Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

История селения Тисси

Селение Тисси

Селение Тисси расположено на одном из отрогов Богосского хребта, между сёлами Тинди и Хуштада, на территории Цумадинского р-на. В селе, примерно, 110 дворов. Язык сёл Тинди и Тисси одинаков, а язык сел. Хуштада, расположенного в 3-4км. от Тисси, совершенно другой. Редко кто из тиссинцев разговаривает с хуштадинцами на хуштадинском, а вот хуштадинцы изъясняются на тиссинском, довольно-таки, сносно. Селение Тисси образовано несколько столетий назад переселенцами из сел.Тинди. В Тисси нет ни одной семьи не имеющих родственников в сел Тинди. По сути, население обоих сёл считает себя одной народностью. Богата и уникальна история Тисси.<

Раскинулось селение Тисси на небольшой долине южного склона одного из отрогов Богосского хребта. Через всё село проходят две широкие улицы по которым можно проехать на автотранспорте, что крайне редко для высокогорных сёл Дагестана. Посреди села находится благоустроенный маленький бассейн с фонтанчиком и беседкой сверху. С северной стороны, выше села, по склону горы, раскинулись пахотные земли тиссинцев, луга и пастбища. Перед селом, на южной стороне, через речку, растёт сосновый лес. Наряду с соснами там встречаются и берёзы. Ниже села, вплоть до Андийского койсу встречаются поля, луга и фруктовые сады тиссинцев. Раньше там же попадались и виноградники, но теперь их, увы, там нет.

До организации колхозов в находившихся там хуторах Чарасала, Гьикьикили, Верхний и Нижний КвинтачIи тиссинцы вели своё хозяйство. После становления колхозов люди, забросав свои хутора, по принуждению советских властей переселились в село. Хутора полностью разорились и, прибыль получаемая от садов, полей и виноградников, сократилась многократно. В местности Сагъари сегодня нет ни одной лозы, в то время как, там, в те времена, собирали виноград не только для удовлетворения потребностей села, но и на реализацию на местных рынках оставалось некоторое количество урожая. Отчасти, свою роль в создавшемся положении сыграли и очень трудные, порой даже феодальной эпохи, условия сельхозработ.

По историческим сведениям, передающимся от одного поколения к другому, местность, на которой находится селение Тисси, раньше была занята кустарниками, и там распологался небольшой хутор, который назывался МилъичIи, что в переводе с тиссинского означает "у солнца". А название Тисси, по всей видимости, произошло от хуштадинского слова "инсси", что в переводе означает "родник". И, действительно, в черте села находится удивительный источник, в котором вода летом очень холодная, а зимой умеренно тёплая.

Если подняться повыше по склону, в восточную сторону от села, то можно найти на небольшом утёсе развалины старинного поселения. Это поселение называлось Щугъри. На данное время там можно различить, по сохранившимся очертаниям фундаментов, отдельные постройки и, относящийся к той эпохе могильник. Экспедиция археологов вскрыла там несколько могил. Вспоминает житель села Гаджи Газиев: "Кажется, это был 1949год. Мой отец Алиев Гази работал тогда председателем колхоза им. Ворошилова в селе Тисси. Приехала в Тисси группа археологов. Руководил ими наш (дагестанский) учёный Дибир Атаев. В то время я учился в 4 классе. В тот день отец позвал их погостить к нам домой. Вместе с Дибиром их было человек пять. Наутро, после завтрака, они, вместе с отцом, вышли в путь. Я попросил отца взять меня с собой в Щугъри. Увидев, что отец мне отказал, Дибир взял меня за руку. Моей радости не было границ. Мне очень хотелось увидеть то, чем они будут заниматься.

Через час мы дошли до Щугъри. Село было воздвигнуто на вершине скалистого холма, на которую вела только одна дорога, с таким расчётом, чтобы можно было в любую минуту отразить атаки непрошенных гостей. Ниже села находятся непролазные скалы.

Экспедиция разбила неподалёку лагерь и приступила к работе. Раскапывались все места схожие с захоронениями. В первом захоронении они нашли останки человеческого тела и средневековый кинжал. В последующих захоронениях тоже, вместе с останками людей, попадались кинжалы, шашки, пики, различные ювелирные украшения и т. д. А в одной могиле археологи нашли меч, и, примерно, трёхлитровый глиняный горшок с узкой горловиной, в которую просовывалась рука. Осмотрев его, Дибир сказал, что он был наполнен коровьим маслом. Вечером я с отцом возвратился домой. Археологи в Щугъри оставались ещё неделю:"

Старожилы села рассказывают со слов своих предков, а те со своих, что и после завоевания арабами всей округи и насаждения ислама на этих территориях, Щугъри и его население не могли покорить арабы и они долго ещё оставались идолопоклонниками. Поселение считали неприступным, так как оно было окружено с трёх сторон кручами и скалами, а с четвёртой стороны, с северной, туда вела только одна узкая тропинка.

