Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

Отзыв доцента ДГУ, к.и.н. А. М. Магомеддадаева о книге Алиева Багавудина Расуловича «Кавказская Сибирь»

Монография Алиева Багавудина Расуловича посвящена актуальной проблеме, которая привлекает внимание и вызывает интерес не только учёных, но и широкого круга читателей. Естественно, некоторые проблемы (этнография тиндалов, и других этносов Западного Дагестана), поднимаемые в работе, в той или иной мере изучались и в трудах других ученых и исследователей (как отечественных, так и зарубежных).

Алиев Багавудин Расулович. Алиев Багавудин Расулович.
id:200655002106

Эти работы я повторять здесь не стану, они приводятся в книге Алиева Багавудина. Нам представляется, что автор правильно избрал и определил проблему, поднимаемую в книге, так как проблема малочисленных народов, поднимаемая Багавудином Расуловичем, актуальна еще больше, чем, можно сказать, это было в советское время. Конечно же, есть по малочисленным народам немало исторических, этнографических, социологических, и очень много околоисторических исследований. При чем немало солидных, глубоких по содержанию работ написаны уже состоявшимися учеными, а данная работа – попытка исследования проблемы востоковедом, выпускником московского вуза, в понимании ученых-этнографов совсем еще «молодым» этнографом, но одновременно человеком высокоэрудированным, начитанным, человеком, знающим, как говорится, «изнутри» данную проблему. Самое важное, автор исследования – сам тиндалец-акнадинец, представитель малочисленных народов. Естественно, что автор своими глазами мог видеть все процессы, происходившие на его «малой Родине» - в Тиндалистане.

В этой связи, еще раз повторяясь, автор проявил, можно сказать, научный героизм, решившись взяться за столь малоизученную, и естественно, сложную тему. Сложную в том смысле, что писать о себе, о своем народе труднее, чем о других. Сложную в том смысле, что писать историю и тем более этнографические стороны человеку, не имеющему базового исторического образования – это действительно сложный вопрос. Но сложный для тех, у кого не горит сердце, а для тех, кто не на словах, а на деле любит свой народ, это не сложный вопрос.

Работа Алиева Багавудина Расуловича написана с привлечением значительного количества опубликованных документов и материалов, монографий, статей, полевых исследований автора и других источников. Нельзя не отметить, что автор, характеризуя источники, даёт собственную оценку событиям, что говорит о самостоятельности и значимости его работы.

В первой главе Багавудин Расулович дает прекрасный историко-историографический обзор, он хорошо знаком с исторической, этнографической и археологической литературой по данной теме. Автор широко использовал местные источники, полевые материалы по исследуемой теме. Багавудин Расулович привлек и малодоступные для других источники, такие, как местные газеты, выпускавшиеся в те или иные годы в его районе, в работе пунктуально приводятся мероприятия, которые проводились теми или иными партийными и хозяйственными деятелями района и республики. Таким образом, Алиев Б.Р. опирается в своей работе на исключительно богатую и солидную источниковую базу, состоящую из письменных источников на нескольких языках, переведенных как лично самим автором монографии, а также и опубликованных современными российскими исследователями.

Наиболее ценным работу Алиева Б.Р. делает то, что в работе дан объективный анализ всей совокупности выявленных материалов, анализ конкретной исторической ситуации, генезиса событий и их последствий на фоне исследования глубинных тенденций, преобладавших в изучаемый период. Можно смело утверждать, что исследуя историю трех селений автор осветил и частичную историю как отдельных народов Дагестана, так и историю чеченского народа 1943-1956 гг.

Первая глава предваряется кратким историческим экскурсом по населенным пунктам Акнада, Ангида и Аша. В доступной и интересной форме рассказывается языческих верованиях, проникновении христианства, о распространении и укреплении ислама не только в этих селениях,но и в Дагестане, рассказывает об общественно-политической ситуации в Дагестане в исследуемый период. Алиеву удалось на основе опубликованных монографий и исследований, а также собственных выводов и заключений, вкратце и емко охарактеризовать положение селений, района и в целом региона как в дореволюционную эпоху, а также в советский и постсоветский периоды.

В этой связи автор правильно отмечает, что религиозность горцев не было связано только с демократизацией всего российского общества: в Дагестане, начиная со средних веков, всегда существовал ислам, он существовал и в годы строительства социализма, несмотря на все усилия большевиков по искоренению ислама.

Вторая глава, состоящая из 4 параграфов, полностью посвящена акнадинцам, ангидинцам и ашинцам в эпоху Имамата и царизма. В этой же главе рассказывается об участии тиндалов в восстании 1877 г.

