![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
Когда нет государства…Автор: Мурад Мурадов, Марко Шахбанов, газета Новое дело №51 24 Декабря 2010Сейчас много говорят о необходимости привлекать инвестиции и активизировать социально-экономическое развитие Дагестана, однако на выходе — ноль. Особенно это касается инфраструктуры, которой во многих районах Дагестана, по существу, нет. Есть и проблема неравномерного развития районов республики. Высокоразвитые районы, выходцы из которых занимают большие посты в руководстве республики, получают еще больше средств, усиливая пропасть между ними и отсталыми высокогорными районами. Поэтому проблемами инфраструктуры этих районов приходится заниматься местным жителям и благотворительным фондам. Мы уже писали об осуществлении строительства такого рода дороги Верхний Дженгутай — Аймаки. В настоящее время многие отдаленные районы республики представляют собой горные гетто, куда ведут чуть ли аробные пути ХIХ века, поскольку иначе назвать автодорогу, которая связывает Махачкалу, к примеру, с Цунтинским районом (выше гидатлинского моста), язык не повернется. В таких условиях и с такими дорогами население, конечно, в горах задерживаться не будет, да оно и не задерживается. Стоит сказать, что каждый год около 2% жителей этих районов покидают родные места. Не говоря уже о том, что до 40% населения Цунтинского и Тляратинского районов уже сейчас живет в населенных пунктах, хоть формально и числящихся горными, но фактически расположенных в прикутанной зоне Бабаюртовского района. Такая же ситуация в Рутульском районе, где села Кусур, Мухах, Аттал не имеют автодорог, в Цумадинском районе, где селение Хушет отдалено от автодороги на 40 км (!), что в ХХI веке звучит дико. Нет дорог и в селения Верхнее и Нижнее Хваршини, Цихалах. Хушет, расположенный высоко в горах на границе с Грузией, практически не имеет устойчивой автодорожной связи ни с райцентром Цумадинского района Агвали, до которого 100 км, ни с соседними селами района. Из Махалотли — ближайшего селения, связанного дорожной сетью с административным центром в Цунтинском районе, ведет в Хушет 36-километровая труднопроходимая тропа. Улучшить этот 36-километровый участок, чтобы по ней мог проехать автотранспорт, хушетцы мечтали давно, и только в этом году началось строительство этой дороги. ![]() id:1100 Активное участие в этом, по просьбе своих односельчан, принял Ибрагим Халидов — выходец из Хушета, проживающий в пригороде Махачкалы. Само строительство дороги началось в мае этого года, однако подготовка и сбор средств продолжались в течение многих лет. Так, сам Халидов вложил в это строительство около 1,5 миллиона собственных средств, многократно привозил на своем «КАМАЗе» строительный материал на место стройки, а также лично принимал участие в прокладке полотна. Естественно, Халидову материально и физически помогали и сами жители села Хушет вместе с администрацией села и района. Так, местная сельская администрация выделила на строительство 10 тысяч рублей, 160 тысяч рублей собрали сами хушетцы. Помогли своим землякам глава района Магомед Камилов и бизнесмены — выходцы из района Абдурахман Камилов и Ахмед Тирамагомедов. Помимо этого удалось собрать 7—8 тонн металлолома, а также другого необходимого стройматериала. К октябрю жители были вынуждены прекратить строительные работы из-за нехватки денежных средств и стройматериала. Всего за неполных полгода (из-за отсутствия постоянного финансирования работы часто прекращались на несколько недель, в месяц Рамазан строительство тоже было приостановлено) удалось построить 9,2 километра автополотна шириной около трех метров. Как утверждает Халидов, будущая дорога могла бы значительно сократить расходы Министерства обороны РФ, которое два раза в неделю доставляет на вертолетах провизию и топливо на пять пограничных военных постов, расположенных вдоль этой дороги. При этом, как заявляет Ибрагим Халидов, дорога, которую прокладывают сами хушетцы, в десятки раз менее затратна, чем если бы эту же работу выполняли бы специальные строительные бригады. «Так, всего лишь проект, как мне сказали, обошелся бы в 15 миллионов рублей, а один метр дороги — в 3 тысячи рублей. Сейчас же для полного завершения дороги необходимо 15 млн рублей, и уже к концу следующего года она была бы полностью завершена», — рассказал о своих подсчетах Ибрагим Халидов. Он благодарит за помощь военных, которые помогли ему перебросить на вертолете оборудование, а также главу района, бизнесменов и депутата НС РД Ахмеда Азизова. ![]() id:1099 |
|
||||||||||
|