Ниже поселения, на хуторе Асахола, находилось землевладение щугъринского хана. В тот, злосчастный для щугъринцев год, оно было засеяно морковью. Тиндинцы и несколько человек из хутора Тисси, которые уже приняли ислам, решили хитростью выманить из укрепления хана с его войском, завладеть крепостью и покончить с последним оплотом идолопоклонничества в родных горах. Они, устроив засаду, в лесу, в местности Синдука, напротив Щугъри, послали на морковное поле хана щугъринцев своего воина, облачившегося в медвежью шкуру. Заметив в поле хана "медведя" щугъринцы подняли тревогу. Почти все мужчины, оставив крепость, бросились ловить "медведя". "Медведь" убежал в сторону леса, а его преследователи, напоровшись на засаду, все до единого были уничтожены. Потеряв всех защитников, крепость сдалась на милость победителей. Щугъри сожгли дотла, не оставив камня на камне, а его жителей, обратив в правоверных, распределили по разным хуторам под присмотр местных старшин. Большинство щугъринцев, осевшись на хуторе Тисси, основали там село, совместно с проживавшими там хуторянами...

Между сёлами Тисси и Хуштада, выше хутора Корхъахери, на пограничном водоразделе, ещё стоит стена от круглой сторожевой башни, высотой 5м., длиной 2м. и шириной 60-80см. у основания, которая входила в цепь сторожевых башен на перевалах вдоль Андийского койсу. Во время опасностей, агрессии и т. д. на башнях зажигались сигнальные костры, что давало возможность подготовиться к неожиданным ситуациям. Их использовали и во время нашествия иранского шаха Тимура (Тамерлана) на Дагестан. Узнав о том, что Тимур с войском вторгся в Дагестан, тиссинцы в едином отряде с тиндинцами выступили против общего врага. В битве, в местности ХицIиб, объединённый отряд, одержав блестящую победу, с победой возвратился домой. Но и отряд там понёс большие потери...

Более 30 тиссинцев ушли на фронт во время Великой Отечественной войны. Из них 17 навсегда остались на полях сражений. В иных семьях потеряли и по 2 человека. Так не вернулись с войны братья Гази и Магомед Омаровы, Тупадибир и Магомед Гаджимагомеддибировы. Лишилось селение и известного педагога, заведующего Цумадинским районо Мусаева Магомеда. Не вернулся с войны командир батальона, старший лейтенант Гусейнов Магомед. А возвратившиеся с войны Магомед Кудиев, Магомед Магомедов (Щубихъ), Магомед Алиев, Абдуразак Магомедов, Магомед Магомедов(Аха-лиев), Динга Газимагомедов и многие другие в послевоенные годы оставили заметный след в развитии народного хозяйства.

Сабля найдена на месте древного поселения Шуграхан в районе селения ТиссиСабля найдена на месте древного поселения Шуграхан в районе селения Тисси
id:1432

В селе Тисси родился и ещё один знаменитый человек. Его звали Гаджимагомед. За пределами района его знали как Гаджимагомеда из Тинди. Всю свою жизнь он провёл в мечетях Хасавюрта, Буйнакска и Казани. Не создал семьи, и всю свою жизнь провёл в служении Аллаху. По рассказам очевидцев, в начале ХХ в. в Темир-хан-Шуре, он поднялся на крест, стоящий на куполе, по отвесной стене церкви, расположенный на территории Апшеронского полка. Также он в пятничный день, на виду у всех, поднялся на минарет селения Костек Хасавюртовского района, тоже по отвесной стене минарета. В самые трудные годы для учёных-мусульман, когда их, в лучшем случае, высылали в Сибирь, в годы репрессий, его никак не могли удержать в тюрьмах Ботлиха, Буйнакска, Хасавюрта, Грозного. Только один Аллах знает тайну его чудесных способностей. В 1960г. он неожиданно возвратился в родное село и сообщил сельчанам, что он покончил со скитаниями и больше никуда не уедет. Неожиданно для всех, через неделю, он скончался:

Уроженцем села является кандидат филологических наук Магомедов Башир (кстати, сын погибшего фронтовика Мусаева Магомеда). В настоящее время он работает деканом факультета управления ДГПУ. Также родом из Тисси кандидат философских наук Алиев Назир. Он работает преподаваталем в ДГМА.

Сегодня в селе Тисси функционирует средняя школа, медпункт, несколько торговых точек и красиво выстроенная мечеть. Работы по строительству мечети возглавил старый аксакал села Хантуев Муса. Он же около 13 лет добровольно, безвозмездно работал муэдзином мечети. В 1999г. в самый разгар боевых действий в Ботлихском и Цумадинском направлениях тиссинцы строили минарет мечети. Сегодня этот 17-ти метровый, каменный красавец-минарет радует глаз сельчан и гостей.

В селе Тисси живут доброжелательные люди, готовые в любую минуту прийти на помощь. Например, когда у кого-либо производится трудоёмкая работа, то ему всем селом оказывается помощь- будь то строительство дома, установка кровли или помощь в сельхозработах, нуждающимся в нём. На тиссинцев можно надеяться. Такова судьба, история и сегодняшняя жизнь селения Тисси.

Список литературы:

  • 1. Публикации в республиканских газетах "Дагестанская правда" 1995г. "Истина" 1994г.
  • 2. М. Исаков."Археологические памятники Дагестана".Махачкала 1966г.
  • 3. П. М. Дебиров. "Резьба по камню в Дагестане". "Наука". М. 1966г.
  • 4. М. М. Маммаев. "Декоративно-прикладное искусство Дагестана". Махачкала 1989г.
  • 5. М. М. Байрамбеков. "Дагестанский народный орнамент".Махачкала 2001г
  • 6. Рассказы старожилов села Тисси.



  • Метки персоналии, новостей и фоток!
    Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

    © 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
    Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
    e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
    Вариант для печати вернуться в начало сайта
    Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.