, даргинца, лезгина спросят в Москве откуда родом, то они скажут из Дагестана. Это естественно. Это не значит, что тиндинцы проживали на хуторах, потом когда-то образовали полноценное село. Сперва было образовано село, потом люди стали пере­селяться в хутора, вследствии удаленности пахотных зе­мель и сенакосов от селения Тинди. Еще другим свиде­тельством, что хутора были построены намного позже, чем селения Тинди, являются солярные знаки и иероглифы на стенах частных домов в селении Тинди, а на хуторах эти знаки мы не встречаем.

Что касается Акнада, Ангида, Аща, то они были са­мостоятельными сельскими общинами со своими земель­ными угодьями, лесами, пастбищами, кладбищами, ме­четями, джамаатом и сохраняли самостоятельность в ре­шении своих внутрисельских вопросов.

В конце ХVI века и внач. ХVII века в Дагестане нача­ли возникать вольные союзы сельских обществ. Такой союз образовался и у тиндалов. В Тиндинскую сельскую общину входили селения Тинди, Акнада, Ангида, Аща, Эчеда. Не все сельские общества имели одинаковые ко­личества общинных земель. Поэтому между многими сель­скими общинами сложились отношения господства и под­чинения. Богатые и мощные сельские общины выступали в качестве коллективных феодалов по отношению к сла­бым, которые находились в зависимости от первых. Та­ким образом, в «вольных обществах» существовал прин­цип господства-подчинения. «Так жители селения Эчеда платили обществу Тинди по 2 (два) барана с дыма, а дру­гие окружающие Тинди селения отбывали дорожную повинность»-стр.156. Х.М. Хашаев «Общественный строй Дагестана в 19 веке». Таким образом отношения с. Тинди с селениями Акнада и Аща строились на основе подчине­ния, но не на основе уважения. Что касается селения Аща то оно было полностью под покровительством селения Тинди, так как их притесняли ангидинцы. В связи с этим ащинские пастбища были общими с тиндинскими.

Что касается административных границ между Тинди, Акнада, Ангида и Аща, то Багавдин пишет со слов акнадинского старожила Али Магомедова 1935 года рож­дения «Тиндальским наибом оно было определено в ме­стечке Гъай-гъадар»-стр.48. Если это так, то получается, что 80% пахотных и 90% пастбищных земель тиндинцев уходит к акнадинцам, ангидинцам и ащинцам. Знаете ли этот старожил Али Магомедов, что Гъай-гъадар располо­жен в двух километрах от селения Тинди в сторону Агвали. Тогда получается, что тиндинцы не имели вообще зем­ли. А со слов другого старожила Абдулы Магомедова (Гарунова) административная граница была установлена за мельницей напротив с. Тинди. «.уже после революции 1917 г. каким-то чиновником из районных властей была определена акнадинско-тиндинская административная граница за мельницей напротив с. Тинди где им на глу­бине одного метра закопана бутылка для будущих поколе­ний» -стр. 48. Тогда получается, что административная граница проходит от речки Тиндинка, что протекает в во­сточной стороне от селения Тинди.

По моему мнению автору книги «Кавказская Сибирь» не надо было касаться темы административной грани­цы, раз коснулся в ходе экспедиционной поездки по аулу Акнада, Ангида, Аща необходимо было встречаться со старожилами селения Тинди, узнать у них, как проходила административная граница, сопоставить, сделать выво­ды, только потом вынести этот вопрос на суд читателей.

Автору книги «Кавказская Сибирь» желаю дальней­ших творческих успехов в деле освещения истории род­ного края.



Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.