![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
«Кавказская Сибирь» - бесценный трудМ.ГАЗИЕВ, Учитель истории Тиндинской СОШ, Заслуженный учитель РД.Вышла в свет книга Багавдина Алиева «Кавказская Сибирь», рассказывающая об истории и этнографии тиндалов- сел Акнада, Ангида и Аща. Автор на основе архивных и полевых материалов знакомит читателей с особенностями культуры, быта, верования, традиции и обычаев малочисленных народов. Поэтому исследование слабо изученных сторон жизни малочисленных народов представляется задачей актуальной и востребованной. ![]() id:122392012035 Он также информирует нас об акнадинской диаспоре в странах Ближнего и Среднего Востока. Автор рассказывает о возникновении селений Акнада, Ангида и Аща, о проникновении христианства, распространении и укреплении ислама, оживляет преданное забвению участие тиндалов в Кавказской войне и в восстании 1877 г., внесшего заметный вклад в историю Дагестана. Вместе с тем, автор рассказывает нам об учреждении сельских советов после революции 1917 г., о формах земельной собственности, о коллективизации ликвидации «неграмотности», открытых первых школ, о событиях на метеостанции «Сулак высокогорная» 1931г. Далее автор в своей книге рассказывает об участии тиндалов в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., о принудительном переселении тиндалов на земли чеченцев, о повторном переселении и образовании объединенного села Акнада в Хасавюртовском районе, о географическом и природно-климатическом условии аулов Акнада, Ангида и Аща. Автор подробно останавливается о хозяйстве, материальной культуре, об общественном быте и социальном укладе обычаях и традициях, кодексе чести малочисленного этноса тиндалов. Собран огромный фото материал. Это историко-этнографическое исследование автора-бесценный научный труд. Тиндалы, да и все цумадинцы благодарны ему за этот труд. ![]() id:200655002106 Книга написана простым, доступным, языком и рассчитана на широкий круг читателей, особенно на тех, кто интересуется историей родного края.. Конечно, трудно, основываясь на указаниях, легендах, архивных и полевых материалов, обобщить, анализировать и изложить грандиозный материал. Вместе с тем, по мнению автора этих срок, Багавдином Расуловичем допущены некоторые ошибки или недочеты. Он утверждает, что слово «тиндалы» появилось лишь в ХIХ веке. «Под современным названием в русской и дагестанской литературе, тиндалы стали упоминаться в ходе и после Кавказской войны» стр. 30. Если это так, почему автор книги «Общественный строй Дагестана в ХIХ веке» Х.М. Хашаев. Изд. Ан СССР 1961 г. пишет «Факты свидетельствует о том, что Казику-мухское ханство во главе с шамхалами существовало очень давно и было одним из сильнейщих. Согласно «Дербент-намэ» Шамхал казикумухский собирал подачи со всего населения Дагестана. «Народы ... ежегодно платили Шам-халу... Тиндал-20 веков». Стр. 158. «Дербент-намэ» -Мухамад Аваби Акташи написал в ХVI веке. Или возьмем аварскую народную песню времен нашествия Надир-шаха в Дагестане в ХVII веке в котором говорится, как люди Андалала обратились к племенам соседним, к братьям по вере: «Эй вы, гигатлинцы, и вы келинцы? Эй вы, телетлинцы, и какринцы? Багвалал, чамалал, каралал, и тиндал, Антратлал, хиндалал, и весь Салатау, Поспешите братья, на помощь братьям» «Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей». Отсюда можно сделать вывод о том, что тиндалы и селение Тинди упоминается в дагестанской литературе еще в ХVII веке. Далее автор отмечает интересную деталь относительно названия селения Акнада. Такой же топоним встречается» ... и на территории Аргвани Гумбетовского района имеется местность под названием «Акнадисезул харибакI» (сенокос акнадинцев)-стр 23. Автор написал этот абзац со слов Абдулы Гасанова Автора книги «Тиндалы» вот что я обнаружил. «Есть еще одна Акнада в Хиндахском и Кособском сельсоветах Гунибского района и развалины крепости с тем же наименованием в Хунзахском районе» стр 5. Значит в книге Абдулы Гасанова «Тиндалы» об этом ничего не сказано. Не знаю откуда автор Багавудин Алиев взял эти слова. ![]() id:000030002100 Наоборот, старожилы селения Аргвани Гумбетовско-го района говорят о местности под названием ТIиндисезул харибакI (сенокос тиндинцев). Почему так говорят, пока никто не знает. По преданиям сохранившимся среди тиндалов -старожилов выселенные за убийство и другие поступки в прошлые времена аульского общества, обосновывались в других районах Дагестана. Так, Магомед Исаков из сел. Тагада Хунзахского района утверждает, что