Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 
Подписка на новости




CAPTCHA Image


Логин@tsumada.ru:
Пароль:


(что это)
Заведите почту на tsumada.ru



Информационный портал «Деловая Махачкала»ALLDAG.ru
maarulal.ru

Архив новостей , персон

Назад

МУРТАЗЕК ИЗ ТИНДАЛА

Одним из предводителей отряда, совершавших набеги на Грузию, был Муртазали-Дибир - родоначальник нашего тухума, Муртазали сын Деньга был отчаянной храбрости человек. Среднего роста, коренастый, глаза серые, носил небольшую бородку, волосы светлые, ходил в черкеске из домотканой материи, имел недорогой кинжал, кремневую крым-винтовку, черную папаху, башлык. Не было ему равных по джигитовке, стрельбе, бегу.

Муртазали в расцвете сил погиб при очередной вылазке - походе в Кахетию в результате предательства своих спутников, оставив несовершенолетних двух сыновей, Хадо и Яхъю.

Сын Хадо-Магомед, также как его дед Муртазали, был богословом, алимом и уважаемым в обществе человеком (о нем мы уже говорили). Муртазали - 1826 года рождения, ученый арабист, отчаянный смельчак, справедливый начальник, заботливый руководитель. Он, в силу своей порядочности, кажется наивным: верит людям, не ждет от них пакостей, предательства.

Ему чужды задние мысли, стяжательство, хотя согласился возглавить отряд храбрецов на поход в Цнор - эту "сторону гяуров, край богатых кIацо и кало".

Он видел как его брат Халил, путем участия в делах мюридов имама Шамиля, получил право на землю (хIарим) из общественного фонда села и зажил более-менее сносно.

Муртазали поддался уговорам друзей, по характеру несколько застенчивый, но отчаянно храбрый человек он решил испытать судьбу на поприще разбойника. Он понимал на что идет - он будет грабить людей!

Участвуя в набегах на соседнюю страну, народ, Муртазали тем не менее имел свое видение, убеждение порядочного человека. Он считал, что участвует из-за мести за бесчинства грузин в период насаждения ими христианства в наших горах и позже, в 1871-1877 годах, в Цунте и Ункратле на стороне царизма. Это, несомненно, ему было известно, будучи ученым-арабистом и довольно активной личностью.

Его утешала мысль, что, во-первых, он идет на гяуров, которые не щадили горцев, пытаясь навязать им свою религию, свой образ жизни, во-вторых, он не будет трогать, таких же как он, бедных крестьян, он идет отбирать часть богатства нажитого путем грабежа своих же (грузинских) крестьян, не ввергая, однако крестьян в нищенство и отчаяние.

Это внушал он своим подельщикам, сотоварищам. Остерегал от излишней жестокости, неоправданного насилия, бессмысленного разрушения.

Итак, достоинство человека оценивается не по красивой внешности, а по его внутреннему миру, по делам и помыслам.

Притягательная сила его характера в итоге побеждает в соревновании по оценке достоинства человека.

Внутренний мир Муртазали, по имеющимся у нас куцым сведениям, был богатым. Это человек разумный, думающий. Его мир вмещался в рамках мира своих современников, но отчаянный характер выделял его среди тиндальцев, горцев.

Горец мгновенно превращался из трудолюбивого крестьянина в отважного и искусного воина. Это неоднократно наблюдали тиндальские участники набегов на грузинские земли.

Если христианство проникло в самую глушь гор в Акнаду, Ангиду, Ащу, то надо полагать, какой размах и какой настойчивостью насаждалась эта религия в наших горах.

Одно из условий, выдвинутых имамом Шамилем при сдаче царскому командованию и принятое последним, было сохранение на Северном Кавказе устоев шариата. Царская администрация, воспользовавшись массовым переселением, миграцией горцев, особенно почти поголовного ухода с Западного Кавказа за границу, нарушила ту договоренность, и подвергала местных жителей жесточайшему гонению. Это вызвало всеобщее негодование к властям. В войне на Кавказе были заинтерисованы армяне и грузины.

Армяне, не имея своей земли и национального пристанища, хотели выселения северо-кавказских народов, чтобы занять компактно эти края. К их счастью, Грузия, Азербайджан предоставили им свои земли. Грузины же жаждали мести за непокорность и были озлоблены за набеги "Леки" на Кахетию, и Грузию. Поэтому представители Армении и особенно Грузии, были наиболее рьяными исполнителями колониальной политики.

Мне лично запомнилось выступление не разбалованного властями Гаджиева Гаджимагомеда, у которого на фронте находились два сына, записать его в партизаны на случай, если возникнет надобность. Ему тогда, наверное, было около 60 лет и когда ему намекнули на возраст, Гаджимагомед возмутился и заявил, что он в состоянии на должном уровне защищать родной край. Горец сказал под всеобщий смех, что он может напасть на врага, стрелять в него метко и убежать прочь. Гаджимагомед был крепко сложенный, трудолюбивый человек с острым юмором. Все любили его слушать.

***

Речь пойдет о сыне Давуда (39 л.) Мукуч Оглы Магомеде, 9 лет (по переписи 1886 г.) Давудов Магомедгаджи вместе с Нурмагомедгаджи и другими совершил Хадж. Он был богословом и всю жизнь посвятил религии. Магомедгаджи был честным, чистейшим человеком. Удивительная любовь к человеку, обаяние, одинаково ровные отношения и к младшим и старшим вызывало у его собеседников неподдельное восхищение. Я дружил с его сыном Давудовым Магомедом, часто бывал в их доме и имел встречи и беседы с Магомедгаджи. Светлый образ этого человека навсегда остался в моей памяти.

