Независимое информационное агентство «ЦУМАДА.ру» rss tsumada.rutube.ru  rss новости 


Архив новостей , персон

Назад

ЯЗЫКИ В ТИНДАЛЕ

"Предки аварцев, андоцезских племен, лакцев, даргинцев были древнейшими жителями горного Дагестана и первыми освоили эту землю". (Академик Альшер А. П.). Отсюда исходит вывод об общности их прошлого и настоящего.

Современные научные данные, опирающиеся на исследования лингвистики, археологии, позволяют нам сегодня представить картину "распада" проаваро-андоцезской языковой общности, учитывающей хронологические рамки, следующим образом (взято у Б. М.Атаева):

XXв. до н/э Прааварско-андийско-цезским

Vв. до н/э и начало н/э Прававаро-андийский

VIIIв. до н/э Проандийский

ХIII в. до н/э Прочамилинско-багвилинско-тиндийский
к ХХв. н/э Установились

Багвал

Чамал

Тиндийский

  

Акнадинский, Эчедиский, Ангидинский

Моему маленькому народу, в том деле же языков, земель и других благ (нааверное, сумка пророка со скудными остатками всякого добра, порвалась, задев за гору Аддала) досталось место у самого края Земли. Тиндинский язык один из 28 бесписьменных, поэтому мало известен. В этом языке можно выделить две карликовых группы говоров, диалектов: тиндинско-эчединский и акнадинско-ангидинский (см. схему выше).

А развитие нашей письменности можно было бы показать на схеме:

На стыке двух эр - албанская,
В IХ-ХIII в. в. - грузино-армянская,
ХIХ века до 31.10.1918 года - арабская, аджам,
с 1928 по 1938 гг. - латынь и
с 1938 года - кириллица.

Следовательно, каждое нововведение - новое потрясение во всем!

Традиция остается, а ее содержание забывается, знания утрачиваются. Многочисленные завоеватели огнем и мечом истребляли память народа. Завоеватели среди покоренных народов всеми способами уничтожали и рассеивали всех, кто знал письменность, кто хранил предания, всех ученых так, что покрылось все мраком, и нет истинных знаний о том, что было известно из их историй.

(аль-Бируни).

Тиндальский язык, в том числе акнадинский, относится к андийской группе языков, были попытки заняться ее изучением сравнительно-сопоставительного характера. Исследования проводил профессор - языковед Т. Гудава, который в 1952 году во время моей учебы в Буйнакском педучилище, беседовал со мною.

Цумадинский район с населением 30 тысяч человек владеют 8 языками и еще в качестве орудия приобщения народа к русской и мировой культуре, а для межэтнического общения функционирует русский язык, который сыграл неоценимую роль в повышении этнокультурного уровня тиндалов. Тиндальский язык мало изучен. Во II половине ХIХ века были попытки изучить его со стороны русских ученых Эркента, Дирре, а в советское время Г. Ф.Дебоцоми, Т. Гудавой были предприняты попытки изучить его, но дальше дело не пошло.

Кстати, о русском языке. Этот великий язык раньше являлся олицотворением царизма с его захватнической, колониальной политикой, языком врагов, и поэтому его презирала основная масса тиндальцев. Этим языком владела горстка горцев, в основном феодальная знать, купечество, которая тянулись к Российской военщине, чтобы с ее помощью удержаться у власти и разбогатеть. В последний век он (русский) в результате изменения политики России к национальным окраинам, в том числе и к Дагестану, язык старшего брата, стал вторым родным языком. Представителя русского народа в Цумаде не называют ни гяуром, ни солдатом. Хотя тиндальцы знают, что их, стали сейчас называть в России лицами кавказской национальности.

Багулалы, чамалалы в разговоре с тиндальцами общаются на тиндальском языке. Этот язык в Цумадинском районе более распространен, и говорить на нем не чуждаются. Тиндальцы в свою очередь, но в меньшей степени, говорят (и знают) чамалинский, багулальский языки. В районе функционирует живой язык аварский (Кеди, Сильди, Саситль, Метрада, Хваршины), чамалинский (Агвали, Гигатли, Гаквари Цумада), инхокваринский, хваршинский (Хварши, Сантлада, Квантлада, Хвайни), багулальский (Хуштада, Кванада, Тлондода), тиндальский (Тинди, Акнада, Ангида, Аща, Тисси, Тисси-Ахтиль, Цумада-Урух, Эчеда), цунтинский (Хушет, Сагада). В каждом из указанных селений есть свой говор, диалект, отличный от других (и непонятный другим) языков. Общим для всех этносов Цумады является литературный аварский язык, но есть еще говоры собственно тиндальский, ащинский, эчединский, цумада-урухский, тиссинско-тиссиахитлинский. Есть еще акнадинский, порядком, отличающийся от тиндинского, но очень близкий с ангидинским, хотя и здесь имеются различия. В эчединском говоре классический "кIче" нет. Есть звучащий на аварском литературном "кI".

В тиндальском наличествуют звуки, которых нет в литературном аварском в словах (держи", "рог", "мальчик", лошадь", "сова", "молитва", "дай" и др. тиндальских). Эту фонетику не тиндальцу объяснить трудно. Ученые нашли способ объяснить их характер. По этим характеристикам, общим для андийской группы языков, сопоставив построение предложений, основы слов, схожесть смысла, звучания приходишь к выводу об общем их происхождении.

Назад


© 1999—2013 Сайт культурно-исторического наследия цумадинцев
Техническое и финансовое обеспечение: Магомед ГАДЖИДИБИРОВ и др.         Автор — Магомедгусен ХАЛИЛУЛЛАЕВ
e-mail: director@torgvisor.ru   тел. 8-963-797-40-07 // CMS для этого проекта разработан компанией TorgVisor.Ru
Вариант для печати вернуться в начало сайта
Мнение редакции независимого информационного агентства ЦУМАДА.РУ может не совпадать с мнением авторов статей, которые несут ответственность за достоверность приводимых данных в своих публикациях. Опубликованные материалы могут содержать недостоверные данные. Все материалы данного сайта являются интеллектуальной собственностью их авторов, полная или частичная их перепечатка без разрешения редакции запрещена.