гоцатлинцы являются потомками акнадинцев. «В нашем селе Гоцатль по сей день сохранился грот (нохъо), носящий акнадинское название «чIинав» (избей)»- стр.41. «Основываясь на преданиях, ангидинцы также настаивают на том, что одним из родоначальником аула Гоцатль (ГьоцIалъ) Хунзахского района являлись выходцы из их аула по имени Зарко, Марко, Тарко, которые по причинам мести в незапамятные времена были вынуждены покинуть ангидинский джамаат- стр. 42. Информатор Гаджимагомедов Рашид Газиевич. Далее читаем, что пишет Багавудин Алиев. Некоторые тиндинцы ставят эту легенду под сомнения утверждая, что Зорко, Марко и Тарко были именно их соплеменниками- выходцами из аула «Тинди»- стр.43. Он взял эти высказывания из книги автора этих строк «История селения Тинди», хотя автор указал в своей книге откуда он взял эти высказывания и Багавдин использовал эту книгу. Почему-то Багавдин пишет, что «некоторые тиндинцы ставят эту легенду под сомнение». На каком основании он так пишет, я не понимаю. Уроженец села Гоцатль Магомед Османов в своей поэме «Село трех богатырей» пишет что именно жители села Тинди основали село Гоцатль: «ТIинди росу букIараб некIосел къарнабазда Къваридал гIадатаца тухумазде бикьараб. КIиго кьибил букIараб-ханабги узденабги Умумулъанго жидер рагIи данде кколарел»-стр.3. или «КIиго вац сардилъ рахъун рахъ-рахъалъ ун тIагIула ТIинди тараб боцIи аз цIогьахъего хъамула»-стр.12. А теперь, уважаемые читатели, сами делайте вывод: жители какого аула основали селение Гоцатль? Далее Багавдин Алиев приводит предание из книги Магомедхана Магомедханова о том, что правитель (хан) тиндалов находился в Акнаде и каждая тиндинская семья приносила ему по ягненку и он сам же утверждает обратное о том, что у тиндалов не было ханов. Действительно, у тиндалов не было ханов, ханства и золотого катка, символизирующего символа власти среди тиндалов. То, что отмечает автор проекта и руководитель независимого агенства «Цумада.Ру» Гусен Халилулаев, ссылаясь на рассказы своих предков это ошибка. «Тогда тиндинцы придумали некий хитрый ход - сняв для видимости осаду села и расставив в засадах людей, одного тиндинца одетого в шкуру медведя отправили имитировать уничтожения урожая на пшеничном поле. Как только всем селом акнадинцы выбежали из крепости в направлении « наглого и дерзкого медведя», тиндинцы якобы захватили Акнаду и завладели золотым катком. Таким образом власть над тиндалами переместилась из Акнады в Тинди» - стр. 45. У старожилов -тиндинцев есть анологично этому другая легенда. Селение Шугъруханха, в полутора километрах от селения Тисси в далекие времена было сильно укреплено. Хунзахский хан напал на него, но не смог взять его. Тогда Хунзахцы отправили несколько человек переодетого в шкуру медведя в поле где росла морковь. Как только все село шугъруханцев выбежало из села в морковное поле, чтобы убить медведей, хунзахцы в это время напали и взяли село. Село было полностью уничтожено возможно соженно, а хан, который сидел на крыше своего дворца на золотом катке, увидев, что им не одолеть врага, спустился с крыши в одну из комнат дворца и больше его не видели. Вот такая есть легенда среди тиндинцев. Далее то, что информирует Абдула Гасанов из Акнады и Абдула Гаджимагомедов из Аща о том, что селение Акнада и Аща образовались значительно раньше чем селение Тинди. Я думаю ошибочным. «... что ащинцы обосновались в этих местах задолго до расселения здесь предков тиндинцев и основания аула Тинди»- стр. 43. Информатор Гаджимагомедов Абдула. « .старожилы периода его детства единогласно утверждали, что селение Тинди образовалось значительно позже селения Акнада. До его превращения в полноценное село тиндинцы проживали в 8 хуторах, вследствие чего на вопрос «откуда родом» даже редкий современный тиндинец не ответить «гьанлъиса» (из села); Как правило они называют хутора откуда предки родом -стр. 46. Информатор Гасанов Абдула. Если это так, почему же уважаемый Багавудин Расулович, малочисленная этническая группа народов, которая проживает в данной территории получила название «тиндалы», а не «акнадинцы» или «ащинцы». Значит селение Тинди образовалось значительно раньше чем селение Акнада, Ангида и Аща. О происхождении названия села Тинди, автор этих строк приводит интересные сведения старожилов. По их мнению, «ТIинди» происходит от слов «тIил чIвай», «тIил-палка, «чIвай»-по-ставить. Приезжие охотники ставили палки на место ночлежки как бы занимая их и подвешивая на них свои снаряжения. Отсюда и произошло название. «Тинди»- стр.6. (история селения Тинди). Следовательно, дальше от селения Тинди люди не проживали и не обосновались. Если бы дальше люди проживали, охотники здесь бы не останавливались. Значит «материнским» селением можно считать селение Тинди. Автору книги «Кавказская Сибирь» Б.