Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Назад

ОДЕЖДА ТИНДАЛЬСКАЯ

Имеется своеобразие в одежде тиндалок, особенно женской кунта-горде. Женские платья шили широкие, воротник украшали другим красочным материалом. Платье опоясывали красным полотном метра два длиной и полметра шириной (дважды опоясывали женщин и впереди повисали два конца до колен).

Носили длинные широкие штаны с обрамлением у щиколотки шелком шириной 15 сантиметров другого цвета. "Насси" - кожаная обувь, с крючкообразным носком (вверх закрученный) сшитая кустарно по типу сандалий. Или вязанная круто ("щета" без подошвы кожаной) крепко перешитый. Верх и голенища красиво вышитые узорами разного цвета. Они теплые и на льду (снегу) не скользят, что очень важно для плохой дороги (бездорожья) зимой и летом на свежей траве. Теплая безрукавка (пальто, шубу не носили) о нижнем белье понятия не имели, носки не носили, сеном, травой утеплялась обувь.

Женский головной убор чохто, представляет собой подогнанное плотно к голове матерчатое изделие. Шили чухто сами тиндалки, ибо его за пределами тиндаля не одевают. Правда, гидатлинки тоже носят чухто, напоминающие тиндальские. От одного виска к другому полукругом мелко гофрируют. Здесь используют цветной атласный материал.

На висках к чохто прикрепляются два неполных круга серебряных колец, на затылке скрепленных кожей между собой. По бокам одного цвета, а на макушке другого цвета с использованием атласного материала. От затылка до пояса висит шириной по плечи простой материал. Здесь учтено требование ислама - женские волосы надежно должны быть закрыты.

При таком чухто, платок в работе не обязательно одевать. Этот вид одежды (головного убора) давно ушел в небытие.

Искусно вязали тиндалки носки, чухто. Носили с гордостью височные подвески с серебром, монетами.

Чтобы смягчить кожсырье, его подвергали довольно трудоемкой процедуре обработки. Готовили раствор "Сула" (муку смешивали с кислой сывороткой) и эту массу наносили равномерно на чистую сторону кожи. Свернув кожу, оставляли на 2-3 дня. Затем сырье мяли вручную или специальным приспособлением. Снимали жир (обезжиривали) и шапки-папахи, обувь (чарыки), шубы, в том числе къвалхалат, сагула получались пригодными для ношения.

Назад


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.