В 3-й главе освещается период с 1917 по 1941 гг., 4-я глава посвящена участию жителей изучаемых селений в ВОВ и истории депортации чеченцев и переселению части тиндалов на земли вайнахов. В 5-й главе рассказывается о возвращении чеченцев на историческую родину и о повторном переселении акнадинцев, ангидинцев и ашинцев. С большой любовью автор рассказывает о создании объединенного селения Акнада. В 6-й главе дается характеристика географических и природно-климатических условий, флоры и фауны, рассказывается о целебных травах и народной медицине. В 7-й главе рассматривается хозяйство: земледелие, животноводство, ремёсла, календарь, метрическая система. Глава 8-я полностью посвящена материальной культуре и в ней освещаются поселения, жилище, исторические памятники, одежда, система питания, традиционная кухня. В 9-й главе рассмотрены общественный быт и социальный уклад, традиции и обычаи, кодекс чести. 10-я глава посвящена духовной культуре, где исследованы проблемы народного образования, духовной культуры, спорта, фольклора и т.д. В 11-й главе автор описывает современное социально-экономическое положение жителей селения Акнада Кизилюртовского района, с нескрываемой душевной болью рассказывает о проблемах безработицы в Дагестане, и в частности в его селении. Он рассказывает об отходничестве, трудовой миграции. В 12-й главе Багавудин Расулович рассказывает об акнадинской диаспоре в дальнем зарубежье, о проблемах сохранения национальных, этнокультурных и языковых традиций, о перспективах развития связей диаспоры с исторической Родиной – Дагестаном, его влияние на общественно-политическую жизнь в републике, об ассимиляционных процессах среди акнадинской (и не только) диаспоры, проживающей в Турции, Сирии и др. странах.

Автору удалось на основе имеющихся материалов объективно, полностью и всесторонне раскрыть проблему. При написании данной книги Багавудин Алиев опирается, прежде всего, на архивные документы, большой фактический материал им извлечен из опубликованных источников, а также полевой материал самого автора монографии, его личные наблюдения. Алиевым использованы и опубликованные мемуары и письма дагестанских имамов и ученых 19-го века, в частности, Халила из Ангида и др., принимавших непосредственное участие в исследуемых автором событиях.

В заключении Б.Р. Алиев делает краткие, но ёмкие по своему содержанию выводы, подчёркивающие ещё раз самостоятельность проделанной работы. Автор книги приводит 14 приложений и библиографический список использованной литературы.

Алиеву Б.Р. удалось, на наш взгляд, на основе опубликованных разноязычных и разножанровых источников в совокупности с многочисленными, разбросанными по различным исследованиям материалами, представить во всем объеме и осмыслить всю динамику происходивших событий в исследуемый им период.

Несомненной заслугой автора является стремление рассматривать изучаемую проблему не изолированно, а в общем контексте событий во всей России. Позиция и аргументация автора заставляют взглянуть на сущность проблемы по-новому, представить ее в контексте не только дагестанской, но и российской истории.

Особый интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей представляет четертая и пятая главы книги, и не только потому, что она посвящена депортации чеченцев и заселению на их места части аварцев и лакцев, и возвращению чеченцев на свою историческую родину и повторному переселению дагестанцев на территории Дагестана, но и его влиянию на социально-политические процессы в Дагестане. Кроме того, эта глава является поучительной для нас, поскольку работа посвящена проблемам Дагестана – части нашей общей родины – России. В Этих главах автору удалось, на наш взгляд, пронзительно ясно и четко рассказать о взаимоотношениях между вернувшимися на свои земли чеченцев и жившим там аварцев: несмотря на небольшие коллизии, подавляющее большинство и аварцев, и чеченцев решили вопросы и проблемы с подобающей кавказцу порядочностью.

В целом, автор монографии отнесся исключительно серьезно к исследуемой теме, согласно приведенным в ссылках источникам, привлек довольно обширную и солидную базу не только на русском, аварском, акнадинском, но и на английском, арабском языках.

Поставленные перед собой задачи автору удалось решить на высоком научном уровне. Искренне желая автору монографии многих и многих творческих лет в его долгой и здоровой жизни, хотелось бы высказать пожелание – продолжить дальнейшие исследования в данной области, расширив регион исследования.

Книга Алиева Б.Р. является существенным вкладом в осмысление происходивших в Дагестане событий и политической практики. Работа написана на высоком научно-теоретическом уровне и соответствует всем требованиям, предъявляемым к исследованиям подобного рода. Главное при оценке монографии Алиева Б.Р. – это то, что он вполне грамотно и достойно справился с поставленной перед ним задачей.



Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.