Запомнилось, как он всегда прощался со мной - возьмет руку на прощание, крепко ее жмет, держит и проговаривает: "Иди, гуляй, блудный сын своих родителей!" Но руку, смеясь, долго не отпускает.

Действовавшее веками в горах обычное право давало много фактов и событий для размышлений. По обычаю лица, совершившие убийство или некоторые общественно-опасные деяния, подлежали выселению.

Так, в Тиндалы прибывали и оседали много подобной категории лиц, также, как из этих мест убывали в другие места. В Саситле Цумадинского, Зило Ботлихского, Гоцатле и других селах Хунзахского районов проживают потомки тиндалов.

В Акнаде есть тухум Рекаевых (Деньгаевых), которые в начале прошлого века переселились сюда из с. Дагбаш Шамильского района. Родоначальник этого рода Магомед Деньга Оглы, 1851 года рождения был изрядно искалечен: он сильно хромал, без глаза. Женившись на местной женщине по имени Хава, он стал равноправным членом этого общества и за его ум, компетентность, умение общаться, порядочность он пользовался большим уважением и доверием односельчан.

Помню, как-то я проходил мимо Рекав Магома в новой шубе. Старик остановил меня и спросил: Абдула, шуба у тебя новая или сшитая недавно? Я не знал что ответить. Он, чтобы разрядить мое смущение, попросил одолжить на денек, чтобы пойти в Тинди в ней. Я ему обещал это.

В сел.Акнада с конца 1950 годов проживал, а затем женился на уважаемой женщине - очень богобоязненной, благородной Шапиевой Айшат, известный богослов, арабист Салихов Абдулкагир, 1909 года рождения, уроженец сел.Хвайны Цумадинского района.

Салихов в течение многих лет вплоть до своей смерти в 1973 году возглавлял духовную жизнь Акнады, постоянно занимался благотворительной, воспитательной работой.

Благодарные акнадинцы его именем назвали одну из главных улиц Акнады, и увековечив его память. Приятно отметить, что его внучка Магомедова Сабигат Османовна стала известной поэтессой.

***

Не доходя километра два до Игвацабакь был такой же хутор Агочи (хъихъа игьеб агьоди, хъамара игьеб бошоди), жители этого хутора семья БатIичвейгьади были заядлыми охотниками. Глава семейства Магомед имел охотничье ружье и капканы на зайцев, лис, барсуков, а также на куропаток и другую дичь. Было здесь на что охотиться. Это, конечно, было небольшим, но все же подспорьем для небогатого, так скажем, их хозяйства.

Назад


Метки персоналии, новостей и фоток!
Абдурахман, Литература, Сироти, Ювенал, Спорт, Сагада, Абдулхабиров, На аварском, Публикации, Связь, Видео, Согратль, Харайчо, Анди, Кокрек, Инхо, Абдлухабиров, Кавказ, Кочали, Хонох, Сажид, Атлетика, Медицина, Тленхори, Сагада, Гигих, Стройка, Культура, Персона, Защитники, Саситли, Ущелья, Ричаганих, Нижнее Хваршини, Цедатль, Стихия, Мечети Багвалал, Стройка, Я-Политика, Мечети Тиндалал, Водопады, Гакко, Лесные, Хварши, Хварши, Акнада, Мечети Чамалал, Ургелой (Аркискент), Цумада, Нижнее Гаквари, Ислам, Кенхи, НЕ_ИЗВЕСТНО, Гимерсо, Хуштада, Аулы левобережья, Фанклуб, Утварь, Саситли, Быть, Эчеда, Водоемы, История, Хуштада, Кеди, Ремесло, Саильди, Инхоквари, Тисси, Школы левобережья , Фауна, Персона, Сильди, Селения, Этнос, Ангида, Кенхи, Нижнее Гаквари, Села в Хасе, Ахират, Тлондода, Квантлада, Хваршини, Цумадинцы, Мосты, Чонтаул, Шава, Иллюстрации, Религия, Хутор, Тиндалал, Кутан, Спорт, Турнир Кади, СельХоз, Награждение, Ретро, Туризм, Новости, Тинди, Сантлада, Гигатли, Образование, Война, Пейзаж, Горы, РетроПерсона, Тилси, Школы правобережья, Стихия, Кутан Акнада, Флора, Цунтаккал, Транспорт, Кванада, Объекты, Атлетика, Верхнее Гаквари, Мечети в Ункратле, Кеди, Школа, Минарет, Тинди, Мероприятия, Джамаат, Аулы правобережья, Кванада, Мечети на равнине, Борьба, Акнада, Спортсмены, Тлондода, Школы на равнине, Природа, Цыхалах, Гакко, Аща, Реки, Чествование, Альпинизм, Инхоквари, Собрания, Чамалал, Цумада Урух, Верхнее Хваршин, Гигатли, Мельницы, Хонох, Фотки, Верхнее Гаквари, Хвайни, Судейство, Лес, Эчеда, Тисси, Гимерсо, Этнос, Гадири, Санух, Гьаквари ккал, Агвали, Медицина, Гадири, ПроНас, Хушет, Тисси-Ахитли, Метрада, Тенла, Агвали, Тазият, Махач, Газета, Санух, Гигатли Урух, г.Хасавюрт, Мечети в Эхедемухъ, Туризм, Гачитли, Природа, Турнир Абакарова К., Самбо, Хъулухъ, Новосаситли (Хас. р-н), Осетия, Ботлих, Гергебель, Теречное, Медресе, Ветеран спорта, Сагид, Поздравления, Конкурс, , Урари, Зашитники, Стих, Наука, ДТП, ,

© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         автор проекта — Гусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: gusen_ha@mail.ru   тел. 8-963-79-74-007 skype: gusen76
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.