![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() | |||||||||||
![]() |
Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» |
![]() ![]() | |||||||||
ПРЕДИСЛОВИЕВ.А. Тишков, С.В. Чешко«Народы Дагестана» - очередной том серии «Народы и культуры», издаваемой Институтом этнологии и антропологии РАН и издательством «Наука» при поддержке Президиума РАН и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Книга написана в основном коллективом ученых Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН с участием специалистов других научных учреждений и при общей координации и научном редактировании со стороны Института этнологии и антропологии РАН. Этот труд представляет собой наиболее полное историко-этнографическое описание населения Дагестана и современное состояние культур проживающих в этой республике народов. В нем отражены результаты этнографических, археологических, физико-антропологических, лингвистических исследований, проводившихся в Дагестане в течение последних десятилетий. Республика Дагестан - один из самых уникальных регионов не только России, но и всего мира с точки зрения этнокультурного многообразия проживающего здесь населения, сложности как историко-генетических, так и современных этнополитических проблем. Создать обобщающий труд по этнографии Дагестана - сложная научная задача, несмотря на то что многие поколения прекрасных исследователей, в том числе и самих дагестанских ученых, изучали историю и культуру этого региона. На протяжении тысячелетий здесь формировались и развивались в непрерывном историко-культурном взаимодействии десятки народов, судьба которых в последние столетия связана с Российским государством. Авторы сочли необходимым включить в данный том сведения не только о самых многочисленных автохтонных группах населения, но и о малочисленных общностях, представители которых сохраняют свою культурно-языковую отличительность и самосознание. Вполне оправданно и включение в данное описание таких групп населения, как русские и азербайджанцы, которые, безусловно, способствовали формированию современного культурного облика республики. Здесь, в Дагестане, перемешались не только разные этнические культуры. Дагестан - это своеобразный перекресток, на котором пересекается культура, близкая ближневосточной и переднеазиатской, с культурой западной. Вплоть до XIX в. здесь многие грамотные люди вполне свободно общались на арабском языке, а местные алимы - мусульманские ученые были известны далеко за пределами Кавказских гор. Дагестан дал немало авторитетов в области арабской грамматики и исламских наук, обогативших своими трудами мусульманскую письменную традицию. Но в Дагестане сохраняются и другие традиции, сформировавшиеся уже в советское время. Со стороны может показаться парадоксальным, но это факт: Дагестан сегодня имеет больше всего мечетей и дает порой до 80% всех паломников, выезжающих в Мекку, и в то же время здесь сильны установки в пользу российской государственности. Не случайно было решено предложить читателю отдельный очерк по дагестанскому селу. Дагестан является одним из древнейших очагов земледельческой культуры. За тысячелетия местные народы выработали не только уникальные методы хозяйствования и возделывания земли, но и свои формы организации сельской общины - джамааты, которые некоторыми исследователями считаются элементами гражданского общества в горной республике. Огромный пласт духовной культуры этих народов связан именно с земледелием. Аграрный сектор все еще играет большую роль в экономике, а дагестанское село продолжает оказывать значительное влияние на настроения в республике. Даже уехав в город, дагестанец остается связанным множеством уз с тем джамаатом, откуда он родом. Поэтому очень важно знать, чем живет сегодня дагестанское село, какие здесь доминируют настроения. Дагестан дает яркий пример того, что описывать историю и культуру отдельных народов изолированно друг от друга, вне контекста взаимовлияния культур невозможно. Точно так же невозможно не учитывать наличие сложных идентичностей среди жителей этой республики, как и существование общедагестанских культурных норм и ценностей, выраженных в прекрасной поэтической формуле Расула Гамзатова "Мой Дагестан". При всем богатстве и уникальности культурной мозаики Дагестана, представленной в данной работе, можно в равной мере сказать, что это труд и о народе Дагестана, ибо в нем отражено внутреннее историческое, духовное и политическое единство населения этого региона. Понимание присущего Дагестану единства в многообразии особенно важно сегодня, когда проявляется тенденция к возвеличиванию культурного партикуляризма путем создания отдельных «этнических историй» в ущерб интересу к культурной схожести, когда Дагестан испытывает воздействие со стороны сил политического и вооруженного экстремизма, стремящихся разрушить межэтническое согласие и стабильность, а также подвергнуть испытанию государственно-политический статус Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации. Том «Народы Дагестана» содержит полные и наиболее достоверные данные по исторической антропологии, демографии, истории материальной и духовной культуры, социальным структурам, языковой ситуации, этнополитическим проблемам проживающих в регионе этнических общностей. Он содержит прекрасный иллюстративный материал, без которого невозможно этнографическое описание. В то же время в нем имеются и некоторые спорные положения, связанные прежде всего с наличием среди ученых разных точек зрения и с современным процессом переосмысления исторического прошлого страны. Так, в томе присутствуют очерки «Таты» и «Горские евреи». В первом утверждается, что таты и горские евреи - это разные народы, а во втором делается вывод, что таты представляют собой часть горских евреев с особым самоназванием. Такое различие в трактовке объясняется довольно сложными процессами развития этнической идентичности в среде татов/горских евреев в последние десятилетия, а также наследием прошлых силовых вмешательств в вопросы этнического самоопределения советских граждан. Сказывается также инерция трактовать этнические общности как жесткие структуры, базирующиеся на взаимоисключающей этнической идентификации. Отрицание весьма динамичной природы этнических лояльностей и выборов отдельными людьми и группами, в том числе и под воздействием ситуативных факторов, приводит зачастую к бесплодным спорам и безосновательным политическим выводам. Другая спорная проблема связана с исследованием и трактовками современных процессов в развитии ислама в Дагестане. Авторы показали сложную картину взаимовлияния разных религий, наличие в исламе пласта доисламских по своему происхождению верований и обрядов. В книге поставлена актуальная проблема соотношения исламского фундаментализма и ваххабизма, их влияния на общественно-политические процессы в республике. Учитывая сложившийся в Республике Дагестан своеобразный общественно-политический баланс межэтнических взаимоотношений и трудности переходного периода, включая сложные социально-экономические проблемы региона, авторы тома не ставят задачу дать подробный анализ этнополитической ситуации. Достоинство данного труда заключается в его строго этнографическом характере и в полном раскрытии главной темы - показать отечественному и зарубежному читателю исключительно богатый и многообразный мир этого региона России. |
|
||||||||||
|