Алиеву, по моему мнению, следовало бы при написании истории тиндальских сел Акнада, Ангида, Аща воедино соединить историю селения Тинди, так как язык, культура, быт, обычаи, традиции схожи и самым крупным «материнским» селением тиндалов является селение Тинди. В действительности селение Тинди считалось городом -шахаром. Об этом свидительствуют многие факты, Тинди имел до 200 хуторов, среди них такие крупные как: Тисси, Ханаси, Санух, Тенла, Мухорх, Гвинайчи, Гундучи, Халих, Гадайчи, Тисси-Ахитли. А на вопрос Абдулы Гасанова «откуда родом» любой тиндинец в Акнаде, Ангиде, Аще не ответит «гьанлъиса» они называют хутора откуда они, как любой цумадинец если его спросят в Агвали откуда они скажут свое село, гадиринец, хуштадинец, гакваринец, если любого тиндинца, кванадинца, гигатлинца спросят в Махачкале то они скажут, что цумадинец, если любового аварца, кумыка, даргинца, лезгина спросят в Москве откуда родом, то они скажут из Дагестана. Это естественно. Это не значит, что тиндинцы проживали на хуторах, потом когда-то образовали полноценное село. Сперва было образовано село, потом люди стали переселяться в хутора, вследствии удаленности пахотных земель и сенакосов от селения Тинди. Еще другим свидетельством, что хутора были построены намного позже, чем селения Тинди, являются солярные знаки и иероглифы на стенах частных домов в селении Тинди, а на хуторах эти знаки мы не встречаем. Что касается Акнада, Ангида, Аща, то они были самостоятельными сельскими общинами со своими земельными угодьями, лесами, пастбищами, кладбищами, мечетями, джамаатом и сохраняли самостоятельность в решении своих внутрисельских вопросов. В конце ХVI века и внач. ХVII века в Дагестане начали возникать вольные союзы сельских обществ. Такой союз образовался и у тиндалов. В Тиндинскую сельскую общину входили селения Тинди, Акнада, Ангида, Аща, Эчеда. Не все сельские общества имели одинаковые количества общинных земель. Поэтому между многими сельскими общинами сложились отношения господства и подчинения. Богатые и мощные сельские общины выступали в качестве коллективных феодалов по отношению к слабым, которые находились в зависимости от первых. Таким образом, в «вольных обществах» существовал принцип господства-подчинения. «Так жители селения Эчеда платили обществу Тинди по 2 (два) барана с дыма, а другие окружающие Тинди селения отбывали дорожную повинность»-стр.156. Х.М. Хашаев «Общественный строй Дагестана в 19 веке». Таким образом отношения с. Тинди с селениями Акнада и Аща строились на основе подчинения, но не на основе уважения. Что касается селения Аща то оно было полностью под покровительством селения Тинди, так как их притесняли ангидинцы. В связи с этим ащинские пастбища были общими с тиндинскими. Что касается административных границ между Тинди, Акнада, Ангида и Аща, то Багавдин пишет со слов акнадинского старожила Али Магомедова 1935 года рождения «Тиндальским наибом оно было определено в местечке Гъай-гъадар»-стр.48. Если это так, то получается, что 80% пахотных и 90% пастбищных земель тиндинцев уходит к акнадинцам, ангидинцам и ащинцам. Знаете ли этот старожил Али Магомедов, что Гъай-гъадар расположен в двух километрах от селения Тинди в сторону Агвали. Тогда получается, что тиндинцы не имели вообще земли. А со слов другого старожила Абдулы Магомедова (Гарунова) административная граница была установлена за мельницей напротив с. Тинди. «.уже после революции 1917 г. каким-то чиновником из районных властей была определена акнадинско-тиндинская административная граница за мельницей напротив с. Тинди где им на глубине одного метра закопана бутылка для будущих поколений» -стр. 48. Тогда получается, что административная граница проходит от речки Тиндинка, что протекает в восточной стороне от селения Тинди. По моему мнению автору книги «Кавказская Сибирь» не надо было касаться темы административной границы, раз коснулся в ходе экспедиционной поездки по аулу Акнада, Ангида, Аща необходимо было встречаться со старожилами селения Тинди, узнать у них, как проходила административная граница, сопоставить, сделать выводы, только потом вынести этот вопрос на суд читателей. Автору книги «Кавказская Сибирь» желаю дальнейших творческих успехов в деле освещения истории родного края. |
|
||||||||||
|